В апреле 1943 года в Средиземном море продолжились тяжёлые бои в воздухе и на море. Именно здесь британские торпедные катера понесли одну из своих самых тяжёлых потерь за всю войну.
Операция «Флакс»
5 апреля 1943 года в 06:15 на зачистку в Сицилийский пролив вылетели 18 B-25 «Митчелл» 321-й бомбардировочной группы в сопровождении 56 P-38 «Лайтнинг» 1-й и 82-й истребительных групп ВВС США. В 08:15 в 15 милях севернее мыса Бон они обнаружили «конвой из 15 малых судов, барж и «Зибелей» на курсе 40°» — фактически, это были вышедшие на траление четыре раумбота 6-й флотилии и вспомогательные катера-тральщики 66-й флотилии, а также большая группа немецких транспортных самолётов и истребителей, летевших в Тунис.
«Митчеллы» набросились на морские цели, а «Лайтнинги» атаковали воздушного противника. В результате сражения B-25 потопили катер-тральщик HR 6611, а «Лайтнинги» сбили 14 из 31 транспортного «Юнкерса» Ju 52 и три прикрывавших их истребителя. В тот же день 36 B-25 310-й бомбардировочной группы с 8000–10 000 футов забросали осколочными бомбами беспечно скучившиеся на сицилийском аэродроме Бориццо вражеские самолёты.
23 B-17 «Летающая Крепость» 97-й бомбардировочной группы бомбили тунисский аэродром Эль-Ауина, ещё 19 — Сиди-Ахмед (Бизерта), а бомбардировщики 301-й бомбардировочной группы накрыли осколочными бомбами скопление транспортных самолётов на аэродроме Бока-ди-Фалко (Палермо). Всего за 5 апреля признанные люфтваффе потери в транспортной авиации составили 14 самолётов сбитыми, а также 11 уничтоженными и 67 повреждёнными на земле. Союзники претендовали на уничтожение 201 вражеского самолёта.
Так началась операция «Флакс» (Flax) — разработанный главой Северо-Западного Африканского стратегического командования генерал-майором Джеймсом Дулиттлом (James H. Doolittle) комплекс мероприятий союзных ВВС по срыву воздушных перевозок Оси из Италии в Тунис, запущенный в действие 2 апреля.
После операций 10 и 11 апреля союзники добавили к уничтоженным ещё 67 транспортников и 13 эскортировавших их самолётов противника.
Захват в середине апреля 1943 года аэродромов в Центральном Тунисе и перебазирование туда тактической авиации позволили союзникам с 17 апреля подключить её для атак маршрута Сицилия — Тунис. В ходе наиболее крупного воздушного сражения 18 апреля, когда 47 американских истребителей-бомбардировщиков P-40 «Киттихоук» перехватили на высоте 300 метров над Тунисским проливом возвращавшиеся из Африки 68 Ju 52 с эскортом из 21 истребителя, было сбито 10 немецких истребителей и 24 транспортника, а ещё около 30 повреждено. Утром 22 апреля южноафриканскими и английскими P-40 у мыса Бон были сбиты 14 огромных шестимоторных Me 323 из авиагрупп I. и II./KGzbV 323 — все «Гиганты», вылетевшие из Помильяно в Тунис с грузом горючего. Этот успех стоил союзникам пяти истребителей.
Тяжёлые потери понесла и итальянская авиация. Так, 16 апреля 13 «Спитфайров» 244-го авиакрыла RAF перехватили большую группу итальянских транспортников и сбили семь SM.82, 19 апреля на подходе к побережью Туниса две эскадрильи P-40 7-го южноафриканского крыла уничтожили ещё 16 SM.82, а 22 апреля — 12 SM.79. За время операции с 5 до 27 апреля безвозвратные потери одних только немцев составили 157 из 263 транспортных самолётов, имевшихся на начало апреля, а всего Ось лишилась 432 транспортников.
Огромные потери транспортной авиации вынудили Геринга 25 апреля отдать приказ, запрещавший перевозки в Тунис по воздуху. По настоянию Кессельринга затем он разрешил ночные рейсы с Сардинии в объёмах «не более 60–70 самолётов за ночь», но эти урезанные поставки в масштабах боевых действий в Северной Африке уже имели не более чем символическое значение — для сравнения, за день до начала операции «Флакс» немецкой транспортной авиацией было выполнено 250 вылетов. Всего в апреле люфтваффе доставили по назначению 5040 тонн материалов и 883 военнослужащих. Полёты транспортных самолётов в Тунис продолжались до 4 мая, когда были доставлены последние 117 тонн горючего и боеприпасов.
Ситуация в Сицилийском проливе
Срыв воздушных перевозок из Италии в Тунис привёл к серьёзному снижению доставок подкреплений для итало-немецких войск в Северной Африке. У транспортных судов Оси с техникой и снаряжением шансы добраться до Бизерты и Туниса также были невысоки, поскольку союзники прекрасно знали как фарватер через минные заграждения, так и маршрут в обход их с востока. Из-за чудовищных потерь в транспортной авиации итальянцы вынуждены были возобновить доставку войск в Тунис на эсминцах — первые два рейса совершили «Панкальдо» (Pancaldo) и «Пигафетта» (Pigafetta) ночами на 17 и 23 апреля.
Под давлением немцев Супермарина решила провести силами крейсеров III дивизии — «Гориции» (Gorizia) и «Триеста» (Trieste), базирующихся в Ла-Маддалене на Сардинии — вылазку к берегам Северной Африки. Предусматривался ночной поиск конвоя в районе Бона с последующей его атакой и отходом на максимальной скорости, а в случае отсутствия целей в море — обстрел гавани Бона. Тяжёлые крейсера должен был сопровождать оснащённый радаром эсминец «Ориани» (Oriani). 18 марта крейсера вышли в море для учебных стрельб, которые из-за нехватки топлива не проводились уже полгода. Начало операции было намечено на 12 апреля.
Союзники получили информацию о готовящемся рейде и приняли меры. В 14:45 10 апреля, когда на итальянские корабли грузили припасы, над Ла-Маддаленой появились 84 бомбардировщика B-17 97-й, 99-й и 301-й бомбардировочных групп 12-й воздушной армии. Их появление было для итальянцев внезапным, так как радары и аэрофоны в ПВО базы отсутствовали. Американцы действовали как на полигоне — вражеских истребителей в воздухе не было, а устаревшие 76-мм и 102-мм зенитки не добивали до высот 5000–6000 метров.
Бомбардировщики разделились на три группы: 24 самолёта атаковали базу подводных лодок (там находилось пять субмарин), 36 имели целью «Горицию», а 24 занялись «Триестом»; первая группа сбрасывала 500-фунтовые бомбы, две других — 1000-фунтовые. В результате 6-минутной бомбардировки база подлодок была разрушена, серьёзные повреждения получила подлодка «Мочениго» (Mocenigo), были уничтожены катера MAS-501 и MAS-503. Разбитый прямыми попаданиями «Триест» через два часа перевернулся и затонул, а «Гориция» была серьёзно повреждена, но позднее её отбуксировали в Специю. Последняя угроза со стороны итальянских надводных сил была устранена.
Помимо уничтожения плавсредств в ходе непрерывных налётов на гавани, самолёты союзников вылавливали вражеские суда и в открытом море. Вечером 22 апреля 19-узловой пароход «Акино» (Aquino, 5079 тонн), загруженный топливом в бочках, вышел из Ливорно с намерением добраться до Туниса. В качестве эскорта шёл эсминец «Митральере» (Mitragliere), которого затем заменил миноносец «Гроппо» (Groppo). Однако союзники узнали о рейсе от «Ультры», и в 17:15 23 апреля в 34 милях к северо-западу от острова Мареттимо 17-узловой бег «Акино» прервали три бомбовых попадания с 19 нашедших его «Крепостей» 97-й бомбардировочной группы, которых сопровождали 27 «Лайтнингов». Судно потеряло ход и загорелось.
На добивание вылетели мальтийские «Бофорты» из 39-й эскадрильи. Ведущий первой пары поразил торпедой дрейфующее судно в мидель. Около полуночи на цель вышли ещё два «Бофорта», и пароход получил ещё одну торпеду в мидель, после чего взорвался и затонул в течение пяти минут. Это было последнее потопленное «Бофортами» во Второй мировой войне судно.
В эти дни американцы начали использовать против целей в открытом море вооружённые бомбами истребители P-38. Днём 26 апреля группа «Лайтнингов» атаковала караван следовавших из Марсалы в Тунис паромов «Зибель» и отправила на дно SF-166 и SF-167. Следующую пару, SF-214 и SF-217, союзная авиация уничтожила 28 апреля в 15 милях западнее острова Зембра.
Существенное противодействие кораблям и судам Оси оказывали подводные лодки 8-й флотилии из Алжира и 10-й с Мальты. Здесь шёл беспощадный обмен ударами.
В 04:00 18 апреля из Бизерты в Италию вышло судно «Мостаганем» (Mostaganem, 1942 тонны) с военнопленными на борту в сопровождении миноносца «Тифоне» (Tifone). Далеко оно не ушло: после полуночи 19 апреля на подходе к Эгадским островам начались атаки мальтийских торпедоносцев-бомбардировщиков. «Мостаганем» был подбит и потерял ход, а в 01:20 в 20 милях к западу от острова Леванцо его поразила торпедой британская подлодка «Анрайвалд» (HMS Unrivalled), пустив транспорт на дно.
В 10:38 18 апреля «Ансин» (HMS Unseen) западнее Палермо заметила следовавший оттуда в Бизерту конвой — итальянский танкер «Бивона» (Bivona, 1646 тонн) в сопровождении трёх немецких и двух итальянских охотников. Приняв головной Uj-2205 (1168 тонн) за малый танкер, лодка в 11:06 в 3 милях к северо-западу от мыса Галло торпедировала его; охотник затонул в 11:45. Танкер вернулся в Палермо, а уцелевшие охотники безуспешно бомбили лодку до 14:00.
После полуночи 19 апреля танкер в сопровождении двух немецких охотников снова вышел в Бизерту, но в 14:55 у мыса Сан-Вито конвой заметили с «Анрайвалд». Основная цель была правильно опознана, и в 15:47 с 1500 ярдов последовал четырёхторпедный залп. В 15:50 в «Бивону» попала одна торпеда, в результате чего судно взорвалось и немедленно затонуло с почти всем экипажем в 20 милях северо-западнее Трапани. Двухчасовая бомбёжка субмарины оказалась безрезультатной.
В полдень 21 апреля в 40 милях западнее острова Фавиньяна подводная лодка «Юнисон» (HMS Unison) двумя торпедами безнаказанно отправила на дно итальянское судно «Марко Фоскарини» (Marco Foscarini, 8073 тонны), которое возвращалось в Италию из Бизерты в сопровождении двух миноносцев.
Утром 24 апреля у северного побережья Сицилии подводная лодка «Сахиб» (HMS Sahib) торпедировала следовавший в Тунис в сопровождении двух миноносцев и двух корветов транспорт с боеприпасами «Галиола» (Galiola, 1428 тонн), который взорвался и затонул в течение трёх минут. При этом сама лодка была контратакована «Юнкерсом» Ju 88, миноносцем «Климене» (Climene) и корветами, из-за полученных повреждений всплыла и была потоплена.
Уже 28 апреля возмездие настигло «Климене» — в 10:30 примерно в 35 милях к юго-западу от Мареттимо, едва приняв под охрану следовавшие в Тунис немецкие транспорты KT-5 и KT-14, миноносец был поражён одной из трёх торпед подводной лодки «Аншейкен» (Unshaken) и через пять минут затонул с 53 членами экипажа.
«Доги» осваивают Средиземное море
В 02:45 21 апреля британские эсминцы соединения «Q» — «Лейфори» (HMS Laforey), «Лойал» (HMS Loyal) и «Лукаут» (HMS Lookout) — перехватили возвращающиеся из Туниса в Трапани немецкие 850-тонные военные транспорты KT-5 и KT-7. Первому удалось удрать в Трапани, но второй был расстрелян и погиб от взрыва боеприпасов.
Из-за минной опасности союзники не могли в полной мере реализовать своё превосходство в морских силах в тунисских водах, и противнику, максимально использующему тёмное время суток, на боевых кораблях и десантных судах удавалось доставлять подкрепления и боеприпасы сражающимся в Северной Африке войскам. И без того немногочисленные 7-я и 10-я британские флотилии торпедных катеров 2 апреля понесли серьёзные потери — на переходе из Бенгази на Мальту в шторм погиб MTB-267, а MTB-63 и MTB-64 затонули после столкновения друг с другом у Бенгази. Чтобы изменить ситуацию, для передислокации на Средиземное море были намечены четыре флотилии наиболее мощных боевых катеров, 115-футовых «Догов» — 32-я и 33-я флотилии торпедных и 19-я и 20-я флотилии артиллерийских катеров, каждая численностью восемь боевых единиц.
Операция осуществлялась с марта по май 1943 года в несколько этапов. Первым из Милфорд-Хейвена 4 марта в Гибралтар ушёл MTB-635 32-й флотилии. За ним 16 марта последовали ещё шесть катеров этой флотилии во главе с её командиром, 26-летним лейтенантом Филиппом Гулдом (Philip Francis Stewart Gould) на MTB-640. Участник сражения с немецким флотом в Ла-Манше 12 февраля 1942 года, тогда Гулд с MGB-43 и MGB-41 отчаянной атакой отогнал преследовавший отходившие торпедные катера вражеский эсминец, за что получил Крест «За выдающиеся заслуги» (DSC — Distinguished Service Cross).
Уже в ночь на 14 апреля, через четыре часа после прибытия в Бон, Гулд на MTB-640 совместно с MGB-644 19-й флотилии вышел на патрулирование к Бизерте. Следующую вылазку 32-я флотилия провела в ночь на 15 апреля. После наступления темноты MGB-643, MTB-634 и MTB-638 покинули Бон с задачей уничтожить сидящие на мели у мыса Зебиб суда «Аквила» (Aquila) и «Беневенто» (Benevento). В 00:25 катера вышли в окрестности Бизерты и остановились для определения целей.
Большее судно, «Беневенто», было на плаву. Около 01:00 MTB-634 сблизился с ним и выпустил торпеду, которая, однако, ушла по правому борту от цели и взорвалась на пляже. Тогда MTB-634 выпустил вторую торпеду, поразившую судно, после чего все три катера сблизились с ним и расстреливали его из орудий около четырёх минут. Затем англичане прочесали район, дважды безуспешно пытались перехватить замеченные контакты, после чего обстреляли цели на мысе Дукара, и в 08:45 15 апреля благополучно вернулись в Бон.
В 21:30 16 апреля из Бизерты в Неаполь вышел в конвой в составе судна «Монженевро» (Monginevro, 5324 тонны) и танкера «Тарн» (Tarn) в сопровождении трёх миноносцев. Вскоре после полуночи он был обнаружен воздушной разведкой союзников. В 02:08 в нескольких милях к северу от Зембретты головной в ордере миноносец «Сагиттарио» (Sagittario) «заметил впереди тень», и все миноносцы открыли огонь. Затем появились ещё две тени, и стало ясно, что это британские торпедные катера. Они скрылись за дымовой завесой, а «Монженевро» в 02:10 получил торпеду в корму. Миноносец «Персео» (Perseo) попытался буксировать судно, но через час вынужден был прервать буксировку, и в 03:40 оно затонуло.
Блестящую атаку обнаруженного между Земброй и Зембреттой «конвоя из двух транспортов и четырёх эсминцев» провели патрулировавшие в этом районе MTB-634 и MTB-656. Именно MTB-634 торпедировал одно из судов, которое загорелось — «Монженевро», затонувшее затем в 9,5 милях от Зембретты. Эсминцы обстреляли оба катера, но они благополучно скрылись с незначительными повреждениями.
В ночь на 20 апреля MTB-640 и MGB-644 имели контакт «с тремя торпедными катерами» у мыса Блан севернее Бизерты. По утверждению англичан, «все три противника были повреждены, причём один серьёзно, и отступили». При этом как английские катера, так и их оппоненты «попали под обстрел немецких ночных истребителей». В действительности противниками англичан были два итальянских торпедных катера.
MS.22 и MS.25 вышли из Бизерты в 20:30 19 апреля на перехват любых кораблей из Бона, двигающихся в направлении Сицилийского пролива. В 02:10 20 апреля к северу от мыса Блан они увидели два вражеских торпедных катера, следовавших на восток. Итальянцы немедленно атаковали их и в 02:12 открыли огонь. Англичане ответили. Перестрелка продолжалась около получаса, после чего один из англичан прекратил стрелять и начал отходить, прикрываемый дымовой завесой и огнём своего товарища. В 02:40 бой прекратился — англичане оторвались от преследования и скрылись в северо-западном направлении. Итальянцы получили крайне незначительные повреждения.
Последний бой лейтенанта Гулда
10 апреля наступающие с юга войска 8-й британской армии генерала Монтгомери взяли Сфакс, а 12 апреля — Сус. Союзники ожидали начала эвакуации итало-немецких войск морем и готовились противодействовать ей. «Москитных» сил в Боне было уже предостаточно — 27 апреля сюда пришли первые четыре из 18 американских торпедных катеров 15-й эскадры лейтенант-коммандера Стенли Барнса (Stanley M. Barnes), которые уже 28 апреля вышли на патрулирование вместе с британскими торпедными катерами 10-й флотилии лейтенанта Денниса Джермейна (Dennis Germaine). Поэтому, чтобы усилить блокаду Туниса ещё и с востока, из Бона в Сус были направлены несколько катеров 32-й флотилии.
MTB-639 лейтенанта Джорджа Расселла (George L. Russell) с Гулдом на борту и MTB-635 лейтенанта Рональда Перкса (Ronald Perks) вышли из Бона после наступления темноты 25 апреля. У мыса Зебиб англичане благополучно разминулись с дозорными итальянскими торпедными катерами. В 23:00, следуя в восточном направлении, в 7 милях к востоку-северо-востоку от острова Плэйн они обнаружили баржи МFР-158 и МFР-343, следовавшие в Бизерту со 130 тоннами грузов на борту. MTB-639 внезапно остановился и дал двухторпедный залп. Шедший за ним катер, избегая столкновения, резко отвернул вправо и открыл огонь по головной барже, в то время как Гулд тотчас после пуска торпед взял под обстрел заднюю. Обе цели загорелись, были оставлены экипажами и через полчаса затонули. После того, как MTB-639 подобрал несколько выживших, англичане ушли в Сус. Немцы констатировали, что из экипажей обеих барж, потопленных вражескими торпедными катерами в 00:20, погибло два, пропало без вести 11 и спаслось 26 человек.
Вскоре по прибытии Гулда в новый пункт базирования он был направлен в рейд вдоль занятого противником побережья Туниса. В 01:30 28 апреля из Суса вышли MTB-639, MTB-633 и MTB-637. Катера следовали на север примерно в миле от берега под немецкими флагами, фиксируя огневые точки, технику, объекты и деятельность противника — англичане в очередной раз попирали ими же подписанные на конференции в Гааге правила ведения войны.
В 07:30 Гулд прошёл маяк Келибия, а в 08:50 повернул за мыс Бон и вошёл в Тунисский залив, где в 09:20 катера подняли британские флаги. В 09:30 к востоку от Рас-эль-Амара в небольшой бухте британцы обнаружили итальянские вспомогательные тральщики R-32 и R-110 и расстреляли их в упор. Затем, подойдя к Рас-эль-Амару, они подожгли немецкий вспомогательный катер-тральщик. Увидев на пляже несколько транспортных самолётов Ju 52, катера приблизились к берегу и обстреляли их из «пом-помов», а затем из «эрликонов» — заходивший на посадку на пляж связной самолёт «Шторх».
После этого Гулд покинул Тунисский залив, и в 12:00 в 12 милях к северо-востоку от мыса Бон обнаружил крупную надводную цель. Катера пошли на сближение, но это оказалось госпитальное судно «Тоскана», и Гулд, отказавшись от атаки, повернул на путь отхода, к Келибии. На этом курсе в 12:40 англичане заметили прикрываемый истребителями конвой на северном курсе — следовавшие из Поццуоли в Бизерту судно «Терамо» (Teramo, 1592 тонны) с грузом горючего в бочках и миноносец «Сагиттарио».
Этим утром итальянцы уже не раз были атакованы с воздуха; последняя атака силами «около 25 самолётов» в 11:25 пришлась на миноносец, потерявший от пулемётного обстрела троих членов экипажа убитыми и 20 ранеными. Гулд решил атаковать и на большой скорости пошёл на сближение. При этом MTB-639, израсходовавший свои торпеды в предыдущих столкновениях, должен был отвлечь головной в ордере миноносец, а остальные два катера — атаковать торпедами транспорт. В 12:45 MTB-639 выставил дымовую завесу, после чего отвернул на север. Семь минут спустя MTB-633 и MTB-637 выпустили торпеды с 2000 ярдов и также отвернули; все торпеды прошли мимо цели.
MTB-639 был поражён огнём артиллерии миноносца, его, а также MTB-633, штурмовали итальянские истребители. Командир MTB-639 лейтенант Расселл и три матроса были убиты, Гулд, второй офицер, штурман и ещё два матроса — тяжело ранены. В 13:10, в приблизительно 10 милях к юго-востоку от мыса Бон, изрешечённый катер окончательно потерял ход — он горел, вся его артиллерия была выведена из строя из-за прекращения подачи энергии. Уцелевшие моряки установили подрывные заряды и выбросили за борт сейф. После того, как MTB-637 и MTB-633 приняли на борт экипаж MTB-639, они добили горящий MTB-639 огнём артиллерии и начали отход на юг, отбиваясь от вражеских самолётов, при этом MTB-633 претендовал на уничтожение одного из них. В 14:00 лейтенант Филипп Гулд умер от ран.
Согласно отчёту командира «Сагиттарио» капитано ди корветта Антонио ди Монтеземоло (Antonio C. di Montezemolo), «три катера были замечены в 12 000 метрах по правому борту в 12:45». В 12:48 миноносец открыл по ним огонь, и уже в 12:50 «крайний правый противник загорелся и потерял ход» — это был MTB-639. Два других катера в 12:52 с 8000 метров выпустили торпеды, после чего пошли на помощь пострадавшему товарищу. «Сагиттарио» не мог сократить дистанцию из-за близости минных полей, но перенёс огонь на катер, ставивший дымовую завесу. В 12:58, заметив, что два итальянских истребителя принялись обстреливать англичан, Монтеземоло прекратил стрелять и вместе с «Терамо» продолжил следовать по назначению.
Между тем, в 13:55 конвой атаковали три эскадрильи P-40 7-го южноафриканского крыла, которых прикрывали 12 «Спитфайров» 601-й эскадрильи RAF. «Сагиттарио» отделался осколочными повреждениями, но «Терамо» был поражён истребителями-бомбардировщиками и, по описанию самих итальянцев, горел, как факел; уцелевшие члены экипажа достигли берега на шлюпках. На следующий день транспорт сдрейфовал на мель в 6 милях к югу от мыса Бон, где догорал до вечера 30 апреля. «Сагиттарио» же в 15:35–15:48 попал под удар «около 40 вражеских четырёхмоторных бомбардировщиков, которые бомбили с 6000 метров», но ушёл невредимым и в 16:25 достиг Бизерты.
Лейтенант Филипп Френсис Стюарт Гулд был похоронен в тунисском городке Хаммамет, близ Энфидавилля. Он вошёл в историю Королевского флота как автор одной из самых дерзких в его истории атак.
Источники и литература:
- Alessandro Bellomo. 1943 Il martirio di un'isola — Soldiershop, 2016
- Richard G. Davis. Carl A. Spaatz and the Air War in Europe — Smithsonian, 1992
- Wesley Frank, James L.C. Craven. The Army Air Forces In World War II: Volume 2, Europe: Torch to Pointblank, August 1942 to December 1943 — University of Chicago Press, 1949
- Giorgio Giorgerini. La guerra italiana sul mare: La marina tra vittoria e sconfitta, 1940–1943 — Mondadori, 2001
- Alan J. Levine. The War Against Rommel's Supply Lines, 1942–1943 — Praeger, 1999
- Giovanni Massimello, Christopher Shores. A History of the Mediterranean Air War, 1940-1945. Volume 3: Tunisia and the End in Africa, November 1942–1943 — Grub Street Publishing, 2016
- The AAF in Northwest Africa. An Interim Report — Center for Air Force History, 1992
- http://conlapelleappesaaunchiodo.blogspot.com
- https://cfv.org.uk/forum
- https://www.forum-marinearchiv.de
- http://www.naval-history.net
Комментарии к данной статье отключены.