Необходимость в создании машины, способной выдерживать конкуренцию со средними и тяжёлыми танками противника, возникла у командования Вермахта после вторжения в Советский Союз. Адекватного ответа советским танкам КВ-1 и Т-34 у немцев не было, и шаткий паритет удерживался лишь за счёт “acht-acht” – 8,8-см зенитных орудий FlaK-18/36, устанавливаемых на прямую наводку.
Учитывая важность момента, Адольф Гитлер лично принял непосредственное участие в разработке задания для промышленности, выделяя три обязательных условия для новой машины: скорость, мощную броневую защиту и наличие орудия с высокой начальной скоростью снаряда. Из двух предоставленных на конкурс образцов выбор пал на изделие концерна Henschel – прототип будущего «Тигра». Выпуск нового серийного танка планировалось начать в июне 1942 года с тем, чтобы к лету 1943 года иметь в строю не менее 285-ти машин.
Henschel уже имел практические наработки в создании тяжёлого танка, поэтому работа продвигалась довольно быстро. Применив классическую схему с передним расположением трансмиссии и объединив её агрегаты с отделением управления, конструкторам удалось максимально увеличить объём боевого отсека. Это обеспечило комфортные условия для членов экипажа и рациональную компоновку основных узлов.
В работе был применён ряд новшеств и оригинальных идей. Управление 57-тонной машиной было удивительно удобным и простым. К примеру, рулевой усилитель позволял поворачивать штурвал, по выражению Отто Кариуса, «одним пальцем». Полуавтоматическая коробка Maybach имела восемь передач вперёд и четыре назад. Для их переключения следовало лишь перевести рычажок в нужное положение, и сервопривод автоматически, без участия водителя, включал нужную передачу.
Ходовая часть танка состояла из 24-х опорных катков, расположенных в четыре ряда на одну сторону в шахматном порядке. Опорные катки первых 799-ти «Тигров» имели резиновые бандажи, которые впоследствии, из-за их низкой надёжности, были заменены на стальные с внутренней амортизацией. Наружный ряд одинарных катков при этом был снят. Торсионная подвеска «Тигра» обеспечивала плавность хода и хорошее прицеливание при движении.
На «Тиграх» использовались два типа гусениц. Боевые, шириной в 725 мм, и транспортные — шириной в 520 мм, применявшиеся при перевозке машин по железной дороге, а также при их движении по дорогам с твёрдым покрытием.
На первых 250-ти машинах был установлен 12-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель Maybach HL 210Р30 мощностью 650 л.с. На всех последующих — Maybach HL 230Р45 мощностью 700 л.с. Для эксплуатации на африканском театре военных действий на корме танка монтировались воздушные фильтры.
В качестве топлива использовался этилированный бензин. Ёмкость четырёх бензобаков составляла 534 л, паспортный расход топлива на 100 км при движении по шоссе составлял 270 л, по бездорожью — 480 л, хотя, по свидетельству немецких танкистов, «Тигр» «съедал» больше горючего — до 6 л на 1 км.
Все танки оснащались радиостанцией FuG5, имевшей дальность действия до 6,4 км, а также телефоном и телеграфом.
Первоначально «Тигры» укомплектовывались бинокулярным телескопическим прицелом TZF9а, впоследствии — монокулярным TZF9b. Эти прицелы имели 2,5-кратное увеличение и поле зрения 23°. Курсовой пулемёт MG34 имел 1,8-кратный телескопический прицел KZF2.
Орудие «Тигра» — 8,8-см KwK-36 L/56, являлось танковым вариантом знаменитой зенитной пушки Flak-18/36, разработанной концерном Friedrich Krupp AG. Ствол пушки был оснащен двухкамерным дульным тормозом и электроспуском. Длина орудия составляла 531,6 см, длина ствола — 493 см (56 калибров).
Первые 495 танков были оснащены приспособлением для подводного вождения, позволявшим преодолевать водоёмы глубиной до 4 метров. В войсках это новшество применения не нашло, и от него со временем отказались. В 1943 году 84 танка были переоборудованы в командирские — для размещения в башне дополнительного радиооборудования был уменьшен боекомплект и снят спаренный с пушкой пулемёт.
В ходе производства в конструкцию танка вносилось немало изменений. Не случайно танки разных периодов выпуска отличались друг от друга внешним видом. «Тигры» конца 1942 года, в отличие от первых выпусков, имели взаимозаменяемые траки, боковые крылья и новые башенные ящики для снаряжения. В начале 1943 года лючок с бойницей для стрельбы из личного оружия на правой стенке башни был заменён на эвакуационный люк, а в марте того же года был снят перископ механика-водителя. Запасные траки, ранее крепившиеся на нижнем лобовом листе корпуса, разместили на бортах башни. Дымовые гранатомёты, устанавливавшиеся на башнях ранних выпусков, в 1943 году заменили на мортирки для гранат. Позднее для обороны от вражеских пехотинцев стала использоваться одна мортирка, расположенная внутри башни с амбразурой на крыше. В 1943 году «Тигры» снабдили командирской башенкой с креплением для установки зенитного пулемёта и установили прибор наблюдения для заряжающего.
Полностью укомплектованный «Тигр» обходился Германии во внушительную сумму — 300 тысяч рейхсмарок. В целом, это была прекрасная машина, полностью отвечавшая требованиям времени и долгое время не имевшая на поле боя достойных конкурентов.
Изготовитель | Henschel, Wegmann |
Экипаж, чел | 5 |
Боевая масса, т | 57 |
Длина, м | 8,45 |
Ширина, м | 3,7 |
Высота, м | 2,93 |
Двигатель | Maybach HL 120 P5 |
Коробка передач | Полуавтоматическая (8 скоростей вперёд, 4 скорости назад) |
Скорость, км/ч | 38 |
Запас хода, км | 140 |
Радиостанция | FuG5 |
Вооружение |
88-мм пушка KwK36 L/56, БК — 92 выстрела (осколочно-фугасные и бронебойные снаряды); два пулемёта MG34 в башне и корпусе, БК — 4800 патронов |
Броня, мм/град. | |
башня | лоб — 100/8, борт — 80/0, корма — 80/0, крыша/днище — 25/81-90 |
надстройка | лоб — 100/10, борт — 80/0, корма — 25/90 |
корпус | лоб — 100/24, борт — 60/0, корма — 80/8, крыша/днище — 25/90 |
маска пушки | 100-110/0 |
С учётом специфики использования нового танка, структура подразделений «Тигров» отличалась от общепринятой. Основу составили роты по 15 машин и батальоны — по 45. В экипажи набирались лучшие танкисты с боевым опытом, причём особое внимание уделялось подбору водителей. В мае 1942 года было начато формирование первого тяжёлого танкового батальона, в состав которого вошли 4 роты. Из них только две были танковыми, причём наряду с PzKpfw VI в их состав входили средние танки Pz.Kpfw.III.
Дебют
29 августа 1942 года 502-й тяжёлый танковый батальон выгрузился на станции Мга Ленинградской области и начал выдвижение на исходные позиции. Проблемы возникли практически сразу: у двух танков вышли из строя коробки передач, у третьего из-за перегрева возник пожар в моторном отсеке. Тем не менее, в течение месяца машины были отремонтированы и участвовали в боях со 2-й ударной армией Волховского фронта. В январе 1943 года командование батальона направило в штаб 26-го армейского корпуса рапорт о безвозвратно утерянных «Тиграх»:
«Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250003 застрял в болоте 17.01.43, взорван после неудачных попыток эвакуации;
Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250004 — оставлен экипажем после поломки двигателя и радиатора;
Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250005 — попадание снаряда в моторное отделение, танк сгорел;
Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250006 — попадание снаряда противотанкового орудия в башню, поломка трансмиссии, подорван 17 января;
Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250009 — застрял в болоте, оставлен экипажем;
Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250010 — подбит огнём танка Т-34, взрыв боекомплекта…»
Кроме того, в ходе боёв одна машина была захвачена советскими войсками.
Весьма показательны выдержки из «Отчёта по итогам боевых действий» 2-й роты 502-го тяжёлого танкового батальона с оценкой танкистами боевых возможностей новых машин:
«Подразделения «Тигров» не должны использоваться в составе меньше роты, а танки Pz.VI и Pz.III — действовать порознь от них. «Тигры» должны использоваться в качестве тарана в ходе атаки и служить каркасом обороны. Существует вероятность, что перед подразделениями «Тигров» будут ставиться задачи, которые по плечу обычным частям. Это чревато чрезмерными нагрузками на ходовую часть и двигатели, а вследствие недостатка времени для ТО возникают поломки, приводящие к выходу танков из строя именно в тот момент, когда они более всего нужны. Подразделения «Тигров» должны быть резервом командования, находиться в полной боеготовности «под рукой» на главном участке обороны, действуя тогда, когда все остальные средства терпят неудачу….
…Ни разу огонь 76,2-мм противотанковых пушек не пробивал «Тигры» и не приводил к серьёзным повреждениям. В одном случае командирская башенка была деформирована в результате попадания снаряда в её верхний край, в связи с чем разошёлся сварной шов, и лопнули внутренние болты….
…Наилучшая дистанция для ведения огня — 1500 метров. Точное попадание при хорошо пристрелянном орудии обеспечено наверняка. Эффективность и пробивная способность 8,8-см пушки более чем удовлетворительна для любых целей…»
Восточный фронт
Большая часть «Тигров» использовалась на Восточном фронте. Именно на новую технику ставил Гитлер, планируя летнюю кампанию 1943 года. К лету роты «Тигров» входили в состав элитных мотострелковых дивизий «Великая Германия», «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», «Дас Райх» и «Мёртвая голова». Наиболее массированно они использовались в операции «Цитадель», начавшейся 5 июля 1943 года. На северном фасе Курской дуги, на участке Центрального фронта действовал 505-й тяжёлый танковый батальон, в состав которого входило 45 танков «Тигр». В ходе боёв, по немецким данным, были безвозвратно потеряны три машины. В 503-м тяжёлом танковом батальоне, действовавшем на южном фасе в составе III танкового корпуса оперативной группы «Кемпф» к началу сражения имелось 42 «Тигра». Их потери составили четыре машины.
В сражении под Прохоровкой приняли участие «Тигры» II танкового корпуса СС в количестве 42-х машин. Ещё 15-ю «Тиграми» располагала мотострелковая дивизия «Великая Германия», которая наступала на Обояньском направлении. Таким образом, в Курской битве было задействовано 144 новых тяжёлых танка «Тигр», что составило 7,6% от общего количества всех немецких танков, задействованных в наступлении. В соответствии с немецкими источниками, в течение июля-августа 1943 года потери «Тигров» на Восточном фронте составили 73 танка, а к концу года — 274. В строй вернулись лишь 19 машин этого типа.
Западный вал
К началу высадки союзников в Нормандии немцы располагали 102-мя «Тиграми» в составе трёх тяжёлых танковых батальонов СС: 101-го, 102-го и 103-го. Во многом благодаря характеру местности и авиации союзников, контролировавшей воздушное пространство, больших успехов они здесь не добились. Пожалуй, единственным исключением может послужить танковый бой с участием Михаэля Виттмана 13 июня 1944 года в городке Виллер-Бокаж, где, по заявлению гитлеровской пропаганды, он лично уничтожил до 26-ти танков противника, что, однако, фактически не подтверждено. Дело в том, что в бою, помимо Виттмана, участвовали и другие «Тигры», а уничтоженная ими техника союзников включала в себя как танки, так и автомашины и бронетранспортёры.
Закат
На начало ноября 1944 года Германия располагала 317-ю «Тиграми» на Восточном фронте, 84-ю — на Западном и еще 36 танков находились в Италии. К 1 марта 1945 года из общего количества произведённых 1354-х машин в строю на всех фронтах оставалось всего 322 боеспособные единицы. Близился закат эпохи «Тигра» — самого опасного хищника на полях сражений Второй мировой войны.
Без сомнения, тяжёлый танк «Тигр» был выдающейся машиной своего времени — лучшим тяжёлым танком мира, преимущества которого намного превосходили имевшиеся конструктивные недостатки. За счёт своего мощного вооружения, надёжной бронезащиты и опытных экипажей PzKpfw VI вселял ужас в противника. При встрече с ним шансов уцелеть практически не оставалось, о чем свидетельствуют и советские ветераны-танкисты, и их бывшие союзники.
«Встреча с «Тигром» вызывала дрожь. Он навевал ужас всем своим видом», — вспоминает командир танка Т-34 Николай Дубровин. Командиру британского танка «Кромвель» капитану Пэту Дайесу «посчастливилось» встретиться на поле боя с «Тигром» Михаэля Виттмана:
«Я выстрелил в «Тигра» с сотни метров. Снаряд просто отскочил от его брони…. Мы встретились лоб в лоб, и нам пришлось плохо. Я дважды выстрелил, и снаряды, как и раньше, отскочили от брони. Затем он выстрелил один раз. Его снаряд не отскочил. Два члена экипажа были убиты, а меня вышвырнуло из танка».
Дошло до того, что вследствие упадка боевого духа своих войск, генерал Монтгомери наложил запрет на боевые донесения об успехах немецких танков. При обнаружении «Тигров» танкисты союзников с ними не связывались — авиации сообщались координаты противника, и на помощь прилетали истребители-бомбардировщики «Тайфун», которые устраняли проблему с помощью ракет.
Немецкие танкисты любили машину. «Однажды во время шестичасового боя «Тигр» получил 257 попаданий, и, несмотря на повреждения ходовой части и трансмиссии, он смог пройти своим ходом 60 км», — рассказывает бывший командир «Тигра» Рихард фон Розен. Надёжность, простота, безопасность экипажа — вот неполный перечень качеств этой боевой машины, лучшей в своём роде.
Источники:
1. Барятинский М.Б. «Тяжёлый танк Тигр. Смертельное оружие Рейха».
Издательство Яуза, Издательство Эксмо, Москва, 2006
http://www.litmir.net/br/?b=197042
2. «Фронтовая иллюстрация»: «Тигр» крупным планом».
http://biblioteka.cc/index.php?newsid=132172
http://www.front2000.ru
3. Отто Кариус «Тигры» в грязи. Воспоминания немецкого танкиста».
Издательство Центрополиграф, 2004
http://militera.lib.ru/memo/german/carius_o/index.html
Комментарии к данной статье отключены.