23 декабря Военно-воздушные силы России отметили знаменательное событие – 100-летие со дня создания Дальней авиации, отправной точки которого принято считать указ императора Николая ІІ от 23.12.1914 об утверждении решения Военного совета России о создании в структуре Императорских военно-воздушных войск особого соединения тяжелых бомбардировщиков "Илья Муромец". С этого события началась эра дальней бомбардировочной авиации России.
Командующий Дальней авиацией ВВС РФ генерал-лейтенант Анатолий Жихарев обратился с поздравлением по поводу юбилея к руководящему составу авиационных объединений, летному и инженерно-техническому составу, а также ветеранам войны и дальней авиации.
Сегодня Дальняя авиация ВВС РФ является одним из важнейших компонентов российской триады сил ядерного сдерживания, в которую входят также ракетные войска стратегического назначения наземного и морского базирования. Сегодня на вооружении у Дальней авиации России состоит 230 бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3, способных преодолевать по воздуху без дозаправки более 12 тысяч километров. Основной оборонной задачей, которую решает Дальняя авиация, является выполнение полетов по плану стратегического сдерживания в самых удаленных районах мира, часто на максимальный радиус своего действия. А сто лет назад первое соединение российских тяжелых бомбардировщиков состояло из четырех отрядов деревянных бипланов «Илья Муромец» конструкции Сикорского (самых мощных на то время российских самолетов) общим числом около двадцати единиц. Пролететь 500 верст для этого самолета было почти рекордом.
Игорь Сикорский – уже известный к тому времени российский изобретатель, авиационный инженер и пилот первых своих самолетов, родился в Киеве в 1889 году. С юных лет он проявлял интерес к математике и инженерному делу, увлекся авиастроением, которое в то время только зарождалось, стал участвовать в технических кружках и секциях Киевского политехнического института. Первыми изобретениями Сикорского стали вертолеты, построенные им в 1908-11 годах, но настоящий успех к изобретателю пришел в деле создания самолетов. В 1912-13 годах молодой конструктор построил на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге первый самолет «Гранд» («Русский Витязь»), который и стал прототипом знаменитого «Ильи Муромца» – первого тяжелого российского самолета, способного преодолевать большие расстояния.
Конструктивно «Илья Муромец» представлял собой четырехмоторный цельнодеревянный биплан. На этом самолете в 1910-е годы были поставлены несколько мировых рекордов по грузоподъемности и дальности перелетов. Внося в конструкцию «Ильи Муромца» постоянные усовершенствования, Сикорский построил несколько успешных модификаций этого самолета для военных и гражданских целей. Первая модель была перестроена в гидроплан в 1914 году и оставалась крупнейшим в мире гидропланом до 1917 года. «Илья Муромец» стал и первым в мире пассажирским самолетом с защищенной комфортабельной кабиной для пассажиров. Вторая модель самолета, названная «ИМ-Б Киевский», в 1914 году установила сразу несколько мировых рекордов, подняв сразу десятерых пассажиров на высоту в 2000 метров (что было невероятным достижением для тех лет), а также выполнив перелет Петербург-Киев всего с одной посадкой. Кроме того, в 1914 году был осуществлен самый продолжительный по времени полет – более шести с половиной часов в воздухе. Таким образом, нынешний, юбилейный для Дальней авиации год, является еще и годом столетия рекордов самолета «Илья Муромец».
Авиатехника в эру пионеров авиации развивалась очень быстро, и рекорды редко держались более года. Научно-технический прогресс подстегивался потребностями развивавшейся транспортной системы и новыми запросами армии. Большое значение имели и широко распространившиеся в обществе тяга к познанию и массовый спортивный интерес, а также стремление к установлению всевозможных авиационных рекордов – на дальность перелетов, грузоподъемность, скорость и высоту полетов. Гражданская война в России во многом помешала этим процессам, разрушив экономику страны и вынудив многих людей покинуть родину. В 1918 году эмигрировал и Игорь Сикорский. Позже он реализовал свой творческий потенциал и технический гений за границей, уже как гражданин Соединенных Штатов Америки, став там со временем президентом авиастроительной корпорации и одним из ведущих производителей вертолетов гражданского и военного назначения.
Самолет «Илья Муромец» использовался в России еще несколько лет – до 1923 года, не имея достойных конкурентов. Хотя еще один российский авиаконструктор, Василий Слесарев, в 1916 году создал крупнейший на то время в России самолет-бомбардировщик («Святогор»), закончить его строительство не удалось сначала по финансовым причинам, а позже – из-за начала Гражданской войны. По своим техническим параметрам «Святогор» превосходил самолет Сикорского, но так и не поднялся в воздух.
Период после между двумя мировыми войнами принято называть «Золотым веком» авиации, так как именно в эти годы авиация совершила небывалый технологический скачок. Научно-технический прогресс привел к появлению новых мощных двигателей, авиастроители ушли от дерева и брезента как основных строительных материалов и стали все шире использовать металлы и металлические сплавы. Новые рекорды скорости, потолка высоты и дальности полета устанавливались в иной год по несколько раз, а первые деревянные самолеты-бипланы стали экспонатами музеев и частных коллекций.
Современные самолеты в своем техническом развитии вплотную приблизились к тому, чтобы совместить в себе свойства самолета и ракеты. Судя по всему, авиация скоро сможет выходить за пределы атмосферы, подымаясь до суборбитального и орбитального уровней (став летающей платформой для запуска космических аппаратов) или будет находиться в воздухе бесконечно долго, дозаправляясь топливом или получая энергию от солнечных батарей. А начинали эру могучих космолетов такие деревянные "этажерки" как "Илья Муромец".
Комментарии к данной статье отключены.