В первом часу ночи 28 марта 1942 года британский эсминец «Кэмпбелтаун» под немецким военно-морским флагом в сопровождении группы торпедных катеров вошёл в устье реки Луары на атлантическом побережье оккупированной Германией Франции. Целью английской операции «Колесница» (Operation Chariot) являлось выведение из строя крупнейшего в мире сухого дока «Луи Жубер Лок» в Сен-Назере, способного принять для ремонта немецкий линкор «Тирпиц».
Старый эсминец «Кэмпбелтаун» 1919 года постройки (до передачи Великобритании в 1940 году – американский «Бьюкенен») был основательно перестроен для участия в рейде на Сен-Назер. Чтобы корабль свободно преодолел отмели в устье Луары, его облегчили, удалив оборудование из внутренних отсеков. Вместо снятых 100-мм орудий, торпед и глубинных бомб «Кэмпбелтаун» вооружили 20-мм автоматическими и 76,2-мм пушками. Две трубы из четырёх полностью удалили, а две оставшиеся – подрезали, придав силуэту эсминца сходство с немецкими миноносцами. Главным «усовершенствованием» на корабле были 4,5 тонны взрывчатки, залитые бетоном (это должно было впоследствии усложнить задачу немецким сапёрам).
Под огнём береговых батарей (немецкий флаг лишь на время ввёл в заблуждение защитников порта) «Кэмпбелтаун» разогнался до 19 узлов (35 км/ч) и протаранил ворота сухого дока. Высадившийся с него и с катеров десант коммандос приступил к уничтожению инфраструктуры порта. После выполнения этой задачи спецназовцы должны были вернуться на катера, но значительная их часть была блокирована немцами на берегу. Попытка прорваться из города в сельскую местность не удалась – большинство уцелевших в бою британцев попало в плен. Взорвавшийся через несколько часов после окончания боя «Кэмпбелтаун» нанёс значительные повреждения сухому доку, выведя его из строя до конца войны.
Комментарии к данной статье отключены.