Одним из характерных элементов римского образа жизни являлись гладиаторские бои. Согласно утверждениям римских историков, этот обычай первоначально возник у северных соседей римлян — этрусков — как пережиток погребальных жертвоприношений. Когда умирал представитель знатного рода, военнопленные или рабы должны были сражаться друг с другом у погребального костра, чтобы их кровь умилостивила духов преисподней. У этрусков этот обычай заимствовали кампанцы, а у последних его переняли римляне. Кто попадал в гладиаторы, какую школу они проходили и с каким оружием принимали участие в своих жестоких играх?
Происхождение и история игр
В Риме бои гладиаторов впервые были представлены в 264 г. до н.э. сыновьями умершего сенатора Децима Юния Брута Перы. В 216 г. до н.э. на погребальных празднествах в честь Марка Эмилия Лепида на римском форуме бились друг с другом уже 22 пары бойцов. В 206 г. до н.э. Публий Корнелий Сципион устроил состязание гладиаторов в честь погибших отца и дяди в только что захваченном им Новом Карфагене (современная Картахена) в Испании. Здесь друг с другом на арене сражались не только принуждаемые к тому военнопленные, но и добровольцы, стремившиеся продемонстрировать свое презрение к смерти и воинское искусство.
Начиная с 186 г. до н.э. помимо поединков гладиаторов в Риме также начали устраиваться звериные травли, в которых против хищников сражались вооруженные рогатинами бестиарии. Необычное зрелище настолько пришлось по душе народу, что быстро стало любимым развлечением толпы. Погребальная составляющая гладиаторских игр при этом отошла на задний план, и они превратились в чисто зрелищное состязание. Игры устраивались как облеченными властью магистратами, так и частными лицами. Полководцы их давали перед началом похода, чтобы закалить солдат видом ран и крови, политики – для соискания популярности избирателей.
Частота проведения игр возрастала — как и число их участников. После того, как в 65 г. до н.э. Гай Юлий Цезарь вывел на арену рекордные 320 пар гладиаторов, его противники провели закон, ограничивавший максимальное число участников зрелищ 120 бойцами. Чтобы воспрепятствовать возможности подкупа избирателей, в 63 г. до н.э. был принят другой закон, запрещавший соискателям государственных должностей устраивать бои гладиаторов на протяжении 2 лет, предшествовавших их избранию.

Императоры, начиная с Августа, стремились взять проведение столь популярного зрелища под свой контроль. Согласно закону, принятому в 22 г. до н.э., гладиаторские игры должны были устраиваться должностными лицами, вначале эдилами, а затем – квесторами. Частные лица для организации соответствующих состязаний обязаны были запрашивать разрешение у сената. Регулярные состязания устраивались дважды в год – в декабре и в марте. Количество участников ограничивалось 60 парами. Императоры также устраивали зрелища, проведение которых обычно увязывалось с каким-либо значимым событием — например, с годовщиной пребывания у власти, открытием какого-либо общественного сооружения или одержанными победами.
Август в своем завещании сообщал, что трижды давал гладиаторские игры от собственного имени и еще пять раз – от имени своих сыновей и внуков. В этих играх принимало участие до 10 000 человек. Кроме того, он 26 раз устраивал травли, во время которых на арене было убито 3500 диких животных.
Преемники Августа старались превзойти его в размахе зрелищ. Император Клавдий в честь завоевания Британии в 43 г. представил на Марсовом поле осаду и разграбление города, причем сам распоряжался на этом зрелище, сидя в плаще полководца. В 52 г. при спуске Фуцинского озера он устроил битву флотов по 12 трирем в каждом, всего в ней приняло участие 19 000 воинов. Но всех предшественников превзошел император Траян, устроив игры в честь завоевания Дакии. В этих празднествах, продолжавшихся с июня 107 г. по ноябрь 108 г. на протяжении 117 дней, принимали участие 9883 гладиатора, а также 11 000 диких зверей, сражавшихся друг с другом на арене Колизея.

К IV в. гладиаторские состязания устраивались на протяжении 10 дней в году. Римская чернь самозабвенно любила игры и состязания. Образованные люди осуждали их жестокий характер, но их голоса продолжительное время были едва слышны. Лишь с широким распространением христианства отношение к играм начало меняться.
В 325 г. император Константин обнародовал эдикт, осуждавший «кровавые зрелища». Его наследник Констанций II в 357 г. запретил добровольцам поступать в гладиаторские школы. В 399 г. император Гонорий совсем закрыл школы, а в 404 г. запретил проведение игр. Травли диких животных в Риме продолжали устраиваться до 523 г., а в Константинополе – до 681 г., когда были запрещены окончательно.
Набор и обучение гладиаторов
Гладиаторы имели различное происхождение. Большинство из них было военнопленными или осужденными преступниками, которым участие в гладиаторских играх заменяло смертный приговор. Одних выпускали на арену безо всякой подготовки, других предварительно обучали гладиаторскому ремеслу. Если осужденный выживал в течение трех лет, он мог получить помилование. Еще в начале II в. император Адриан запретил частным владельцам отдавать в гладиаторы рабов без веской на то причины, однако этот запрет систематически нарушался.
Самыми ценными гладиаторами считались добровольцы, которые составляли примерно четверть бойцов. К их числу относились отставные солдаты, дезертиры, беглые преступники и просто искатели острых ощущений. Они должны были засвидетельствовать свое желание перед магистратами и принести клятву о том, что их можно «жечь, вязать, сечь и казнить мечом». Правовое положение такого добровольца низводилось до состояния раба, чьей жизнью и смертью на протяжении установленного срока службы должен был распоряжаться его работодатель. Тем не менее, он мог выкупиться до истечения срока контракта.

Если все это время гладиатор оставался в живых, по окончании срока он вновь становился свободным и, разумеется, вновь мог наняться на службу. За свои выступления добровольцы получали немалые деньги. Ветераны, прошедшие через множество поединков и оставшиеся при этом в живых, пользовались большим спросом. За одно-единственное выступление такого бойца императору Тиберию как-то пришлось выложить 1000 золотых монет – огромную сумму.
Гладиаторов содержали и готовили к выступлениям в особых школах, где они вели суровый, но здоровый образ жизни под надзором своих учителей-ланист. Самые ранние из этих заведений известны в Капуе. В эпоху империи в Риме существовало не менее 4 таких школ: Большая, Галльская, Дакийская и школа, где готовили бестиариев для звериной травли.
Остатки гладиаторской школы в Помпеях включают прямоугольный двор 56×45 м, в котором проходили тренировки. По периметру двор был обнесен крытой колоннадой, в которую выходили двери 71 камеры без окон, в которых по двое жили гладиаторы. Среди других помещений были идентифицированы тюрьма, большая кухня, оружейный склад и мастерская. Крупнейшая из римских школ имела собственный небольшой амфитеатр с местами для 1200 зрителей.

Управлялись императорские школы прокураторами, распоряжавшимися целым штатом служащих: учителями фехтования и гимнастики, массажистами, врачами и надзирателями. В провинциях ланисты самостоятельно должны были набирать и обучать свою труппу и затем предлагать свои услуги устроителям игр. В поисках заказчиков они могли переезжать с места на место, подобно бродячему цирку, давая по пути представления, неизменно приносившие хороший доход: уже после двух выступлений можно было окупить все затраты.
Оружие и снаряжение
Оружие и снаряжение гладиаторов первоначально отражало особенности вооружения противников римлян. Со временем в него вносились изменения. Некоторые типы снаряжения входили в моду, другие со временем исчезали. Одной из самых ранних разновидностей гладиаторов являлись самниты, сражавшиеся мечом и защищавшиеся большим прямоугольным щитом. Голову самнитов закрывал шлем с петушиными перьями, доспехи включали бронзовый нагрудник и широкий кожаный пояс, а также поножи на левой ноге и мягкие обвязки для защиты правой руки.
Их традиционными противниками выступали фракийцы, которых можно было узнать по изображению грифона на шлеме, круглому щиту и кривому мечу. Ретиарий был легковооруженным бойцом без доспеха с непокрытой головой, сражавшимся трезубцем и сетью. Его противником зачастую выступал тяжеловооруженный секутор в глухом шлеме с небольшими прорезями для глаз, вооруженный большим щитом и коротким мечом.

Кроме того, существовали тяжеловооруженные гопломахи и мирмиллоны, лаквеаторы, старавшиеся поймать противника арканом, велиты, бросавшие во врага дротики. Эсседарии сражались на колесницах, андабаты бились друг с другом в глухих закрытых шлемах, меридианы развлекали публику в перерывах между утренней травлей зверей и устраивавшимися после полудня боями, а суппозитов внезапно выпускали против только что одержавшего победу гладиатора.
Бои между гладиаторами проходили как в форме парных поединков, так и в виде схваток целых отрядов, в которых участвовали одновременно до сотни человек пехотинцев и всадников. Как правило, снаряжение бойцов специально подбиралось различным, как и используемая ими техника боя. Секутору, сражавшемуся тяжелым вооружением, чтобы поразить своего противника, следовало приблизиться к нему вплотную. Ретиарий, напротив, сражался издалека, стараясь набросить на своего противника сеть и затем поразить его трезубцем. Участники поединка демонстрировали свое мастерство во владении оружием и стремились скорее измотать или ранить противника, чтобы заставить его просить пощады. Известны случаи, когда ни один из бойцов не мог одолеть противника и бой оканчивался «вничью».

Смертельный исход поединка являлся относительной редкостью. Из 200 известных нам гладиаторов I в. н.э. на арене погибли 19 — таким образом, шанс остаться в живых у них был примерно 9 к 1. Даже проигравший, в том случае, когда он просил зрителей о пощаде, мог сохранить свою жизнь с вероятностью 1 к 4. Победитель поединка получал от устроителя игр денежную награду и, описав по арене круг, выходил через парадные ворота. Тело погибшего вытаскивалось через другие ворота служителями в масках Меркурия и Харона.
Внешний облик
При раскопках некрополя Эфеса были найдены 67 останков, принадлежавших гладиаторам местной школы. Почти все скелеты свидетельствуют о том, что их владельцы были молодыми людьми возрастом между 20 и 30 годами, выше среднего роста, физически очень крепкими. Их кости несут на себе следы и значительного мышечного напряжения, являвшегося результатом интенсивных физических тренировок. Кажется, что некоторых из них начали обучать гладиаторскому искусству в раннем возрасте, вероятно, еще подростками, в возрасте от 12 до 15 лет, поскольку наблюдаемая асимметрия длины рук может развиться лишь до завершения созревания скелета.

Следы заживших ранений, в том числе довольно тяжелых, указывают на хороший медицинский уход и квалификацию состоявших при школе врачей. Необыкновенно высокий уровень стронция в костях указывает на то, что они придерживались вегетарианской диеты, состоявшей из ячменной каши и бобов. Помимо укрепления костей, растительная пища способствовала наращиванию слоя подкожного жира, который, должно быть, служил дополнительной защитой против порезов и поверхностных ранений. Грузные, слегка оплывшие тела гладиаторов, изображенные на римских мозаиках, вполне соответствуют действительности.
О судьбах многих гладиаторов мы знаем по их надгробным эпитафиям. Например, сириец Фламма за 30 лет своей жизни принимал участие в 38 боях, т.е. начиная с 17 лет, он выходил на арену в среднем раз в 4 месяца. В 25 боях он одержал победу, в 4 потерпел поражение, но был отпущен за храбрость, еще в 13 случаях бой окончился «вничью». Фламма 4 раза получал деревянный меч как символ освобождения, но он продолжал сражаться на арене, а затем был учителем фехтования в гладиаторской школе.
Амфитеатры
Первые игры в Риме устраивались на Форуме или на Марсовом поле, где, чтобы вместить толпы зрителей, спешно воздвигали деревянные трибуны. Начиная с середины I в. до н.э. ввиду быстрого роста популярности гладиаторских состязаний специально для них начали строить открытые амфитеатры. В Италии и провинциях к настоящему времени известны остатки 230 сооружений такого рода.

Одним из древнейших являлся амфитеатр в Помпеях, воздвигнутый около 80 г. до н.э. Его элипсовидная арена заглублена в землю, деревянные скамьи для зрителей уступами поднимались вверх по склону. Вместимость амфитеатра оценивается в 20 000 человек и рассчитана не только на городское население, но и на приток людей из округи.
В Риме первый амфитеатр из камня и дерева был построен в 29 г. до н.э. Статилием Тавром. Во время пожара Рима в 64 г. он сгорел и в 72 г. император Веспасиан начал строить новый каменный амфитеатр на месте, где некогда располагался парк Золотого Дома Нерона. Строительство продолжалось 8 лет и было завершено в 80 г. Титом. В древности в отношении него использовалось название Амфитеатр Флавиев, а сегодня мы знаем его как Колизей.
Колизей был крупнейшим римским амфитеатром. Его общая высота – 48,5 м, глубина фундамента – 9 м. В плане здание представляет собой эллипс с внешним обводом длиной 527 м, главные оси имеют 188 м в длину и 156 м в ширину. Длина осей арены – 86 и 54 м. Под ареной находилась сеть переходов и помещений, предназначенных для размещения зверей и гладиаторов, а также механизмов, поднимавших на арену декорации представлений. Колизей вмещал около 50 000 зрителей, но это число можно было увеличить в полтора раза за счет стоячих мест верхних ярусов.
Литература:
- Горончаровский В.А. Спартаковская война: восставшие рабы против римских легионов. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011. – 176 с.
- Хёфлинг Г. Римляне, рабы, гладиаторы. М., 1992. – 270 с.
- Носов К.С. Гладиаторы. Спб, 2005.
- Паолуччи Ф. Гладиаторы: обреченные на смерть. М., 2007.
- Тарновский В. Гладиаторы. М., 1998.
и неужели за столетия существования игр классическое снаряжение секуторо/ретиариев/мурмиллонов и пр. не изменилось?
Я как-то видел первый сезон безумного трэша "Спартак", вот там сами игры, как мне показалось, реконструированы более достоверно.
Насчет снаряжения. Это ведь не униформа. В мелочах они могли существенно изменяться. Предполагалось, что, скажем, у мурмиллона должен был быть короткий меч, большой щит, закрытый шлем, поножа и наручь. А вот длина меча, размеры и форма щита, шлем до известных пределов, наруч - будет ли он металлическим ламинарной конструкции или кожанным, или из набивной ткани - эти могло здорово варьироваться на местах. В целом, типажи гладиаторов 3 и даже 4 века вполне узнаваемы, можно понять, что вот это - мурмиллон, а это - скажем секутор. Но вот на одной мозаике начала 4 века гладиатор носит чешуйчатый панцирь. А на мозаиках из виллы Боргезе, они чуть более ранние - у них наручи не то чешуйчатые, не то кольчужные.
P.S. Я смотрю, мозаика с виллы Боргезе выше идет как иллюстрация. Вот обратите внимание на их наручи. У одного они чешуйчатые или кольчужные, у одного металлические из бронзовых пластин, а у одного - мягкие обвязки... И как здесь можно сказать, что что-то изменялось со временем... Оно изначально было очень пестро, различно и незафиксировано.
1. А когда начал складываться парадоксальный социальный стаус гладиатора: раба, пользовавшегося бешеной популярностью, но с клеймом "неджентльменской профессии"? Насколько я в курсе, на свободных, записавшихся в гладиаторы посматривали косо. Того же императора Коммода его "разоблачители и ниспровергатели" упрекали в том числе и в любви к выступлениям на арене амфитеатра.
2. Я понимаю, что гладиаторов в городах и весях Рима хватало, но все же откуда брались многие тысячи воинов на играх Клавдия и Траяна? Шутка ли - 3-4 легиона невольников заставить сражаться.
3. Причины восстания Спартака туманно описываются как "нежелание участвовать в играх". Однако в плане комфорта быта и риска гибели, жизнь гладиатора была во многом лучше чем у прочих невольников Рима. Есть ли у копателей темы какие-то догадки на сей счет?
4. В массовых свхатках гладиаторов их комплекты вооружения оставались обычными? Я к тому, что смысл в "картошкином балансе" типа ретиарий против секутора как-то теряется при потасовке десятка-двух человек.
5. Судя по фреске с виллы Боргезе, у гладиаторов в ходу были "сценические псевдонимы"? Беллерофон, Купидон и так далее, если я правильно смог прочесть.
Кстати, по моим впечатлениям, сильнее всего интересующимся темой гладиаторских боев, рвет шаблон именно "правдивый образ гладиатора", столь отличный от атлетически безупречных образов в литературе или сериалах типа того же "Спартака".)
2. В успешных кампаниях брали десятки тысяч пленных, как воинов, так и мирных. Часть из них выгоняли сражаться на арену.
3. Недавно в Италии закончилась Союзническая война. Есть мнение, что среди восставших было много военнопленных италиков, несправедливо (по их мнению) обращенных в рабство и выгнанных сражаться на арену.
4. При реконструкции битв пленные (например, даки при Траяне) сражались в национальных доспехах и своим оружием.
5. Совершенно верно.
Строго говоря, гражданская война между сулланцами и марианцами еще не закончилась, так как Испанию в то время контролировал (и успешно лупил республиканские войска) марианец Серторий. Большинство из уцелевших марианцев стягивались к нему, Серторий даже составил из них альтернативный Сенат.
То есть марианцам не было смысла присоединяться к "грязным рабам", когда под боком был Серторий. А побежденные италики типа самнитов были низведены до уровня животных, у них особого выбора не было.
Писатель Валентинов высказал интересное мнение, что Спартак был сам тайным марианцем и римским офицером, внедренным в среду гладиаторов, чтобы поднять восстание и ослабить Республику, два марианцам возможность победить. Но доказать это, увы, невозможно.
С одной стороны, образ жизни гладиаторов воплощает в себе высшую систему ценностей для римлян. При этом конкретный носитель этой ценности - раб, фигура в приличном обществе неприемлемая. Поэтому некоторая двойственность в отношении. С одной стороны, гладиаторов боготворили, а с другой, в дом не приглашали. На тех, кто якшался с гладиаторами смотрели как на нарушителей правил приличия. И, насколько мне известно, так было с начала игр и до конца. Кстати, Коммод на самом деле выступал на арене, это не слухи, распускаемые недоброжелателями.
При организации крупных игр в Рим в поисках гонорара устремлялись труппы со всех провинций, поэтому обеспечить число участников проблемой не было. К тому же большая часть этих участников являлась бойцами без квалификации, военнопленными или приговоренным к смерти на арене преступниками.
Что подвигло Спартака со товарищи на восстание я не знаю. Может высокие мысли о свободе, а может плохо охраняемый выход из гладиаторской школы. При том, что сегодня принято показывать повседневную жизнь гладиаторов в гораздо более светлых красках чем, скажем, пол-века назад, должно быть негатива там было предостаточно, у нас масса свидетельств о бунтах и самоубийствах гладиаторов. Как то, так и другое должно иметь свою причину.
Насчет комплектов снаряжения, да оставались те же. Например, Светоний рассказывает о том, как пятеро ретиариев бились против пяти секуторов и решили поддаться без боя, надеясь, что их отпустят с арены живыми. А распорядитель игр (то ли Клавдий, то ли Калигула, уже не помню), приказал добить халявщиков. Тогда один ретиарий вырвался, схватил трезубец и в одиночку укокошил всех секуторов. Был жуткий скандал и зрители расценили это как плохое предзнаменование. Однако, в описании этой сцены по крайней мере видно, что ретиарии сражались трезубцем, также как и в индивидуальных поединках.
Да, имена у них были еще те :-)
Насчет боёв Коммода в курсе. Просто на него таких собак понавешали, что образ уж совсем гротескный получается - Нерон с Клавдием и Калигулой, обнявшись, тихо плачут в темном углу латрины. Уверен, без прилыгания не обошлось.
2. По массовости мероприятий - все понятно.
3. По Спартаку тоже - дело ясное, что дело тёмное.
4-5. По снаряге и "погремухам" тоже понятно.
Большое спасибо за ликбез.)
Насчет Коммода, думаю, там и привирать особенно не нужно было, парень здорово потерял берега.
Или в боях без правил, на худой конец.
А благородный хоккей, тем более, когда обходятся без драк (т.е. не профессиональный, любительский) - не грех, это правда. Правда и до аналогии не налазит.
Уже есть прецедент:
https://www.youtube.com/watch?v=MMKFIHRpe7I