К началу Великой Отечественной войны советская разведка, а с ней и Главное автобронетанковое управление Красной армии, имели лишь приблизительные сведения о типах и характеристиках немецких танков. Такие результаты работы разведки, например, стали причиной переоценки возможностей немецкой бронетехники и запуска в марте 1941 года программы по созданию тяжёлых танков КВ-3, КВ-4 и КВ-5. И даже точные сведения о реально существовавших серийных немецких танках оказались крайне отрывочными. Например, разведка «пропустила» усиление брони средних танков Pz.Kpfw.III и IV до 50 мм в лобовой части, а также установку в Pz.Kpfw.III 50-мм танковой пушки. Навёрстывать недостаток информации во время войны пришлось самым верным способом – изучением трофеев. Среди боевых машин, которые оказались обделёнными вниманием советской разведки, была и штурмовая САУ StuG III (Sturmgeschütz III).
Презент из-под Киева
Впервые эту боевую машину, «крёстным отцом» которой являлся будущий фельдмаршал Манштейн, немцы применили в ходе боёв за Францию в мае-июне 1940 года. Нельзя сказать, что советская разведка ничего не знала о StuG III. Просто она не особо акцентировала на ней внимание, ограничившись коротким описанием:
«В качестве артиллерии сопровождения пехоты при атаках укреплённых позиций и гнёзд сопротивления на направлениях главного удара вводятся, пока в виде опыта в моторизованных дивизиях, а затем в танковых и пехотных дивизиях, дивизионы штурмовой артиллерии.
Дивизионы вооружены 75-мм танковыми пушками, установленными на шасси среднего танка III, но с особой башней и бронировкой.
Главная задача этих орудий — уничтожение прямой наводкой огневых точек».
О том, насколько важным и эффективным инструментом нападения являются эти низкие, подвижные и хорошо вооружённые боевые машины, советские военные не догадывались. Между тем, в июне 1941 года на границах Советского Союза находилось более десяти батальонов штурмовых орудий (Sturmgeschütz-Abteilung, сокращённо StuG.Abt.), действовавших обычно на самом острие наступления. Среди них был и 197-й батальон штурмовых орудий под командованием майора Гельмута Христа.
Этот батальон был сформирован в октябре 1940 года. На вооружение он получил машины StuG III Ausf.B. Боевое крещение StuG.Abt.197 прошёл в мае 1941 года, когда совместно со 132-й пехотной дивизией участвовал во вторжении в Югославию. В начале вторжения в СССР батальон был подчинён XXXXVIII-му танковому корпусу группы армий «Центр». Вскоре после начала боевых действий его переподчинили XXXXIV-му корпусу 6-й армии в составе группы армий «Юг».
К 15 августа батальон находился в районе города Канев, где начались затяжные бои за Днепр. Именно здесь в ходе контратак советской пехоты удалось захватить как минимум два StuG III Ausf.B из состава StuG.Abt.197. Машина из 3-й батареи досталась в ходовом состоянии и поучаствовала в фотосессии с захватившими её бойцами. На ходу оказалась и вторая машина, имевшая номер шасси 90 247 и имя собственное Prinz Eugen. Судя по повреждениям и отчётам StuG.Abt.197, потеряны самоходки были в результате подрыва на минах. После небольшого ремонта их отвели в тыл советских войск.
Часто встречается утверждение, что как минимум одна из этих захваченных самоходных установок позже пошла в бой с советским экипажем. Однако это не соответствует действительности. Уже в начале сентября самоходная установка из 3-й батареи оказалась на НИИБТ Полигоне. Что же касается машины с именем собственным Prinz Eugen, то её сначала переправили в тыл Центрального фронта. Там было составлено её краткое описание, причём называли трофей в нём не иначе, как «средний немецкий танк Т-3 с неподвижной башней». Описание касалось исключительно внутреннего и внешнего устройства машины. Полученные в ходе изучения характеристики примерно соответствовали реальным ТТХ StuG III. Несмотря на скоротечность составления описания, специалисты, изучавшие машину, успели её частично разобрать, после чего собрали обратно.
На НИИБТ Полигоне пошли по другому пути. Вместо того, чтобы подробно изучать новую машину, для начала был составлен краткий перечень её характеристик. Сводный материал о танках немецкой армии был подготовлен уже к 11 сентября 1941 года. Отражённые в нём тактико-технические характеристики оказались точнее, особенно это касалось толщины брони. Помимо измерений, на НИИБТ Полигоне были проведены и кратковременные испытания. В ходе них StuG III Ausf.B развил максимальную скорость 50 км/ч.
В документах НИИБТ Полигона немецкая штурмовая САУ именовалась не иначе как «артиллерийский танк», сокращённо Art-Sturm. Неизвестно, кто «изобрёл» этот термин, но обозначение «Артштурм» намертво прикрепилось к StuG III в советских документах.
Крепкий орешек
StuG III на НИИБТ Полигоне изучался в рамках составления справочника по немецкой бронетанковой технике, в котором остро нуждались войска. Из-за этого обстоятельства изучение проводилось по сокращённой программе, а потому и выводы местами могут показаться несколько необоснованными:
«Артиллерийский танк-штурмовик предназначен для действий в первом эшелоне танков.
В танке отсутствует башня. Огонь из пушки можно вести только вперёд с сектором обстрела 28° поворотом пушки, установленной на тумбе.
Пулемётное вооружение отсутствует.
При изготовлении артиллерийского танка нижняя часть броневого корпуса, ходовая часть, двигатель, планетарный механизм поворота, приводы управления взяты с танка Т-III.
Коробка перемены передач однотипна с КПП, установленной в танке Т-IIб, и отличается от неё только увеличенными габаритами.
Броневая защита танка поражается артиллерией всех калибров.
Через открытые места над орудийной установкой сверху танк может поражаться бутылкой с горящей жидкостью и гранатой».
Крайне легкомысленным в данном случае выглядит вывод относительно уровня броневой защиты немецкой самоходной установки. Безусловно, ряд её элементов создателями StuG III был выполнен не особо удачно, особенно это касается защиты рубки. Установка под прицел получилась такой, что нередко «ловила» снаряды, и уже на модификации Ausf.C её переделали. Не самой удачной с точки зрения снарядостойскости оказалась и орудийная установка. Тем не менее, броневую защиту лобовой части немецкого самохода сотрудники Полигона сильно недооценили. Именно StuG III стала первой немецкой боевой машиной с лёгким противоснарядным бронированием, пошедшей в серию. Толщина лобовых листов корпуса и рубки уже на первой модификации, StuG III Ausf.A, составила 50 мм. Машина получила надёжную защиту от 37-мм противотанковой пушки. И лишь годом позже до той же толщины усилили лоб Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV.
То, что с пробитием немецкой брони у советской 45-мм противотанковой пушки могут быть проблемы, было очевидно ещё в конце 1940 года. Тогда был проведён обстрел эвакуационного люка Pz.Kpfw.III, закупленного в Германии. Люк удалось пробить и даже расколоть, но не с первого раза. При таких результатах было очевидно, что более толстая броня будет непробиваема. Тем не менее, в сентябре 1941 года о StuG III в войска пошёл вердикт «поражается артиллерией всех калибров». Он же оказался продублирован в листовках из серии «Уничтожай немецкие танки».
Полноценное изучение брони немецкой самоходной установки было проведено лишь в сентябре 1942 года. На НИИБТ Полигоне в Кубинке, а также на территории филиала в Казани были проведены испытания обстрелом Pz.Kpfw.III, Pz.Kpfw.IV, Pz.Kpfw.38(t) и StuG III. Машины обстреливали советскими, американскими, английскими, немецкими, чехословацкими и французскими танковыми пушками. Определялась устойчивость их бронезащиты при обстрелах с дистанций 50, 100, 200, 400, 600 и 800 метров.
Первым делом самоходную установку обстреляли из 45-мм танковой пушки обр.1942 года, установленной в танке Т-70. Борта толщиной 30 мм пушка пробила без проблем, причём сделала это на дистанции 850 метров. Совсем другая картина выяснилась при обстреле лобовой части немецкой машины. Обстрел с дистанций 100 и 50 метров выявил один и тот же результат – вмятины глубиной 20 мм. При попадании снаряды разрушались.
На этом месте можно было бы закончить повествование и посетовать на плохое советское вооружение. Но весьма похожие результаты показала и другая пушка – английская 2-фунтовая (40 мм), установленная в канадском танке Valentine VII. Борта немецкой самоходной установки для неё также оказались беспроблемными. Что же касается лобовой части, то пробила английская пушка её лишь единожды, причём это произошло скорее случайно, а саму пробоину признали «некондиционной», так как пробитие пришлось на стык центрального и верхнего лобовых листов. В остальных случаях при попадании снарядов образовывались вмятины глубиной до 25 мм. Остаётся лишь посочувствовать английскими танкистам, у которых 2-фунтовка была основным вооружением танков вплоть до осени 1942 года.
Похожий результат показала и 37-мм пушка A-7, установленная на чехословацком танке Pz.Kpfw.38(t). При уверенном пробитии бортов лоб StuG III оказался неуязвим и для неё — попадания отмечались вмятинами глубиной до 40 мм. Но картина резко поменялась при использовании подкалиберных снарядов. Эти боеприпасы уверенно пробивали лобовую броню немецкого штурмового оружия на дистанциях 100, 200 и 400 метров.
Гораздо увереннее показала себя 37-мм пушка M5, установленная в американском лёгком танке M3. Её бронебойный снаряд M51 без проблем пробивал лоб немецкой самоходки со 100 метров, а на дистанции в 150 метров наблюдались вмятины глубиной 35–50 мм. Объяснялось это прежде всего тем, что при создании противотанковой пушки М3 Гладеон Барнс использовал увеличенную гильзу для её боеприпасов, благодаря чему начальная скорость снаряда оказалась выше таковой у советских и британских аналогов.
Ещё эффективнее оказалась 47-мм танковая пушка SA 35, установленная во французском танке Somua S 35. Максимальная дистанция, на которой удалось пробить лоб StuG III из неё, составила 400 метров. Правда, на таком расстоянии пробитие происходило через раз. Немецкая 5 cm KwK 38 L/42, штатное вооружение Pz.Kpfw.III по состоянию на 1941 год, смогла пробить лобовую броню САУ на дистанции в 800 метров.
Довольно любопытными были результаты обстрела из 75-мм пушки M2, которая устанавливалась на американский средний танк M3. Бронебойные снаряды для неё в первых конвоях не поставлялись, по этой причине по StuG III стреляли осколочно-фугасными боеприпасами. Итоги стрельбы оказались неутешительными: не было отмечено ни единого пробития. Максимум, чего удалось добиться – это вмятины глубиной до 10 мм. Кроме того, при стрельбе по лобовому листу рубки глубокая вмятина образовалась на крыше трансмиссионного отделения. Совсем иные результаты оказались у 76-мм пушки Ф-34 – её бронебойные снаряды делали из StuG III решето с любых дистанций. При попадании происходили проломы брони с образованием большого числа осколков.
Ориентир
Примерно в это же время изучением конструкции корпуса StuG III занимался коллектив НИИ-48. Определялся состав брони, типы соединения листов, выявлялись наиболее удачные решения, которые можно было бы внедрить в советское броневое производство:
«Корпус германского танка «Арт-Штурм»
Корпус сварной. Потолок боевого отделения крепится болтами с потайной головкой. В первоначальном выпуске имел 50 мм толщины лобовые листы, 30 мм бортовые и 20 мм кормовые. Впоследствии 20 мм броня кормовых листов заменена бронёй 50 мм толщины.
Корпус изготовлен из катанной хромистой стали с наличием ванадия в количестве 0,1%.
Листы обработаны на твёрдость Hв 10/3000 476–337, диаметр отпечатка 2,80–3,32. Броня вязкая, имеет хорошую снарядостойкость и не колется.
<…>
2. Немецкие корпуса танков T-3, T-4 и Артштурм изготовлены из хромистой стали, обладают хорошей снарядостойскостью.
Для производства брони нашей промышленностью до толщин 50 мм наиболее подходящим составом является состав немецкой хромистой брони. Варка, прокатка, термообработка и сварка хромистой стали марок 5140 и 5150 нашей промышленностью освоены, и в производстве брони затруднений не будет.
3. В качестве электрода для сварки корпусов можно рекомендовать хромистый электрод с содержанием хрома 2,1% и углерода 0,2%».
Стоит отметить, что и до обстрела немецких танков шли работы по подкалиберным снарядам для 45-мм пушек, а также разработка 45-мм противотанковой пушки с удлинённым стволом. Итоги испытаний лишь подстегнули сроки внедрения обоих конструкторских решений.
Поначалу немецкая новинка не особо заинтересовала советских конструкторов. Однако впоследствии САУ StuG III оказала огромное влияние на развитие советской средней самоходной артиллерии. До неё отечественные средние САУ представляли собой, как правило, полуоткрытые истребители танков с вращающейся башней, например проект У-20. Но уже весной 1942 года приоритеты конструкторов поменялись в пользу разработки штурмовых САУ с закрытой рубкой, концептуально повторяющих StuG III. Но об этом поговорим уже в следующий раз.
Источники:
- ЦАМО РФ
- Архив Михаила Свирина
Комментарии к данной статье отключены.