Перед Первой мировой войной европейские государства уделяли особое внимание развитию своих военно-морских флотов. Стремясь стать великой морской державой, Германия пыталась догнать и перегнать Великобританию в количестве и качестве боевых кораблей. В свою очередь, англичане старались удержать свое лидерство на море. Ежегодно со стапелей британских и германских верфей сходили все новые и новые бронированные линкоры, водоизмещение которых стремительно увеличивалось из года в год – от 20000 до 30000 тонн и выше. Рос и калибр основных артиллерийских систем, установленных в башнях линкоров.
Последним довоенным классом линкоров, разработанным немецкими конструкторами, были линкоры класса «Байерн» (нем. – «Бавария»). Это были первые немецкие дредноуты, вооруженные 38-см орудиями основного калибра (в Германии принято измерение калибра орудий в сантиметрах).
Два корабля этого типа («Байерн» и «Баден») были заложены перед самой войной и достроены только к ее середине (вторая половина 1916 года), когда они уже не могли кардинально повлиять на развитие событий. Два остальных («Саксония» и «Вюртемберг»), заложенные во время войны по улучшенному проекту (подтип «Саксония»), так и не были достроены. Когда работы на этих линкорах были заморожены, перед немецким командованием возник вопрос эффективного использования мощных 38-см пушек их основного калибра, к тому времени уже изготовленных концерном Круппа. Орудиям была присвоена маркировка 38 см SK L/45. L/45 указывает на длину ствола в 45 калибров, то есть – 17,1 метра. Буквы SK указывают на то, что орудие являлось быстрозарядным (Schnelladekanone).
Вес пушки превышал 88 тонн, а ее дальнобойность достигала 47,5 километра. Первоначально эти морские орудия монтировались на неподвижных стационарных лафетах береговых батарей, прикрывавших северо-западное морское побережье Германии в Померании, и на побережье оккупированной Бельгии в районе Остенде. Для того, чтобы смонтировать орудие на таком лафете, требовался месяц, что было слишком большим временным промежутком. К тому же, нужды фронта требовали придания подвижности орудиям данной артиллерийской системы.
Конструкторами концерна Круппа был создан комбинированный лафет-железнодорожная платформа для орудий 38 см SK L/45. При транспортировке платформа находилась на рельсах, а на артиллерийских позициях монтировалась на специально подготовленной железобетонной конструкции. Получившееся железнодорожное орудие было названо «Макс», в войсках же ему дали прозвище «Длинный Макс» – из-за длины ствола. Его вес вместе с платформой достигал 272,9 тонны. Откат орудия происходил в два этапа. Сначала откатывался ствол в орудийной люльке, частично гася отдачу, а остальную часть энергии принимала на себя подвижная часть лафета, снабженная роликами. Лафет откатывался по платформе, после чего откатный механизм возвращал всю артиллерийскую систему на место.
Одно из изменений, внесенных в конструкцию орудия при решении вопроса мобильности, – большой стальной противовес, крепившийся сверху над стволом возле цапф. Противовесом служили толстые металлические плиты, предназначенные для сбалансирования веса ствола. Использование противовеса позволяло избежать внесения серьезных изменений в конструкцию артиллерийской системы и упрощало транспортировку орудия. В походном положении противовес демонтировался.
Пушка могла вести огонь и прямо с железнодорожных путей, но в этом случае угол ее наклона не мог превышать +18.5°, так как иначе лафет орудия упирался бы в грунт. Из-за этого его дальнобойность сокращалась вдвое – до 22,2 километра. Чтобы увеличить угол наклона, пришлось бы разобрать железнодорожные пути и выкопать глубокую яму, куда бы опускался казенник при подъеме ствола вверх. Очевидно, что такая операция была нецелесообразна.
На оборудованной позиции ствол мог подниматься вверх уже на +45°. Оборудованная позиция позволяла наводить орудие на ±90° по горизонтали, в то время как с платформы оно могло вести огонь практически исключительно вперед (±2°).
Подготовленная огневая позиция включала в себя вращающуюся площадку-лафет пушки и козловой кран, необходимый для монтажа и демонтажа огневой позиции. Передняя часть платформы подвижно закреплялась на круглой тумбе благодаря круглому погону, который мог вращаться относительно тумбы, опираясь на 112 стальных шаров диаметром 200 мм. Задняя часть платформы перемещалась по рельсам, расположенным на железобетонной направляющей, имевшей форму полуокружности. Такая система позволяла наводить орудие по горизонтали.
По внешнему радиусу также прокладывались рельсы для вспомогательных тележек, на которые грузились снаряды и гильзы с пороховыми зарядами. Снаряды и гильзы подавались к задней части платформы, где они поднимались на платформу специальным краном-лебедкой. Тележки с боеприпасами толкались вручную орудийной обслугой.
От восьми до двенадцати человек зарядной команды по направляющим вкатывали снаряд в казенник пушки. Далее он подавался большим кожаным плунжером, набитым шерстью, на длинном держаке. Следом за снарядом в ствол забивался мощный пороховой заряд, зашитый в прочный шелковый мешок, и гильза с инициирующим пороховым зарядом. Казенник запирался клиновым подвижным затвором.
Орудие обслуживали расчеты, набранные из морских офицеров и канониров, так как полевым артиллеристам было трудно обслуживать столь сложные орудийные системы.
«Длинный Макс» мог стрелять следующими типами снарядов:
Тип снаряда |
Вес |
Взрывчатое вещество |
Начальная скорость |
Дистанция |
---|---|---|---|---|
бризантный |
750 кг |
67 кг |
800 м/с |
34,2 км |
бризантный с ввинчивающимся взрывателем |
743 кг |
62 кг |
800–890 м/с |
38,7 км |
шрапнельный |
750 кг |
6.7 кг |
нет данных |
22,6 км |
облегченный с взрывателем |
400 кг |
31 кг |
1 040 м/с |
47,5 км |
Всего было построено 8 «Длинных Максов». Первые два орудия приняли участие в битве за Верден, которая длилась с февраля по декабрь 1916 года. Под Верденом «Максы» использовались в качестве дальнобойных осадных орудий. Из флота в армию было передано только одно орудие, которое выпустило 141 снаряд с артиллерийской позиции под Безу-Сен-Жермен. Остальные «Максы» находились в распоряжении командования немецкого флота. Изношенные стволы «Длинных Максов» использовались заводами Круппа для создания в 1917 году известных «Парижских Пушек» калибра 21 см.
В боях так называемого «Весеннего наступления» (ряда наступательных операций немецких войск, проведенных весной 1918 года на северо-востоке Франции), принимали участия три 38-см пушки SK L/45 «Max». Зимой 1917–1918 годов начались строительные работы по бетонированию артиллерийских позиций для «Длинных Максов», которые прибыли на фронт перед началом наступления и участвовали в начавшихся боях. Еще два «Макса» приняли участие во втором сражении на Марне.
С мая 1918 года вместо бетонных позиций для «Максов» начали использоваться специально сконструированные разборные стальные конструкции, что ускорило время монтажа и демонтажа орудийных позиций.
Обстрел «Длинными Максами» вражеских позиций на самой большой дистанции (44 километра) был зафиксирован при обстреле немцами Дюнкерка в 1917–1918 годах.
Когда в самом конце войны началось общее наступление союзных войск, в их руки попал только один «Макс». Этот «Макс» был захвачен бельгийцами, остальные же семь уцелевших орудий были эвакуированы в Германию и уничтожены уже после войны, в 1921 и 1922 годах, в рамках выполнения условий Версальского договора. Интересно, что захваченное бельгийцами орудие было ими продано французам для испытаний и впоследствии досталось войскам Вермахта во время Второй мировой войны (в 1940 году). Однако, по имеющимся данным, в последующих сражениях это орудие участия не принимало.
Комментарии к данной статье отключены.