• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    44

    "Тигр" — самый опасный хищник Панцерваффе

    • ВМВ
    • танки
    • Германия
    Сергей Жданов
    22 July '14

    Необходимость в создании машины, способной выдерживать конкуренцию со средними и тяжёлыми танками противника, возникла у командования Вермахта после вторжения в Советский Союз. Адекватного ответа советским танкам КВ-1 и Т-34 у немцев не было, и шаткий паритет удерживался лишь за счёт “acht-acht” – 8,8-см зенитных орудий FlaK-18/36, устанавливаемых на прямую наводку.

    Учитывая важность момента, Адольф Гитлер лично принял непосредственное участие в разработке задания для промышленности, выделяя три обязательных условия для новой машины: скорость, мощную броневую защиту и наличие орудия с высокой начальной скоростью снаряда. Из двух предоставленных на конкурс образцов выбор пал на изделие концерна Henschel – прототип будущего «Тигра». Выпуск нового серийного танка планировалось начать в июне 1942 года с тем, чтобы к лету 1943 года иметь в строю не менее 285-ти машин.

    Henschel уже имел практические наработки в создании тяжёлого танка, поэтому работа продвигалась довольно быстро. Применив классическую схему с передним расположением трансмиссии и объединив её агрегаты с отделением управления, конструкторам удалось максимально увеличить объём боевого отсека. Это обеспечило комфортные условия для членов экипажа и рациональную компоновку основных узлов.

    ​Компоновка корпуса «Тигра» (продольный разрез): 1 — панель приборов; 2 — карданные валы; 3 — масляный фильтр; 4 — воздушные фильтры; 5 — магнето; 6 — выхлопной коллектор; 7 — генератор; 8 — масляный радиатор; 9 — топливные насосы; 10 — нагнетатель воздуха; 11 — водооткачивающий насос; 12 — привод механизма поворота башни; 13 — труба подачи воздуха; 14 — коробка передач; 15 — педаль главного фрикциона; 16 — механизм поворота; 17 — рычаг переключения передач Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=4 - "Тигр" — самый опасный хищник Панцерваффе | Warspot.ru
    Компоновка корпуса «Тигра» (продольный разрез):
    1 — панель приборов; 2 — карданные валы; 3 — масляный фильтр; 4 — воздушные фильтры; 5 — магнето;
    6 — выхлопной коллектор; 7 — генератор; 8 — масляный радиатор; 9 — топливные насосы;
    10 — нагнетатель воздуха; 11 — водооткачивающий насос; 12 — привод механизма поворота башни;
    13 — труба подачи воздуха; 14 — коробка передач; 15 — педаль главного фрикциона; 16 — механизм поворота;
    17 — рычаг переключения передач
    Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=4

    В работе был применён ряд новшеств и оригинальных идей. Управление 57-тонной машиной было удивительно удобным и простым. К примеру, рулевой усилитель позволял поворачивать штурвал, по выражению Отто Кариуса, «одним пальцем». Полуавтоматическая коробка Maybach имела восемь передач вперёд и четыре назад. Для их переключения следовало лишь перевести рычажок в нужное положение, и сервопривод автоматически, без участия водителя, включал нужную передачу.

    ​Вид на место механика-водителя. Управление танком осуществлялось с помощью штурвала. Характерной формы вентиль рядом с прибором наблюдения предназначен для подъёма и опускания броневой заслонки Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=5 - "Тигр" — самый опасный хищник Панцерваффе | Warspot.ru
    Вид на место механика-водителя. Управление танком осуществлялось с помощью штурвала. Характерной
    формы вентиль рядом с прибором наблюдения предназначен для подъёма и опускания броневой заслонки
    Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=5

    Ходовая часть танка состояла из 24-х опорных катков, расположенных в четыре ряда на одну сторону в шахматном порядке. Опорные катки первых 799-ти «Тигров» имели резиновые бандажи, которые впоследствии, из-за их низкой надёжности, были заменены на стальные с внутренней амортизацией. Наружный ряд одинарных катков при этом был снят. Торсионная подвеска «Тигра» обеспечивала плавность хода и хорошее прицеливание при движении.

    ​Схема ходовой части и днища танка: 1, 2 — опорные катки; 3 — ведущее колесо; 4 — направляющее колесо; 5 — люк для слива масла из коробки передач; 6 — лючки для слива топлива; 7 — лючок для слива воды и моторного масла; 8 — днищевые вентили; 9 — люк для доступа к генератору и топливному насосу Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=6 - "Тигр" — самый опасный хищник Панцерваффе | Warspot.ru
    Схема ходовой части и днища танка:
    1, 2 — опорные катки; 3 — ведущее колесо; 4 — направляющее колесо; 5 — люк для слива масла из коробки передач;
    6 — лючки для слива топлива; 7 — лючок для слива воды и моторного масла; 8 — днищевые вентили;
    9 — люк для доступа к генератору и топливному насосу
    Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=6

    На «Тиграх» использовались два типа гусениц. Боевые, шириной в 725 мм, и транспортные — шириной в 520 мм, применявшиеся при перевозке машин по железной дороге, а также при их движении по дорогам с твёрдым покрытием.

    На первых 250-ти машинах был установлен 12-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель Maybach HL 210Р30 мощностью 650 л.с. На всех последующих — Maybach HL 230Р45 мощностью 700 л.с. Для эксплуатации на африканском театре военных действий на корме танка монтировались воздушные фильтры.

    ​Командирский «Тигр» выпуска апреля-июня 1943 года Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=5 - "Тигр" — самый опасный хищник Панцерваффе | Warspot.ru
    Командирский «Тигр» выпуска апреля-июня 1943 года
    Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=5

    В качестве топлива использовался этилированный бензин. Ёмкость четырёх бензобаков составляла 534 л, паспортный расход топлива на 100 км при движении по шоссе составлял 270 л, по бездорожью — 480 л, хотя, по свидетельству немецких танкистов, «Тигр» «съедал» больше горючего — до 6 л на 1 км.

    Все танки оснащались радиостанцией FuG5, имевшей дальность действия до 6,4 км, а также телефоном и телеграфом.

    Первоначально «Тигры» укомплектовывались бинокулярным телескопическим прицелом TZF9а, впоследствии — монокулярным TZF9b. Эти прицелы имели 2,5-кратное увеличение и поле зрения 23°. Курсовой пулемёт MG34 имел 1,8-кратный телескопический прицел KZF2.

    Орудие «Тигра» — 8,8-см KwK-36 L/56, являлось танковым вариантом знаменитой зенитной пушки Flak-18/36, разработанной концерном Friedrich Krupp AG. Ствол пушки был оснащен двухкамерным дульным тормозом и электроспуском. Длина орудия составляла 531,6 см, длина ствола — 493 см (56 калибров).

    Первые 495 танков были оснащены приспособлением для подводного вождения, позволявшим преодолевать водоёмы глубиной до 4 метров. В войсках это новшество применения не нашло, и от него со временем отказались. В 1943 году 84 танка были переоборудованы в командирские — для размещения в башне дополнительного радиооборудования был уменьшен боекомплект и снят спаренный с пушкой пулемёт.

    В ходе производства в конструкцию танка вносилось немало изменений. Не случайно танки разных периодов выпуска отличались друг от друга внешним видом. «Тигры» конца 1942 года, в отличие от первых выпусков, имели взаимозаменяемые траки, боковые крылья и новые башенные ящики для снаряжения. В начале 1943 года лючок с бойницей для стрельбы из личного оружия на правой стенке башни был заменён на эвакуационный люк, а в марте того же года был снят перископ механика-водителя. Запасные траки, ранее крепившиеся на нижнем лобовом листе корпуса, разместили на бортах башни. Дымовые гранатомёты, устанавливавшиеся на башнях ранних выпусков, в 1943 году заменили на мортирки для гранат. Позднее для обороны от вражеских пехотинцев стала использоваться одна мортирка, расположенная внутри башни с амбразурой на крыше. В 1943 году «Тигры» снабдили командирской башенкой с креплением для установки зенитного пулемёта и установили прибор наблюдения для заряжающего.

    ​Башня позднего выпуска Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=11 - "Тигр" — самый опасный хищник Панцерваффе | Warspot.ru
    Башня позднего выпуска
    Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=11

    Полностью укомплектованный «Тигр» обходился Германии во внушительную сумму — 300 тысяч рейхсмарок. В целом, это была прекрасная машина, полностью отвечавшая требованиям времени и долгое время не имевшая на поле боя достойных конкурентов.

    Тактико-технические данные «Tiger I» Ausf E
    Изготовитель Henschel, Wegmann
    Экипаж, чел 5
    Боевая масса, т 57
    Длина, м 8,45
    Ширина, м 3,7
    Высота, м 2,93
    Двигатель Maybach HL 120 P5
    Коробка передач Полуавтоматическая (8 скоростей вперёд, 4 скорости назад)
    Скорость, км/ч 38
    Запас хода, км 140
    Радиостанция FuG5
    Вооружение

    88-мм пушка KwK36 L/56, БК — 92 выстрела (осколочно-фугасные и бронебойные снаряды);

    два пулемёта MG34 в башне и корпусе, БК — 4800 патронов

    Броня, мм/град.
    башня лоб — 100/8, борт — 80/0, корма — 80/0, крыша/днище — 25/81-90
    надстройка лоб — 100/10, борт — 80/0, корма — 25/90
    корпус лоб — 100/24, борт — 60/0, корма — 80/8, крыша/днище — 25/90
    маска пушки 100-110/0

    С учётом специфики использования нового танка, структура подразделений «Тигров» отличалась от общепринятой. Основу составили роты по 15 машин и батальоны — по 45. В экипажи набирались лучшие танкисты с боевым опытом, причём особое внимание уделялось подбору водителей. В мае 1942 года было начато формирование первого тяжёлого танкового батальона, в состав которого вошли 4 роты. Из них только две были танковыми, причём наряду с PzKpfw VI в их состав входили средние танки Pz.Kpfw.III.

    Дебют

    29 августа 1942 года 502-й тяжёлый танковый батальон выгрузился на станции Мга Ленинградской области и начал выдвижение на исходные позиции. Проблемы возникли практически сразу: у двух танков вышли из строя коробки передач, у третьего из-за перегрева возник пожар в моторном отсеке. Тем не менее, в течение месяца машины были отремонтированы и участвовали в боях со 2-й ударной армией Волховского фронта. В январе 1943 года командование батальона направило в штаб 26-го армейского корпуса рапорт о безвозвратно утерянных «Тиграх»:

    «Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250003 застрял в болоте 17.01.43, взорван после неудачных попыток эвакуации;

    Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250004 — оставлен экипажем после поломки двигателя и радиатора;

    Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250005 — попадание снаряда в моторное отделение, танк сгорел;

    Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250006 — попадание снаряда противотанкового орудия в башню, поломка трансмиссии, подорван 17 января;

    Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250009 — застрял в болоте, оставлен экипажем;

    Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250010 — подбит огнём танка Т-34, взрыв боекомплекта…»

    Кроме того, в ходе боёв одна машина была захвачена советскими войсками.

    ​Pz.VI Tiger Ausf.H1. 502-й тяжёлый танковый батальон, Восточный фронт, район Ленинграда, январь 1943 года. Первый «Тигр», захваченный Красной Армией Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=9 - "Тигр" — самый опасный хищник Панцерваффе | Warspot.ru
    Pz.VI Tiger Ausf.H1. 502-й тяжёлый танковый батальон, Восточный фронт, район Ленинграда,
    январь 1943 года. Первый «Тигр», захваченный Красной Армией
    Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=9

    Весьма показательны выдержки из «Отчёта по итогам боевых действий» 2-й роты 502-го тяжёлого танкового батальона с оценкой танкистами боевых возможностей новых машин:

    «Подразделения «Тигров» не должны использоваться в составе меньше роты, а танки Pz.VI и Pz.III — действовать порознь от них. «Тигры» должны использоваться в качестве тарана в ходе атаки и служить каркасом обороны. Существует вероятность, что перед подразделениями «Тигров» будут ставиться задачи, которые по плечу обычным частям. Это чревато чрезмерными нагрузками на ходовую часть и двигатели, а вследствие недостатка времени для ТО возникают поломки, приводящие к выходу танков из строя именно в тот момент, когда они более всего нужны. Подразделения «Тигров» должны быть резервом командования, находиться в полной боеготовности «под рукой» на главном участке обороны, действуя тогда, когда все остальные средства терпят неудачу….

    …Ни разу огонь 76,2-мм противотанковых пушек не пробивал «Тигры» и не приводил к серьёзным повреждениям. В одном случае командирская башенка была деформирована в результате попадания снаряда в её верхний край, в связи с чем разошёлся сварной шов, и лопнули внутренние болты….

    …Наилучшая дистанция для ведения огня — 1500 метров. Точное попадание при хорошо пристрелянном орудии обеспечено наверняка. Эффективность и пробивная способность 8,8-см пушки более чем удовлетворительна для любых целей…»

    Восточный фронт

    Большая часть «Тигров» использовалась на Восточном фронте. Именно на новую технику ставил Гитлер, планируя летнюю кампанию 1943 года. К лету роты «Тигров» входили в состав элитных мотострелковых дивизий «Великая Германия», «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», «Дас Райх» и «Мёртвая голова». Наиболее массированно они использовались в операции «Цитадель», начавшейся 5 июля 1943 года. На северном фасе Курской дуги, на участке Центрального фронта действовал 505-й тяжёлый танковый батальон, в состав которого входило 45 танков «Тигр». В ходе боёв, по немецким данным, были безвозвратно потеряны три машины. В 503-м тяжёлом танковом батальоне, действовавшем на южном фасе в составе III танкового корпуса оперативной группы «Кемпф» к началу сражения имелось 42 «Тигра». Их потери составили четыре машины.

    В сражении под Прохоровкой приняли участие «Тигры» II танкового корпуса СС в количестве 42-х машин. Ещё 15-ю «Тиграми» располагала мотострелковая дивизия «Великая Германия», которая наступала на Обояньском направлении. Таким образом, в Курской битве было задействовано 144 новых тяжёлых танка «Тигр», что составило 7,6% от общего количества всех немецких танков, задействованных в наступлении. В соответствии с немецкими источниками, в течение июля-августа 1943 года потери «Тигров» на Восточном фронте составили 73 танка, а к концу года — 274. В строй вернулись лишь 19 машин этого типа.

    ​Танки «Тигр» моторизованной дивизии «Великая Германия» на марше к передовой. Курская дуга, июль 1943 года Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=9 - "Тигр" — самый опасный хищник Панцерваффе | Warspot.ru
    Танки «Тигр» моторизованной дивизии «Великая Германия» на марше к передовой. Курская дуга, июль 1943 года
    Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=9

    Западный вал

    К началу высадки союзников в Нормандии немцы располагали 102-мя «Тиграми» в составе трёх тяжёлых танковых батальонов СС: 101-го, 102-го и 103-го. Во многом благодаря характеру местности и авиации союзников, контролировавшей воздушное пространство, больших успехов они здесь не добились. Пожалуй, единственным исключением может послужить танковый бой с участием Михаэля Виттмана 13 июня 1944 года в городке Виллер-Бокаж, где, по заявлению гитлеровской пропаганды, он лично уничтожил до 26-ти танков противника, что, однако, фактически не подтверждено. Дело в том, что в бою, помимо Виттмана, участвовали и другие «Тигры», а уничтоженная ими техника союзников включала в себя как танки, так и автомашины и бронетранспортёры.

    ​Pz.VI Tiger Ausf.E. 101-й тяжёлый танковый батальон СС, Франция, Виллер-Бокаж, июнь 1944 года. Танк командира 2-й роты оберштурмфюрера СС Михаэля Виттмана Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=9 - "Тигр" — самый опасный хищник Панцерваффе | Warspot.ru
    Pz.VI Tiger Ausf.E. 101-й тяжёлый танковый батальон СС, Франция, Виллер-Бокаж, июнь 1944 года.
    Танк командира 2-й роты оберштурмфюрера СС Михаэля Виттмана
    Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=9

    Закат

    На начало ноября 1944 года Германия располагала 317-ю «Тиграми» на Восточном фронте, 84-ю — на Западном и еще 36 танков находились в Италии. К 1 марта 1945 года из общего количества произведённых 1354-х машин в строю на всех фронтах оставалось всего 322 боеспособные единицы. Близился закат эпохи «Тигра» — самого опасного хищника на полях сражений Второй мировой войны.

    Без сомнения, тяжёлый танк «Тигр» был выдающейся машиной своего времени — лучшим тяжёлым танком мира, преимущества которого намного превосходили имевшиеся конструктивные недостатки. За счёт своего мощного вооружения, надёжной бронезащиты и опытных экипажей PzKpfw VI вселял ужас в противника. При встрече с ним шансов уцелеть практически не оставалось, о чем свидетельствуют и советские ветераны-танкисты, и их бывшие союзники.

    «Встреча с «Тигром» вызывала дрожь. Он навевал ужас всем своим видом», — вспоминает командир танка Т-34 Николай Дубровин. Командиру британского танка «Кромвель» капитану Пэту Дайесу «посчастливилось» встретиться на поле боя с «Тигром» Михаэля Виттмана:

    «Я выстрелил в «Тигра» с сотни метров. Снаряд просто отскочил от его брони…. Мы встретились лоб в лоб, и нам пришлось плохо. Я дважды выстрелил, и снаряды, как и раньше, отскочили от брони. Затем он выстрелил один раз. Его снаряд не отскочил. Два члена экипажа были убиты, а меня вышвырнуло из танка».

    Дошло до того, что вследствие упадка боевого духа своих войск, генерал Монтгомери наложил запрет на боевые донесения об успехах немецких танков. При обнаружении «Тигров» танкисты союзников с ними не связывались — авиации сообщались координаты противника, и на помощь прилетали истребители-бомбардировщики «Тайфун», которые устраняли проблему с помощью ракет.

    Немецкие танкисты любили машину. «Однажды во время шестичасового боя «Тигр» получил 257 попаданий, и, несмотря на повреждения ходовой части и трансмиссии, он смог пройти своим ходом 60 км», — рассказывает бывший командир «Тигра» Рихард фон Розен. Надёжность, простота, безопасность экипажа — вот неполный перечень качеств этой боевой машины, лучшей в своём роде.

    Источники:

    1. Барятинский М.Б. «Тяжёлый танк Тигр. Смертельное оружие Рейха».

    Издательство Яуза, Издательство Эксмо, Москва, 2006

    http://www.litmir.net/br/?b=197042

    2. «Фронтовая иллюстрация»: «Тигр» крупным планом».

    http://biblioteka.cc/index.php?newsid=132172

    http://www.front2000.ru

    3. Отто Кариус «Тигры» в грязи. Воспоминания немецкого танкиста».

    Издательство Центрополиграф, 2004

    http://militera.lib.ru/memo/german/carius_o/index.html

    Сергей Жданов

    «Письма с Иводзимы»: американский взгляд в японскую душу на Warspot.ru
    «Письма с Иводзимы»: американский взгляд в японскую душу
    В фильме как на войне? на Warspot.ru
    В фильме как на войне?
    Последняя авантюра Гитлера на Warspot.ru
    Последняя авантюра Гитлера
    Поделиться
    • 10
    • 107
    • 4
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Предвестники «Тигра» на Warspot.ru
    Предвестники «Тигра»
    Первое танковое сражение Второй мировой войны на Warspot.ru
    Первое танковое сражение Второй мировой войны
    Стандартное шасси на перспективу на Warspot.ru
    Стандартное шасси на перспективу
    «Королевские Тигры» в Венгрии: «снаряды броню не пробивают, отскакивают…» на Warspot.ru
    «Королевские Тигры» в Венгрии: «снаряды броню не пробивают, отскакивают…»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google