Девяносто лет назад, 7 февраля 1926 года, родился Константин Петрович Феоктистов — Герой Советского Союза, инженер-разработчик первых советских космических кораблей и орбитальных станций, лётчик-космонавт. В подростковом возрасте, будучи разведчиком во время Великой Отечественной, он едва не погиб от пули эсэсовца. Но уцелел, стал первым гражданским специалистом в космосе и вместе со своими разработками дожил до XXI века.
Мечты, прерванные войной
Впервые Константин увлёкся космосом ещё в десять лет, когда старший брат принёс ему книгу легендарного популяризатора науки Якова Перельмана «Межпланетные путешествия». В ней исключительно доходчиво описывались принципы космического полёта, искусственные спутники Земли, внеземные станции, схемы ракет и двигателей для них. А также первые конструкторы ракет — Оберт, Годдард, Валье, Опель и другие. Неудивительно, что мальчик сразу же загорелся идеями о космосе.
![Обложка книги Перельмана «Межпланетные путешествия», 1932 год http://epizodsspace.no-ip.org/ - Первый гражданский в космосе | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/022/925/content/perelman-mejplanetnye-32-ca224cdb5e06a04485dd61e72fb8131a.jpg)
Затем Феоктистов увидел фильм о полёте к Луне — «Космический рейс» 1937 года, который консультировал лично Циолковский. Тогда он заявил однокласснику: «В 1964 году полечу на Луну». По расчётам Феоктистова, шесть лет должно было уйти на окончание школы, пять лет на институт, и ещё 15–17 лет — на разработку, проектирование и постройку корабля, а также подготовку к полёту.
Но планы Феоктистова, как и мечты миллионов других людей, нарушила Великая Отечественная война. Константину в июне 1941 года было всего 15 лет. Летом 1942-го родной Воронеж оккупировали немцы. Вместе с беженцами Феоктистов ушел на восток. Юноша добился приёма в разведгруппу при Воронежском гарнизоне. На рассвете 6 июля Феоктистов пошёл в свою первую разведку за линию фронта. Он переплыл реку Воронеж, ходил по улицам города и благополучно вернулся обратно.
Не имеющему практически никакой подготовки подростку долго везло при встрече с оккупантами. Но на пятой вылазке эсесовский патруль схватил Феоктистова. Один из эсесовцев поставил мальчика спиной к яме и выстрелил из пистолета в лицо. Феоктистов ощутил удар в челюсть и, потеряв сознание, упал в яму. Притворившись мёртвым, Феоктистов выбрался из несостоявшейся могилы, когда немцы ушли, и ночью переплыл к своим. Пуля навылет прошла через подбородок и шею, которая так опухла, что только через трое суток мальчик смог выпить воды. В медсанбате Феоктистова нашла мать и увезла его в узбекский Коканд.
В конструкторском бюро
Уже перед окончанием школы в эвакуации Феоктистов нашёл в библиотеке книгу Макса Валье «Полёт в мировое пространство» — и решил поступать в авиационный институт как наиболее близкий к заветной цели. Однако в МАИ Феоктистов опоздал подать документы, поэтому поступил в МВТУ имени Баумана на факультет тепловых и гидравлических машин — ведь ракета тоже, в общем-то, тепловая машина. И в МВТУ Феоктистов нашёл нужные курсы, в итоге защитив проект воздушно-реактивного двигателя.
После окончания института молодой конструктор распределяется в конструкторское бюро под Златоустом, где быстро продвигается по службе и запускает линию сборки хвостового отсека ракеты Р-1. В январе 1950 года талантливого инженера посылают на стажировку в Подлипки, ОКБ-1 Королёва. Затем Феоктистов поступает в НИИ-4, занимавшийся созданием реактивного вооружения, где его научным руководителем становится конструктор Михаил Клавдиевич Тихонравов. Феоктистову поручают темы по теории движения ракет — сначала крылатых, а потом баллистических, типа Р-7.
В конце декабря 1957 года Феоктистов переходит в КБ Королёва. Там молодой специалист начинает работать над пилотируемыми аппаратами — которых на тот момент ещё не существовало в природе. Одной из его важнейших задач было найти оптимальный метод спуска с орбиты, а также наиболее подходящую форму для спускаемой части космического аппарата. В конечном итоге были выбраны баллистический спуск с орбиты, посадка на парашютах и форма спускаемого аппарата в виде шара.
Феоктистов участвовал в разработке «Востоков», «Зенитов», «Восходов», «Выходов» и других космических аппаратов. Кроме того, он преподавал первой шестёрке советских космонавтов и принимал у них выпускные экзамены. Каждый из слушателей должен был знать о космическом корабле «Восток-3А» буквально всё, на каждом этапе полёта — от посадки в кабину до приземления, особенно уметь сориентировать корабль перед включением тормозной установки, действовать после посадки в пустыне или в воде. Поэтому космонавты составили специальную инструкцию, как действовать будущему пилоту космического корабля в любых условиях — например, при ручном спуске с орбиты или, наоборот, увеличенной продолжительности полёта. А Королёв, Каманин (организатор и руководитель подготовки), Феоктистов, Галлай её долго редактировали. Феоктистов также очень помог в проработке вариантов посадки «Востока» на территории СССР — какие витки наиболее благоприятны для посадки, районы, где приземлится корабль, и т.д.
В космосе
В новый корабль «Восход», разработанный на базе «Востока», помещался уже не один космонавт, а сразу три — командир корабля, учёный и врач. Командиром корабля должен был быть лётчик, а вот учёным мог впервые полететь в космос гражданский специалист. Но ради вместительности пришлось пожертвовать многими системами безопасности (в т.ч. катапультами для экипажа), а космонавты не надевали скафандров — только шерстяные спортивные костюмы. По мнению Каманина, условия полёта в «Восходе» были бы куда более трудными, чем в «Востоке», — поэтому лететь должны были физически крепкие люди.
Среди других кандидатур подал заявление и Феоктистов. Но на медкомиссии внезапно оказалось, что Феоктистова из-за близорукости (при остроте зрения только 0,3) нельзя допускать к парашютным прыжкам и полётам на самолётах — не то что в космос. Поэтому Феоктистов старался не носить очки в присутствии высокого начальства. Дальнейшие обследования выявили дефекты позвоночника и двенадцатиперстной кишки. Королёв, заинтересованный в том, чтобы его инженеры получили опыт космических полётов, лично просил не отчислять Феоктистова. Однако все врачи, и ВВС, и Министерства здравоохранения, единогласно решили, что допускать человека с таким состоянием здоровья в космический полёт нельзя.
Если с командиром экипажа особых вопросов не было, то проблемы также возникли с кандидатурой третьего члена экипажа — врача. Лететь должен были либо Борис Егоров, либо Василий Лазарев. С одной стороны, по мнению Королёва, Егоров был более подготовлен в качестве учёного. Но, как утверждал Каманин, у Егорова слабое зрение, и он плохо переносит невесомость, тогда как Лазарев был не просто врачом, а врачом-лётчиком с 15-летним стажем в области авиационной медицины. Споры о том, кто же всё-таки полетит, приобретали эпический размах. В итоге военные капитулировали перед энергией Королёва. Был утверждён экипаж в составе Комарова, Феоктистова и Егорова.
![Экипаж «Восхода-1» (Феоктистов слева) http://www.leninsk.ru/ - Первый гражданский в космосе | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/022/927/content/img_0013-dca3b7802741ee828a1ca68d0db41365.jpg)
http://www.leninsk.ru/
12 октября 1964 года точно в 10:00 состоялся долгожданный старт. В полёте Феоктистов наблюдал Землю, сделал несколько сотен фотоснимков, изучал поведение жидкости в условиях невесомости, снимал характеристики ионных датчиков ориентации корабля. 16 раз облетев вокруг Земли, после суток и нескольких минут полёта «Восход-1» благополучно и мягко приземлился. Впервые была отработана система мягкой посадки — её двигатель включался от выдвигающегося полутораметрового щупа. Благодаря сильному ветру, который протащил спускаемый аппарат более 150 м, космонавты аккуратно «вспахали» землю рядом с Целиноградом (современная Астана) и получили медали «За освоение целинных земель». Как раз в это время Хрущёва снимали со всех постов, что дало повод для шуток, якобы Комаров при докладе новому главе партии и правительства Брежневу вместо традиционной фразы «Готовы выполнить любое задание правительства!» оговорился «Готовы выполнить задание любого правительства!».
![Почтовая марка с изображением Феоктистова - Первый гражданский в космосе | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/022/929/content/soviet_union-1964-stamp-konstantin_pietrovitch_feoktistov-4600ef4a87a1bf7a8b187cee6bde41f6.jpg)
И снова на Земле
Ещё не раз Феоктистов пытался слетать в космос. Но теперь врачи были полностью неумолимы — полёты стали куда длительнее, времени на подготовку не хватало, да и возраст давал о себе знать. Поэтому волей-неволей Феоктистов посвятил себя разработке долговременных орбитальных станций — «Салютов».
Для более продолжительной работы в космосе необходимо было существенно переделать конструкцию. Например, обеспечить возможность одновременной стыковки к станции и грузового, и пилотируемого корабля — станция без экипажа «грузовик» не разгрузит, а оставлять космонавтов без возможности эвакуации на пилотируемом корабле тоже не годится. Топливные баки стали общими для всех двигателей станции, и теперь их можно было заправлять топливом с грузового корабля. Была продумана защита от микрометеоритов в длительном полёте — либо специальными экранами-кожухами, либо менее ценными элементами станции. На станции космонавты могли даже принимать на борту душ.
![Космическая станция «Салют» http://www.energia.ru/ - Первый гражданский в космосе | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/022/928/content/salyut-61a3aafc45b16e4d9fa8b41d9061ac5e.jpg)
http://www.energia.ru/
Но шло время. Возможности «Салютов» уже не удовлетворяли возросшие аппетиты. Было решено сделать такую станцию, чтобы на ней можно было менять инструменты (например, телескопы) и программу исследований. Новая станция, получившая название «Мир», имела шесть узлов для стыковки, что позволяло присоединять к станции не только пилотируемые и грузовые корабли, но и научные модули. Некоторое время программа «Мира» конкурировала за ресурсы с программой «Бурана». Но всё же 20 февраля 1986 года базовый модуль новой станции «Мир» был запущен на орбиту. Спустя более чем 15 лет, 23 марта 2001 года, «Мир» был сведён с орбиты и затоплен в Тихом океане.
![Космическая станция «Мир» http://ruscosmos.narod.ru/ - Первый гражданский в космосе | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/022/930/content/mir12june1998-1f0c1308d5908cd8ab8305844f4f043d.jpg)
http://ruscosmos.narod.ru/
Феоктистов скончался 21 ноября 2009 года. После себя Константин Петрович оставил значительное число космических аппаратов, которые он помогал проектировать, и ещё большее число специалистов, которых он подготовил.
Источники и литература:
- http://www.russianspaceweb.com/
- Каманин Н. П. Скрытый космос. Кн. 1 1960–1963 гг. — М.: Инфортекст-ИФ, 1995.
- Каманин Н. П. Скрытый космос. Кн. 2 1964–1967 гг. — М.: Инфортекст-ИФ, 1997.
- Феоктистов К. П. Зато мы делали ракеты: Воспоминания и размышления космонавта-исследователя. — М.: Время, 2005.
- Феоктистов К. П. Траектория жизни. Между вчера и завтра. — М.: Вагриус, 2000.
Комментарии к данной статье отключены.