Renault FT оказался не только лучшим танком Первой мировой войны, но и самым массовым. Его производство продолжилось и после окончания войны — к 1921 году было изготовлено 3728 машин этого типа. Между тем, к этому времени Renault FT перестал устраивать французских военных. Даже пехота, которой в итоге достались «по наследству» Renault FT, не испытывала особого восторга от того, что в её распоряжении находятся боевые машины, развивающие на бездорожье среднюю скорость 3 км/ч. Для замены «пенсионера» его производитель разработал новую боевую машину Renault NC. Почему же этот танк оказался более интересен чужим армиям, чем французской?
Малой кровью
Помимо эксплуатационных проблем со стремительно устаревающими танками, на дальнейший ход событий повлияли и серьёзные финансовые интересы. Хотя компания Renault специализировалась преимущественно на легковых автомобилях и грузовиках, терять деньги с военных заказов ей очень не хотелось. Окончание Великой войны, с одной стороны, означало резкое снижение финансирования. На выполнение в полном объёме заказа на 3940 танков Renault уже не могла рассчитывать. С другой стороны, в ряде стран вспыхнули локальные военные конфликты, и враждующим сторонам понадобилось оружие, в том числе танки. И здесь на пути Renault как производителя и возможного экспортёра встало французское правительство, «раздававшее» многочисленные Renault FT французской армии направо и налево. В этих условиях компания могла либо рассчитывать лишь на мизерные заказы, либо искать какие-то новые решения.
Дополнительная проблема с Renault FT заключалась в том, что его мизерная скорость требовала дополнительного использования грузовиков для перемещения на сколь-нибудь значительные расстояния. Испытания показали, что на более высокой скорости двигатель начинал перегреваться. При этом даже установка более мощного двигателя не решала проблему: полужесткая схема подвески ограничивала максимальную скорость. Кроме того, ходовая часть танка, в особенности гусеничные траки, имела низкий ресурс, составлявший всего 150–200 километров. Одним словом, для увеличения подвижности танка, в первую очередь, требовалось решить проблемы с его ходовой частью.
Между тем, в 1917 году из России во Францию вернулся бывший начальник технической части Императорского гаража Адольф Кегресс. Здесь он начинает продвижение главного изобретения своей жизни – колёсно-гусеничного движителя с резиновой гусеничной лентой. Идеей французского изобретателя заинтересовался Андрэ Ситроен, основатель и глава известной автомобильной компании, изначально занимавшейся оружейными заказами. C 1919 года Кегресс работает на Citroёn, переключившуюся с боеприпасов на автомобили. Доработанная совместно с инженером Жаком Хинстином полугусеничная система оказалась успешной. Полугусеничные автомобили Citroёn-Kégresse после ряда пробегов стали знаменитыми. Они поставлялись во французскую армию, на их основе строились бронемашины.
На волне успеха первых полугусеничных машин Кегресс предложил разработать по схожей схеме ходовую часть для Renault FT. Был выдан заказ на выпуск 26 таких танков, которые изготовили к 1925 году. Вооружение, башня, корпус и двигатель танка остались без изменений, что, в общем-то, и неудивительно. Дело в том, что танки перестраивались из уже имевшихся в наличии FT.
А вот старую ходовую часть полностью убрали, заменив её конструкцией, сильно напоминавшей ходовую часть ранних полугусеничных машин Citroёn-Kégresse. С каждой стороны теперь находилось по две группы тележек с четырьмя опорными катками в каждой. Катки имели цельнометаллическую конструкцию. В виду большей, чем у автомобилей, массы, пришлось сильно переделывать как гусеничную ленту, так и ведущее колесо. Нередко получившийся танк называют Renault NC M24/25, но в реальности такой индекс не использовался.
Модернизированные подобным образом танки поступили на вооружение 508-го танкового полка, где их свели в две роты. Начались войсковые испытания, включавшие манёвры в Мурмелоне, где находился один из центральных тренировочных центров французской армии. Уже тогда выявился небольшой конфуз в конструкции модернизированных танков Renault FT. Дело в том, что хотя длина ходовой части чуть выросла, танк нередко «чиркал» носовой частью корпуса о препятствия. Во избежание этого, были изготовлены специальные барабаны, крепившиеся в носовой и кормовой части корпуса. Испытания показали, что идея с заменой подвески оказалась верной. При том же моторе максимальная скорость немного выросла, а заодно и увеличился запас хода.
Вполне возможно, что испытания могли закончиться успешно, и переоснащение Renault FT ходовой Кегресса имело бы массовый характер. Но, как это часто бывает, вмешался роковой случай. Летом 1925 года Франция официально присоединилась к испанцам в Рифской войне в Марокко. В числе прибывших в Марокко войск была и 508-я танковая рота, оснащённая танками с ходовой Кегресса. В условиях каменистой местности резиновые гусеницы довольно быстро приходили в негодность. Одна из таких поломок, случившихся в бою 3 октября 1925 года, закончилась трагически. При попытке починить гусеницу экипаж танка был убит берберами. В ходе боя гусеницы вышли из строя ещё у четырёх танков. Поскольку гусеница конструкции Кегресса представляла собой сплошной массив, установка её на танк была занятием весьма непростым.
После возвращения из Марокко танки направили в Версаль, где прошли ремонт и модернизацию. Особенно сильно пришлось переделывать гусеницу, получившую резино-металлические башмаки, которые должны были обеспечивать большее зацепление на бездорожье. Модернизированные подобным образом танки продолжили службу в 508 BCC. К слову, обкатанная на модернизированном Renault FT конструкция гусениц позже использовалась и на других машинах Citroёn-Kégresse.
Глубокая модернизация
Когда ещё работы над ходовой Кегресса для Renault FT только начинались, командование французской армией задумалось о более серьёзной переделке танка. Дело в том, что ещё под занавес Великой войны немцы успели обзавестись первыми специализированными противотанковыми пушками. Хотя показатели пробития у них было заметно ниже, чем даже у пушек начала 30-х годов, тем не менее, тогдашние танки для них уже не представляли особых проблем. Кроме того, в боекомплекты самих танков стали входить бронебойные снаряды, которые легко прошивали бронелисты толщиной 15 мм. Одним словом, требовалась броня покрепче.
В 1923 году последовал заказ на создание двух опытных образцов модернизированного танка, получившего заводское обозначение Renault NC. Французские военные, а заодно и Renault, решили подстраховаться на тот случай, если ходовая часть разработки Адольфа Кегресса покажет себя не самым лучшим образом. Образцы, получившие обозначение NC-1 и NC-2, были идентичны по конструкции корпусов и башен, но при этом имели абсолютно разные ходовые части. Разработка шла довольно неспешно, и обе машины поступили на испытания только в 1925 году.
Ходовой частью системы Кегресса оснастили танк, получивший обозначение Renault NC-2. При его разработке были учтены проблемы, обнаруженные в ходе эксплуатации модернизированных Renault FT. Конструкция тележек и подвески в целом осталась без изменений, не стали менять и ленивцы. Было принято решение заменить ведущие колёса на более удачные по конструкции, поскольку обнаружилось недостаточное зацепление. Изменилась и конструкция опорных катков, получивших резиновые бандажи. Переделали также гусеничную ленту, причём её установили в натяг, одновременно отказавшись от поддерживающего катка. Подобное решение вызывает массу вопросов, связанных с удобством эксплуатации в боевых условиях. Натяжение гусениц Renault FT с ходовой Кегресса и так было занятием не самым простым, а в случае с NC-2 процесс ещё больше усложнялся.
Альтернативой танку с ходовой Кегресса была машина, получившая обозначение Renault NC-1. Судя по тому, что она имела первый номер, в Renault делали ставку именно на неё. И, в конечном счёте, не прогадали. Траки этого танка остались металлическими, но при этом их конструкцию сильно переделали. На порядок больше изменений претерпела остальная ходовая часть. Как и в случае с NC-2, танк получил тележечную схему с четырьмя катками на каждую тележку, но если в конструкции Кегресса использовались листовые рессоры, в разработке Renault применялись установленные вертикально пружины. Получившаяся конструкция позволила значительно увеличить площадь опорной поверхности.
Количество опорных катков оказалось поистине умопомрачительным для лёгкого танка – четырнадцать на борт, из них два использовались для смягчения ударов при наезде на вертикальные препятствия. Полностью были переделаны ведущие колёса и ленивцы, имевшие более прогрессивную конструкцию, чем у Renault FT. Сверху подвеска была прикрыта экранами, что заметно снижало количество попадавшей на неё грязи.
Оба прототипа имели одинаковые башни, позаимствованные у Renault FT. Корпус также в значительной степени повторял формы корпуса Renault FT. Причиной этого был не консерватизм конструкторов Renault, а банальная экономия французской армии. Война закончилась, значительная часть страны восстанавливалась от разрушений после четырёх лет кровопролитных сражений, а деньги на новые «игрушки» выделялись крайне неохотно, особенно с учётом того, сколько Renault FT уже было на вооружении. Нос полностью повторял переднюю часть предшественника, за тем исключением, что толщину брони увеличили до 25 мм. Подобное усиление брони позволило обезопасить танк от огня крупнокалиберных пулемётов. А вот кормовую часть всё же почти полностью переделали, поскольку в Renault NC установили новый, 62-сильный мотор. Поскольку он был крупнее двигателя Renault FT, моторное отделение пришлось удлинять.
Испытания, начатые в 1925 году, показали, что обе машины заметно превосходят Renault FT. Хотя усиление брони подняло боевую массу танков с 6,7 до 8,5 тонн, благодаря новому двигателю и более совершенной ходовой части оба танка развивали скорость около 20 км/ч. Для машины сопровождения пехоты этого было вполне достаточно. Испытания также показали, что резино-металлическая гусеничная лента заметно проигрывает металлическим тракам традиционным конструкции. Кроме того, как раз в ходе испытаний состоялся вояж Renault FT с ходовой Кегресса в Марокко, что привело к ещё более негативной оценке этой системы.
В результате по итогам испытаний выявился однозначный фаворит – NC-1. В его лице французская пехота могла получить вполне современный танк, по большинству характеристик превосходящий Renault FT. Но в 1926 году пехотное командование составило новые требования на лёгкий танк. Его масса должна была составлять около 13 тонн, бронирование усиливалось до 30 мм, а в качестве вооружения предполагалась 47-мм пушка. Ни в один из этих параметров Renault NC-1 не вписывался. Оставалась ещё надежда на кавалерию, но и той новый танк оказался не интересен.
Ограниченный успех
В сложившейся ситуации единственным выходом для Renault стало продвижение своего нового танка на экспорт. Он получил обозначение NC-27. От исходного NC-2 он отличался более совершенной конструкцией траков. Иногда озвучивается информация, что под названием NC-31 продвигалась экспортная версия NC-2, и такие машины даже строились для Китая, но это не соответствует действительности. Танк NC-2 так и остался лишь в виде опытного образца.
Первым потенциальным заказчиком NC-27 была Польша, куда в 1928 году был отправлен один танк. Машина испытывалась одновременно с Renault FT, оснащённым ходовой частью Кегресса. После долгих сравнительных испытаний поляки отказались от массовых закупок. У них и так имелось более чем полторы сотни Renault FT, а новые машины не настолько превосходили их по характеристикам, чтобы вызвать большой интерес. Дело ограничилось одним NC-27 и пятью Renault FT с ходовой Кегресса, получившими новые гусеничные ленты. Эти танки также известны как M26/27.
Больше повезло Renault с другим покупателем – Югославией. Всего ею было куплено, по разным данным, 9 или 10 танков Renault FT на ходовой Кегресса. Они дожили до весны 1941 года, когда немцы вторглись в Югославию. К тому моменту морально устаревшие машины уже никак не могли себя проявить и стали лёгкой добычей. Часть из них оказалась подбита, некоторые танки были захвачены в исправном состоянии. Один из них впоследствии оказался в руках американцев и был переправлен на Абердинский полигон.
По данным французского исследователя Франсуа Вовилье, танки, поставлявшиеся в Югославию и Польшу, назывались Renault FT-Kégresse. Согласно его исследованиям, их выпустили не 26, а 29 штук. Что же касается индексов Renault M. 24/25, Renault M.26/27 и Renault NC-31, то появились они с лёгкой руки справочника «Танки», изданного в Мюнхене в 1935 году и переведённого у нас в 1936 году. Выпущенный как идейное продолжение справочника Хейгля (сам Фриц Хейгль умер в 1930 году), он содержит массу неточностей и откровенных приписок.
Например, под обозначением NC-31 в нём на деле скрывается NC-27, а под названием Renault NC-2 можно опознать опытный NC-3, превратившийся позже в D1. Авторы справочника утверждают, что NC-2 использовался в Греции и Японии, что не соответствует действительности, как и информация о Renault M.26/27, якобы попавших в Китай. Из-за отсутствия других источников эти ошибки повторяются многими авторами.
Ещё одной страной, которая заинтересовалась новыми французскими танками, была Швеция. В то время на шведов работали немецкие и австрийские инженеры, которые разрабатывали колёсно-гусеничные танки. Впрочем, разработка затягивалась, так что шведская армия решила поискать альтернативу. Один NC-27 был приобретён в 1928 году. В шведской армии он получил обозначение Strv fm/28. Впрочем, испытания новой боевой машины сразу не заладились. Коробка передач и сцепление оказались не особо надёжными. Что ещё хуже, ходовая часть танка явно не подходила для Швеции. По итогам испытаний от дальнейших закупок шведы отказались.
С другой стороны, именно NC-27 окончательно подтолкнул шведское армейское руководство к той мысли, что танки следует разрабатывать у себя, а не заказывать на стороне. При этом тактико-технические требования на новый танк составлялись как раз по итогам изучения французской машины. Впрочем, она оказалась полезной не только как тестовый образец: некоторое время Strv fm/28 служил в качестве учебной машины. Сейчас этот танк находится в танковом музее Asrenalen и является единственным сохранившимся танком семейства NC.
В конце концов, удача всё же улыбнулась машине, от которой отвернулись в европейских странах. В 1929 году заказ на 10 NC-27 был получен от Японской императорской армии. По японским данным, речь шла о 23 танках. В том же году танки отправились в Страну Восходящего Солнца. Судя по всему, мнение японцев относительно отдельных узлов и агрегатов мало отличалось от мнения шведов. Впрочем, особого выбора у японских военных не было, поскольку с танками на тот момент у них дела обстояли не важно. Лёгких танков собственной разработки у них не было совсем, а имелись лишь 22 Renault FT, закупленных ранее во Франции.
Исправление недостатков у приобретённых танков японцы взяли на себя. Согласно французским источникам, на танки, получившие обозначение «Тип 89», были установлены более мощные двигатели фирмы «Мицубиси». Мощности 75-сильного мотора хватило для того, чтобы разогнать танк до 20 км/ч. Часть машин Тип 89 получила в качестве вооружения станковые пулемёты Тип 3 калибра 6,5 мм. Вместо 37-мм пушки SA 18 японцы установили на танки 37-мм пехотные пушки Тип 11. Эти орудия, как и SA 18, основывались на конструкции французской 37-мм траншейной пушки обр.1916 года. Но при этом они были более мощными и могли использоваться как противотанковые. Вооружённые подобным образом Тип 89 оказались наиболее сильно вооружёнными танками из всего семейства Renault FT.
Оснащённые новым вооружением и двигателями Тип 89 стали первыми танками, которые Японская императорская армия применила в боевых условиях. 18 сентября 1931 года началась японская интервенция в Маньчжурию. В конце января 1932 года началась битва за Харбин, в которой, помимо 2-й пехотной дивизии, действовала 1-я специальная танковая рота под командованием капитана Хиякутаке (Hyakutake). Впрочем, полноценного сражения под Харбином не произошло. Слабо подготовленные китайские войска быстро отступили, и для японских танков просто не нашлось достойных целей. Но некоторые выводы по итогам применения NC-27 и FT японцы сделали. Был выявлен, например, крайне маленький радиус действия французских боевых машин.
Примерно в это же время начались боевые действия в другой точке Китая – Шанхае. Здесь действовала 2-я отдельная танковая рота под командованием капитана Сигеми (Shigemi). В составе роты находилось пять новейших японских средних танков Тип 89, а также десять NC-27. Боевые действия показали, что японские средние танки значительно превосходили французские боевые машины. У NC-27 здесь возникли те же проблемы, что и на испытаниях в Швеции. Подвеска была признана не подходящей для текущего театра боевых действий, и Шанхай стал последним местом, где японцы применили эти боевые машины. В дальнейшем машины были направлены на формирование 1-го танкового полка в Куруме. Здесь NC-27 использовались вместе со средними танками Тип 89 как учебные машины.
Несмотря на более чем скромные успехи, полностью провальной программу Renault NC назвать нельзя. Да, во Франции эти машины на вооружение так и не поступили, да и за рубежом успех оказался относительным. Тем не менее, Renault NC стали единственными серийными французскими танками 20-х годов. А дальнейшее развитие Renault NC привело к созданию серийного и даже участвовавшего в боевых действиях Renault D1. Заметили танк и танкостроители в других государствах. Например, ходовая по типу NC-1 была использована на опытном советском лёгком танке Т-19.
Источники и литература:
- Centre des archives de l'Armement et du personnel civil (CAAPC)
- Renault D1, Pascal Danjou, TRACKSTORY №8, 2008
- http://www.ointres.se/strv_renault.htm
- http://www3.plala.or.jp/takihome
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.