Первая мировая война, имевшая на многих участках фронта позиционный характер, заставляла сотни тысяч людей сидеть изо дня в день в траншеях и блиндажах и в буквальном смысле слова изобретать себе занятия, чтобы убить время. Среди прочих способов проведения досуга было и создание из подручных материалов предметов обихода, сувениров, ювелирных изделий — со временем ставших предметом коллекционирования и объединённых сложившимся термином «окопное искусство».
Бытует мнение, что о Первой мировой войне историкам больше сказать нечего: архивы открыты, документы изучены, множество из них опубликовано, военные операции разобраны, и т.д., и т.п. Однако количество источников по Первой мировой войне стремится к бесконечности, со временем изменяются способы интерпретации и анализа этих источников, их виды и классификация претерпевают изменения. В частности, действенными способами изучения Великой войны становятся археология и искусствоведение.
Археология открывает нам странный и полный опасности мир зоны военных действий и, в частности, полевой фортификации, особенности сооружения укрытий (траншей, блиндажей и т.п.) и поддержания их в надлежащем виде, а также особенности повседневного быта солдат и офицеров и их боевой опыт, известные нам, в целом, по письменным источникам. Подчас информация, добытая с помощью археологии, оказывается весьма ценной (например, уточняются места, время и характер боёв, количество погибших или питание солдат, их досуг и т.п.).
Искусствоведение же, в соединении с археологией, музейным и частным коллекционированием, оказывается очень полезным при интерпретации и объяснении такого любопытного феномена военной жизни, как «окопное искусство» (trench art).
Начавшееся как абсолютно любительское коллекционирование различных вещей, связанных с фронтовым опытом солдат Великой войны, изучение «окопного искусства», с подачи британского историка Николаса Дж. Сондерса (Nicholas J. Saunders), стало признанной академической дисциплиной со стремительно расширяющимся списком публикаций по данной тематике. В 2001 году он опубликовал первую монографию, посвящённую этому феномену.
Поиску и систематизации находок «окопного искусства» в настоящее время посвящает много времени археология, музейные работники делают то же самое для музейных коллекций, огромная армия любителей накапливает частные коллекции. Что же подразумевается под этим термином?
Как указывает Сондерс, «окопное искусство — вызывающий определённые ассоциации, но вводящий в заблуждение термин, применяемый для обозначения невероятно большого массива объектов, созданных военнослужащими, военнопленными и гражданскими лицами из мусора войны индустриального типа». Вводит он в заблуждение потому, что подобного рода объекты можно найти ещё до Первой мировой войны. Вопросы терминологии, в данном случае, ещё ждут своего разрешения.
Любопытно, что с окончанием войны изготовление артефактов «окопного искусства» не остановилось, поскольку места боёв (особенно в Европе – Сомма, Ипр, Верден и т.д.) стали популярными местами для т.н. «военного туризма», а туристы сформировали ёмкий рынок сбыта сувениров из гильз, осколков снарядов и остатков обмундирования. Также памятные вещицы могли изготавливаться для посетителей многочисленных военных кладбищ, которые раскинулись на местах особенно ожесточённых сражений. Подобный бизнес продолжается до сих пор по всему миру после и даже во время военных конфликтов. Зачастую продажа подобного рода сувениров преследует благотворительные цели.
К сожалению, в России пока нет публикаций или музейных выставок, напрямую связанных с «окопным искусством» именно Первой мировой войны, зато подобного рода объекты Великой Отечественной широко представлены в музеях, и в среде любителей военной истории и профессиональных историков постепенно вызревает мысль об их систематическом изучении.
В Западной Европе крупнейшие военные музеи, такие как Имперский военный музей в Лондоне, в своей постоянной экспозиции и в тематических выставках уделяют внимание среди прочего и «окопному искусству». На сайте музея, среди его коллекций можно найти любопытные образцы мастерства солдат Великой войны. Профессор Пол Корниш (Paul Cornish), коллега и соавтор Сондерса, составил подборку предметов, хранящихся в музее, которые служат отличным примером разнообразия «окопного искусства». Однако стоит заметить, что представленные в подборке предметы отнюдь не исчерпывают всего его разнообразия.
Николас Дж. Сондерс в числе предметов, созданных в 1914–1918 гг. и в послевоенное десятилетие, выделяет объекты, сделанные военнослужащими действительной службы, военнопленными, ранеными и выздоравливающими, а также гражданскими умельцами в тылу или на фронте. По назначению эти предметы могут относиться к принадлежностям для курения (зажигалки, спичечные коробки, табакерки и т.п.) или для письма (например, ножи для бумаги из осколков снарядов, ручки из пуль и гильз). Другие предметы могут не нести никакой утилитарной пользы, а быть просто декоративными поделками (украшенные гильзы от снарядов с различными надписями), сувенирами для себя лично или для родственников в тылу. Иногда фронтовые ремесленники изготавливали миниатюры (корабли, танки, аэропланы или модели оружия). В общем, почётом пользовались изделия из самого разнообразного металла, который буквально валялся под ногами (железо, медь, алюминий, латунь и бронза), но любители поделок не обходили своим вниманием дерево, камень, мел, а также кости животных, которых тоже было в изобилии. Кроме того, процветало украшение готовых предметов, как то фотографических карточек, открыток, носовых платков. Таким образом, любой мало-мальски умелый солдат мог реализовать свои фантазии на широком круге материалов.
Представленные предметы, а также подобные им артефакты из музеев и частных коллекций позволяют сделать несколько важных выводов:
- во-первых, большая часть этих предметов является примерами декоративно-прикладного искусства, выполненными зачастую с большим вкусом и фантазией и демонстрирующими высокое техническое умение их творцов;
- во-вторых, «окопное искусство» является именно искусством в полном смысле этого слова, поскольку в основе создания этих предметов лежали не только и не столько утилитарные задачи, сколько желание как-то эстетически облагородить военную повседневность;
- в-третьих, «окопное искусство» представляет из себя интереснейший сплав стилей и художественных решений, в которых просматриваются как традиционные народные (как западные, так и восточные) ремесленные практики, так и методы современных индустриальных обработок материала, а при этом исходное сырьё для поделок создаёт дополнительные трудности для обработки и провоцирует изобретение новых технологических приёмов;
- в-четвёртых, исходя из вышеизложенного, можно сказать, что «окопное искусство» представляет собой необычайно интересный феномен, изучение которого может проходить не только в рамках искусствоведения или истории искусства, но и в рамках военной истории (поскольку может помочь в понимании психологии людей на войне), социальной и культурной антропологии и других наук гуманитарного спектра.
Все иллюстрации взяты с сайта Имперского военного музея, а объекты, изображённые на них, являются частью его коллекции.
Литература:
- Doyle P., Foster C. What Tommy Took to War: 1914–1918 – Osprey Publishing, 2014
- Beauty From The Battlefield: 10 Pieces Of Trench Art // Imperial War Museums (http://www.iwm.org.uk)
- Robertshaw A., Kenyon D. Digging the Trenches: The Archaeology of the Western Front – Casemate Publishers, 2008
- Saunders N. J. Matters of Conflict: Material Culture, Memory and the First World War – Psychology Press, 2004
- Saunders N. J. Trench Art: A Brief History & Guide, 1914–1939 – Casemate Publishers, 2011
- Saunders N. J. Killing Time: Archaeology and the First World War – The History Press, 2011
- Waugh J. Trench Art: the stories behind the talismans – Fontaine Press Pty Ltd, 2016
Комментарии к данной статье отключены.