«В будущем им предстоял новый кошмар — война против машин».
Из кинофильма «Терминатор 2»
Ровно 15 лет назад, 16 февраля 2001 года, беспилотный летательный аппарат (БПЛА) Predator впервые поразил цель ракетой. С тех пор искусство войны медленно, но неотвратимо вступает в новую эпоху. И пока никто не знает, какой она будет.
Заря беспилотной эры
Первые попытки использовать для войны летательные аппараты без людей были предприняты ещё в… середине позапрошлого века. 1848 год, Венеция восстала против австрийского владычества. В ответ австрийцы осадили город, но его жители упорно не сдавались.
Тогда австрийский генерал и изобретатель Франц фон Ухатиус (Franz von Uchatius) предложил дождаться благоприятного ветра и запустить на Венецию воздушные шары с подвешенным зарядом пороха. Согласно замыслу военачальника, часовой механизм должен был в рассчитанный заранее момент высвободить бомбу, которая упала бы на осаждённый город. 15 июля 1849 года два шара долетели до Венеции, где и сбросили бомбы.
Конечно, летящие по воле ветра «пузыри» трудно назвать управляемыми. Да и эффективность таких бомбардировок, мягко говоря, сомнительна. Поэтому свидетельства первой в мире бомбардировки с воздуха немногочисленны и неточны. Достоверно неизвестно даже, сколько было выпущено шаров — от двух (наиболее правдоподобно) до двух сотен. Однако начало было положено.
Затем в годы Первой мировой войны в воздух впервые поднялись беспилотные аппараты тяжелее воздуха. Но повоевать так и не успели — в отличие от следующей мировой войны.
Вторая мировая война дала целый ряд примеров боевого применения самых разных смертоносных конструкций без человека на борту — от переделанных бомбардировщиков до специальных управляемых бомб и крылатых ракет. Но эти проекты требуют отдельного рассказа.
В последние годы войны во Вьетнаме БПЛА следующего поколения — реактивный BQM-34 Firebee широко применялся для разведки. Однако он испытывался и как носитель управляемых ракет и бомб. Флот США шёл своим путём и испытывал боевой беспилотный вертолёт QH-50 DASH.
«Хищник» выходит на охоту
Перейдём к современным ударным беспилотникам. Прародителем знаменитого Predator выступает разведывательный GNAT-750, совершивший первый полёт летом 1989 года. Фактически это был беспилотный планер с поршневым двигателем. Но у GNAT-750 ещё не было оборудования спутниковой связи, поэтому его приходилось использовать в паре с обычным пилотируемым мотопланером Schweizer RG-8 — для передачи информации.
Новая версия беспилотника, позднее названного RQ-1 Predator («Хищник»), получила более длинное крыло и характерный выступ на фюзеляже, где размещалась спутниковая антенна. С февраля 1996 года «Хищники» регулярно вылетали из Венгрии на территорию бывшей Югославии, где в то время шла ожесточённая война. К 1997 году беспилотная эскадрилья совершала вылеты практически ежедневно, несмотря на частые аварии неиспытанного оборудования.
Вскоре возник вопрос — нельзя ли приспособить полезный аппарат не только для целей разведки, но и для нанесения ударов по противнику сразу с борта беспилотника, не тратя время (и деньги) на вызов пилотируемой авиации? ЦРУ и Пентагон совместно решили попробовать решить эту задачу. На часть «Хищников» установили лазерный целеуказатель и пилоны для подвески управляемого вооружения. Хрупкие крылья БПЛА исключали большинство видов имеющегося оружия — но противотанковая ракета Hellfire, весившая менее 50 кг, отлично подошла (хотя были опасения, что пуск сломает ракете-носителю крыло). Ракете добавили металлическую оболочку — для увеличения количества осколков. Новая версия «Хищника» получила индекс MQ-1B (М — от multimission, «многоцелевой», R — reconnaissance, «разведывательный»).
16 сентября 2001 года «Хищник» с серийным номером 3034 выпустил ракету и успешно попал ею в танк.
В марте 2002 года «Хищники» отлично показали себя в Афганистане во время операции «Анаконда»: они уничтожили ракетами Hellfire бункер талибов, из которого вёлся огонь по американским солдатам. Обычные реактивные самолёты были слишком быстрыми для поражения такой цели.
3 ноября 2002 года едущий по йеменской пустыне автомобиль с Салимом Синаном (Qaed Salim Sinan), местным лидером террористической группировки «Аль-Каиды», внезапно взорвался от попадания ракеты. Она была выпущена с беспилотника, принадлежащего ЦРУ. Пункт управления находился в Джибути — на другом берегу Аденского залива, в сотнях километров от цели.
С тех пор в прессе и не только идут ожесточённые дискуссии — как относиться к тому, что оружие теперь может убивать без непосредственного контроля человека?
Операторы БПЛА утверждают, что подчиняются тем же законам войны, что и другие военные. Для них «Хищник» — это просто разновидность истребителя F-16, слабее вооружённая, но с большей длительностью полёта. Благодаря малому весу, небольшому расходу горючего (мотор сопоставим по мощности с теми, которые ставят на снегоходы) и длинным крыльям БПЛА класса Predator при стоимости $4,5 млн долларов за штуку может держаться в воздухе порядка суток, а то и до тридцати часов. Оборудование «Хищника» позволяет перехватывать сигналы электроники. Цветные телекамеры БПЛА дают красивую картинку, но полезны лишь днём, а ночью изображение переключается на чёрно-белое инфракрасное. Данные с беспилотника при необходимости одновременно транслируются в десяток разных мест. При этом оператор работает, сидя в удобном кресле, при нулевых перегрузках. Он находится в сотнях и даже тысячах километрах от поля боя, нередко в другом полушарии — то есть человеку, управляющему БПЛА, ничто не угрожает.
С 2002 года, помимо ракет Hellfire, на БПЛА испытываются и управляемые бомбы —например, новейшие Viper Strike («Укус гадюки») или сравнительно старые Paveway, ранее использовавшиеся пилотируемыми самолётами со времён войны во Вьетнаме. ВВС США испытывают ударный беспилотный самолёт Х-45 фирмы Boeing. А флот, при известной и давней любви к ВВС, разрабатывает свой беспилотник — Х-47 Pegasus фирмы Northrop Grumman. В очередной раз всплыла тема, что нынешние пилотируемые самолёты являются последним поколением таких машин, а дальше все их задачи возьмут на себя беспилотные аппараты. Но хотя такие разговоры ходят с 50-х годов прошлого века — пилоты всё ещё не остаются без работы.
Бесчеловечные машины
А пока всё чаще возникают сомнения — так ли эффективны беспилотные аппараты, как о них думали ещё недавно?
В конце июня 2009 года Байтулла Мехсуд (Baitullah Mehsud), глава пакистанской группировки Талибана, посетил похороны одного из своих подчинённых, убитого беспилотником. Обычно Мексуд был затворником, опасавшимся покушений, но в этот раз изменил своим привычкам. Высоко в небе над похоронной процессией барражировали БПЛА ЦРУ, аккуратно снимая всех интересующих людей. Однако, несмотря на всю новейшую технику, точно опознать Мехсуда оказалось невозможным. В ЦРУ приняли решение открыть огонь — когда ещё представится такой случай? Мехсуд был слишком важной фигурой, да и другие члены Талибана тоже представляли собой важные мишени. С беспилотников в толпу полетели противотанковые ракеты. Когда дым рассеялся, стали видны десятки убитых и раненых, другие участники похорон в панике убегали куда глаза глядят. По некоторым данным, беспилотники выпустили несколько ракет и по автомашинам, пытающимся уехать с места событий. Сделав дело, БПЛА улетели на базу в пакистанской провинции, а операторы остались ждать подтверждений от «человеческой» разведки — убит ли Мехсуд или нет. Вскоре агентурные разведчики сообщили, что погибло от 60 до 70 человек. Однако Мехсуд остался жив — хотя одна из ракет зацепила его авто. А от трети до половины убитых были обычными деревенскими жителями. Со своей стороны, Талибан заявил, что потерял всего пятерых своих членов.
Впрочем, уже через несколько месяцев беспилотник довершил начатое дело. В августе 2009 года ЦРУ повторило атаку: ракеты полетели в глинобитный дом, где сидел Мехсуд с новой женой и телохранителями. Сначала удар вызвал в Пакистане волну возмущений смертью женщины. Но затем Талибан признал смерть Мехсуда при этой атаке.
Тем не менее, история с Мехсудом и другие подобные случаи вызвали новую волну споров: не порождают ли удары беспилотников больше врагов, чем убивают? Особенно повторные атаки — когда страдают якобы те, кто всего лишь хотел помочь раненым и похоронить мёртвых. Или же, напротив, США используют своё новейшее оружия для точных ударов, чтобы предотвратить дальнейшие смерти?
Защитники второй точки зрения приводят в пример Усаму бен Ладена. В 2000 году «Хищники», используя воздушное пространство Узбекистана (с разрешения президента Ислама Каримова), не раз передавали операторам изображения «высокого человека» (бен Ладен отличался большим ростом), похожего на разыскиваемого главу террористов. Но невооружённые аппараты не могли ликвидировать его немедленно. Итог — бен Ладен организовал печально известные теракты 11 сентября 2001 года. А вот если бы США уже тогда могли нанести удар сразу… Но в процесс вооружения беспилотных аппаратов вмешался ещё и политический аспект. США долгое время протестовали против аналогичных ликвидаций Израилем за рубежом тех лиц, которых в данной стране считали террористами. Тем не менее, решение было принято — и применение ударных БПЛА год от года ширилось.
Однако в конце ноября 2011 года, после обстрела авиацией США пакистанского пограничного поста, когда погибло 24 солдата и офицера, удары беспилотников в Пакистане и рядом с ним пришлось резко свернуть. До весны 2012 года — тогда беспилотные аппараты США воевали уже практически по всему миру — в Сомали, Йемене и даже на Филиппинах.
Только за 2015 год США по разным причинам, в основном, из-за отказов техники, потеряли 24 ДПЛА — включая 4 Gray Eagle, 10 MQ-1 Predator и 10 MQ-9 Reaper. В последние годы в бой идут уже китайские (например, СН-3) и иранские (Shahed-129) ударные беспилотники, не говоря уже о часто применяемых израильских. Про беспилотники продолжают говорить, что они станут ключевым оружием в войнах будущего — правда, пока никто не знает, какими они будут.
Литература:
- Holmann Brett. The first air bomb: Venice, 15 July 1849. http://airminded.org/2009/08/22/the-first-air-bomb-venice-15-july-1849/
- Martin Matt J., Sasser Charles W. Predator: The Remote-Control Air War over Iraq and Afghanistan: A Pilot's Story. Zenith Press, 2010.
- Williams Brian Glyn. Predators. The CIA’s Drone War on al Qaeda. Potomac Books, 2013.
- Whitlock Craig. More Air Force drones are crashing than ever as mysterious new problems emerge. https://www.washingtonpost.com/news/checkpoint/wp/2016/01/19/more-u-s-military-drones-are-crashing-than-ever-as-new-problems-emerge/
- Zaloga Steven, Palmer Ian. Unmanned Aerial Vehicles, Robotic Air Warfare 1917–2007. Osprey Publishing, 2011.
Комментарии к данной статье отключены.