• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    40

    Последний бой лейтенанта Гулда

    • ВМВ
    • флот
    • Великобритания
    • Италия
    Сергей Марченко
    12 July '20

    В апреле 1943 года в Средиземном море продолжились тяжёлые бои в воздухе и на море. Именно здесь британские торпедные катера понесли одну из своих самых тяжёлых потерь за всю войну.

    Операция «Флакс»

    5 апреля 1943 года в 06:15 на зачистку в Сицилийский пролив вылетели 18 B-25 «Митчелл» 321-й бомбардировочной группы в сопровождении 56 P-38 «Лайтнинг» 1-й и 82-й истребительных групп ВВС США. В 08:15 в 15 милях севернее мыса Бон они обнаружили «конвой из 15 малых судов, барж и «Зибелей» на курсе 40°» — фактически, это были вышедшие на траление четыре раумбота 6-й флотилии и вспомогательные катера-тральщики 66-й флотилии, а также большая группа немецких транспортных самолётов и истребителей, летевших в Тунис.

    «Митчеллы» набросились на морские цели, а «Лайтнинги» атаковали воздушного противника. В результате сражения B-25 потопили катер-тральщик HR 6611, а «Лайтнинги» сбили 14 из 31 транспортного «Юнкерса» Ju 52 и три прикрывавших их истребителя. В тот же день 36 B-25 310-й бомбардировочной группы с 8000–10 000 футов забросали осколочными бомбами беспечно скучившиеся на сицилийском аэродроме Бориццо вражеские самолёты.

    ​Западное Средиземноморье - Последний бой лейтенанта Гулда | Warspot.ru
    Западное Средиземноморье

    23 B-17 «Летающая Крепость» 97-й бомбардировочной группы бомбили тунисский аэродром Эль-Ауина, ещё 19 — Сиди-Ахмед (Бизерта), а бомбардировщики 301-й бомбардировочной группы накрыли осколочными бомбами скопление транспортных самолётов на аэродроме Бока-ди-Фалко (Палермо). Всего за 5 апреля признанные люфтваффе потери в транспортной авиации составили 14 самолётов сбитыми, а также 11 уничтоженными и 67 повреждёнными на земле. Союзники претендовали на уничтожение 201 вражеского самолёта.

    Так началась операция «Флакс» (Flax) — разработанный главой Северо-Западного Африканского стратегического командования генерал-майором Джеймсом Дулиттлом (James H. Doolittle) комплекс мероприятий союзных ВВС по срыву воздушных перевозок Оси из Италии в Тунис, запущенный в действие 2 апреля.

    После операций 10 и 11 апреля союзники добавили к уничтоженным ещё 67 транспортников и 13 эскортировавших их самолётов противника.

    Захват в середине апреля 1943 года аэродромов в Центральном Тунисе и перебазирование туда тактической авиации позволили союзникам с 17 апреля подключить её для атак маршрута Сицилия — Тунис. В ходе наиболее крупного воздушного сражения 18 апреля, когда 47 американских истребителей-бомбардировщиков P-40 «Киттихоук» перехватили на высоте 300 метров над Тунисским проливом возвращавшиеся из Африки 68 Ju 52 с эскортом из 21 истребителя, было сбито 10 немецких истребителей и 24 транспортника, а ещё около 30 повреждено. Утром 22 апреля южноафриканскими и английскими P-40 у мыса Бон были сбиты 14 огромных шестимоторных Me 323 из авиагрупп I. и II./KGzbV 323 — все «Гиганты», вылетевшие из Помильяно в Тунис с грузом горючего. Этот успех стоил союзникам пяти истребителей.

    Тяжёлые потери понесла и итальянская авиация. Так, 16 апреля 13 «Спитфайров» 244-го авиакрыла RAF перехватили большую группу итальянских транспортников и сбили семь SM.82, 19 апреля на подходе к побережью Туниса две эскадрильи P-40 7-го южноафриканского крыла уничтожили ещё 16 SM.82, а 22 апреля — 12 SM.79. За время операции с 5 до 27 апреля безвозвратные потери одних только немцев составили 157 из 263 транспортных самолётов, имевшихся на начало апреля, а всего Ось лишилась 432 транспортников.

    Огромные потери транспортной авиации вынудили Геринга 25 апреля отдать приказ, запрещавший перевозки в Тунис по воздуху. По настоянию Кессельринга затем он разрешил ночные рейсы с Сардинии в объёмах «не более 60–70 самолётов за ночь», но эти урезанные поставки в масштабах боевых действий в Северной Африке уже имели не более чем символическое значение — для сравнения, за день до начала операции «Флакс» немецкой транспортной авиацией было выполнено 250 вылетов. Всего в апреле люфтваффе доставили по назначению 5040 тонн материалов и 883 военнослужащих. Полёты транспортных самолётов в Тунис продолжались до 4 мая, когда были доставлены последние 117 тонн горючего и боеприпасов.

    Ситуация в Сицилийском проливе

    Срыв воздушных перевозок из Италии в Тунис привёл к серьёзному снижению доставок подкреплений для итало-немецких войск в Северной Африке. У транспортных судов Оси с техникой и снаряжением шансы добраться до Бизерты и Туниса также были невысоки, поскольку союзники прекрасно знали как фарватер через минные заграждения, так и маршрут в обход их с востока. Из-за чудовищных потерь в транспортной авиации итальянцы вынуждены были возобновить доставку войск в Тунис на эсминцах — первые два рейса совершили «Панкальдо» (Pancaldo) и «Пигафетта» (Pigafetta) ночами на 17 и 23 апреля.

    Под давлением немцев Супермарина решила провести силами крейсеров III дивизии — «Гориции» (Gorizia) и «Триеста» (Trieste), базирующихся в Ла-Маддалене на Сардинии — вылазку к берегам Северной Африки. Предусматривался ночной поиск конвоя в районе Бона с последующей его атакой и отходом на максимальной скорости, а в случае отсутствия целей в море — обстрел гавани Бона. Тяжёлые крейсера должен был сопровождать оснащённый радаром эсминец «Ориани» (Oriani). 18 марта крейсера вышли в море для учебных стрельб, которые из-за нехватки топлива не проводились уже полгода. Начало операции было намечено на 12 апреля.

    Союзники получили информацию о готовящемся рейде и приняли меры. В 14:45 10 апреля, когда на итальянские корабли грузили припасы, над Ла-Маддаленой появились 84 бомбардировщика B-17 97-й, 99-й и 301-й бомбардировочных групп 12-й воздушной армии. Их появление было для итальянцев внезапным, так как радары и аэрофоны в ПВО базы отсутствовали. Американцы действовали как на полигоне — вражеских истребителей в воздухе не было, а устаревшие 76-мм и 102-мм зенитки не добивали до высот 5000–6000 метров.

    Бомбардировщики разделились на три группы: 24 самолёта атаковали базу подводных лодок (там находилось пять субмарин), 36 имели целью «Горицию», а 24 занялись «Триестом»; первая группа сбрасывала 500-фунтовые бомбы, две других — 1000-фунтовые. В результате 6-минутной бомбардировки база подлодок была разрушена, серьёзные повреждения получила подлодка «Мочениго» (Mocenigo), были уничтожены катера MAS-501 и MAS-503. Разбитый прямыми попаданиями «Триест» через два часа перевернулся и затонул, а «Гориция» была серьёзно повреждена, но позднее её отбуксировали в Специю. Последняя угроза со стороны итальянских надводных сил была устранена.

    ​Итальянский пароход «Акино» - Последний бой лейтенанта Гулда | Warspot.ru
    Итальянский пароход «Акино»

    Помимо уничтожения плавсредств в ходе непрерывных налётов на гавани, самолёты союзников вылавливали вражеские суда и в открытом море. Вечером 22 апреля 19-узловой пароход «Акино» (Aquino, 5079 тонн), загруженный топливом в бочках, вышел из Ливорно с намерением добраться до Туниса. В качестве эскорта шёл эсминец «Митральере» (Mitragliere), которого затем заменил миноносец «Гроппо» (Groppo). Однако союзники узнали о рейсе от «Ультры», и в 17:15 23 апреля в 34 милях к северо-западу от острова Мареттимо 17-узловой бег «Акино» прервали три бомбовых попадания с 19 нашедших его «Крепостей» 97-й бомбардировочной группы, которых сопровождали 27 «Лайтнингов». Судно потеряло ход и загорелось.

    На добивание вылетели мальтийские «Бофорты» из 39-й эскадрильи. Ведущий первой пары поразил торпедой дрейфующее судно в мидель. Около полуночи на цель вышли ещё два «Бофорта», и пароход получил ещё одну торпеду в мидель, после чего взорвался и затонул в течение пяти минут. Это было последнее потопленное «Бофортами» во Второй мировой войне судно.

    В эти дни американцы начали использовать против целей в открытом море вооружённые бомбами истребители P-38. Днём 26 апреля группа «Лайтнингов» атаковала караван следовавших из Марсалы в Тунис паромов «Зибель» и отправила на дно SF-166 и SF-167. Следующую пару, SF-214 и SF-217, союзная авиация уничтожила 28 апреля в 15 милях западнее острова Зембра.

    Существенное противодействие кораблям и судам Оси оказывали подводные лодки 8-й флотилии из Алжира и 10-й с Мальты. Здесь шёл беспощадный обмен ударами.

    В 04:00 18 апреля из Бизерты в Италию вышло судно «Мостаганем» (Mostaganem, 1942 тонны) с военнопленными на борту в сопровождении миноносца «Тифоне» (Tifone). Далеко оно не ушло: после полуночи 19 апреля на подходе к Эгадским островам начались атаки мальтийских торпедоносцев-бомбардировщиков. «Мостаганем» был подбит и потерял ход, а в 01:20 в 20 милях к западу от острова Леванцо его поразила торпедой британская подлодка «Анрайвалд» (HMS Unrivalled), пустив транспорт на дно.

    В 10:38 18 апреля «Ансин» (HMS Unseen) западнее Палермо заметила следовавший оттуда в Бизерту конвой — итальянский танкер «Бивона» (Bivona, 1646 тонн) в сопровождении трёх немецких и двух итальянских охотников. Приняв головной Uj-2205 (1168 тонн) за малый танкер, лодка в 11:06 в 3 милях к северо-западу от мыса Галло торпедировала его; охотник затонул в 11:45. Танкер вернулся в Палермо, а уцелевшие охотники безуспешно бомбили лодку до 14:00.

    ​Лётчики 96-й эскадрильи 82-й истребительной авиагруппы ВВС США на фоне «Лайтнинга» с отметками вылетов на бомбометание, весна-лето 1943 года - Последний бой лейтенанта Гулда | Warspot.ru
    Лётчики 96-й эскадрильи 82-й истребительной авиагруппы ВВС США на фоне «Лайтнинга» с отметками вылетов на бомбометание, весна-лето 1943 года

    После полуночи 19 апреля танкер в сопровождении двух немецких охотников снова вышел в Бизерту, но в 14:55 у мыса Сан-Вито конвой заметили с «Анрайвалд». Основная цель была правильно опознана, и в 15:47 с 1500 ярдов последовал четырёхторпедный залп. В 15:50 в «Бивону» попала одна торпеда, в результате чего судно взорвалось и немедленно затонуло с почти всем экипажем в 20 милях северо-западнее Трапани. Двухчасовая бомбёжка субмарины оказалась безрезультатной.

    В полдень 21 апреля в 40 милях западнее острова Фавиньяна подводная лодка «Юнисон» (HMS Unison) двумя торпедами безнаказанно отправила на дно итальянское судно «Марко Фоскарини» (Marco Foscarini, 8073 тонны), которое возвращалось в Италию из Бизерты в сопровождении двух миноносцев.

    Утром 24 апреля у северного побережья Сицилии подводная лодка «Сахиб» (HMS Sahib) торпедировала следовавший в Тунис в сопровождении двух миноносцев и двух корветов транспорт с боеприпасами «Галиола» (Galiola, 1428 тонн), который взорвался и затонул в течение трёх минут. При этом сама лодка была контратакована «Юнкерсом» Ju 88, миноносцем «Климене» (Climene) и корветами, из-за полученных повреждений всплыла и была потоплена.

    Уже 28 апреля возмездие настигло «Климене» — в 10:30 примерно в 35 милях к юго-западу от Мареттимо, едва приняв под охрану следовавшие в Тунис немецкие транспорты KT-5 и KT-14, миноносец был поражён одной из трёх торпед подводной лодки «Аншейкен» (Unshaken) и через пять минут затонул с 53 членами экипажа.

    «Доги» осваивают Средиземное море

    В 02:45 21 апреля британские эсминцы соединения «Q» — «Лейфори» (HMS Laforey), «Лойал» (HMS Loyal) и «Лукаут» (HMS Lookout) — перехватили возвращающиеся из Туниса в Трапани немецкие 850-тонные военные транспорты KT-5 и KT-7. Первому удалось удрать в Трапани, но второй был расстрелян и погиб от взрыва боеприпасов.

    Из-за минной опасности союзники не могли в полной мере реализовать своё превосходство в морских силах в тунисских водах, и противнику, максимально использующему тёмное время суток, на боевых кораблях и десантных судах удавалось доставлять подкрепления и боеприпасы сражающимся в Северной Африке войскам. И без того немногочисленные 7-я и 10-я британские флотилии торпедных катеров 2 апреля понесли серьёзные потери — на переходе из Бенгази на Мальту в шторм погиб MTB-267, а MTB-63 и MTB-64 затонули после столкновения друг с другом у Бенгази. Чтобы изменить ситуацию, для передислокации на Средиземное море были намечены четыре флотилии наиболее мощных боевых катеров, 115-футовых «Догов» — 32-я и 33-я флотилии торпедных и 19-я и 20-я флотилии артиллерийских катеров, каждая численностью восемь боевых единиц.

    Операция осуществлялась с марта по май 1943 года в несколько этапов. Первым из Милфорд-Хейвена 4 марта в Гибралтар ушёл MTB-635 32-й флотилии. За ним 16 марта последовали ещё шесть катеров этой флотилии во главе с её командиром, 26-летним лейтенантом Филиппом Гулдом (Philip Francis Stewart Gould) на MTB-640. Участник сражения с немецким флотом в Ла-Манше 12 февраля 1942 года, тогда Гулд с MGB-43 и MGB-41 отчаянной атакой отогнал преследовавший отходившие торпедные катера вражеский эсминец, за что получил Крест «За выдающиеся заслуги» (DSC — Distinguished Service Cross).

    ​Командир 32-й флотилии торпедных катеров лейтенант Филипп Гулд - Последний бой лейтенанта Гулда | Warspot.ru
    Командир 32-й флотилии торпедных катеров лейтенант Филипп Гулд

    Уже в ночь на 14 апреля, через четыре часа после прибытия в Бон, Гулд на MTB-640 совместно с MGB-644 19-й флотилии вышел на патрулирование к Бизерте. Следующую вылазку 32-я флотилия провела в ночь на 15 апреля. После наступления темноты MGB-643, MTB-634 и MTB-638 покинули Бон с задачей уничтожить сидящие на мели у мыса Зебиб суда «Аквила» (Aquila) и «Беневенто» (Benevento). В 00:25 катера вышли в окрестности Бизерты и остановились для определения целей.

    Большее судно, «Беневенто», было на плаву. Около 01:00 MTB-634 сблизился с ним и выпустил торпеду, которая, однако, ушла по правому борту от цели и взорвалась на пляже. Тогда MTB-634 выпустил вторую торпеду, поразившую судно, после чего все три катера сблизились с ним и расстреливали его из орудий около четырёх минут. Затем англичане прочесали район, дважды безуспешно пытались перехватить замеченные контакты, после чего обстреляли цели на мысе Дукара, и в 08:45 15 апреля благополучно вернулись в Бон.

    В 21:30 16 апреля из Бизерты в Неаполь вышел в конвой в составе судна «Монженевро» (Monginevro, 5324 тонны) и танкера «Тарн» (Tarn) в сопровождении трёх миноносцев. Вскоре после полуночи он был обнаружен воздушной разведкой союзников. В 02:08 в нескольких милях к северу от Зембретты головной в ордере миноносец «Сагиттарио» (Sagittario) «заметил впереди тень», и все миноносцы открыли огонь. Затем появились ещё две тени, и стало ясно, что это британские торпедные катера. Они скрылись за дымовой завесой, а «Монженевро» в 02:10 получил торпеду в корму. Миноносец «Персео» (Perseo) попытался буксировать судно, но через час вынужден был прервать буксировку, и в 03:40 оно затонуло.

    Блестящую атаку обнаруженного между Земброй и Зембреттой «конвоя из двух транспортов и четырёх эсминцев» провели патрулировавшие в этом районе MTB-634 и MTB-656. Именно MTB-634 торпедировал одно из судов, которое загорелось — «Монженевро», затонувшее затем в 9,5 милях от Зембретты. Эсминцы обстреляли оба катера, но они благополучно скрылись с незначительными повреждениями.

    ​Британский торпедный катер MTB-655, принадлежавший 33-й флотилии - Последний бой лейтенанта Гулда | Warspot.ru
    Британский торпедный катер MTB-655, принадлежавший 33-й флотилии

    В ночь на 20 апреля MTB-640 и MGB-644 имели контакт «с тремя торпедными катерами» у мыса Блан севернее Бизерты. По утверждению англичан, «все три противника были повреждены, причём один серьёзно, и отступили». При этом как английские катера, так и их оппоненты «попали под обстрел немецких ночных истребителей». В действительности противниками англичан были два итальянских торпедных катера.

    MS.22 и MS.25 вышли из Бизерты в 20:30 19 апреля на перехват любых кораблей из Бона, двигающихся в направлении Сицилийского пролива. В 02:10 20 апреля к северу от мыса Блан они увидели два вражеских торпедных катера, следовавших на восток. Итальянцы немедленно атаковали их и в 02:12 открыли огонь. Англичане ответили. Перестрелка продолжалась около получаса, после чего один из англичан прекратил стрелять и начал отходить, прикрываемый дымовой завесой и огнём своего товарища. В 02:40 бой прекратился — англичане оторвались от преследования и скрылись в северо-западном направлении. Итальянцы получили крайне незначительные повреждения.

    Последний бой лейтенанта Гулда

    10 апреля наступающие с юга войска 8-й британской армии генерала Монтгомери взяли Сфакс, а 12 апреля — Сус. Союзники ожидали начала эвакуации итало-немецких войск морем и готовились противодействовать ей. «Москитных» сил в Боне было уже предостаточно — 27 апреля сюда пришли первые четыре из 18 американских торпедных катеров 15-й эскадры лейтенант-коммандера Стенли Барнса (Stanley M. Barnes), которые уже 28 апреля вышли на патрулирование вместе с британскими торпедными катерами 10-й флотилии лейтенанта Денниса Джермейна (Dennis Germaine). Поэтому, чтобы усилить блокаду Туниса ещё и с востока, из Бона в Сус были направлены несколько катеров 32-й флотилии.

    MTB-639 лейтенанта Джорджа Расселла (George L. Russell) с Гулдом на борту и MTB-635 лейтенанта Рональда Перкса (Ronald Perks) вышли из Бона после наступления темноты 25 апреля. У мыса Зебиб англичане благополучно разминулись с дозорными итальянскими торпедными катерами. В 23:00, следуя в восточном направлении, в 7 милях к востоку-северо-востоку от острова Плэйн они обнаружили баржи МFР-158 и МFР-343, следовавшие в Бизерту со 130 тоннами грузов на борту. MTB-639 внезапно остановился и дал двухторпедный залп. Шедший за ним катер, избегая столкновения, резко отвернул вправо и открыл огонь по головной барже, в то время как Гулд тотчас после пуска торпед взял под обстрел заднюю. Обе цели загорелись, были оставлены экипажами и через полчаса затонули. После того, как MTB-639 подобрал несколько выживших, англичане ушли в Сус. Немцы констатировали, что из экипажей обеих барж, потопленных вражескими торпедными катерами в 00:20, погибло два, пропало без вести 11 и спаслось 26 человек.

    ​Итальянский торпедный катер MS.25 - Последний бой лейтенанта Гулда | Warspot.ru
    Итальянский торпедный катер MS.25

    Вскоре по прибытии Гулда в новый пункт базирования он был направлен в рейд вдоль занятого противником побережья Туниса. В 01:30 28 апреля из Суса вышли MTB-639, MTB-633 и MTB-637. Катера следовали на север примерно в миле от берега под немецкими флагами, фиксируя огневые точки, технику, объекты и деятельность противника — англичане в очередной раз попирали ими же подписанные на конференции в Гааге правила ведения войны.

    В 07:30 Гулд прошёл маяк Келибия, а в 08:50 повернул за мыс Бон и вошёл в Тунисский залив, где в 09:20 катера подняли британские флаги. В 09:30 к востоку от Рас-эль-Амара в небольшой бухте британцы обнаружили итальянские вспомогательные тральщики R-32 и R-110 и расстреляли их в упор. Затем, подойдя к Рас-эль-Амару, они подожгли немецкий вспомогательный катер-тральщик. Увидев на пляже несколько транспортных самолётов Ju 52, катера приблизились к берегу и обстреляли их из «пом-помов», а затем из «эрликонов» — заходивший на посадку на пляж связной самолёт «Шторх».

    После этого Гулд покинул Тунисский залив, и в 12:00 в 12 милях к северо-востоку от мыса Бон обнаружил крупную надводную цель. Катера пошли на сближение, но это оказалось госпитальное судно «Тоскана», и Гулд, отказавшись от атаки, повернул на путь отхода, к Келибии. На этом курсе в 12:40 англичане заметили прикрываемый истребителями конвой на северном курсе — следовавшие из Поццуоли в Бизерту судно «Терамо» (Teramo, 1592 тонны) с грузом горючего в бочках и миноносец «Сагиттарио».

    Этим утром итальянцы уже не раз были атакованы с воздуха; последняя атака силами «около 25 самолётов» в 11:25 пришлась на миноносец, потерявший от пулемётного обстрела троих членов экипажа убитыми и 20 ранеными. Гулд решил атаковать и на большой скорости пошёл на сближение. При этом MTB-639, израсходовавший свои торпеды в предыдущих столкновениях, должен был отвлечь головной в ордере миноносец, а остальные два катера — атаковать торпедами транспорт. В 12:45 MTB-639 выставил дымовую завесу, после чего отвернул на север. Семь минут спустя MTB-633 и MTB-637 выпустили торпеды с 2000 ярдов и также отвернули; все торпеды прошли мимо цели.

    MTB-639 был поражён огнём артиллерии миноносца, его, а также MTB-633, штурмовали итальянские истребители. Командир MTB-639 лейтенант Расселл и три матроса были убиты, Гулд, второй офицер, штурман и ещё два матроса — тяжело ранены. В 13:10, в приблизительно 10 милях к юго-востоку от мыса Бон, изрешечённый катер окончательно потерял ход — он горел, вся его артиллерия была выведена из строя из-за прекращения подачи энергии. Уцелевшие моряки установили подрывные заряды и выбросили за борт сейф. После того, как MTB-637 и MTB-633 приняли на борт экипаж MTB-639, они добили горящий MTB-639 огнём артиллерии и начали отход на юг, отбиваясь от вражеских самолётов, при этом MTB-633 претендовал на уничтожение одного из них. В 14:00 лейтенант Филипп Гулд умер от ран.

    ​Итальянский миноносец «Сагиттарио» - Последний бой лейтенанта Гулда | Warspot.ru
    Итальянский миноносец «Сагиттарио»

    Согласно отчёту командира «Сагиттарио» капитано ди корветта Антонио ди Монтеземоло (Antonio C. di Montezemolo), «три катера были замечены в 12 000 метрах по правому борту в 12:45». В 12:48 миноносец открыл по ним огонь, и уже в 12:50 «крайний правый противник загорелся и потерял ход» — это был MTB-639. Два других катера в 12:52 с 8000 метров выпустили торпеды, после чего пошли на помощь пострадавшему товарищу. «Сагиттарио» не мог сократить дистанцию из-за близости минных полей, но перенёс огонь на катер, ставивший дымовую завесу. В 12:58, заметив, что два итальянских истребителя принялись обстреливать англичан, Монтеземоло прекратил стрелять и вместе с «Терамо» продолжил следовать по назначению.

    Между тем, в 13:55 конвой атаковали три эскадрильи P-40 7-го южноафриканского крыла, которых прикрывали 12 «Спитфайров» 601-й эскадрильи RAF. «Сагиттарио» отделался осколочными повреждениями, но «Терамо» был поражён истребителями-бомбардировщиками и, по описанию самих итальянцев, горел, как факел; уцелевшие члены экипажа достигли берега на шлюпках. На следующий день транспорт сдрейфовал на мель в 6 милях к югу от мыса Бон, где догорал до вечера 30 апреля. «Сагиттарио» же в 15:35–15:48 попал под удар «около 40 вражеских четырёхмоторных бомбардировщиков, которые бомбили с 6000 метров», но ушёл невредимым и в 16:25 достиг Бизерты.

    Лейтенант Филипп Френсис Стюарт Гулд был похоронен в тунисском городке Хаммамет, близ Энфидавилля. Он вошёл в историю Королевского флота как автор одной из самых дерзких в его истории атак.


    Источники и литература:

    1. Alessandro Bellomo. 1943 Il martirio di un'isola — Soldiershop, 2016
    2. Richard G. Davis. Carl A. Spaatz and the Air War in Europe — Smithsonian, 1992
    3. Wesley Frank, James L.C. Craven. The Army Air Forces In World War II: Volume 2, Europe: Torch to Pointblank, August 1942 to December 1943 — University of Chicago Press, 1949
    4. Giorgio Giorgerini. La guerra italiana sul mare: La marina tra vittoria e sconfitta, 1940–1943 — Mondadori, 2001
    5. Alan J. Levine. The War Against Rommel's Supply Lines, 1942–1943 — Praeger, 1999
    6. Giovanni Massimello, Christopher Shores. A History of the Mediterranean Air War, 1940-1945. Volume 3: Tunisia and the End in Africa, November 1942–1943 — Grub Street Publishing, 2016
    7. The AAF in Northwest Africa. An Interim Report — Center for Air Force History, 1992
    8. http://conlapelleappesaaunchiodo.blogspot.com
    9. https://cfv.org.uk/forum
    10. https://www.forum-marinearchiv.de
    11. http://www.naval-history.net

    Сергей Марченко

    Конец курортного сезона кригсмарине на Warspot.ru
    Конец курортного сезона кригсмарине
    Скользящие над волнами, сеющие смерть на Warspot.ru
    Скользящие над волнами, сеющие смерть
    Недолгая жизнь, невеликая слава на Warspot.ru
    Недолгая жизнь, невеликая слава
    Поделиться
    • 4
    • 140
    • 8
    • Статьи по теме
    • Комментарии (29)
    Фото дня: дымовая завеса для конвоя MW 10 на Warspot.ru
    Фото дня: дымовая завеса для конвоя MW 10
    Десант на остров Кастелоризо на Warspot.ru
    Десант на остров Кастелоризо
    Гибель крейсера «Ковентри» на Warspot.ru
    Гибель крейсера «Ковентри»
    Ночная схватка на «Дороге смерти» на Warspot.ru
    Ночная схватка на «Дороге смерти»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (29)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google