В 1991 году, в ходе операции по освобождению Кувейта, известной как «Буря в пустыне», западные союзники активно использовали различные спецподразделения. Одной из главных задач для британских и американских спецназовцев было обнаружение и последующее уничтожение установок иракских баллистических ракет — «Скадов». Какие методы применялись при проведении этих операций и к каким результатам они привели?
В поисках задач
После вторжения сил Саддама Хуссейна в Кувейт в августе 1990 года из Юго-Восточной Азии в район Персидского залива были переброшены части 5-й группы сил специальных операций армии США («зелёные береты»), основной задачей которых была разведка на кувейтской границе. Подразделение «морских котиков», базировавшееся на авианосце «Джон Ф. Кеннеди», было задействовано в мероприятиях по соблюдению морской блокады, занимаясь досмотром подозрительных судов.
Осенью 1990 года специалисты британской САС (SAS, Special Air Service) и американской «Дельта» были привлечены к изучению возможностей спасения заложников – граждан западных государств, удерживаемых Саддамом в Ираке и Кувейте. Проработка вопроса закончилась неутешительно: для подобной операции требовались силы размером до бригады, при этом прогнозировались большие потери как среди военных, так и среди заложников. К счастью, кризис с заложниками успешно разрешился в начале декабря 1990 года, когда Саддам освободил их в качестве жеста доброй воли.
Идеи широкого использования спецподразделений не встречали поддержки со стороны главнокомандующего союзных сил генерала Нормана Шварцкопфа. Из личного опыта времён Вьетнамской войны он вынес убеждение, что спецподразделения только оттягивают на себя ресурсы, которые можно было употребить с гораздо большей пользой. Генерал Шварцкопф любил спрашивать подчинённых: «Что такого может ваш чёртов спецназ сделать лучше, чем бомбардировщики «Стэлс» и F-16?»
Однако заместителем командующего коалиционными силами являлся британский генерал Питер де ла Бильер, заслуженный ветеран САС, участвовавший практически во всех послевоенных кампаниях британского спецназа и заслуживший два Военных креста за операции САС в Омане и на Борнео. Он приложил немало усилий для того, чтобы изменить изначально скептическое отношение Шварцкопфа к применению спецназа при проведении «Бури в пустыне».
Уже 12 декабря 1990 года де ла Бильер направил приказ САС о планировании глубоких рейдов в Ирак, похожих на те, с которых начиналась история САС в Ливийской пустыне в 1941 году. Между 27 декабря и 3 января 1991 года на главную британскую базу около Абу-Даби было переброшено около пятисот спецназовцев во главе с командиром 22-го полка САС подполковником Джоном Холмсом из Шотландской гвардии. В эту группу входили эскадроны «Альфа», «Браво» и «Дельта» 22-го полка САС, эскадрон «Ромео», составленный из резервистов 21-го и 23-го полков САС, эскадрон СБС (Special Boat Service, SBS – спецназ Королевского флота) и части поддержки.
По плану де ла Бильера, спецназовцы должны были совершать рейды в западной части Ирака и устраивать диверсии, чтобы отвлекать внимание иракцев от главного направления грядущего сухопутного наступления коалиционных сил. Однако прежде чем патрули САС пересекли иракскую границу, у них появилась иная и гораздо более серьёзная задача.
Последний аргумент по имени «Скад»
Около трёх часов ночи 18 января 1991 года на Израиль обрушились первые иракские ракеты. Всего в первую ночь на территорию страны упало семь ракет, в следующую ночь – ещё четыре. А 20 января первые ракеты обрушились и на Саудовскую Аравию.
Ракеты «Аль-Хусейни» представляли собой модифицированные иракцами в ходе войны с Ираном советские Р-17 («Скад-Би» по классификации НАТО). За счёт снижения их полезной нагрузки на треть дальность полёта была увеличена до 550 километров. Ракеты запускались с мобильных пусковых установок на колёсном шасси МАЗ-543, дислоцированных в пустынных районах на западе Ирака.
Всего за время войны Ирак выпустил по Израилю и Саудовской Аравии 88 «Скадов». Это привело к гибели 2 израильтян и 1 саудовца, а также 28 пенсильванских нацгвардейцев, когда ракета случайно угодила в их казармы в Дахране 25 февраля. Хотя ракеты не отличались особой точностью, шума эти пуски наделали много.
Израильское общество было возмущено и требовало возмездия, премьер-министр Шамир угрожал ответными ударами по Ираку. Но вступление Израиля в войну могло лишить коалицию игравших в ней важную роль (прежде всего в пропагандистском качестве) арабских союзников – Египта, Сирии, государств Персидского залива. В связи с этим задача поиска и уничтожения иракских пусковых установок стала одним из приоритетов для сил коалиции. Вдобавок, существовали опасения использования Саддамом для новых пусков боеголовок с химическим оружием.
Задача для САС
В это время части САС завершали передислокацию на передовую базу в городке Эль-Джауф на северо-западе Саудовской Аравии, в 200 километрах южнее иракской границы. САСовцы разместились в недавно построенном, но неиспользуемом здании гражданского аэропорта.
Эскадроны Альфа и Дельта были разделены на 4 мобильные группы. В ночь с 20 на 21 января 1991 года они пересекли иракскую границу и начали поиск «Скадов» в южной части Западной пустыни. Для наблюдения за расположенными севернее основными дорогами, ведущими из Ирака в Иорданию, вертолёты «Чинук» Королевских ВВС ночью 22 января забросили три патруля из состава эскадрона «Браво», каждый по 8 спецназовцев.
Командира первого патруля с позывным Браво-три-ноль не устроили оба места, где приземлялся вертолёт – с его точки зрения, в этой каменистой пустыне просто негде было укрыться. Поэтому патруль вернулся назад в Аль-Джауф.
Патруль с позывным Браво-один-девять в течение недели вёл скрытное наблюдение, но затем был раскрыт врагом и после перестрелки с иракскими солдатами поспешно ретировался на территорию Саудовской Аравии, использовав взятый с собой «Лендровер-90» с укороченной колёсной базой.
Третий патруль, вопреки уговорам командира 22-го полка САС подполковника Холмса и полкового сержант-майора Питера Рэтклиффа, «Лендровер-90» с собой взять отказался, так как тот показал плохую остойчивость при испытаниях в пустыне. Это обстоятельство и стало одной из причин, по которым патруль с позывными Браво-два-ноль вошёл в историю достаточно трагическим образом.
Браво-два-ноль
Командовал патрулём 34-летний сержант Энди Макнаб (псевдоним, настоящее имя – Стивен Митчелл) из полка Royal Green Jackets, получивший Военную медаль во время событий в Северной Ирландии. Его заместителем был 36-летний сержант Винс Филлипс, известный в САС марафонец. Боевой опыт имели два спецназовца из числа их подчинённых – лэнс-капрал Йэн «Динджер» Принг был ветераном 22-го полка САС и участвовал в Фолклендской войне, а за спиной новоявленного австралийца Малколма «Стэна» Макговэна была служба в родезийской армии. Ещё одним иностранцем в составе патруля был 27-летний новозеландец Майк «Киви» Кобёрн (псевдоним), ранее служивший в новозеландском САС. Радистом патруля являлся рядовой Стивен «Быстроногий» Лэйн, а медиком – 29-летний капрал Крис «Джорди» Райан (псевдоним, настоящее имя – Колин Армстронг), откомандированный из 23-го (резервного) полка САС. Восьмым членом патруля был рядовой Боб Консильо из морпехов.
Браво-два-ноль успешно высадились и укрылись на днёвку в небольшом овраге, чтобы следующей ночью пройти к дороге и установить наблюдательный пост. При этом сразу патруль столкнулся с проблемой – полным отсутствием радиосвязи. Позднее выяснилось, что по ошибке патруль получил перед выходом на задание неправильные радиочастоты.
Днём патруль был обнаружен группой бедуинов, и после короткой перестрелки с ними поспешно отступил, бросив тяжёлые рюкзаки. Попытка связаться с самолётами АВАКС при помощи аварийных маячков тоже провалилась. После этого командир патруля Макнаб, вопреки предварительным договорённостям с командованием, решил уходить в Сирию, до которой было гораздо ближе, чем до Саудовской Аравии. Из-за этого посланные на поиски «Чинуки» Королевских ВВС не смогли обнаружить членов патруля.
С целью сбить со следов возможных преследователей, патруль немного попетлял по пустыне. В ходе этих манёвров спецназовцы разделились. Впоследствии найти друг друга группы не сумели и продолжили марш к сирийской границе самостоятельно.
Январь 1991 года оказался в Ираке самым суровым за последние три десятилетия. Холодный пронизывающий ветер и снегопад серьёзно сказывались на физическом состоянии солдат. Группа Макнаба, добравшись до дороги, захватила такси, на котором попыталась доехать до сирийской границы. Но на въезде в приграничный городок Крабила автомобиль был остановлен на блокпосту. Перед ним спецназовцы покинули машину, договорившись с водителем такси, что он подберёт их после блокпоста, однако водитель такси сообщил о вражеских солдатах в полицию.
Полицейские подняли по тревоге местное ополчение, с помощью которого к утру 27 января после ряда стычек справились с противником. Макнаб, Динджер и тяжелораненый Кобёрн попали в плен, Лэйн умер от переохлаждения после попытки переплыть Евфрат, а Консильо был убит.
Из второй группы, которой руководил капрал Райан, Филлипс умер от переохлаждения, Стэн попал в плен, когда пытался договориться с местными бедуинами (он единственный в составе Браво-два-ноль мог говорить по-арабски) насчёт машины. Сам Райан, преодолев за 7 дней и 8 ночей пешком три сотни километров, с запасом продовольствия в виде пары упаковок бисквитов, успешно пересёк границу союзной Сирии 31 января 1991 года.
Альфа-один-ноль и другие
В то время, когда происходили описанные выше события с патрулем Браво-два-ноль, четыре мобильных группы САСовцев активно вели поиск «Скадов» в южной части пустыни на западе Ирака.
Каждая группа включала около 30 спецназовцев на 7–8 армейских «Лендроверах-110» в сопровождении грузовичка «Мерседес-Бенц Унимог» и трёх мотоциклов «Кэнон», использовавшихся для разведки и связи в условиях соблюдения режима радиомолчания.
Кроме названия, армейский вариант 110-го «Лэндровера» имел мало общего с гражданским собратом. На этих машинах отсутствовали ветровые стекла, двери и крыши, все фары были закрашены, установлено оружие – на капоте 7,62-мм пулемёт Л7А2, а сзади – крупнокалиберный пулемёт Браунинг М2, автоматический гранатомёт или ПТРК «Милан». Сверху крепился мощный тепловизор «Мира».
Группы передвигались ночью, ведя поиск «Скадов». В темноте, ориентируясь только по GPS, удавалось двигаться по каменистой пустыне со скоростью не более 20 км/ч.
При обнаружении мобильных пусковых установок ракет группа связывалась через самолёты АВАКС с коалиционным центром управления в Эр-Риаде, который посылал в атаку самолёты – А-10 «Тандерболт» днём и F-15Е ночью. Время между обнаружением цели и ударом по ней авиации достигало 50 и более минут. Также САСовцы находили и повреждали иракские подземные линии оптоволоконных кабелей. Днём мобильные группы прятались в тщательно замаскированных убежищах в пересохших руслах рек и оврагах.
Погодные условия были тяжёлыми – туманы, песчаные бури и, прежде всего, холода со снегом, к которым спецназовцы оказались совершенно не готовы. В программу САС традиционно входили тренировки в пустынях на юге ОАЭ, и британцы ожидали схожих погодных условий. В результате бойцы прибыли в район действий без тёплых вещей, а многие даже без спальных мешков. Лишь поспешная скупка бурнусов на окружающих Аль-Джауф арабских базарах позволила немного улучшить ситуацию. Правда, в результате спецназовцы, кутающиеся в бурнусы и заматывающие головы в куфии, выглядели совсем не как бойцы регулярной западной армии. Возможно, это и стало причиной пары случаев обстрела днёвок САС самолётами коалиции, в результате которых один «Лендровер» был уничтожен. Жертв среди личного состава не было.
Столкновения с иракскими солдатами были довольно редки, и обычно после короткой перестрелки британцы успешно отступали (если врагов было много) либо уничтожали врага (если мало). 11 февраля два «Лендровера» группы с позывными Альфа-три-ноль угодили в иракскую засаду. При отступлении одна из машин перевернулась, эскадронный сержант-майор Барри, раненый в голову и со сломанной ногой, приказал своим подчинённым бросить его и уходить. В САС Барри сочли погибшим, но он попал в иракский плен, где его жизнь спас местный врач, учившийся в Британии. В другом столкновении семеро спецназовцев отстали от той же группы, когда их грузовик «Унимог» перевернулся. Они смогли выйти на стоянку бедуинов, которые сопроводили их на саудовскую территорию.
Раз в несколько дней мобильные группы навещали «Чинуки», доставлявшие боеприпасы, продовольствие и воду. В начале февраля для снабжения патрулей в Ирак был направлен конвой из 10 грузовиков – встреча его с мобильными группами была организована в Вади Тубал в сотне с лишним километров в глубине вражеской территории.
Эта встреча вошла в британскую военную историю тем, что в ходе неё 16 февраля 1991 года было проведено полковое сержантское собрание, на котором обсуждался вопрос траты 20 тысяч фунтов на новую кожаную мебель для клуба на базе САС в Херефорде.
Полковой сержант-майор Рэтклифф так объяснял причины такого неординарного в боевых условиях действия:
«В разгар крупнейшей военной операции Британии на Ближнем Востоке со времён Второй мировой войны, в 150 километрах в тылу врага – прямо на заднем дворе Саддама – САС продемонстрировала, что жизнь полка идёт своим чередом».
Виктор-два
Ещё одним ярким эпизодом действий САС в ходе «Бури в пустыни» стала атака на иракский центр управления, обозначаемый на штабных картах сил коалиции как Виктор-два. Операцию проводила группа с позывными Альфа-один-ноль. Изначально ею командовал командир эскадрона Альфа майор Грэхем, прикомандированный из состава СБС. Но командир полка Холмс, недовольный пассивностью группы, в полевых условиях отстранил майора Грэхема, заменив его полковым сержантом-майором Рэтклиффом. Эта старинная британская воинская традиция была пущена в ход в первый и последний раз со времён Второй мировой войны.
Группа под командованием Рэтклиффа должна была атаковать крупный военный центр связи, из которого, как предположила разведка, осуществлялась координация перемещения мобильных пусковых установок «Скад». Сложность задачи заключалась в том, что центр управления, обозначенный как Виктор-два, располагался рядом с оживлённой главной дорогой между Багдадом и Амманом.
В ночь с 8 на 9 февраля 1991 года мобильная группа прибыла на место и обнаружила, что центр управления, расположенный в двухэтажном здании с телекоммуникационной вышкой, находится рядом с большим лагерем иракских войск. Оставив «Лендроверы» в укрытии за песчаной дюной, командир группы Рэтклифф разместил своих солдат на позициях у иракского лагеря, чтобы они могли открыть массированный огонь в случае проявления активности со стороны иракцев.
Сам Рэтклифф с тремя подчинёнными, неся на себе более 50 килограмм взрывчатки, пробрался мимо иракских военных грузовиков, в кабинах которых мирно спали водители, к не проявлявшему признаков жизни центру управления. Но на месте обнаружилось, что центр управления был давно выведен из строя точным воздушным ударом коалиционной авиации. Чтобы не тащить взрывчатку назад, спецназовцы заминировали телекоммуникационную вышку рядом. При отступлении один из иракских водителей проснулся и заметил британцев. Вспыхнула перестрелка, но САСовцы благополучно отступили, не понеся потерь. Вышка была взорвана.
«Дельта» за работой
С начала февраля 1991 года к операциям в Западном Ираке присоединились американские спецназовцы – эскадрон Альфа «Дельты» и рота Браво 75-го полка рейнджеров. Американцы базировались в приграничном саудовском городке Аръар.
В то время как САС действовали в южной части пустыни, патрули «Дельты» с 7 февраля охотились за «Скадами» севернее. Зоны их действий разделяло основное шоссе Амман-Багдад.
Организация и методы действия «дельтовцев» были схожими с САС, только вместо «Лендроверов» они использовали армейский внедорожник «Хамви».
Рейнджеры осуществляли рейды с использованием вертолётов на территорию Ирака с целью уничтожения телекоммуникационных вышек, а также выявляемых спутниковой разведкой концентраций подземных оптоволоконных кабелей. Южнее Багдада подобные рейды проводил флотский спецназ – американские «морские котики» и британская СБС.
Итоги
С началом сухопутного вторжения сил коалиции 24 февраля 1991 года все подразделения спецназа были отозваны на территорию Саудовской Аравии. Последним боевым эпизодом с участием спецназовцев в ходе «Бури в пустыни» стала высадка подразделения СБС 28 февраля 1991 года на крышу здания британского посольства в столице Кувейта с последующим водружением над зданием «Юнион Джека».
Всего во время «Бури в пустыне» погибло 4 военнослужащих САС – помимо троих членов Браво-два-ноль, 21 февраля в перестрелке с иракцами погиб входивший в состав мобильной группы Альфа-три-ноль лэнс-капрал Дэнбери. 5 пленных спецназовцев (4 члена Браво-два-ноль и сержант-майор Барри) вернулись домой в начале марта 1991 года.
Американцы потеряли 4 спецназовцев – одного в перестрелке с иракцами, троих при крушении вертолёта «Блэк Хоук», врезавшегося в песчаную дюну около аэродрома Аръара. Попавших в плен из числа американцев не было.
Ни одно из почти сотни заявленных спецназом или авиацией уничтожений иракских «Скадов» не было подтверждено после окончания войны. Весной 1991 года иракцы выдали комиссии ООН по разоружению все 12 имевшихся у них мобильных пусковых установок. Пентагон был вынужден признать, что «нет бесспорных доказательств того, что хотя бы одна мобильная пусковая установка Скад была уничтожена». Однако западные авторы указывают, что активность британского и американского спецназа на западе Ирака заставила иракцев активно маневрировать и прятать установки, что заметно сократило количество запусков по территории Израиля.
А ещё «Буря в пустыне», несомненно, лидирует по количеству написанных спецназовцами из САС мемуаров.
Литература:
- Michael Asher. The Regiment: The Real Story of the SAS. – Penguin, 2008.
- Michael Asher. The Real Bravo Two Zero: The Truth Behind Bravo Two Zero – W&N, 2003.
- Terry Griswold. Delta: America's Elite Counterterrorist Force. – Zenith Press, 2005.
- John Parker. SBS: The Inside Story of the Special Boat Service. – Headline, 2004.
- Peter Ratcliffe. Eye of the Storm: Twenty-Five Years In Action With the SAS: 25 Years in Action with the SAS – Michael O'Mara Books, 2003.
- Special Operations Forces and Elusive Enemy Ground Targets: Lessons from Vietnam and the Persian Gulf War — RAND Corporation, 2001
Комментарии к данной статье отключены.