18 марта 1915 года в русской армии была сформирована 1-я отдельная автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту – первое отечественное подразделение ПВО, на вооружении которого состояли зенитные самоходные установки. В роли таковых выступали российские 76-мм зенитные пушки Тарновского-Лендера образца 1914 года, установленные на специально переоборудованные американские грузовые автомобили «White». Командовал батареей из четырёх орудий капитан Василий Васильевич Тарновский – автор идеи самих пушек и энтузиаст развития зенитной артиллерии.
Продолжительное время батарея Тарновского была единственным специализированным российским подразделением ПВО на всём театре военных действий. Будучи формально приписанной к Северному фронту, она вынужденно действовала повзводно, а иногда и отдельными машинами, прикрывая Минск, объекты на Западной Двине у Риги и Двинска и на Висле у Варшавы. Батарея для Первой мировой войны была хорошо оснащена в техническом плане – кроме четырёх частично бронированных самоходных зенитных установок, в её состав входили четыре грузовика, выполнявшие функции зарядных ящиков, три легковых автомобиля, четыре мотоцикла и автомобиль-кухня, он же цейхгауз. В 1916 году штат батареи пополнился новой техникой – ещё одним грузовиком, автомобилем-мастерской, автоцистерной, прожекторным автомобилем и автомобилем с генераторной установкой.
Комментарии к данной статье отключены.