Великобритания, признанная «владычица морей», многие десятилетия по праву гордилась своими крейсерами и линкорами. Однако не всегда условия позволяли сразиться с противником в открытом море, и тогда на сцену выходили корабли, менее привлекательные внешне, но не уступающие порой по своим заслугам красавцам Флота метрополии. Сегодняшняя публикация открывает цикл статей, посвящённых британским кораблям огневой поддержки, применявшимся в обоих мировых конфликтах.
В конце сентября 1914 года «Бег к морю» стал подходить к своему логическому завершению: фронт упёрся своим флангом в Северное море. Стабилизация Западного фронта на Бельгийском побережье открыла возможности для десанта во фланг немецким войскам, а следом вступление в конце октября в войну Османской империи потребовало восстановления связи с союзной Российской империей.
Для операций против берега была необходима огневая поддержка, но рисковать кораблями Флота метрополии на мелководье у побережья Фландрии было недопустимо, в то время как старые суда или не обладали достаточной огневой мощью или имели слишком большую осадку для действий около побережья. Действия у побережья также осложняли мины и угроза подводных лодок. Корабли огневой поддержки предстояло купить, построить или переоборудовать из других типов, и британское Адмиралтейство использовало все три возможности.
Жертвы цен на каучук
С покупкой проблем возникло меньше всего, так как нужные корабли строились на английских же верфях. Военно-морское соперничество между южноамериканскими странами и хорошие доходы от экспорта каучука легли в основу наращивания военного флота Бразилии в 1907–1912 годах. Первые переговоры о постройке трёх речных мониторов для действий на Амазонке прошли в конце 1911 года.
Проект фирмы «Виккерс» предусматривал постройку мелкосидящего корабля водоизмещением 1200 тонн. Вооружение составляла пара 6-дюймовых (152-мм) орудий длиной 50 калибров в компактной башне, подобной применявшейся на броненосных крейсерах типа «Монмут» (HMS Monmouth). Дополнительное вооружение включало две 4,7-дюймовых (120-мм) гаубицы, четыре трёхфунтовых (47-мм) пушки и восемь пулемётов.
Для получения требуемой малой осадки 1,4 метра пришлось сделать широкий и плоский корпус длиной между перпендикулярами 79 метров, шириной 24 метра и глубиной 2,6 метра всего с одной палубой и широкой надстройкой. В ней удалось разместить всё необходимое для ведения длительных операций, включая больничный отсек, холодильные камеры и даже тюремное отделение. Борт корпуса был защищён броней толщиной три дюйма, доходящей до верхней палубы толщиной в один дюйм. Двухвальная силовая установка с двумя паровыми машинами тройного расширения и двумя котлами Ярроу со смешанным отоплением должна была позволить развить скорость 12 узлов.
В январе 1912 года бразильцы приняли предложение «Виккерс». Все три заказанных монитора получили названия в честь притоков Амазонки: «Жавари» (Javary), «Солимойнс» (Solimões) и «Мадейра» (Madeira). Уже в октябре 1913 года законченный первым «Жавари» отправился в Клайд на испытания.
Хотя на испытаниях удалось превысить контрактную скорость, выявилась плохая управляемость, что потребовало увеличить размеры рулей. Стрельбы также обнаружили высокие напряжения конструкции корпуса в носовой части, в месте соединения с надстройкой, и понадобилось усилить конструкцию наклёпкой дополнительных пластин.
Изменения в конструкцию внесли к декабрю, когда на испытания вышел «Солимойнс», а за ним в феврале 1914 года последовал «Мадейра». Все три монитора были готовы, но бразильцы не смогли вовремя заплатить за свои корабли. В результате конкуренции со стороны недавно созданных малайских плантаций цены на каучук резко упали, и Бразилии стало не до увеличения своего флота. Три монитора выставили на продажу почти одновременно с линкором «Рио-де-Жанейро» (Rio de Janeiro), проданным туркам в декабре 1913 года. Речные корабли не были таким интересным предложением, поэтому они оставались в Девонширском доке в Барроу. Покупателей не было.
Корабли «на всякий случай»
Незадолго до начала войны Черчилль выразил обеспокоенность возможностью попадания новых кораблей в руки врага, сообщив 1 августа 1914 года Третьему морскому лорду:
«Одновременно с приказом о мобилизации Вы должны уведомить фирмы, строящие иностранные корабли, которые почти завершены, а именно два турецких линкора, эсминцы у господ Уайт и три бразильских монитора, о нашем намерении в случае войны вступить в переговоры по их покупке, и предупредить их, чтобы они не позволили им перейти в чужие руки или покинуть страну».
Были приняты немедленные меры для получения этих кораблей Королевским флотом, что и произошло уже 3 августа. С «Виккерс» согласовали цену в 155 000 фунтов стерлингов за корабль, которая складывалась из 28 000 фунтов за вооружение, 23 667 фунтов за машины и 103 333 фунтов за корпус и бронирование. Стоимость тонны водоизмещения около 120 фунтов стерлингов получилась достаточно высокой, на уровне эскадренных миноносцев, что, возможно, отражает высокую рентабельность, заложенную в первоначальный экспортный контракт.
На тот момент реальной потребности в подобных кораблях у Королевского флота не было, но постройку мониторов завершили, и они были полностью готовы к боевым действиям. Дальше события развивались быстро: 4 августа Великобритания вступила в войну, 5 августа в Барроу прибыли командиры и экипажи, а 8 августа мониторы ввели в эксплуатацию. В качестве новых имён для мониторов выбрали названия рек с начальными буквами, максимально приближенными к бразильским названиям. Так, «Солимойнс» переименовали в «Северн» (HMS Severn), «Мадейру» — в «Мерси» (HMS Mersey), а «Жавари» — в «Хамбер» (HMS Humber).
К 25 августа корабли были подготовлены к службе и с помощью буксиров выведены в канал Уолни. Новые ходовые испытания показали, что вместо 12 узлов, полученных 10 месяцев назад, «Хамбер» может развить лишь 9,67 узла. Объяснений было два: несколько меньшая, чем на предыдущих испытаниях, глубина и засорённость котлов после долгой стоянки. Однако за всё последующее время службы все три монитора никогда больше не достигали первоначальной скорости, что не помешало во всех официальных публикациях приписывать им 12 узлов.
Все три корабля первоначально передали Дуврскому патрулю, ответственному за защиту Ла-Манша. «Северн» и «Мерси» совместно покинули Барроу сразу после испытаний, «Хамбер» совершал переход отдельно. Три с половиной дня перехода оказались серьёзным испытанием для речных судов: в Ирландском море разразился шторм, и волны стали заливать верхнюю палубу, проникая через люки в жилые помещения. Мониторы наглядно продемонстрировали, что не годятся для действий в открытом море даже в штиль. В конце концов, 29 августа они достигли Дувра, совершив переход со средней скоростью 7,5 узла.
Служба от Бельгии до Танзании
Прибыв в Дувр, корабли сразу же получили задачу прикрыть эвакуацию английских морских пехотинцев из Остенде. На месте выяснилось, что эвакуация уже прошла, и корабли отбыли в Медуэй, где весь сентябрь патрулировали устье Темзы. Заодно мониторы прошли первую модернизацию, получив дополнительный дюйм брони над погребами главного калибра.
С выходом немецких войск на побережье Бельгии мониторы активно поддерживали огнём приморский фланг англичан. Выходы на обстрелы побережья продолжались до конца октября 1914 года, при этом 10 октября «Северн» с дистанции всего 300 метров был атакован немецкой подлодкой U 8, но её торпеда прошла под килем, а 18 октября несколько человек на «Хамбере» и «Мерси» получили осколочные ранения от ответного огня немецкой полевой артиллерии. Огонь был настолько интенсивным, что 28 октября башня «Мерси» вышла из строя, а левое 6-дюймовое орудие «Северна» было совершенно расстреляно.
Огонь экс-бразильских мониторов и других британских кораблей позволил остановить продвижение немецких войск и стабилизировать фронт. 3 ноября «Северн» и «Мерси» ушли в Медуэй, а «Хамбер» последовал за ними 7 ноября, успев поддержать французскую атаку на Вестенде.
Износ орудий при отсутствии запасных стволов привёл к замене 6-дюймовых башен на «Северне» и «Мерси» двумя одиночными 6-дюймовыми орудиями (BL 6-inch gun Mark VII) на носу и на корме. Боекомплект увеличили до 225 (75 полубронебойных и 150 фугасных) снарядов на ствол. Также перенесли гаубицы на шлюпочную палубу и установили вместо прожектора трёхфунтовое зенитное орудие Гочкиса. Орудия «Хамбера» были в лучшем состоянии, поэтому поначалу он сохранил свою башню, получив отремонтированные орудия с «Северна» и «Мерси» как запасные. В конце ноября и «Хамбер» получил BL 6-inch gun Mark VII на корму — это орудие, как и два других, было спасено с погибшего в 1906 году броненосца «Монтегю» (HMS Montagu).
Так как речные корабли было невозможно использовать в зимнем море, до марта 1915 года экс-бразильские мониторы простояли в Медуэе, а операции у побережья Бельгии свернули до вступления в строй более крупных мониторов.
В начале марта следующего года поступил приказ готовить корабли к дальнему переходу: в случае удачного развития Дарданелльской операции мониторы планировали задействовать на Дунае против Австро-Венгрии. Естественно, что самостоятельный переход речных кораблей на такое расстояние был невозможен, поэтому корабли подготовили для буксировки, а экипажи разместили на лайнере «Трент» (SS Trent). 29 марта корабли успешно достигли Мальты. Оттуда мониторы должны были перейти в гавань Мудрос на острове Лемнос для подготовки к высадке союзников, назначенной на 25 апреля, но плохая погода задержала их выход. Уже 19 апреля пришёл новый приказ, разделивший корабли на три года.
С начала ноября 1914 года в дельте реки Руфиджи (современная Танзания, Восточная Африка) британцы блокировали немецкий бронепалубный крейсер «Кёнигсберг» (SMS Königsberg). Малые глубины не позволяли большинству британских кораблей подняться вверх по реке, и бывшие бразильские речные мониторы оказались единственными подходящими для этой задачи единицами — именно поэтому Адмиралтейство отправило два из них в Восточную Африку.
Так как вооружение «Хамбера» теперь отличалось от собратьев, его оставили на месте, а «Северн» и «Мерси» 28 апреля покинули Мальту на буксире. После трудного перехода 3 июня конвой прибыл на остров Мафия в 10 км от устья Руфиджи. Остров был захвачен у немцев в январе 1915 года и использовался как передовая база для блокады. Потребовалось три недели, чтобы привести мониторы в порядок после перехода, установить дополнительную защиту из полудюймовых стальных листов и мешков с песком, а также разместить 9000 пустых канистр из-под бензина для сохранения плавучести в случае повреждения корпуса.
Бой на Руфиджи шёл в два этапа с перерывом, 6 и 11 июля. Мониторы выпустили по «Кёнигсбергу» 837 (633 и 204 соответственно) 6-дюймовых снарядов, при этом в ответ «Мерси» 6 июля получил два попадания 105-мм снарядов. Погибло четыре человека, ещё двое скончались от ран позднее. Общий расход боекомплекта составил 943 6-дюймовых, 389 4,7-дюймовых, 1860 3-фунтовых снарядов, а также 16 000 патронов к пулемётам.
После уничтожения немецкого крейсера мониторы ушли на Занзибар для приведения в порядок, после чего вернулись к службе у побережья нынешней Танзании. Малая осадка, достаточно мощное вооружение и хорошая защита сделали их незаменимыми для поддержки операций. Дар-эс-Салам сдался 3 сентября 1917 года, но немцы ещё продолжали сопротивление. Лишь весной 1918 года мониторы отбыли в Александрию, где в мае встали на ремонт.
«Хамбер» в течение этих трёх лет тоже не стоял без дела. Он оставался на Мальте до мая 1915 года, когда пришло сообщение о торпедировании германской подлодкой U 21 у Дарданелл броненосцев «Триумф» (HMS Triumph) и «Маджестик» (HMS Majestic). Мониторы и переоборудованные крейсера должны были заполнить образовавшийся пробел, вызванный отводом крупных кораблей из-за угрозы подводных лодок.
1 июня «Хамбер» покинул Мальту и отправился на Лемнос, прибыв 8 июня к Габа-Тепе, и в тот же день участвовал в бою. На следующий день монитор открыл огонь по деревне Биюк-Анафарта, находящейся в трёх милях от берега, но после 15 выстрелов вышло из строя правое орудие. Устранив в течение нескольких минут задержку, «Хамбер» продолжил бой. В течение следующих нескольких месяцев «Хамбер» занимал обычное положение у пляжей ANZAС, подавляя турецкие батареи — особенно те, что обстреливали пляжи, используемые для разгрузки людей и припасов. Его 4,7-дюймовые гаубицы оказались полезным дополнением к главному калибру при стрельбе на близкие дистанции. Хотя монитор действовал непосредственно вблизи берега, сам он серьёзных повреждений не получил. В декабре «Хамбер» прикрыл вывод войск из Сувлы и сектора ANZAС.
После того как в Александрии орудия главного калибра «Хамбера» заменили отремонтированными стволами с систершипов, корабль отправили в египетский Мерса-Матрух. Туда монитор пришёл 30 января 1916 года, оказав поддержку британским силам, действующим в этом районе. В конце марта последовало возвращение в Александрию, откуда через Суэцкий канал корабль ушёл в Порт-Тевфик, где стал частью мощной обороны против возможных атак турецких войск. Там «Хамбер» оставался в течение 16 месяцев, и единственными развлечениями его экипажа были краткие визиты в Александрию и стрельба по случайным вражеским аэропланам.
«Хамбер» покинул Порт-Тевфик 4 августа 1917 года на буксире крейсера «Эвриалус» (HMS Euryalus), отправившись в Акабу, где оставался в качестве сторожевого корабля до февраля 1918 года. Затем «Хамбер» вернулся в Александрию на буксире у крейсера «Графтон» (HMS Grafton), где к нему наконец присоединились «Северн» и «Мерси» из Восточной Африки.
В октябре 1918 года все три монитора отправились на Лемнос для оказания помощи операциям против Болгарии и Турции, но перемирие было подписано до того, как корабли смогли принять участие в каких-либо действиях. После перемирия троица прибыла в Константинополь, где «Хамбер» оставался три месяца, а «Северн» и «Мерси» через Чёрное море ушли на Дунай, по которому поднялись до Галаца, обеспечивая соблюдения Австро-Венгрией перемирия.
В марте 1919 года все три монитора отозвали в Великобританию: в ходе интервенции в Россию для операций на Двине требовались мелкосидящие корабли. Планировалось перевооружить их трёхорудийными 4-дюймовыми (102-мм) артиллерийскими установками, но обстановка потребовала срочной отправки, и 20 мая «Хамбер» покинул Девонпорт на буксире, всё ещё неся первоначальное вооружение. Единственным изменением стала замена старой 3-фунтовой зенитки на более мощное 3-дюймовое (76-мм) орудие. Служба «Хамбера» в России будет описана позднее.
Так и не добравшиеся до берегов Двины «Северн» и «Мерси» продали на слом в мае 1921 года и разделали на металл двумя годами позднее. «Хамбер» за 5510 фунтов стерлингов продали нидерландской фирме по утилизации и спасению судов Фрэнка Рейсдейка, где его превратили в баржу с краном. В 1938 году бывший монитор всё ещё оставался на плаву, но дальнейшая его судьба неизвестна.
Источники и литература:
- Бортовые журналы крейсеров HMS Theseus, HMS Grafton, HMS Endymion
- Оскар Паркс. Линкоры Британской империи — СПб.: «Галея-Принт», 2005
- Феттер А.Ю. Броненосцы типа «Ройал Соверен» — СПб.: «Корабли и сражения», 1996
- Reginald Bacon. The Dover Patrol. 1915–1917 — Andesite Press, 2015
- David K. Brown. The Grand Fleet. Warship Design and Development 1906–1922 — Naval Institute Press, 2010
- David K Brown. Warrior to Dreadnought: Warship Design and Development 1860–1905 — Naval Institute Press, 2011
- Ray A. Burt. British Battleships 1889–1904: New Revised Edition — Naval Institute Press, 2013
- Ian Buxton. Big Gun Monitors: Design, Construction and Operations 1914–1945 — Seaforth Publishing, 2008
- Julian S. Corbett. History of the Great War. Based on Official Documents. Naval operations — Longmans Green and CO, 1923
- Jim Crossley. Monitors of the Royal Navy: How the Fleet Brought the Big Guns to Bear — Pen & Sword Maritime, 2013
- Nicholas Dingle. British Warships 1860–1906 — Pen & Sword Maritime, 2009
- Norman Friedman. British Cruisers of the Victorian Era — Seaforth Publishing, 2012
- Richard Perkins. British Warship Recognition: The Perkins Identification Albums. Volume III: Cruisers 1865–1939, Part I — Seaforth Publishing, 2017
Комментарии к данной статье отключены.