3 сентября Великобритания объявила войну Германии, и в тот же день на пост Первого лорда Адмиралтейства вернулся сэр Уинстон Черчилль. Не теряя времени, он начал объезд кораблей и объектов Королевского флота, и обнаружил в Чатэме и Портсмуте мониторы Первой мировой войны, к строительству которых им было приложено столько усилий. Ветеранов было решено вернуть в строй.
Новый корабль для старой башни
Из-за ограничений Вашингтонского морского соглашения строительство новых мониторов в межвоенные годы не велось, а из флота в 40 кораблей, с которым Великобритания закончила прошлую войну, в сколь-нибудь пригодном для дальнейшего использования по назначению состоянии осталось только три корабля: «Эребус», «Маршал Сульт» и находящийся в Сингапуре «Террор». Были ещё «Маршал Ней» и несколько малых мониторов типа M, но они были переоборудованы во вспомогательные суда, и их уже сложно было восстановить для первоначального назначения.
Поскольку вполне вероятным считался выход немецких войск к морю в Нидерландах или Бельгии, Черчилль приложил все усилия для возвращения кораблей в строй. Если «Эребус» и «Террор» были признаны пригодными для использования и требовали только усиления бронирования, то детальное обследование «Маршала Сульта» показало, что даже с заменой силовой установки монитор вряд ли разовьёт больше 8 узлов. Это считалось совершенно недостаточным для действий у побережья Бельгии с его сильными течениями. Как это было четверть века назад с «Маршалом Неем», было решено построить для башни «Маршала Сульта» новый корпус, а сам корабль перестроить во вспомогательное судно.
Работы по проектированию нового корабля начались почти сразу. Изначально предполагалось обеспечить кораблю скорость 15 узлов, но расчёты показали, что для этого потребуется мощность машин 11 000 л.с., что было неприемлемо много. Взяв за основу обводы «Эребуса» как лучшего ходока среди мониторов Первой мировой, Адмиралтейский испытательный завод получил данные, по которым для достижения 12-узловой скорости хватало достаточно скромной мощности в 3500 л.с. Это вызвало возвращение к старой идее Черчилля оснастить мониторы дизельной силовой установкой. Были предложены дизели «Твин Атлас Полар», экономичность которых позволяла резко снизить запас топлива, но ограничение по времени постройки вынудило всё же остановиться на паровых турбинах, получить которые можно было гораздо быстрее.
Использование турбин и всего двух трёхколлекторных водотрубных котлов адмиралтейского типа позволило сократить длину отсеков силовой установки на 16,45 метра (54 фута) по сравнению с «Эребусом», что, в свою очередь, позволило ограничиться длиной между перпендикулярами 107,8 метра (354 фута). При полной ширине 26,8 метра (88 футов) и осадке 3,65 метра (12 футов) полное водоизмещение должно было составить 8380 тонн, т.е. примерно столько же, сколько у «Эребуса» до всех модернизаций. Усиленное бронирование палубы должно было выдерживать 227-кг (500-фунтовую) бомбу, сброшенную с высоты 3600 метров (12 000 футов), наклонённый же под 35° боковой пояс должен был, как и раньше, противостоять 152-мм (6-дюймовым) снарядам морских орудий или 229-мм (9-дюймовым) гаубичным снарядам.
Корпус получил развитую систему противоторпедной защиты, состоящей из булей и системы переборок, подобную защите новых линкоров типа «Кинг Джордж V». Буль шириной 5,18 метра (17 футов) делился переборками на три части. Внешняя расширительная часть была пустой, средняя заполнялась водой для поглощения осколков и рассеивания ударной волны, а внутренняя часть вновь была пустая — она предотвращала воздействие ударной волны непосредственно на противоторпедную переборку. Переборка изготавливалась из двух слоёв конструкционной стали Дюколь толщиной 19 мм (3/4 дюйма) каждый.
В районе погребов, котельного и машинного отделений защита дополнялась фильтрационной переборкой в самом корпусе. Противоторпедная защита должна была держать 1000-фунтовый (454 кг) заряд торпеды. Кольцевая водоотливная магистраль соединяла отсеки, позволяя при помощи четырёх помп производительностью по 550 тонн/час осушать их или использоваться для исправления крена или дифферента. На новом мониторе наконец-то отказались от неудобной боевой рубки перед башней главного калибра, и корабль получил классическую боевую рубку в развитой надстройке.
Проект был разработан помощником конструктора М.С. Данстеном под руководством главного конструктора Пенгелли.
Хотя главному калибру будущего монитора исполнилось четверть века, он считался вполне эффективным вооружением. Кроме капитального ремонта необходимо было переделать подачу боеприпасов для использования более длинных снарядов нового образца. Для управления огнём служил директор, установленный на топе мачты, а столик Дрейера разместили под броневой палубой под носовой надстройкой. На компасной площадке в верней части надстройки разместили 12-футовый (3,6 метра) дальномер в дополнение к 15-футовому (4,5 метра) в башне главного калибра.
Ввиду необходимости действовать непосредственно у вражеского берега, особое внимание уделили выбору зенитной артиллерии. Первоначальное предложение вооружить корабль шестью одноствольными 102-мм (4-дюймовыми) пушками, как у «Эребуса» и «Террора», было отвергнуто. Монитор, как новые авианосцы, должен был получить новые 114-мм (4,5-дюймовые) пушки в двухорудийных межпалубных установках, но их нехватка заставила вернуться к 102-мм пушкам. Корабль вооружили аналогично новым крейсерам четырьмя двуствольными установками Mk.XIX с пушками Mk.XVI.
Подача боеприпасов до верхней палубы осуществлялась подъёмниками из двух погребов, расположенных в корме и за башней главного калибра. Основным оружием ближней ПВО выбрали многоствольные «пом-помы», но дефицит и этого вида зенитного вооружения заставил установить новомодные 20-ствольные 7-дюймовые пусковые установки неуправляемых ракет типа UP. Два четырёхствольных «пом-пома» вначале хотели разместить в диаметральной плоскости для получения лучших углов обстрела, но из-за опасения повреждения установки при стрельбе главным калибром прямо в нос их разместили сбоку и спереди у основания барбета башни. Ещё две 20-ствольные установки разместили по бокам надстройки, а одну поставили в корме. В конечном итоге монитор получил зенитное вооружение, сравнимое или даже более мощное, чем у новых крейсеров. Для учебных стрельб корабль оснастили 6-фунтовыми (57-мм) и 2-фунтовыми (40-мм) вкладными стволиками — соответственно, для 381-мм и 102-мм орудий.
Строительство
По мере того, как продвигалось проектирование нового монитора, были предприняты и первые шаги для его постройки. С началом войны строительство новых линкоров типа «Лайон» заморозили на один год для ускорения постройки кораблей, находящихся в большей степени готовности, и «Джон Браун энд Компани» в Клайдбэнке, которая должна была после спуска на воду линкора «Дюк оф Йорк» заложить линкор «Конкерор», получила отсрочку, за время которой на освободившемся стапеле можно было построить монитор.
Первоначально планировалось использовать как можно больше оборудования и вспомогательных механизмов с выводимого из строя «Маршала Сульта», но его состояние было недостаточно хорошим, а оборудование использовало напряжение 105 вольт вместо ставших стандартом 220 вольт, так что было решено ограничиться башней, броней барбета и гидравликой. Башню должна была отремонтировать и модернизировать в Портсмуте компания «Виккерс-Армстронг», а потом в разобранном состоянии доставить в Клайдбэнк для установки на новом корабле.
Детали проекта были утверждены только 6 февраля 1940 года, и монитор стал фактически частью судостроительной программы 1940 года, получив адмиралтейский номер J1573, а позже — наименование «Робертс», как монитор Первой мировой. Против строительства корабля были выдвинуты возражения: недоброжелатели сочли, что броневую сталь следует потратить на производство танков, но так как половина веса защиты была или барбетом от «Маршала Сульта», или сталью Дюколь, возражения отмели.
Хотя работы над корпусом уже начались, официально корабль был заказан только 16 марта 1940 года с готовностью в апреле 1941 года. Турбины общей мощностью 4800 л.с., как и всем кораблям британского флота, разработала компания «Парсонс» на базе ходовой установки в 4500 л.с. от речной канонерской лодки «Скорпион», а котлы были подобны котлам шлюпа «Блэк Сван» с поправкой на малую высоту корпуса монитора, что вызвало в дальнейшем проблемы с циркуляцией на полном ходу. Адмиралтейский испытательный завод провёл специальные испытания макета корпуса на манёвренность, по результатам которых было решено оснастить монитор двумя рулями вместо одного у «Эребуса». Развал бортов носовой части и возвышенный нос должны были уменьшить заливание палубы.
Корпус монитора был достаточно прочен даже без учёта брони — его обшивка была выполнена из 15-мм (5/8 дюйма), а верхняя палуба — из 18-мм (3/4 дюйма) листов стали Дюколь. Корпус имел клёпаную конструкцию, и только в наименее важных местах использовалась сварка. Киль нового монитора заложили 30 апреля 1940 года на том же стапеле, с которого за два месяца до этого спустили «Дюк оф Йорк». Для ускорения строительства рабочие чертежи на официальное утверждение не представлялись, детали уточнялись на двухнедельных встречах представителей Адмиралтейства и строителя, выбор части оборудования основывался не на стандартах, а на доступности, а часть вообще шла по нормам малых гражданских судов.
Работы над башней «Маршала Сульта» задерживались, и в сентябре 1940 года было предложено использовать 343-мм (13,5-дюймовую) башню от сданного на слом линейного крейсера «Тайгер». Идею признали технически возможной, но малоосмысленной, так как башне потребовалось бы то же время на ремонт и модернизацию, а флот получил бы дополнительную проблему из-за отсутствия на вооружении 343-мм орудий.
К этому времени улучшилась ситуация с зенитным вооружением, и восьмиствольный «пом-пом» занял своё место на корме вместо установки неуправляемых ракет. С доставкой башни тоже возникли проблемы: было сочтено неприемлемым гонять ни «Робертс» в Портсмут, ни «Маршал Сульт» в Клайдбэнк, но не все детали башни можно было перебросить по железной дороге. На доставку 14-дюймовых башен новых линкоров подрядили судно «Си Фишер», так что часть грузов поехала по железной дороге, а часть морем, причём с риском потерять башню.
Составленный чёткий график работ, по которому 28 февраля башня должна была стоять на месте, посыпался сразу — при разборке башни в Портсмуте выяснилось, что бронеплиты за годы службы стали фактически одним целым, и бронирование башни пришлось погрузить в тот же трюм судна «Гудвуд», что и поворотный стол. При переходе в ночь на 7 марта корабль «Гудвуд» попал в шторм, и поворотный стол, лежавший поверх башни, рухнул с высоты 4,5 метра, повредив себя и судно — причём так, что экипаж решил покинуть его. Утром, когда шторм стих, выяснилось, что судно находится на плаву, и вернувшаяся на борт команда повела его в Девонпорт, где поворотный стол выгрузили для ремонта.
В результате всех этих приключений монитор получил свою башню только в конце мая, т.е. на три месяца позже срока, причём с чужими стволами — вместо стволов с «Сульта» были установлены два других ствола 1915 года выпуска; правый изначально стоял на линкоре «Малайя», а левый использовался для опытовых стрельб. Сложностей в постройке добавил и налёт немцев 7 мая, когда упавшая недалеко от «Робертса» мина (вероятно, донная BM1000) повредила осколками шлюпки, директоры артиллерии и прожектора. С другой стороны, все эти задержки позволили усилить ПВО и противоминную защиту: так, полученные восемь 20-мм «Эрликонов» сменили две остававшиеся 20-ствольные пусковые установки, директоры 102-мм пушек получили радары тип 285, а директоры «пом-помов» — тип 282, были установлено размагничивающие устройство, а также система для помех акустическим минам, плюс А-образная рама для параванов в носу. Всё это вызвало увеличение экипажа с планируемых 308 человек до 442.
Новый монитор внешне радикально отличался от своих предшественников. Вместо длинного полубака и чистой от надстроек палубы, над которой возвышались лишь башня, боевая рубка, мачта и труба, «Робертс» имел гладкопалубный корпус с подъёмом в носу, внешний наклонный броневой пояс и развитые надстройки, многочисленные зенитные установки и радары. Чуть уступая «Эребусу» по размерам (полная длина 113,79 метра, длина между перпендикулярами 107,8 метра, полная ширина 27,35 метра, по корпусу 16,45 метра), он имел почти такое же стандартное водоизмещение 7973 тонны, полное водоизмещение 9150 тонн, из которых 445 тонн добавили внесённые при строительстве изменения. Обычно перегрузка ухудшает остойчивость корабля, но метацентрическая высота «Робертса» даже в полном грузу составляла 5,58 метра (18 футов), что минимум втрое превосходило этот показатель у современных ему линкоров и крейсеров.
В строй «Робертс» вошёл только 6 октября 1941 года, на три месяца позже срока, и под командованием кэптена Лавбэнда через три дня ушёл в Гейрлок. Там он прошёл докование и 26 октября приступил к испытаниям. Максимальная скорость достигла 13,2 узла. Было сделано по четыре выстрела из 381-мм орудий, 10 выстрелов из 102-мм орудий и по 30 выстрелов из малокалиберной артиллерии, после чего испытания завершились. После окончательной доводки гидравлики башни 13 ноября корабль покинул Клайдбэнк, чтобы подготовиться к долгому переходу вокруг Африки на Средиземное море для замены погибшего девять месяцев назад «Террора».
Растущие аппетиты
Второй монитор рекомендовалось построить ещё летом 1940 года, но тогда это было сочтено не срочным, и заказ не состоялся. Потеря прекрасно зарекомендовавшего себя «Террора» вызвала необходимость срочной его замены, и для ускорения работ новый монитор должен был с минимальными изменениями повторить проект «Робертса». В июне 1941 года последний командир «Террора» коммандер Генри Хейнс составил список предложений по улучшению корабля на основе своего опыта командования погибшим монитором.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что бравый капитан хотел бы получить 18-узловой ход, дальность стрельбы главного калибра 48 000 ярдов (44 км) и собственную авиацию. Всё это никак не влезало в рамки имеющегося проекта, а орудий с такой дальностью стрельбы флот не имел вообще. Однако часть более скромных предложений — типа утяжеления кормового якоря или увеличения запасов пресной воды — могла быть учтена. Итоговый список основных изменений включал в себя следующие пункты:
- 381-мм орудия Mk.I*/N;
- увеличенная на 1 дюйм толщина бронепалубы над силовой установкой;
- круглый и более низкий барбет;
- синхронизированные с директором силовые приводы 102-мм пушек и «пом-помов»
- расширенная для удобства размещения 102-мм пушек палуба надстройки
- дополнительные места для хранения запасов и пресной воды
- два дизель-генератора по 150 кВт вместо двух по 60 кВт при сохранении двух турбогенераторов по 200 кВт;
- увеличенное число шлюпок;
- экипаж до 500 человек;
- более высокая дымовая труба.
За 20 лет не было произведено ни одной башни калибра 381 мм, но в Чатэме хранилась ещё одна «запасная» башня линейного крейсера «Фьюриес», которую отправили в Элсвик для модернизации, продолжавшейся до января 1943 года.
Монитор был заказан 4 апреля 1941 года компании «Виккерс-Армстронг» в Ньюкасле вместо замороженного нового линкора «Лайон», а закладка состоялась 26 мая. Строительство велось по переданным «Джон Браун энд Компани» копиям чертежей «Робертса», а изготовление силовой установки передали на «Парсонс». Корабль был спущен на воду 31 марта 1942 года и получил название «Эберкромби» — причём, как и в Первую мировую, с ошибкой в написании (Abercrombie).
Как было сказано выше, башня корабля пробыла в модернизации до января 1943 года, что задержало её монтаж, так же сроки постройки сорвали несвоевременные поставки механизмов, особенно турбин и генераторов. Дополнительные трудности добавили проблемы с недостатком рабочей силы, так что корабль под командованием кэптена Фолкнера покинул верфь лишь 22 апреля. По дороге в Росайт для постановки в сухой док были проведены испытания машин и вооружения — выяснилось, что после года стояния в Тайне корабль смог развить скорость только в 12 узлов.
Все модификации добавили 567 тонн, причём в большинстве своём в корму от башни, в результате чего монитор осел кормой. При полном водоизмещении 9717 тонн осадка кормой составила 4,77 метра по сравнению с 3,98 метрами в проекте «Робертса», стандартное же водоизмещение составило 8536 тонн (в документах при этом значилась ошибочная цифра 7850 тонн, что меньше стандартного водоизмещения «Робертса»), метацентрическая высота — 4,26 метра (14 футов).
«Эберкромби» получил самое современное электронное оборудование. Устаревший стол Дрейера сменила новая система управления огнём Mk.IV — такая же, как на крейсерах, 102-мм орудия управлялись при помощи синхронизированных приводов двумя директорами с РЛС тип 285M, а три «пом-пома» — директором Mk.IV с РЛС тип 282, для обнаружения целей служили две РЛС: обнаружения воздушных целей тип 281 и обнаружения надводных целей тип 272М. Восемь одноствольных «Эрликонов» заменили восемью спаренными и четырьмя одноствольными, усилив ближнюю ПВО.
Последний из британских больших мониторов вошёл в строй 5 мая 1943 года — как раз вовремя, чтобы успеть к планируемой операции на Сицилии.
Вокруг Африки и обратно
В октябре 1941 года «Робертс» вместе с «Эребусом» отправился на Средиземноморье для замены потерянного «Террора». 1 декабря мониторы покинули Лох-Фойл и отправились в долгую дорогу вокруг мыса Доброй Надежды, так как небольшая скорость кораблей в условии превосходства противника в воздухе делала невозможной переброску коротким путём через Средиземное море. С заходами для заправки на Азоры, во Фритаун и Пуэнт-Нуар корабли прибыли в Саймонстаун 11 января, где провели пару артиллерийских учений.
Обстановка требовала скорейшего прибытия на Средиземное море, но «Робертс» был вынужден задержаться в Дурбане для ремонта котла. Когда же ремонт закончился, английские войска были отброшены в Египет, и Суэцкий канал оказался под ударами немецкой и итальянской авиации. Прибывший 26 февраля в Суэц «Робертс» занял позицию в 4 милях к югу от входа в канал в качестве плавучей батареи ПВО, и прикрывал якорную стоянку судов, снабжающих британскую 8-ю армию.
Расчёты зениток провели немало бессонных ночей, но за всё время состоялось лишь несколько налётов. В июле корабль ушёл на несколько недель в Красное море, где провёл учебные стрельбы по побережью, используя в качестве мишеней старые нефтяные баки. В августе был получен приказ о переброске в Гибралтар, опять же с заходом для очистки в Дурбан, так как из-за обрастания днища монитор едва давал 5 узлов при оборотах, позволявших развить 8 узлов. В конце концов, 2 ноября монитор прибыл в Гибралтар, а уже 6 ноября вышел оттуда с группой кораблей — Союзники начинали операцию по высадке в Алжире.
В пламени «Факела»
Задачей монитора было подавление береговой артиллерии, так как крупные корабли прикрывали силы высадки с моря от возможного появления флота противника. Первая фаза вторжения (операция «Терминал») не увенчалась успехом. Британские эсминцы «Малкольм» и «Броук», которые должны были высадить батальон американской пехоты для захвата гавани Алжира, были повреждены артиллерией вишистов. «Малкольм» вынужден отойти, а «Броук», хотя и прорвался в гавань и высадил десант, получил такие повреждения, что позже затонул при попытке отбуксировать его в Гибралтар.
В общем же, сопротивление французов, оказанное десантным силам 8 ноября, было незначительным, и для его подавления хватило крейсера «Бермуда», эсминцев и ударов авиации, так что «Робертс», находившийся в 7 милях от побережья, огня не открывал и во второй половине дня встал на якорь как корабль радиолокационного дозора.
Так как зона высадки находилась в радиусе действия авиации Оси, ответ не заставил себя ждать. Во второй половине дня последовали атаки как немцев из бомбардировочных эскадр KG 54 и KG 26, так и итальянцев из 105-й и 130-й групп торпедоносцев, причём только итальянцы претендовали на потопление крейсера и торпедирование ещё четырёх кораблей. На самом деле, успехи лётчиков оказались скромнее: потеряв пять «Юнкерсов» Ju 88, один «Хейнкель» He 111, три итальянские «Савойи-Маркетти» SM.79 и разведывательный «Кант» Z.1007bis, они смогли поразить 500-кг бомбой британский эсминец «Кодрай» и торпедировать американский армейский транспорт «Лидстаун», выведя из строя руль. При этом командир крейсера «Бермуда» заявил, что уклонился от 23 вражеских торпед, что несколько превосходило общее число сброшенных.
На следующий день, когда монитор бросил якорь в самой гавани Алжира, налёты вражеской авиации продолжились. Утро началось относительно спокойно: в 09:30 «Харрикейны» из 43-й эскадрильи отогнали бомбившую корабли пару Ju 88, чуть позже пара «Спитфайров» из 83-й эскадрильи сбила разведчик из эскадрильи 2(F.)/122, а после полудня истребители с авианосца «Викториес» атаковали пару He 111 и тройку Ju 88, сбив один «Хейнкель» и повредив «Юнкерс», в то время как лётчики с «Формидебла» уничтожили одиночный Ju 88.
Последний налёт стоил Союзникам попаданий в голландский транспорт «Демпо» и многострадальный «Лидстаун», причём последний был тут же добит двухторпедным залпом U 331 под командованием капитан-лейтенанта Ганса-Дидриха фон Тизенгаузена. В 16:30, когда к городу подошла пара «Летающих Крепостей» B-17 из Гибралтара с заместителем командующего силами Союзников в Северной Африке генерал-майором Марком Кларком на борту, на город, порт и аэродром обрушился удар более 30 вражеских бомбардировщиков. Лётчики 13 «Спитфайров» 243-й эскадрильи, сопровождавшие бомбардировщики, немедленно вступили в бой, после чего к ним присоединились истребители 43-й и 81-й эскадрилий.
Через час настало время торпедоносцев: пара He 111 безуспешно атаковала торпедами эскортный авианосец «Эвенджер», а пара SM.79 заявила попадание торпеды в торговое судно. «Робертс», зенитки которого целый день отражали налёты авиации, повреждений не получил, но в очередной раз был повреждён транспорт «Демпо», а также корабль ПВО «Паломарес» (прямое попадание 250-кг бомбы и два близких разрыва). Всего за 9 ноября Союзники заявили 20 сбитых бомбардировщиков — в действительности немцы и итальянцы потеряли 15 самолётов, включая машины двух командиров авиагрупп.
Негостеприимная гавань Бужи
10 ноября Союзники смогли добиться успеха на дипломатическом поприще: после переговоров с генералом Кларком командующий вооружёнными силами Франции адмирал Франсуа Дарлан отдал французским войскам приказ о прекращении сопротивления в Северной Африке. Однако никакие договорённости с Дарланом не могли прикрыть корабли Союзников от ударов вражеской авиации. Утром воздушный патруль над бухтой осуществляли флотские истребители, позже передав свою задачу ВВС.
В 16:00 «Робертс» вышел из Алжира, сопровождая тихоходный конвой с войсками для высадки в Бужи (ныне Беджайя) и захвата аэродрома в Джиджели. Прикрытие конвоя осуществляли самолёты с авианосца «Аргус», так как «Эвенджер» из-за аварии был вынужден уйти в Алжир. Ближе к вечеру вышел и штурмовой эшелон из трёх десантных кораблей с тремя пехотными батальонами, а в 23:00 десантный транспорт «Аватеа» с грузом горючего и имущества ВВС. На подходе к Бужи корабли были атакованы 26 немецкими бомбардировщиками, которым удалось добиться одного попадания 250-кг бомбой в «Аргус» и нескольких близких разрывов, которые вызвали крен корабля в 3,5°.
Примерно в то же время шесть SM.79 из 130-й группы около Алжира добились торпедного попадания в шлюп «Ибис» и потопили его. Высадка в Бужи началась рано утром под прикрытием оставшихся боеспособными самолётов с «Аргуса» и «Эвенджера», но в Джиджели волна помешала разгрузке, и «Аватеа» отошёл в Бужи. Таким образом, когда после полудня повреждённый «Аргус» начал отход, корабли в Бужи могли быть прикрыты только истребителями из-под Алжира, что при расстоянии в 120 миль делало их реакцию слишком замедленной.
Ослабление ПВО сил вторжения немедленно сказалось на результатах атак немецко-итальянской авиации. В 13:30, всего через час после ухода «Аргуса», последовал безуспешный налёт пяти Ju 88 и четырёх SM.79, которые потеряли от зенитного огня один итальянский торпедоносец, а ещё три получили повреждения, также атакой «Спитфайров» из 81-й эскадрильи был повреждён один немецкий бомбардировщик.
В сумерках последовала более мощная атака 30 Ju 88, за которыми последовали He 111 из эскадры KG 26. Эта атака исчерпала запас удачи монитора: в 17:15 он был атакован тремя бомбардировщиками с кормы и носа одновременно, сбросившими с пикирования под углом 30° с высоты 300 метров 500-кг бомбы. Одна упала в 6–9 метрах от левого борта, напротив котельного отделения, затопив два отсека буля и вызвав крен в 3°, зато две другие поразили сам корпус монитора.
Первая бомба попала в верхний край пояса левого борта напротив машинного отделения, прогнула броню на 250 мм (10 дюймов) на площади 3 м², оставив пробоину в обшивке борта диаметром около 2 метров (7×6 футов) и полуметровую (2×2 фута) дыру в верхней палубе. Взрыв вызвал затопление двух внутренних отсеков буля, разрушил корабельную канцелярию и вызвал пожар. Вторая бомба, ударившая за трубой по правому борту, была остановлена броневой палубой, но разрушила верхнюю палубу на протяжении 3 метров (пробоина 12×8 футов), выведя из строя вентиляцию машинного отделения и перебив осколками пожарную магистраль.
Из-за повышения температуры команде пришлось временно оставить машинное отделение. Из строя вышли турбогенераторы, дымовая труба была повреждена, также пострадали запасы воды и провизии. Временно вышли из строя РЛС, дальномеры и размагничивающая аппаратура, экипаж потерял 17 человек убитыми и 35 человек ранеными.
Кроме «Робертса», несколько бомбовых попаданий получил десантный транспорт «Аватеа», на котором начался пожар, а транспорт «Катай» после попадания неразорвавшейся бомбы был брошен экипажем. Чуть позже пятёрка итальянских торпедоносцев безуспешно попыталась добить уходящий «Аргус», однако торпеды прошли мимо, а два самолёта были повреждены зенитным огнём.
Ближе к ночи взорвалась бомба на «Катае», вызвав на транспорте пожар, который продолжался до утра 12 ноября, пока взрыв боеприпасов не отправил его на дно. С наступлением темноты пламя пожаров позволило итальянской подлодке «Арго» обнаружить десантные силы, добив горящий «Аватеа» и потопив корабль ПВО «Тинвальд».
Утро 12 ноября «Робертс» встретил, не имея хода, что исключило его из участия в операции в районе мыса Бон. Корабль получил пополнение экипажа из числа спасённых с потопленного ночью «Тинвальда». Это позволило доукомплектовать расчёты зенитной артиллерии, а ремонтные партии с помощью подручных средств пытались восстановить вентиляцию машинного отделения. Пополнение расчётов пришлось как нельзя кстати, так как уже через 25 минут после потопления «Тинвальда» вывалившаяся из облаков шестёрка Ju 88 поразила бомбами десантный транспорт «Каранджа».
Транспорт был оставлен экипажем и через несколько часов затонул. «Спитфайры» 154-й эскадрильи, наконец-то переброшенные в Джиджели утром 12 ноября, прикрыть порт пока не могли, так как на аэродроме не было горючего. В 09:00 на сцене появились новые действующие лица — двухмоторные «Мессершмитты» Me 210 из авиагруппы III./ZG 1 атаковали Джиджели и Бужи, а в обед последовали атаки итальянских «Кантов» Z.1007bis и немецких «Юнкерсов» Ju 88, повредивших польский эсминец «Блыскавица». Повреждённый «Робертс» весь день вёл зенитный огонь, в полночь пополнив боезапас со шлюпа «Пеликан».
За неполную неделю корабль, который так ни разу и не дал залп из своих могучих 15-дюймовок, израсходовал более 30 000 выстрелов зенитной артиллерии! В это же время наконец-то было доставлено горючее на аэродром в Джиджели, что позволило «Спитфайрам» с утра 13 ноября прикрыть гавань Бужи. Это снизило угрозу воздушных атак, однако недостаток топлива ограничил их активность, и в полдень два десятка Ju 88, атаковавших Бужи, потопили транспорт «Гленфинлас» и повредили три французских торговых судна.
Продолжались и атаки подлодок — так, в ночь на 14 ноября на выходе из Бужи итальянская «Платино» торпедировала уходящий в Алжир транспорт «Наркунда», который в 18:00 был добит атакой «Юнкерсов» Ju 88. 15 ноября итальянская же лодка «Ашанги» смогла торпедировать у Бужи тральщик «Альжерин», погибший почти со всем экипажем. Выжило всего 8 человек, так как взорвавшиеся глубинные бомбы добили многих барахтавшихся в воде. Серьёзной потерей стала и гибель авианосца «Эвенджер», ушедшего из Алжира тремя днями ранее, торпедированного на подходе к Гибралтару немецкой лодкой U 155 и погибшего почти со всем экипажем.
Следующий день едва не стал последним и для «Робертса» — два торпедоносца атаковали его в гавани, но торпеды прошли мимо и попали в волнорез. За время стоянки команда монитора смогла своими силами устранить часть незначительных повреждений и заделать цементом и шпалами пробоину в палубе. 22 ноября подлатанный монитор сменил корабль ПВО «Позарика» в радиолокационном дозоре в гавани, так как на берегу до сих пор не было развёрнуто ни одной РЛС. 1 декабря «Робертс» покинул гавань Бужи и ушёл в Алжир, откуда вышел в Гибралтар для ремонта. 6 января монитор пришвартовался в Ливерпуле, где встал в ремонт, продолжавшийся до конца мая 1943 года — заодно корабль прошёл модернизацию подачи для использования «длинных» фугасных снарядов.
Источники и литература:
- Патянин С.В., Морозов М.Э. «Черные молнии» кригсмарине. Германские миноносцы Второй мировой — Яуза, 2009
- Douglas Austin. Malta and British Strategic Policy, 1925–1943 — Routledge, 2012
- Ian Buxton. Big Gun Monitors: Design, Construction and Operations 1914–1945 — Seaforth Publishing, 2008
- Jim Crossley. Monitors of the Royal Navy — Pen & Sword Maritime, 2013
- H.M. Ships Damaged or Sunk by Enemy Action, 3rd September, 1939 to 2nd September, 1945 — Admiralty, 1952
- J.E. Kaufmann, H.W. Kaufmann, Aleksander Jankovič-Potočnik and Vladimir Tonič. The Atlantic Wall: History and Guide — Pen & Sword Military, 2011
- Vincent P. O’Hara. Torch: North Africa and the Allied Path to Victory — Naval Institute Press, 2015
- Lawrence Paterson. Eagles over the Sea 1935–1942. A History of Luftwaffe Maritime Operations — Naval Institute Press, 2019
- Rudi Rolf. Der Atlantikwall: Die Bauten der Deutschen Küstenbefestigungen, 1940–1945 — Biblio-Verlag, 1998
- Anthony Saunders. Hitler's Atlantic Wall — Sutton Publishing, 2001
- Christopher Shores, Giovanni Massimello, Russell Guest, Frank Olynyk, Winfried Bock. A History of the Mediterranean Air War 1940-1945. Vol.3: Tunisia and the End in Africa. November 1942 — May 1943 — Grub Street, 2016
- Andrew Rawson. Walcheren: Operation Infatuate — Leo Cooper, 2003
- Graham A. Thomas. Attack on the Scheldt. The Struggle for Antwerp, 1944 — Pen & Sword Military, 2017
- http://www.naval-history.net
Комментарии к данной статье отключены.