• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    0

    «Длинный Макс» – железнодорожное орудие-гигант

    • ПМВ
    • артиллерия
    • Германия
    Алексей Стаценко
    10 June '14

    Перед Первой мировой войной европейские государства уделяли особое внимание развитию своих военно-морских флотов. Стремясь стать великой морской державой, Германия пыталась догнать и перегнать Великобританию в количестве и качестве боевых кораблей. В свою очередь, англичане старались удержать свое лидерство на море. Ежегодно со стапелей британских и германских верфей сходили все новые и новые бронированные линкоры, водоизмещение которых стремительно увеличивалось из года в год – от 20000 до 30000 тонн и выше. Рос и калибр основных артиллерийских систем, установленных в башнях линкоров.

    Последним довоенным классом линкоров, разработанным немецкими конструкторами, были линкоры класса «Байерн» (нем. – «Бавария»). Это были первые немецкие дредноуты, вооруженные 38-см орудиями основного калибра (в Германии принято измерение калибра орудий в сантиметрах).

    Немецкий линкор «Байерн» на ходовых испытаниях, 1915 год
    Источник - wrecksite.eu

    Два корабля этого типа («Байерн» и «Баден») были заложены перед самой войной и достроены только к ее середине (вторая половина 1916 года), когда они уже не могли кардинально повлиять на развитие событий. Два остальных («Саксония» и «Вюртемберг»), заложенные во время войны по улучшенному проекту (подтип «Саксония»), так и не были достроены. Когда работы на этих линкорах были заморожены, перед немецким командованием возник вопрос эффективного использования мощных 38-см пушек их основного калибра, к тому времени уже изготовленных концерном Круппа. Орудиям была присвоена маркировка 38 см SK L/45. L/45 указывает на длину ствола в 45 калибров, то есть – 17,1 метра. Буквы SK указывают на то, что орудие являлось быстрозарядным (Schnelladekanone).

    Справа – орудие калибра 38 см SK L/45 в составе береговой батареи
    Источник – flickrhivemind.net
    Железнодорожное орудие калибра 38 см SK L/45 «Длинный Макс» на подготовленной
    артиллерийской позиции
    Источник – kaisersbunker.com

    Вес пушки превышал 88 тонн, а ее дальнобойность достигала 47,5 километра. Первоначально эти морские орудия монтировались на неподвижных стационарных лафетах береговых батарей, прикрывавших северо-западное морское побережье Германии в Померании, и на побережье оккупированной Бельгии в районе Остенде. Для того, чтобы смонтировать орудие на таком лафете, требовался месяц, что было слишком большим временным промежутком. К тому же, нужды фронта требовали придания подвижности орудиям данной артиллерийской системы.

    Конструкторами концерна Круппа был создан комбинированный лафет-железнодорожная платформа для орудий 38 см SK L/45. При транспортировке платформа находилась на рельсах, а на артиллерийских позициях монтировалась на специально подготовленной железобетонной конструкции. Получившееся железнодорожное орудие было названо «Макс», в войсках же ему дали прозвище «Длинный Макс» – из-за длины ствола. Его вес вместе с платформой достигал 272,9 тонны. Откат орудия происходил в два этапа. Сначала откатывался ствол в орудийной люльке, частично гася отдачу, а остальную часть энергии принимала на себя подвижная часть лафета, снабженная роликами. Лафет откатывался по платформе, после чего откатный механизм возвращал всю артиллерийскую систему на место.

    Фотография из газетной публикации – «Длинный Макс» готов к транспортировке по железной дороге
    Источник – riseofflight.com

    Оборудованная огневая позиция 38-см пушки SK L/45 «Max» в лесу Кюси-Басс между Тернье и Суассоном
    Источник – kaisersbunker.com

    Одно из изменений, внесенных в конструкцию орудия при решении вопроса мобильности, – большой стальной противовес, крепившийся сверху над стволом возле цапф. Противовесом служили толстые металлические плиты, предназначенные для сбалансирования веса ствола. Использование противовеса позволяло избежать внесения серьезных изменений в конструкцию артиллерийской системы и упрощало транспортировку орудия. В походном положении противовес демонтировался.

    Пушка могла вести огонь и прямо с железнодорожных путей, но в этом случае угол ее наклона не мог превышать +18.5°, так как иначе лафет орудия упирался бы в грунт. Из-за этого его дальнобойность сокращалась вдвое – до 22,2 километра. Чтобы увеличить угол наклона, пришлось бы разобрать железнодорожные пути и выкопать глубокую яму, куда бы опускался казенник при подъеме ствола вверх. Очевидно, что такая операция была нецелесообразна.

    3-D схема артиллерийской позиции 38-см пушки SK L/45 «Max»
    Источник – riseofflight.com
    Гильза 38-см пушки SK L/45 «Max»
    Источник – www.kaisersbunker.com

    На оборудованной позиции ствол мог подниматься вверх уже на +45°. Оборудованная позиция позволяла наводить орудие на ±90° по горизонтали, в то время как с платформы оно могло вести огонь практически исключительно вперед (±2°).

    Подготовленная огневая позиция включала в себя вращающуюся площадку-лафет пушки и козловой кран, необходимый для монтажа и демонтажа огневой позиции. Передняя часть платформы подвижно закреплялась на круглой тумбе благодаря круглому погону, который мог вращаться относительно тумбы, опираясь на 112 стальных шаров диаметром 200 мм. Задняя часть платформы перемещалась по рельсам, расположенным на железобетонной направляющей, имевшей форму полуокружности. Такая система позволяла наводить орудие по горизонтали.

    По внешнему радиусу также прокладывались рельсы для вспомогательных тележек, на которые грузились снаряды и гильзы с пороховыми зарядами. Снаряды и гильзы подавались к задней части платформы, где они поднимались на платформу специальным краном-лебедкой. Тележки с боеприпасами толкались вручную орудийной обслугой.

    От восьми до двенадцати человек зарядной команды по направляющим вкатывали снаряд в казенник пушки. Далее он подавался большим кожаным плунжером, набитым шерстью, на длинном держаке. Следом за снарядом в ствол забивался мощный пороховой заряд, зашитый в прочный шелковый мешок, и гильза с инициирующим пороховым зарядом. Казенник запирался клиновым подвижным затвором.

    Унтер-офицер немецкого флота проверяет тип снаряда. Слева –
    рядовой возле 750-кг бризантного снаряда
    Источник – galerie.vojsko.net
    Подвоз снаряда 38-см пушки SK L/45 «Max» к платформе
    Источник – www.kaisersbunker.com
    Заряжание 38-см пушки SK L/45 «Max». Справа на лафете лежит большой артиллерийский плунжер
    Источник – www.kaisersbunker.com

    Орудие обслуживали расчеты, набранные из морских офицеров и канониров, так как полевым артиллеристам было трудно обслуживать столь сложные орудийные системы.

    «Длинный Макс» мог стрелять следующими типами снарядов:

    Тип снаряда

    Вес

    Взрывчатое вещество

    Начальная скорость

    Дистанция

    бризантный

    750 кг

    67 кг

    800 м/с

    34,2 км

    бризантный с ввинчивающимся взрывателем

    743 кг

    62 кг

    800–890 м/с

    38,7 км

    шрапнельный

    750 кг

    6.7 кг

    нет данных

    22,6 км

    облегченный с взрывателем

    400 кг

    31 кг

    1 040 м/с

    47,5 км

    Расчет 38-см пушки SK L/45 «Max» готовит орудие к бою
    Источник – riseofflight.com

    Всего было построено 8 «Длинных Максов». Первые два орудия приняли участие в битве за Верден, которая длилась с февраля по декабрь 1916 года. Под Верденом «Максы» использовались в качестве дальнобойных осадных орудий. Из флота в армию было передано только одно орудие, которое выпустило 141 снаряд с артиллерийской позиции под Безу-Сен-Жермен. Остальные «Максы» находились в распоряжении командования немецкого флота. Изношенные стволы «Длинных Максов» использовались заводами Круппа для создания в 1917 году известных «Парижских Пушек» калибра 21 см.

    В боях так называемого «Весеннего наступления» (ряда наступательных операций немецких войск, проведенных весной 1918 года на северо-востоке Франции), принимали участия три 38-см пушки SK L/45 «Max». Зимой 1917–1918 годов начались строительные работы по бетонированию артиллерийских позиций для «Длинных Максов», которые прибыли на фронт перед началом наступления и участвовали в начавшихся боях. Еще два «Макса» приняли участие во втором сражении на Марне.

    С мая 1918 года вместо бетонных позиций для «Максов» начали использоваться специально сконструированные разборные стальные конструкции, что ускорило время монтажа и демонтажа орудийных позиций.

    Обстрел «Длинными Максами» вражеских позиций на самой большой дистанции (44 километра) был зафиксирован при обстреле немцами Дюнкерка в 1917–1918 годах.

    Когда в самом конце войны началось общее наступление союзных войск, в их руки попал только один «Макс». Этот «Макс» был захвачен бельгийцами, остальные же семь уцелевших орудий были эвакуированы в Германию и уничтожены уже после войны, в 1921 и 1922 годах, в рамках выполнения условий Версальского договора. Интересно, что захваченное бельгийцами орудие было ими продано французам для испытаний и впоследствии досталось войскам Вермахта во время Второй мировой войны (в 1940 году). Однако, по имеющимся данным, в последующих сражениях это орудие участия не принимало.

    Наводчик 38-см пушки SK L/45 «Max» наводит ствол на цель
    Источник – riseofflight.com
    Орудие калибра 38 см SK L/45 «Max» ведет огонь
    Источник – www.kaisersbunker.com

    Орудие калибра 38 см SK L/45 «Max» ведет огонь
    Источник – kaisersbunker.com

    Экстракция гильзы 38-см пушки SK L/45 «Max»
    Источник – kaisersbunker.com

    Алексей Стаценко

    История Руси · Российской империи · СССР · история фортификации · танкостроения · политэкономия и политология · кинематограф

    Самый известный автомат в мире  на Warspot.ru
    Самый известный автомат в мире
    Трубка меткого «шамана» на Warspot.ru
    Трубка меткого «шамана»
    Гиганты Страны восходящего солнца на Warspot.ru
    Гиганты Страны восходящего солнца
    Поделиться
    • 10
    • 0
    • 1
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    «Парижская пушка». Часть I на Warspot.ru
    «Парижская пушка». Часть I
    «Парижская пушка». Часть II на Warspot.ru
    «Парижская пушка». Часть II
    "Большая Берта" – убийца фортов на Warspot.ru
    "Большая Берта" – убийца фортов
    Фото дня: Рижская операция на Warspot.ru
    Фото дня: Рижская операция
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google