• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    44

    "Тигр" — самый опасный хищник Панцерваффе

    • ВМВ
    • танки
    • Германия
    Сергей Жданов
    22 July '14

    Необходимость в создании машины, способной выдерживать конкуренцию со средними и тяжёлыми танками противника, возникла у командования Вермахта после вторжения в Советский Союз. Адекватного ответа советским танкам КВ-1 и Т-34 у немцев не было, и шаткий паритет удерживался лишь за счёт “acht-acht” – 8,8-см зенитных орудий FlaK-18/36, устанавливаемых на прямую наводку.

    Учитывая важность момента, Адольф Гитлер лично принял непосредственное участие в разработке задания для промышленности, выделяя три обязательных условия для новой машины: скорость, мощную броневую защиту и наличие орудия с высокой начальной скоростью снаряда. Из двух предоставленных на конкурс образцов выбор пал на изделие концерна Henschel – прототип будущего «Тигра». Выпуск нового серийного танка планировалось начать в июне 1942 года с тем, чтобы к лету 1943 года иметь в строю не менее 285-ти машин.

    Henschel уже имел практические наработки в создании тяжёлого танка, поэтому работа продвигалась довольно быстро. Применив классическую схему с передним расположением трансмиссии и объединив её агрегаты с отделением управления, конструкторам удалось максимально увеличить объём боевого отсека. Это обеспечило комфортные условия для членов экипажа и рациональную компоновку основных узлов.

    ​Компоновка корпуса «Тигра» (продольный разрез): 1 — панель приборов; 2 — карданные валы; 3 — масляный фильтр; 4 — воздушные фильтры; 5 — магнето; 6 — выхлопной коллектор; 7 — генератор; 8 — масляный радиатор; 9 — топливные насосы; 10 — нагнетатель воздуха; 11 — водооткачивающий насос; 12 — привод механизма поворота башни; 13 — труба подачи воздуха; 14 — коробка передач; 15 — педаль главного фрикциона; 16 — механизм поворота; 17 — рычаг переключения передач Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=4 - "Тигр" — самый опасный хищник Панцерваффе | Warspot.ru
    Компоновка корпуса «Тигра» (продольный разрез):
    1 — панель приборов; 2 — карданные валы; 3 — масляный фильтр; 4 — воздушные фильтры; 5 — магнето;
    6 — выхлопной коллектор; 7 — генератор; 8 — масляный радиатор; 9 — топливные насосы;
    10 — нагнетатель воздуха; 11 — водооткачивающий насос; 12 — привод механизма поворота башни;
    13 — труба подачи воздуха; 14 — коробка передач; 15 — педаль главного фрикциона; 16 — механизм поворота;
    17 — рычаг переключения передач
    Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=4

    В работе был применён ряд новшеств и оригинальных идей. Управление 57-тонной машиной было удивительно удобным и простым. К примеру, рулевой усилитель позволял поворачивать штурвал, по выражению Отто Кариуса, «одним пальцем». Полуавтоматическая коробка Maybach имела восемь передач вперёд и четыре назад. Для их переключения следовало лишь перевести рычажок в нужное положение, и сервопривод автоматически, без участия водителя, включал нужную передачу.

    ​Вид на место механика-водителя. Управление танком осуществлялось с помощью штурвала. Характерной формы вентиль рядом с прибором наблюдения предназначен для подъёма и опускания броневой заслонки Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=5 - "Тигр" — самый опасный хищник Панцерваффе | Warspot.ru
    Вид на место механика-водителя. Управление танком осуществлялось с помощью штурвала. Характерной
    формы вентиль рядом с прибором наблюдения предназначен для подъёма и опускания броневой заслонки
    Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=5

    Ходовая часть танка состояла из 24-х опорных катков, расположенных в четыре ряда на одну сторону в шахматном порядке. Опорные катки первых 799-ти «Тигров» имели резиновые бандажи, которые впоследствии, из-за их низкой надёжности, были заменены на стальные с внутренней амортизацией. Наружный ряд одинарных катков при этом был снят. Торсионная подвеска «Тигра» обеспечивала плавность хода и хорошее прицеливание при движении.

    ​Схема ходовой части и днища танка: 1, 2 — опорные катки; 3 — ведущее колесо; 4 — направляющее колесо; 5 — люк для слива масла из коробки передач; 6 — лючки для слива топлива; 7 — лючок для слива воды и моторного масла; 8 — днищевые вентили; 9 — люк для доступа к генератору и топливному насосу Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=6 - "Тигр" — самый опасный хищник Панцерваффе | Warspot.ru
    Схема ходовой части и днища танка:
    1, 2 — опорные катки; 3 — ведущее колесо; 4 — направляющее колесо; 5 — люк для слива масла из коробки передач;
    6 — лючки для слива топлива; 7 — лючок для слива воды и моторного масла; 8 — днищевые вентили;
    9 — люк для доступа к генератору и топливному насосу
    Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=6

    На «Тиграх» использовались два типа гусениц. Боевые, шириной в 725 мм, и транспортные — шириной в 520 мм, применявшиеся при перевозке машин по железной дороге, а также при их движении по дорогам с твёрдым покрытием.

    На первых 250-ти машинах был установлен 12-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель Maybach HL 210Р30 мощностью 650 л.с. На всех последующих — Maybach HL 230Р45 мощностью 700 л.с. Для эксплуатации на африканском театре военных действий на корме танка монтировались воздушные фильтры.

    ​Командирский «Тигр» выпуска апреля-июня 1943 года Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=5 - "Тигр" — самый опасный хищник Панцерваффе | Warspot.ru
    Командирский «Тигр» выпуска апреля-июня 1943 года
    Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=5

    В качестве топлива использовался этилированный бензин. Ёмкость четырёх бензобаков составляла 534 л, паспортный расход топлива на 100 км при движении по шоссе составлял 270 л, по бездорожью — 480 л, хотя, по свидетельству немецких танкистов, «Тигр» «съедал» больше горючего — до 6 л на 1 км.

    Все танки оснащались радиостанцией FuG5, имевшей дальность действия до 6,4 км, а также телефоном и телеграфом.

    Первоначально «Тигры» укомплектовывались бинокулярным телескопическим прицелом TZF9а, впоследствии — монокулярным TZF9b. Эти прицелы имели 2,5-кратное увеличение и поле зрения 23°. Курсовой пулемёт MG34 имел 1,8-кратный телескопический прицел KZF2.

    Орудие «Тигра» — 8,8-см KwK-36 L/56, являлось танковым вариантом знаменитой зенитной пушки Flak-18/36, разработанной концерном Friedrich Krupp AG. Ствол пушки был оснащен двухкамерным дульным тормозом и электроспуском. Длина орудия составляла 531,6 см, длина ствола — 493 см (56 калибров).

    Первые 495 танков были оснащены приспособлением для подводного вождения, позволявшим преодолевать водоёмы глубиной до 4 метров. В войсках это новшество применения не нашло, и от него со временем отказались. В 1943 году 84 танка были переоборудованы в командирские — для размещения в башне дополнительного радиооборудования был уменьшен боекомплект и снят спаренный с пушкой пулемёт.

    В ходе производства в конструкцию танка вносилось немало изменений. Не случайно танки разных периодов выпуска отличались друг от друга внешним видом. «Тигры» конца 1942 года, в отличие от первых выпусков, имели взаимозаменяемые траки, боковые крылья и новые башенные ящики для снаряжения. В начале 1943 года лючок с бойницей для стрельбы из личного оружия на правой стенке башни был заменён на эвакуационный люк, а в марте того же года был снят перископ механика-водителя. Запасные траки, ранее крепившиеся на нижнем лобовом листе корпуса, разместили на бортах башни. Дымовые гранатомёты, устанавливавшиеся на башнях ранних выпусков, в 1943 году заменили на мортирки для гранат. Позднее для обороны от вражеских пехотинцев стала использоваться одна мортирка, расположенная внутри башни с амбразурой на крыше. В 1943 году «Тигры» снабдили командирской башенкой с креплением для установки зенитного пулемёта и установили прибор наблюдения для заряжающего.

    ​Башня позднего выпуска Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=11 - "Тигр" — самый опасный хищник Панцерваффе | Warspot.ru
    Башня позднего выпуска
    Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=11

    Полностью укомплектованный «Тигр» обходился Германии во внушительную сумму — 300 тысяч рейхсмарок. В целом, это была прекрасная машина, полностью отвечавшая требованиям времени и долгое время не имевшая на поле боя достойных конкурентов.

    Тактико-технические данные «Tiger I» Ausf E
    Изготовитель Henschel, Wegmann
    Экипаж, чел 5
    Боевая масса, т 57
    Длина, м 8,45
    Ширина, м 3,7
    Высота, м 2,93
    Двигатель Maybach HL 120 P5
    Коробка передач Полуавтоматическая (8 скоростей вперёд, 4 скорости назад)
    Скорость, км/ч 38
    Запас хода, км 140
    Радиостанция FuG5
    Вооружение

    88-мм пушка KwK36 L/56, БК — 92 выстрела (осколочно-фугасные и бронебойные снаряды);

    два пулемёта MG34 в башне и корпусе, БК — 4800 патронов

    Броня, мм/град.
    башня лоб — 100/8, борт — 80/0, корма — 80/0, крыша/днище — 25/81-90
    надстройка лоб — 100/10, борт — 80/0, корма — 25/90
    корпус лоб — 100/24, борт — 60/0, корма — 80/8, крыша/днище — 25/90
    маска пушки 100-110/0

    С учётом специфики использования нового танка, структура подразделений «Тигров» отличалась от общепринятой. Основу составили роты по 15 машин и батальоны — по 45. В экипажи набирались лучшие танкисты с боевым опытом, причём особое внимание уделялось подбору водителей. В мае 1942 года было начато формирование первого тяжёлого танкового батальона, в состав которого вошли 4 роты. Из них только две были танковыми, причём наряду с PzKpfw VI в их состав входили средние танки Pz.Kpfw.III.

    Дебют

    29 августа 1942 года 502-й тяжёлый танковый батальон выгрузился на станции Мга Ленинградской области и начал выдвижение на исходные позиции. Проблемы возникли практически сразу: у двух танков вышли из строя коробки передач, у третьего из-за перегрева возник пожар в моторном отсеке. Тем не менее, в течение месяца машины были отремонтированы и участвовали в боях со 2-й ударной армией Волховского фронта. В январе 1943 года командование батальона направило в штаб 26-го армейского корпуса рапорт о безвозвратно утерянных «Тиграх»:

    «Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250003 застрял в болоте 17.01.43, взорван после неудачных попыток эвакуации;

    Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250004 — оставлен экипажем после поломки двигателя и радиатора;

    Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250005 — попадание снаряда в моторное отделение, танк сгорел;

    Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250006 — попадание снаряда противотанкового орудия в башню, поломка трансмиссии, подорван 17 января;

    Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250009 — застрял в болоте, оставлен экипажем;

    Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250010 — подбит огнём танка Т-34, взрыв боекомплекта…»

    Кроме того, в ходе боёв одна машина была захвачена советскими войсками.

    ​Pz.VI Tiger Ausf.H1. 502-й тяжёлый танковый батальон, Восточный фронт, район Ленинграда, январь 1943 года. Первый «Тигр», захваченный Красной Армией Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=9 - "Тигр" — самый опасный хищник Панцерваффе | Warspot.ru
    Pz.VI Tiger Ausf.H1. 502-й тяжёлый танковый батальон, Восточный фронт, район Ленинграда,
    январь 1943 года. Первый «Тигр», захваченный Красной Армией
    Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=9

    Весьма показательны выдержки из «Отчёта по итогам боевых действий» 2-й роты 502-го тяжёлого танкового батальона с оценкой танкистами боевых возможностей новых машин:

    «Подразделения «Тигров» не должны использоваться в составе меньше роты, а танки Pz.VI и Pz.III — действовать порознь от них. «Тигры» должны использоваться в качестве тарана в ходе атаки и служить каркасом обороны. Существует вероятность, что перед подразделениями «Тигров» будут ставиться задачи, которые по плечу обычным частям. Это чревато чрезмерными нагрузками на ходовую часть и двигатели, а вследствие недостатка времени для ТО возникают поломки, приводящие к выходу танков из строя именно в тот момент, когда они более всего нужны. Подразделения «Тигров» должны быть резервом командования, находиться в полной боеготовности «под рукой» на главном участке обороны, действуя тогда, когда все остальные средства терпят неудачу….

    …Ни разу огонь 76,2-мм противотанковых пушек не пробивал «Тигры» и не приводил к серьёзным повреждениям. В одном случае командирская башенка была деформирована в результате попадания снаряда в её верхний край, в связи с чем разошёлся сварной шов, и лопнули внутренние болты….

    …Наилучшая дистанция для ведения огня — 1500 метров. Точное попадание при хорошо пристрелянном орудии обеспечено наверняка. Эффективность и пробивная способность 8,8-см пушки более чем удовлетворительна для любых целей…»

    Восточный фронт

    Большая часть «Тигров» использовалась на Восточном фронте. Именно на новую технику ставил Гитлер, планируя летнюю кампанию 1943 года. К лету роты «Тигров» входили в состав элитных мотострелковых дивизий «Великая Германия», «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», «Дас Райх» и «Мёртвая голова». Наиболее массированно они использовались в операции «Цитадель», начавшейся 5 июля 1943 года. На северном фасе Курской дуги, на участке Центрального фронта действовал 505-й тяжёлый танковый батальон, в состав которого входило 45 танков «Тигр». В ходе боёв, по немецким данным, были безвозвратно потеряны три машины. В 503-м тяжёлом танковом батальоне, действовавшем на южном фасе в составе III танкового корпуса оперативной группы «Кемпф» к началу сражения имелось 42 «Тигра». Их потери составили четыре машины.

    В сражении под Прохоровкой приняли участие «Тигры» II танкового корпуса СС в количестве 42-х машин. Ещё 15-ю «Тиграми» располагала мотострелковая дивизия «Великая Германия», которая наступала на Обояньском направлении. Таким образом, в Курской битве было задействовано 144 новых тяжёлых танка «Тигр», что составило 7,6% от общего количества всех немецких танков, задействованных в наступлении. В соответствии с немецкими источниками, в течение июля-августа 1943 года потери «Тигров» на Восточном фронте составили 73 танка, а к концу года — 274. В строй вернулись лишь 19 машин этого типа.

    ​Танки «Тигр» моторизованной дивизии «Великая Германия» на марше к передовой. Курская дуга, июль 1943 года Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=9 - "Тигр" — самый опасный хищник Панцерваффе | Warspot.ru
    Танки «Тигр» моторизованной дивизии «Великая Германия» на марше к передовой. Курская дуга, июль 1943 года
    Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=9

    Западный вал

    К началу высадки союзников в Нормандии немцы располагали 102-мя «Тиграми» в составе трёх тяжёлых танковых батальонов СС: 101-го, 102-го и 103-го. Во многом благодаря характеру местности и авиации союзников, контролировавшей воздушное пространство, больших успехов они здесь не добились. Пожалуй, единственным исключением может послужить танковый бой с участием Михаэля Виттмана 13 июня 1944 года в городке Виллер-Бокаж, где, по заявлению гитлеровской пропаганды, он лично уничтожил до 26-ти танков противника, что, однако, фактически не подтверждено. Дело в том, что в бою, помимо Виттмана, участвовали и другие «Тигры», а уничтоженная ими техника союзников включала в себя как танки, так и автомашины и бронетранспортёры.

    ​Pz.VI Tiger Ausf.E. 101-й тяжёлый танковый батальон СС, Франция, Виллер-Бокаж, июнь 1944 года. Танк командира 2-й роты оберштурмфюрера СС Михаэля Виттмана Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=9 - "Тигр" — самый опасный хищник Панцерваффе | Warspot.ru
    Pz.VI Tiger Ausf.E. 101-й тяжёлый танковый батальон СС, Франция, Виллер-Бокаж, июнь 1944 года.
    Танк командира 2-й роты оберштурмфюрера СС Михаэля Виттмана
    Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=9

    Закат

    На начало ноября 1944 года Германия располагала 317-ю «Тиграми» на Восточном фронте, 84-ю — на Западном и еще 36 танков находились в Италии. К 1 марта 1945 года из общего количества произведённых 1354-х машин в строю на всех фронтах оставалось всего 322 боеспособные единицы. Близился закат эпохи «Тигра» — самого опасного хищника на полях сражений Второй мировой войны.

    Без сомнения, тяжёлый танк «Тигр» был выдающейся машиной своего времени — лучшим тяжёлым танком мира, преимущества которого намного превосходили имевшиеся конструктивные недостатки. За счёт своего мощного вооружения, надёжной бронезащиты и опытных экипажей PzKpfw VI вселял ужас в противника. При встрече с ним шансов уцелеть практически не оставалось, о чем свидетельствуют и советские ветераны-танкисты, и их бывшие союзники.

    «Встреча с «Тигром» вызывала дрожь. Он навевал ужас всем своим видом», — вспоминает командир танка Т-34 Николай Дубровин. Командиру британского танка «Кромвель» капитану Пэту Дайесу «посчастливилось» встретиться на поле боя с «Тигром» Михаэля Виттмана:

    «Я выстрелил в «Тигра» с сотни метров. Снаряд просто отскочил от его брони…. Мы встретились лоб в лоб, и нам пришлось плохо. Я дважды выстрелил, и снаряды, как и раньше, отскочили от брони. Затем он выстрелил один раз. Его снаряд не отскочил. Два члена экипажа были убиты, а меня вышвырнуло из танка».

    Дошло до того, что вследствие упадка боевого духа своих войск, генерал Монтгомери наложил запрет на боевые донесения об успехах немецких танков. При обнаружении «Тигров» танкисты союзников с ними не связывались — авиации сообщались координаты противника, и на помощь прилетали истребители-бомбардировщики «Тайфун», которые устраняли проблему с помощью ракет.

    Немецкие танкисты любили машину. «Однажды во время шестичасового боя «Тигр» получил 257 попаданий, и, несмотря на повреждения ходовой части и трансмиссии, он смог пройти своим ходом 60 км», — рассказывает бывший командир «Тигра» Рихард фон Розен. Надёжность, простота, безопасность экипажа — вот неполный перечень качеств этой боевой машины, лучшей в своём роде.

    Источники:

    1. Барятинский М.Б. «Тяжёлый танк Тигр. Смертельное оружие Рейха».

    Издательство Яуза, Издательство Эксмо, Москва, 2006

    http://www.litmir.net/br/?b=197042

    2. «Фронтовая иллюстрация»: «Тигр» крупным планом».

    http://biblioteka.cc/index.php?newsid=132172

    http://www.front2000.ru

    3. Отто Кариус «Тигры» в грязи. Воспоминания немецкого танкиста».

    Издательство Центрополиграф, 2004

    http://militera.lib.ru/memo/german/carius_o/index.html

    Сергей Жданов

    «Письма с Иводзимы»: американский взгляд в японскую душу на Warspot.ru
    «Письма с Иводзимы»: американский взгляд в японскую душу
    В фильме как на войне? на Warspot.ru
    В фильме как на войне?
    Последняя авантюра Гитлера на Warspot.ru
    Последняя авантюра Гитлера
    Поделиться
    • 10
    • 107
    • 4
    • Статьи по теме
    • Комментарии (15)
    «Серия Е»: Танк, так и не ставший основным на Warspot.ru
    «Серия Е»: Танк, так и не ставший основным
    Мышиная возня на Warspot.ru
    Мышиная возня
    Подросшая «копейка» на Warspot.ru
    Подросшая «копейка»
    Теория бронетанковых заблуждений: танки в чистом поле и американские станки на Warspot.ru
    Теория бронетанковых заблуждений: танки в чистом поле и американские станки
    • Статьи по теме
    • Комментарии (15)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google