Быстроходные десантные баржи MFP (marinefährprähme) активно использовались немцами в прибрежных водах на всех европейских морях. ВМС и ВВС стран антигитлеровской коалиции вели против этих неказистых с виду, но малоуязвимых судов ожесточённую борьбу с использованием всех средств поражения. Это рассказ об одной из кампаний союзных ВМС, где против немецких десантных барж были задействованы их британские собратья.
Ситуация на прибрежных коммуникациях
Зимой 1943–1944 гг. ВМС союзников, несмотря на все усилия, не смогли нанести сколько-нибудь серьёзного урона прибрежным конвоям немцев в Лигурийском и Тирренском морях. В своём отчёте по операциям за январь и февраль 1944 года командующий британскими Прибрежными силами на Средиземном море кэптен Джон Ф. Стивенс (John F. Stevens) писал:
«Срыв морских перевозок противника у западного побережья Италии представляет собой трудную задачу. Враг широко использует минные поля для прикрытия конвойных маршрутов, и, поскольку именно Прибрежные силы являются наиболее подходящими для действий в заминированных водах, он так вооружил средства доставки и усилил их эскорт, что противостоящие им наши корабли оказываются в невыгодных условиях. Кроме того, противник широко использует быстроходные баржи с малой осадкой, что не даёт возможности использовать основное вооружение наших многочисленных торпедных катеров…»
В самом деле, за указанный период союзные ВМС, атакуя вражеские конвои в море, уничтожили только две десантные баржи. Сначала около полудня 6 января близ Сестри-Леванте (Лигурия) британская подводная лодка «Антайринг» (HMS Untiring) атаковала конвой Генуя — Неттуно, состоявший из четырёх БДБ. Выпустив три торпеды, она одной из их потопила F-296, а остальные две прошли под F-513.
Другой успех был достигнут в ночь на 22 января. Две группы катеров — британская (MGB-657, MGB-658, MGB-663, MTB-640, MTB-655, MTB-659) и американская (PT-203, PT-209, PT-211 и PT-217) патрулировали у Чивитавеккьи в рамках поддержки высадки у Анцио (операция «Шингл»). В 01:47 22 января PT-209 радаром в 2800 ярдах засек приближающийся с севера вражеский конвой. Британцы пошли на перехват и в 02:07 заметили следовавшие из Сан-Стефано БДБ F-424 и две 167-тонные баржи-пениша; ещё две БДБ — F-598 и F-433 — отстали. Начиная с 02:11 британские катера несколько раз атаковали основную часть конвоя и отставших артиллерией и торпедами. Им удалось поджечь F-598, которая в 02:30 взорвалась.
Американские катера 15-й эскадры лейтенанта-коммандера Стэнли Барнса (Stanley M. Barnes), находившиеся в оперативном подчинении англичан, были вооружены устаревшими торпедами Mk.8, которые плохо держали глубину, необходимую для поражения десантных барж, а их 40-мм и 20-мм артиллерия была недостаточно эффективна. Американцы пытались экспериментировать, довооружив катера ракетами.
В ночь на 19 февраля ракетоносные PT-211, PT-203 и PT-202, следуя строем фронта, к югу от острова Джильо с 1000 ярдов обстреляли «двигающийся на север конвой из 3–4 барж в сопровождении шести катеров в двух группах». Выпустив ракеты, американцы ударились в панику, так как все три катера из-за неполадок утратили боеспособность, и были счастливы, что ушли невредимыми. В итоге «бой выявил крайне низкую точность стрельбы ракетами и столь же высокую степень демаскировки». Лишь много позднее выяснилось, что этот вывод был поспешным.
Немцы в журнале боевых действий Штаба руководства морской войной сообщают следующее. Вечером 18 февраля на минную постановку к югу от Чивитавеккьи из Специи вышли четыре миноносца 10-й флотилии. В 22:20 в 14 милях к западу от Чивитавеккьи соединение неожиданно было накрыто ракетами, причём миноносец TA-28 получил попадание невзорвавшейся ракетой в котельное отделение и снизил скорость. После очередного накрытия немцы повернули назад — миннозаградительная операция была сорвана.
Операция «Ган»
В конце марта союзники начали применять против германских прибрежных конвоев новую тактику, используя в качестве главной ударной силы три британских десантных корабля артиллерийской поддержки LCG (водоизмещение полное — 495 т, осадка – 1,8 м, скорость — 10 узлов), каждый из которых был вооружен двумя снятыми со старых эсминцев 4,7-дюймовыми орудиями. Первая противоконвойная операция Прибрежных Сил с участием десантных артиллерийских кораблей называлась «Gun».
Командующий Прибрежными Силами Королевских ВМС в Бастии коммандер Роберт А. Аллан (Robert A. Allan) распределил наличные силы следующим образом:
- ударная группа в составе LCG-14, LCG-19 и LCG-20 сопровождалась эскортной группой из МGB-662, МGB-660 и МGB-659 и MTB-634 57-й флотилии;
- разведывательная группа — PT-212 лейтенанта Э.ДюБоса (Edwin A. DuBose) и PT-214, вела поиск впереди главных сил и сообщала им о целях, а в случае контакта с крупными кораблями противника действовала как прикрытие;
- группа управления – PT-218 лейтенанта Т.Гранди (Thaddeus Grundy) с коммандером Алланом на борту и PT-208 координировала действия всех сил и корректировала огонь LCG, передавая на них целеуказания, полученные РЛС американских катеров.
Вечером 27 марта, соединившись у острова Эльба, все силы Аллана вышли к тосканскому побережью у Сан-Винченцо, после чего ДюБос был отправлен для патрулирования на север. В 22:00 ДюБос сообщил, что «6 десантных барж следуют на юг вдоль побережья». Главные силы заняли позицию для их перехвата, когда в 23:00 последовало сообщение, что «баржи со стороны моря сопровождают два эсминца». Через 10 минут группа управления засекла «оба эсминца и баржи» радарами. Аллан с основными силами занял положение между конвоем и его предполагаемым эскортом и начал ждать атаки ДюБоса. Ожидание длилось всего 10 минут. Разведывательная группа выпустила 3 торпеды по «эсминцам» с менее чем 400 ярдов и под обстрелом скрылась за дымовой завесой; PT-214 получил 37-мм снаряд в машинное отделение. Отходившие PT «увидели большой взрыв на втором эсминце». «Эсминцы» (на самом деле дозорные охотник UJ-2221 и сторожевик SG-15) изменили курс и ушли на север вдоль побережья.
В 23:20, как только ДюБос произвел свою атаку, коммандер Аллан приказал LCG открыть огонь. Первые же осветительные снаряды отлично подсветили цели. Застигнутые врасплох баржи приняли осветительные снаряды за ракеты с самолетов и открыли яростный зенитный огонь. Это дало британским артиллеристам возможность «в течение 30 секунд взорвать одну баржу и в течение последующих 10 минут поджечь три другие. Затем LCG изменили курс и обстреляли две последние баржи». Немцы пытались бежать, но были прижаты к берегу LCG и уничтожены.
Силы Аллана атаковали конвой лейтенанта цур зее Восса (Voss) из 4 десантных барж на переходе Ливорно — Пьомбино, потопив F-609, F-706, F-785 и F-795.
Операция «Ньют»
Спустя месяц, ночью 24/25 апреля в ходе операции Newt соединение коммандера Аллана нанесло противнику еще больший урон. На этот раз в группе управления флагманский PT-218 сопровождал PT-209. Лейтенант ДюБос с PT-212, PT-202 и PT-213 был в разведывательной группе. Ударная группа включала LCG-14, LCG-19 и LCG-20 и эскортировалась американскими PT-211 и PT-216 15-й эскадры, а так же британскими MTB-640, MTB-633 и MTB-655 и МGB-657, МGB-660 и МGB-662 56-й и 57-й флотилий.
В 15:00 24 апреля из Бастии к берегам Италии вышли LCG, в 18:00 за ними последовали британские, а спустя еще полчаса — американские катера. В 20:00 все группы соединились. В 21:25 разведывательная группа направилась на поиск к Вада.
В 22:05 ДюБос сообщил об идущем на юг вдоль тосканского побережья вражеском конвое. Спустя две минуты PT-218 установил радиолокационный контакт с противником в 25 милях к югу от Вада, у мыса Пьомбино; Аллан принял его за направлявшийся на соединение с конвоем эскорт.
Коммандер Аллан решает сначала атаковать северный конвой из Ливорно в Сан-Стефано боцманмата Вебера (Weber) – десантные баржи F-515, F-423 и F-621 и 660-тонный буксир «Тебесса» (Tebessa). В 23:00 Аллан начинает маневрировать, занимая удобную позицию для нападения.
В 00:05 (по немецкой хронологии в 23:45) в 2 милях к северу от Сан Винченцо колонна LCG с 3000 ярдов выпустила осветительные снаряды, и обстреляла «две десантные баржи». В 00:08 британцы «заметили еще три баржи и буксир» (все тот же конвой Вебера) и перенесли огонь на них. «Буксир получает несколько попаданий и тонет». От попадания в мидель F-515 загорелась, но отстреливалась до детонации боеприпасов. Вслед за F-515 загорелась и взорвалась F-621. Затем три британских MGB произвели поиск в направлении берега, обнаружили обездвиженную попаданиями в двигатель и рулевой механизм F-423 и добили её артогнем.
Тем временем ударная группа с торпедными катерами эскортной группы и группы управления повернула навстречу следующей из Порто Феррайо в Ливорно 3-й группе 4-й флотилии лейтенанта Хеллфрича (Hellfritzsch) – баржи F-610, F-350 и F-589, которая подходила к месту боя с юга. LCG выстрелили флары и увидели «три десантные баржи». Немцы, не разобравшись в ситуации, в ответ дали сигнал опознавания ракетами. LCG сближались еще две минуты, после чего открыли огонь (по немецкой хронологии в 00:15 25 апреля). F-350 была сразу подожжена, но отстреливалась до взрыва боеприпасов; то же произошло и с F-610. F-589 пыталась прикрыть остальные баржи дымзавесой, но получила попадание в трюм, а затем на нее набросился PT-218, стреляя в упор из 40-мм и 20-мм орудий. Отстреливаясь, баржа скрылась в дымзавесе.
По приказу Аллана МТВ-633, МТВ-640, МТВ-655 и РТ-209 преследовали немца и последний торпедировал баржу, но это была уже покинутая F-610; F-589 около 03:00 укрылась в бухте Сан Винченцо.
В 01:20 у Вада катера ДюБоса наткнулись на конвой Порто Феррайо – Ливорно в составе тральщика М-7607, форпостенботов V-7013 и V-7024 и двух барж-пенишей, который открыл по ним огонь прежде, чем американцы заняли положение для атаки. PT-202 выстрелил замеченный ранее сигнал распознавания пятью ракетами и немцы прекратили стрелять. Тогда PT выпустили три торпеды и одна из них в 01:23 отправила на дно 16-тонный V-7013 (американцы считали, что потопили баржу). Огонь двух уцелевших кораблей охранения заставил катера отступить под прикрытием дымзавесы.
После этого столкновения соединение Аллана направилось было в Бастию, но в 04:00 оттуда пришло сообщение о том, что береговой радар заметил вражеские корабли к западу от него, у острова Капрайя. ДюБос отправился проверить контакт. В 04:40 он доложил об обнаружении «двух эсминцев и катера, следующих в колонне» и в 04:42 атаковал неприятеля, однако выпущенные с 1700 ярдов 4 торпеды прошли мимо целей.
Противниками американцев были миноносцы TA-23, TA-26 и TA-29, проводившие минно-заградительную операцию Karo As. Выставив мины у острова Капрайя, немцы повернули назад и тут под килем ТА-23 взорвалась мина заграждения, выставленного ранее итальянским миноносцем королевских ВМС «Сирио» (Sirio). Остальные два миноносца пытались взять подбитого товарища на буксир, когда их атаковали американские PT. В конце концов, ТА-23 был оставлен и добит торпедами TA-29.
Союзники считали, что в ходе сражения они уничтожили девять десантных барж и буксир. Немецкие данные, ставшие доступными после войны, показывают, что погибли пять десантных барж (F-350, F-423, F-515, F-610 и F-621) и форпостенбот V-7013, а F-589 была повреждена. Буксир же «Тебесса» уцелел и активно использовался по прямому назначению уже через менее чем 2 месяца.
Сражение ночью 24 мая
Спустя месяц, в ходе новой вылазки, объединенные силы добились нового крупного успеха.
23 мая коммандер Аллан вышел в море, на этот раз на PT-217, и направился к своему излюбленному месту охоты – к Вада, с ударной группой из трех LCG сопровождении пяти МGB и трех MTB. Южный поисковый отряд лейтенанта Д.У.Освальда (John W. Oswald) состоял из PT-201 и PT-216, а Северный — из групп лейтенанта ДюБоса (PT-202, PT-213 и PT-218) и командира вновь прибывшей 22-й эскадры лейтенанта-коммандера Ричарда Дрисслинга (Richard J. Dressling) (PT-302, PT-303 и PT-304); последние несли современные торпеды Mk-13. Северный отряд вблизи Вада установил радиолокационный контакт с движущимися на юг немецкими корветами UJ-2223 и UJ-2222 и ДюБос был направлен в атаку. В полночь 24 мая PT-202 и PT-213 выпустили по корветам по четыре торпеды, а PT-218 — три. При отходе катера увидели, как «две торпеды попали в ведущий корвет», UJ-2223. Второй корвет немедленно открыл сильный огонь, стреляя в клубы выпускаемой PT дымовой завесы.
Через несколько минут после того, как ДюБос сблизился с группой Дрисслинга, пораженный корвет исчез с экранов радаров. Дрисслинг, чьи катера несли только по две торпеды каждый, получил от коммандера Аллана разрешение атаковать уцелевший UJ-2222. Дрисслинг решил стрелять издали без визуального контакта, по целеуказаниям РЛС. Каждый катер с полутора миль выпустил по цели по две торпеды. При отходе американцы «увидели желтую вспышку в направлении цели, а по изображению на экранах радаров корвет остановился». Десять минут спустя PT-218 был отправлен добить немца оставшейся торпедой. Катер незаметно подобрался на 1000 ярдов к неподвижной цели, но выпущенная торпеда прошла далеко за ее кормой.
К тому времени, как к месту боя прибыли PT-201 и PT-216 лейтенанта Освальда, контакт с UJ-2222 был потерян. Катера Освальда подобрали из воды 19 немцев — десять с UJ-2223 (экс-итальянский корвет Marangone), затонувшего после двух торпедных попаданий, и девять с UJ-2222 (экс-итальянский корвет Tuffeto). Последний получил торпеду в нос, но достиг Ливорно, однако он был так сильно поврежден, что в боевых действиях больше не участвовал.
Тем временем Аллан с LCG в 00:00 атаковал конвой №595 Ливорно — Эльба из 4 десантных барж, который корветы прикрывали. F-451 и F-749 были поражены первым же залпом; первая затонула сразу, а вторая потеряла ход, была расстреляна и в 00:10 затонула. F-488 и F-703 под прикрытием дымзавесы укрылись у берега.
Вклад авиации
Действия Прибрежных Сил на фоне успехов авиации напоминали «мышиную возню». Только в течение мая 1944 года у западного побережья Италии немцы безвозвратно потеряли от ударов с воздуха в гаванях 9 судов водоизмещением 26243 т и еще 2 (5700 т) в море по другим причинам. Из 8 потопленных в этом месяце десантных барж 4 были уничтожены бомбами в портах и 4 от различных факторов в море. В портах же самолетами были потоплены 9 из 12 потерянных пенишей и все 9 каботажных судов.
А 1 июля в ходе налета на Специю бомбардировщики союзников потопили еще 4 баржи – F-620, F-439, F-503 и F-589.
Теперь даже темнота не спасала немецкие прибрежные конвои от эффективных ударов с воздуха.
Вышедший вечером 4 июня из Портоферрайо и Пьомбино и следовавший в Сан-Стефано конвой лейтенанта Берендсена (Berendsen) — 6 десантных барж, буксир «Монфальконе» (Monfalcone) и пениш «Марбург» (Marburg) в 01:20 5 июня, в 2,5 милях к западу от устья реки Омброне были атакованы самолетами союзников. F-617 получила бомбу в корму и в сопровождении F-488 и F-608 ушла к берегу. Остальной конвой двинулся дальше и в 01:40 был атакован истребителями-бомбардировщиками со стороны моря. Пораженная ракетами F-772 загорелась и в 01:55 взорвалась; прикрытие груза боеприпасов мешками с овсом оказалось бесполезным против 25-фунтовых бронебойных ракет. В 01:50 последовала атака со стороны берега и попадания ракетами получила F-611. У загруженной минами и боеприпасами баржи шансов не было – экипаж оставил её и около 02:15 она взорвалась. Этой ночью в этом районе морские цели атаковали ракетоносные «Бофайтеры» 39-й эскадрильи и «Харрикейны» Mk IV 6-й эскадрильи; последние «при атаке F-барж у реки Омброне» потеряли одну машину.
Спустя три дня союзные ракетоносцы достигли нового успеха. Вечером 8 июня из Генуи в Специю вышел конвой обер-лейтенанта Шлипфаке (Schlipphake) в составе 3 десантных барж и вспомогательного тральщика M-7601. Самолеты атаковали его в 01:10. В 01:15, когда конвой находился западнее от Монтероссо, F-411 с грузом из 85 тонн топлива получила два попадания ракетами в левый борт, начала погружаться кормой и спустя 10–15 минут опрокинулась.
Последний бой соединения Аллана
Летнее наступление союзников на Аппенинском полуострове, а затем и их высадка на юге Франции, привели к резкому сокращению протяженности контролируемого немцами побережья и уменьшению количества прибрежных конвоев в Лигурийском море. Все это надолго приостановило деятельность соединения коммандера Аллана, а когда 7 месяцев спустя он попытался повторить свои весенние успехи, обстоятельства оказались против него.
К середине ноября 1944 года немцы основательно прикрыли прибрежный фарватер у побережья Лигурии береговыми батареями и минными полями. В этих условиях коммандер Аллан снова запросил для использования в противоконвойных операциях своих торпедных катеров корабли артиллерийской поддержки, но получил пять британских противолодочных 545-тонных траулеров: три типа «Dance» — «Менуэт» (Minuet), «Хорнпайп» (Hornpipe) и «Тустеп» (Twostep) (одно морское 4-дюймовое орудие и 3 20-мм эрликона), и два типа «Isles» — «Гулланд» (Gulland) и «Алиса Крейг» (Ailsa Craig) (одно 76-мм зенитное орудием и 3 20-мм эрликона). Аллан провел с некоторыми из них учения, которые выявили их полную неготовность к ночным операциям требуемого характера. Ко всему, траулеры с осадкой около 3,4 м не могли пройти через минные поля так, как британские или американские торпедные катера – для них нужно было тралить проход к прибрежному фарватеру.
В ночь с 15 на 16 декабря четыре катера-тральщика ML с PT-302 направились к мысу Меско, в 8 милях северо-западнее Специи; с севера их прикрывали PT-306 и MTB-419, а с юга — PT-310 и MTB-422. В 02:00 ML завершили траление, не выявив ни одной мины, и в сопровождении северной группы взяли курс на Ливорно. Южная группа осталась на патрулировании и у Монельи обнаружила «четыре F-баржи». Как только катера приблизились к ним, баржи и береговые батареи открыли ураганный огонь, так что катера выпустили по две торпеды с дальней дистанции. Союзники наблюдали «два взрыва в направлении цели», но это были торпеды, взорвавшиеся на пляже.
16 декабря, до наступления сумерек, флотилия траулеров лейтенанта-коммандера Б. Торнтона (Bate Thornton) на «Менуэте» вышла из Ливорно и направилась почти прямо на запад. С наступлением темноты траулеры повернули на север, следуя в район юго-западнее мыса Меско. По пути к ним присоединились группа управления — PT-302 (флагман коммандера Аллана) и MTB-419, северная эскортная группа лейтенанта Гуда (E. Good) – PT-306, MTB-377 и MTB-421 и южная эскортная группа лейтенанта Илета (N. Ilett) – MTB-420, MTB-376 и PT-309. Впереди этих сил следовали северная разведывательная группа – PT-304, PT-313 и MTB-422 и южная разведывательная группа – PT-310, MTB-378 и MTB-375. Целью операции был поиск и уничтожение вражеских конвоев между Генуей и Специей.
Бомбардировщики «Вентура» 17-й эскадрильи SAAF с Сардинии, которые должны были устроить «подсветку», забросав зажигательными бомбами леса в прибрежной полосе, из-за плохой видимости не выполнили свою задачу. Тем не менее, южная разведгруппа лейтенанта-коммандера Дрисслинга обнаружила «конвой F-барж», двигавшийся на юг. Эта цель была потеряна, но позже был установлен контакт со следовавшим на север другим конвоем «F-барж в сопровождении раумботов». 3/4 часа Дрисслинг преследовал его, непрерывно информируя Аллана о своем местоположении. Как только траулеры сблизились с конвоем, Дрисслинг получил приказ отойти в сторону моря.
С 2000 ярдов «Гулланд» и «Алиса Крейг» начали «подсвечивать» цель «фларами»; «Алиса Крейг» за 9 минут выпустил 87 «фларов», в то время как «Гулланд» «вынужден был переключиться на оказавшийся поблизости раумбот и быстро его потопил». В это время три других траулера открыли по конвою огонь на поражение из своих 4-дюймовок. Немецкие баржи и береговые батареи почти немедленно открыли ответный огонь. Дистанция быстро сократилась до 800 ярдов.
Англичане находились очень близко к берегу и снаряды оттуда делали перелеты, но с кораблей постепенно пристрелялись — осколками от близкого разрыва был поврежден «Тустеп» и ранен его командир лейтенант Д.Най (Jack Nye). После этого Аллан приказал катерам Илета ставить дымзавесу, а траулерам – полным ходом выходить из боя.
Союзники полагали, что атаковали конвой в составе «пяти судов и трех раумботов», а нанесенный противнику ущерб был оценен в «потопленные две-три баржи и один раумбот».
На самом деле силы Аллана напали на конвой № 841 Специя — Генуя в составе десантных барж F-947, F-759 и F-799. В 02:02 17 декабря немцы фиксируют начало боя с «корветом и 6 единицами меньшего размера». Огнем они заставили противника укрыться в дымзавесе. Повреждений и жертв у немцев не было.
Это была последняя операция смешанного Соединения катеров Прибрежных Сил и десантных кораблей. Поначалу удачная идея, обеспеченная соответствующими средствами, дала отличные результаты, но в последнем случае формирование ударной группы из противолодочных траулеров довело ее до абсурда.
Литература и источники:
- Barbara Brooks Tomblin, «With Utmost Spirit. Allied Naval Operations in the Mediterranean, 1942-1945», 2004
- S.E.Morison, «Sicily – Salerno – Anzio: January 1943 – June 1944», 1957
- L.C.Reynolds & H.F.Cooper, «Mediterranean MTBs at War», 1999
- Robert J. Bulkley, At Close Quarters PT Boats in the United States Navy, 1962
- http://warsailors.com
- https://www.forum-marinearchiv.de
- http://conlapelleappesaaunchiodo.blogspot.com
- http://www.coastal-forces.org.uk
Комментарии к данной статье отключены.