Начало действий немецких подлодок против судоходства у восточного побережья США и в Карибском бассейне в январе 1942 года неминуемо привело к нежелательным для немцев последствиям. Помимо вражеского судоходства, целью стали суда нейтральных стран Южной Америки. Это заставило Берлин отказаться от неограниченной подводной войны в этих регионах, чтобы избежать дипломатических осложнений. В частности, это касалось Чили и Аргентины – стран, имеющих тесные торговые отношения с Германией, а Аргентина – ещё и прогерманскую ориентацию внешней политики. Тем не менее, Германии не удалось избежать нападения на их суда, что привело к осложнениям в отношениях с этими государствами.
Ошибка капитана Рамиреса
В ночь с 12 на 13 марта 1942 года подводная лодка U 404 (тип VIIC) капитан-лейтенанта Отто фон Бюлова (Otto von Bülow) находилась на позиции у побережья Нью-Джерси. В 23:27 с лодки заметили затемнённое судно, идущее противолодочным зигзагом. Фон Бюлов, не сомневавшийся, что перед ним неприятель, начал преследование парохода. В 00:55 U 404 выпустила одну электроторпеду, и вскоре с лодки наблюдали попадание в среднюю часть судна. Раздался сильный взрыв, и на пароходе начался пожар, после чего в воздухе сильно запахло целлулоидом. После взрыва на пароходе включили освещение, и на борту стал виден нарисованный флаг Чили – фон Бюлов понял, что атаковал нейтрала. В штаб подводных сил была отправлена радиограмма с докладом, где он описал обстоятельства атаки и национальную принадлежность потопленного судна.
В ту роковую ночь чилийское судно «Тольтен» (Tolten, 1858 тонн) совершало переход из Балтимора в Нью-Йорк. Такой переход не грозил большой опасностью при соблюдении правил хождения нейтральных судов в зоне боевых действий, но в этот раз всё вышло иначе. За несколько часов до инцидента американский военный корабль приказал «Тольтену» погасить судовые огни и освещение. Непонятно, почему капитан судна Акилес Рамирес (Aquiles Ramirez) послушался американца – соблюдение режима затемнения превращало его из нейтрала в законную цель для подлодки. Тем не менее, огни были погашены, что и привело к трагедии.
После торпедирования горящее судно держалось на плаву больше часа, затонув в 02:30. Утром в 08:34 экипаж американского самолёта заметил качающийся на волнах плотик с живым человеком. В район был направлен дирижабль L12, который в 11:54 наблюдал два тела в воде, а спустя четверть часа обнаружил тот самый плот. Для спасения был направлен сетевой заградитель ВМС США «Ларч» (USS Larch), который подобрал чилийского моряка и доставил его на берег, после чего тот был помещён в морской госпиталь. Им оказался электрик с «Тольтена» Хулио Фауст (Julio Faust). Так американцам стало известно о гибели чилийского судна.
Стоит отметить, что командир немецкой подлодки в данном случае не мог быть обвинён в намеренном потоплении нейтрального судна, так как, выбирая цель для атаки, действовал в рамках приказа командующего подводными силами. Этот приказ Дёница за №105 под названием «Опознание знаков нейтралов», доведённый до сведения всех командиров подлодок в 1941 году, недвусмысленно гласил:
«Суда нейтральных стран несут по большей части в дополнение к национальному флагу знаки нейтралитета (национальные цвета, национальную эмблему, имя судна и название страны), нанесённые на оба борта, которые освещаются ночью».
Правда, в своём капитальном труде о подводной войне в Атлантике американский историк К. Блэйр утверждает, что, в соответствии с американскими правилами, «Тольтен» был окрашен тёмной краской, из чего следует отсутствие на его бортах знаков нейтрального судна. Но это утверждение опровергает сам командир U 404, который указал в журнале боевых действий следующее:
«После попадания торпеды раздался пароходный гудок, и на судне включились судовые огни, а также фонари на борту, которые осветили на нём чилийский флаг и название судна. Тем не менее, название прочесть не удалось».
Чилийский пароход погиб по вине своего капитана – командир U 404 чётко регламентировал свои действия вышеупомянутым приказом Дёница по опознанию нейтралов. Так, спустя полчаса после того, как «Тольтен» затонул, фон Бюлов отпустил восвояси другое нейтральное судно: в 03:00 с U 404 было замечен освещённый пароход, на борта которого были нанесены опознавательные знаки Португалии, и немцы отказались от атаки.
Правительство Чили заявило Германии резкий протест по факту нападения на чилийское судно. Ситуацию усугубило то, что на «Тольтене» погибло 26 чилийских моряков. Американцы радостно потирали руки, и их пропаганда не замедлила представить этот инцидент как неправомерные действия немцев. Тем не менее, чилийцы не стали предпринимать каких-либо действий в отношении Германии, ограничившись резкой нотой.
В ответ Берлин заверил Сантьяго, что чилийские суда могут избежать нападения, если не будут ходить в составе конвоя и получат все хорошо различимые признаки нейтрального судна вместо однотонной тёмной краски. Этим инцидент был исчерпан. Подобный выход из сложившийся ситуации оказался вполне взаимовыгодным: Берлин не был заинтересован в разрыве дипломатических отношений с Чили, а Сантьяго очень беспокоила уязвимость страны для нападения подводных лодок стран Оси.
В отличие от Чили, Аргентина имела больше претензий к Германии в отношении агрессивных действий немецких субмарин против судов под её флагом. В истории подводной войны насчитывается три случая нападения на аргентинские суда.
Аргентинский «Уругвай»
Вечером 27 мая 1940 года U 37 (тип IX) капитан-лейтенанта Виктора Эрна (Victor Otto Oehrn) атаковала аргентинское судно «Уругвай» (Uruguay, 3425 тонн) к западу от побережья Португалии. Эрн выпустил одну торпеду, но промахнулся. После этого командир лодки всё-таки разглядел в перископ нейтральные знаки на борту судна и приказал всплывать, чтобы досмотреть его по правилам призового права. Перед носом «Уругвая» был дан предупредительный выстрел, и пароход остановился. Немцы, просмотрев судовые бумаги, увидели, что судно с грузом льна, пшеницы и кукурузы шло в Антверпен, но затем, получив радиограмму, сменило курс на Ирландию, так как в Бельгию вторглись немецкие войска.
Эрн нашёл это подозрительным и объявил аргентинцам, что груз является контрабандой, поэтому судно будет потоплено. Экипаж «Уругвая» пересел в шлюпки, а немцы установили подрывные заряды в его трюме, которые и отправили пароход на дно. По сообщению Эрна, аргентинцы не были злы на него, и, пожелав друг другу удачи, подводная лодка и две шлюпки расстались. К сожалению, спастись удалось только капитану «Уругвая» и 12 морякам, которых подобрал испанский траулер, а вторая шлюпка с 15 аргентинцами так и не была найдена.
Ускользнувшая «Виктория»
В конце дня 17 апреля 1942 года в 300 милях восточнее мыса Гаттерас с подлодки U 201 (тип VIIC) капитан-лейтенанта Адальберта Шнее (Adalbert Schnee) заметили крупный танкер. Шнее начал преследование судна и спустя два часа погрузился для атаки под перископом. Согласно журналу боевых действий U 201, Шнее внимательно отнёсся к идентификации цели, не желая атаковать нейтрала – так, 6 апреля он уже встречал и, как полагается, отпустил ирландский пароход. Теперь же, изучая танкер в перископ, Шнее не обнаружил на нём никаких нейтральных обозначений.
Первая торпеда, выпущенная в 17:46, попала в цель. У борта танкера взметнулся ввысь столб воды, и судно остановилось. Спустя час Шнее выпустил ещё одну торпеду и наблюдал попадание, но танкер продолжал держаться на плаву. В 20:00 лодка всплыла, и тут изумлению Шнее не было предела – он разглядел на борту своей жертвы изображение бело-голубого флага. В роли жертвы оказался аргентинский танкер «Виктория» (Victoria, 7417 тонн). Незамедлительно доложив о ситуации в штаб, Шнее получил в ответ приказ Дёница прекратить атаку и уходить. Получившие с танкера сигнал бедствия, американцы сумели спасти судно и привести его в Нью-Йорк, предварительно сняв со шлюпок команду, которая покинула «Викторию» после второго попадания торпеды. Жертв среди экипажа танкера не было.
«Потопление было правильным действием»
Рано утром 22 июня 1942 года в 120 милях восточнее Нью-Йорка с U 202 (тип VIIC) капитан-лейтенанта Линдера (Hans-Heinz Linder) заметили дымы неизвестного судна. Линдер начал преследование и в 05:45 погрузился для перископной атаки. В 06:34 лодка произвела залп тремя торпедами с дальнего расстояния, одна из которых попала в цель. Пароход начал тонуть. Всплыв, Линдер так не увидел на нём флага, который помог бы определить его национальность.
Подойдя к шлюпкам, в которые сошёл экипаж судна, немцы сняли для допроса его капитана и выяснили, что они торпедировали аргентинский пароход «Рио-Терсеро» (Rio Tercero, 4864 тонны), работавший на линии Нью-Йорк – Буэнос-Айрес. Правда, разговор с капитаном дался с большим трудом. Линдер с сарказмом написал по этому поводу в журнале боевых действий: «…он не говорит ни на английском, ни на французском языке, и мы не португальцы».
Внезапное появление неизвестного самолёта вынудило немцев прервать общение с капитаном, вернуть его в шлюпку и погрузиться. После доклада Линдера о потоплении «Рио-Терсеро» в штаб подводных сил последовал активный обмен радиограммами. Штаб запросил информацию о деталях атаки, на что получил подробный ответ от Линдера, в котором также было указано, что перед атакой командир лодки и все его офицеры не наблюдали на судне флага и любых других знаков для определения его национальной принадлежности. Ответ штаба был краток: «Потопление было правильным действием».
Каковы были последствия этих инцидентов? Аргентина выразила свой протест на потопление «Уругвая» и желание компенсации за потерю парохода. Кроме того, был наложен запрет на отправку судов с аргентинским флагом в европейские воды. Инциденты же с «Викторией» и «Рио-Терсеро» заставили трудиться дипломатов и адвокатов в поте лица. Когда появились доказательства того, что 17 апреля аргентинский танкер был торпедирован, Буэнос-Айрес заявил решительный протест Берлину и Риму. 17 июня МИД Германии подтвердил факт атаки «Виктории» немецкой субмариной и принёс свои официальные извинения Аргентине.
Казалось бы, накал страстей на дипломатической арене пошёл на спад, но спустя шесть дней был потоплен «Рио-Терсеро», что вызвало взрыв возмущения аргентинцев и привело к демонстрациям протеста у немецкого посольства. Германия была вынуждена признать свою ответственность за случившееся. Она предложила выплату компенсации и дала гарантии, что в дальнейшем никаких нападений на аргентинские суда не произойдёт. Буэнос-Айрес также возмутило, что их танкер так и остался в руках американцев, которые потратили на его ремонт полмиллиона долларов, но так и не поняли, кто им будет возмещать расходы. В результате судно было реквизировано и использовалось для нужд США, которые, зарегистрировав его под панамским флагом, получили ещё один танкер.
Стоит отметить, что немцы сдержали своё слово. Немецкие ВМС получили строгий запрет на атаку аргентинских судов, о чём ярко свидетельствует случай с потоплением уругвайского парохода «Мальдонадо» (Maldonado, 5285 тонн) 2 августа 1942 года. Тогда, заметив освещённое судно с изображением, как ему показалось, флага Греции на борту, командир U 510 фрегаттен-капитан Найтцель (Karl Neitzel) был озадачен увиденным и запросил штаб о приоритетах в целях. Штаб ответил:
«Вы, вероятно, перепутали с Аргентиной. Топить только после опознания флага страны и только если это не Аргентина, Швейцария, судно с флагом Красного креста или Португалии».
Так как цвета флагов Аргентины и Греции схожи, в штабе сделали особый акцент на этом. Когда Найтцель остановил судно для досмотра, оно оказалось уругвайским пароходом «Мальдонадо», флаг на борту которого оказался похожим на греческий или аргентинский. Табу на потопление отсутствовало, и «уругваец» был отправлен на дно.
Что же касается Чили, то даже после разрыва отношений между Берлином и Сантьяго в январе 1943 года немецкие подлодки не потопили больше ни одного судна под чилийским флагом, хотя последние ходили в зоне боевых действий, перевозя чилийскую медь в США.
Данные случаи с судами южноамериканских стран служат показателем того, что неограниченная подводная война Дёница всё-таки была далека от принципа «Топи их всех!», который давно стал стереотипом в её восприятии. Исключения из этого правила существовали.
Список источников и литературы:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 1. Norderstedt
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 5. Norderstedt
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 8. Norderstedt
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 10. Norderstedt
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
- Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. Mittler& Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
- Дергачёва А. Ленд-лиз в контексте внешней политики Чили в годы Второй мировой войны – Журнал международного права и международных отношений, № 1/2014 (http://www.evolutio.info)
- http://uboatarchive.net
- http://uboat.net
Комментарии к данной статье отключены.