Австралия XIX века представляла собой содружество британских колоний, которые стремительно развивались и богатели. К середине столетия на месте бывших каторжных поселений выросли крупные города, появилась промышленность, была создана финансовая система. И когда возникла необходимость защиты с моря, правительства Виктории, Квинсленда и других колоний стали заказывать в метрополии современные боевые корабли. Эта статья расскажет о том, как австралийские колонисты строили свои собственные военно-морские силы, позднее ставшие Королевским Австралийским ВМФ.
В середине XIX века австралийские колонии Великобритании находились в состоянии устойчивого экономического роста. «Золотая лихорадка», большое количество свободной земли – всё это создало предпосылки для быстрого накопления капиталов. Количество иммигрантов увеличивалось с каждым годом, росли крупные города, а потому остро встал вопрос безопасности колоний, особенно актуальный в свете того, что в 1853–1856 годах Великобритания вела войну с Россией. Ещё одним вероятным противником, обладавшим серьёзными силами, считалась Франция.
Вопреки широко распространённому мнению, британской колонии «Австралия» никогда не существовало. В XIX веке на континенте находился целый конгломерат колоний, которые объединились в Австралийский Союз лишь в 1901 году – Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Тасмания, Южная Австралия, Западная Австралия. Поскольку большая часть населения этих территорий имела британское происхождение, колонии пользовались широкими правами самоуправления – в том числе, и в столь важном вопросе, как оборонная политика. Это позволяло им содержать собственные вооружённые силы, построенные на добровольческой «милиционной» основе. Примечательно, что колонисты имели право и материальные возможности содержать не только сухопутные, но и морские силы, необходимые для обороны подступов к крупным городам.
Конечно же, на континенте присутствовали вооружённые силы метрополии, в том числе и флотские – так называемая Австралийская станция, сформированная в 1859 году. Вместе с тем отдельные колонии время от времени заказывали у Великобритании боевые корабли для собственных нужд. Некоторые из них имели серьёзную боевую ценность и неплохо смотрелись бы даже в составе флотов независимых государств. Наиболее примечательным стал флот колонии Виктория, разбогатевшей на «золотой лихорадке» 1850–1860 годов. К концу XIX века Викторианские морские силы (Victorian Naval Forces) обладали отнюдь не символическим корабельным составом, собственной бригадой морской пехоты и береговой артиллерией.
Мы не будем рассматривать системы береговой обороны Мельбурна, Сиднея и других крупных австралийских городов – эта тема требует отдельного повествования. За пределами внимания останутся и корабли британского Королевского ВМФ, служившие в составе Австралийской станции. В этой статье мы рассмотрим лишь корабли, которыми обладали морские силы колоний.
Военно-морские силы колонии Виктория
Первенцем Викторианского флота стал построенный в Великобритании шлюп, носивший простое название «Victoria» и введённый в строй в 1856 году. Примечательно, что он стал первым боевым кораблём, строившимся в Британии для колоний. Шлюп имел водоизмещение в 580 т, его паровая машина была дополнена парусной оснасткой, а вооружение состояло из нескольких 32-фунтовых пушек. «Victoria» стала первым австралийским кораблём, принявшим участие в боевых действиях – в 1860–1861 годах шлюп ходил к берегам Новой Зеландии для борьбы с мятежными маори. Ещё одним ярким событием в «карьере» этого корабля стало участие в поисках пропавшей экспедиции Бёрка и Уиллса в 1861–1862 годах (отряд под их руководством пытался пересечь Австралию с юга на север, но погиб в пути). Служба шлюпа закончилась в 1880 году, когда он был превращён в гражданское судно.
Следующее пополнение Викторианского флота оказалось весьма неожиданным. Великобритания передала колонии деревянный линейный корабль «Nelson», спущенный на воду ещё в 1814 году, и затем сорок лет простоявший в резерве (водоизмещение – 2617 т, оснащён паровой машиной, вооружён пятью десятками пушек различных калибров). Трудно отделаться от чувства, что англичане «сплавили» в далёкую колонию не очень нужную и безнадёжно устаревшую боевую единицу. Ветеран прибыл в Австралию в 1867 году и до 1879 года использовался в береговой обороне Мельбурна, после чего его переоборудовали в учебное судно. Старинный корабль дожил до XX века, превратившись в угольщик, и был постепенно разобран (частично – разрушен природой) только в 1920-е годы.
Зато чуть позже Викторианские морские силы пополнились новейшей боевой единицей, способной украсить любой флот своего времени. В 1867–1870 годах англичане построили монитор «Cerberus», а в апреле 1871 года он прибыл в Мельбурн. Корабль имел водоизмещение в 3340 т, развивал скорость в 9 узлов, а его главный калибр составляли четыре 10-дюймовых (254-мм) орудия, располагавшиеся в двух башнях. Корпус защищала броня толщиной до 280 мм на поясе и до 250 мм – на башнях. В целом, на момент ввода в строй «Cerberus» являлся самым мощным кораблём в Австралии и сопредельных водах, заслуженно став гордостью жителей колонии Виктория. Один из очевидцев так описывал появление монитора в Мельбурне:
«Огромное количество лодок, заполненных пассажирами, надеявшимися подняться на борт, отчалили от берега. Капитан Пантер [первый командир корабля – прим. автора] решил не разочаровывать любопытную публику, хотя корабль не был готов к осмотру. Он дал необходимые приказы и отправился засвидетельствовать почтение губернатору. Всю вторую половину дня валили толпы посетителей и, должно быть, несколько тысяч гостей поднялись на борт, чтобы познакомиться с конструкцией корабля и работой башен»
Впрочем, внешний вид новинки знатоки оценивали достаточно скептично:
«Когда он [монитор] появился, он вызвал величайший интерес. Как и можно было ожидать, его нельзя было назвать красивым кораблем ни в каком смысле. Он казался большой, как и должно быть, длинной прямоугольной коробкой, обрубленной с обоих боков и увенчанной куцыми мачтами, башнями и трубой»
Тихоходный «Cerberus» не без труда дошёл из Великобритании в Австралию, после чего полвека не покидал залив Порт-Филипп, обеспечивая береговую оборону столицы колонии (позднее – штата) Виктория. Единственными потерями экипажа за эти десятилетия стали шесть человек, погибшие при подрыве шлюпки на собственной мине во время учений 1881 года. В 1911 году старый монитор вошёл в состав только что образованного Королевского Австралийского ВМФ, став скромной плавбазой. В 1926 году, после пятнадцатилетней службы в новом качестве, списанный «Cerberus» был затоплен у Мельбурна и превращён в волнолом (лежащий на мелководье корпус сохранился до наших дней). У общественного фонда, который занимается сохранением старого корабля, есть планы его полной реконструкции и превращения в музей, однако на это никак не удаётся собрать средства.
Заметное усиление Викторианского флота, сделавшее его боеспособным соединением (пусть и малочисленным), произошло в середине 1880-х годов. Ценным приобретением стали канонерские лодки «Victoria» и «Albert», прибывшие в Австралию в 1884 году. Канонерка «Albert» имела водоизмещение в 350 т, развивала скорость в 10 узлов и была вооружена одной 203-мм и одной 152-мм пушками. «Victoria» была больше (500 т), быстроходнее (12 узлов) и обладала более мощным главным калибром – 254 мм. Впрочем, уже в 1895 году, во время экономического кризиса, обе канонерки продали частным владельцам, после чего они тридцать лет служили гражданскими судами.
В 1884–1886 годах в распоряжение колонии поступили миноноски английской постройки – «Childers» (водоизмещение – 62 т, скорость – 18 узлов), «Lonsdale», «Nepean» и «Gordon» (водоизмещение – по 12 т, скорость – 17 узлов). В 1891 году отряд лёгких сил пополнился миноноской «Countess of Hopetown» (водоизмещение – 75 т, скорость – 24 узла). Эти предки торпедных катеров были вооружены самодвижущимися минами Уайтхэда (по 2–3 торпедных трубы на корабле). Они оказались весьма удачными по конструкции и служили вплоть до появления в составе австралийского флота современных миноносцев. Достаточно сказать, что «Countess of Hopetown» вывели из состава морских сил только в 1924 году.
Появление в составе флота новых кораблей было встречено мельбурнцами с большим энтузиазмом. Например, крестной матерью миноноски «Countess of Hopetown» стала леди, в честь которой он был назван – супруга тогдашнего губернатора Виктории графиня Алиса Эвели-де-Мулен. Вот как одна из газет того времени писала о любопытной церемонии крещения корабля:
«Крещение корабля путем разбития бутылки шампанского о борт было выполнено способом, вызвавшим самый горячий интерес зрителей. Бутылку закрепили у передней торпедной трубы, соединенной с гальванической батареей на берегу. Вместо того чтобы разбить бутылку самой, леди Хоуптаун всего лишь запустила батарею, вследствие чего бутылка была незамедлительно разбита торпедой на атомы, оросив своим содержимым нос корабля. Зрители радостно кричали, оркестр начал играть «Правь, Британия»
На пике своего развития, в первой половине 1890-х годов, Викторианский флот насчитывал в своём составе 1 монитор, 2 канонерских лодки, 5 миноносок и 9 вооружённых судов. Как уже упоминалось выше, это делало его сильнейшим среди колониальных флотов Австралии.
Военно-морские силы других колоний
Среди других колониальных флотов Австралии стоит отметить морские силы Квинсленда. Они возникли в 1883 году и сразу же вооружились парой однотипных канонерских лодок «Gayundah» и «Paluma» (водоизмещение – по 360 т, скорость хода – 10 узлов, вооружение – по одной 203-мм и одной 152-мм пушке). Обе канонерки находились в составе флота три десятка лет, после чего в качестве гражданских судов дожили до 1950-х годов. «Gayundah» была затоплена как волнолом у города Брисбен, и её корпус частично сохранился (хотя и в очень плохом состоянии). Также Квинсленд обзавёлся миноносками «Mosquito» и «Midge» (водоизмещение – по 12 т, скорость – 17 узлов, вооружение – по два торпедных аппарата). Всего к 1890-м годам морские силы колонии имели следующий состав: 2 канонерских лодки, 2 миноноски, 7 вооружённых судов.
Таким образом, Квинсленд располагал вторым по численности и боевой силе флотом после Виктории. Морские силы других колоний выглядели несоизмеримо скромнее. Западная Австралия своих кораблей не имела вообще – её противокорабельная защита состояла лишь из береговой артиллерии гавани Фримантл. Тасмания располагала лишь одной 12-тонной миноноской TB 191, приобретённой в 1884 году и вооружённой двумя торпедными аппаратами.
Колония Новый Южный Уэльс не нуждалась в собственных морских силах, поскольку в Сиднее базировались британские корабли Австралийской станции. Дело ограничилось лишь постройкой в 1879 году миноносок «Avernus» и «Acheron», каждая из которых была вооружена двумя торпедными аппаратами (водоизмещение – по 16 т, скорость – 15 узлов). Тремя годами позже Великобритания передала колонии корвет «Wolverine» 1863 года постройки (водоизмещение – 1700 т, скорость – 11 узлов), вооружённый старыми дульнозарядными пушками и оборудованный паровой машиной. До 1892 года «Wolverine» использовался в качестве учебного судна.
Южная Австралия заказала себе всего один боевой корабль, зато весьма мощный (по колониальным меркам). Канонерская лодка «Protector» британской постройки, вошедшая в строй в 1884 году, имела водоизмещение в 920 т, развивала скорость в 14 узлов и обладала сильным вооружением – одной 203-мм и пятью 152-мм пушками. В сентябре-ноябре 1900 года канонерка действовала в прибрежных водах Китая во время подавления Боксёрского восстания – то был второй (и последний) боевой поход корабля австралийского колониального флота после участия шлюпа «Victoria» в войне с маори. Контактов с противником «Protector» не имел, но его экипаж неплохо показал себя в дальнем походе и был удостоен медалей «За войну в Китае 1900 года» (China War Medal 1900). Один из офицеров канонерки вспоминал:
«Мой первый взгляд на корабельную команду показал, что с этими людьми можно идти куда угодно. События показали, что я был прав. Я видел, что этот поход не был приятным круизом для людей. С того дня, как я взошел на борт, и до возвращения домой офицеры и матросы неустанно занимались боевой учебой – артиллерийской и стрелковой подготовкой, лодочными учениями, борьбой за живучесть и тушением пожаров»
В 1914 году канонерка «Protector» (уже под флагом Королевского Австралийского ВМФ) участвовала в захвате немецкой колонии Рабаул. Кроме того, корабль ходил в Индийский океан и, в целом, довольно активно действовал в годы Первой мировой войны. «Protector» стал единственным кораблём колониального флота, удостоенным боевых отличий (Battle honour – награда для корабля за участие в конкретной боевой операции) «Китай 1900» и «Рабаул 1914». Ветерана вывели из состава флота только в 1924 году. Любопытно, что в качестве несамоходного плавучего склада «Protector» принял символическое участие во Второй мировой войне. В 1943 году бывшая канонерка разбилась на скалах, её корпус стал волноломом у побережья Квинсленда и в полуразрушенном состоянии сохранился до наших дней.
Флотилии австралийских колоний были малочисленны и не сыграли заметной роли в мировой истории. Тем не менее, они представляют интерес как яркий пример создания военно-морских сил «с нуля» в условиях XIX века. Колонии, находившиеся на краю света, получили современные для своего времени корабли и смогли подготовить военно-морские кадры, создать соответствующую инфраструктуру, сформировать традиции флотской службы. В 1901 году, после образования доминиона Австралия, морские силы колоний слились в единый флот, который в 1911 году официально стал именоваться Королевским Австралийским ВМФ. Начало Первой мировой войны Австралия встретила, обладая линейным крейсером, современными лёгкими крейсерами и эсминцами, подводными лодками. Первым же шагом к созданию ВМС мирового уровня стали небольшие колониальные флотилии.
Список источников:
- slv.vic.gov.au (сайт Государственной библиотеки штата Виктория)
- awm.gov.au (официальный сайт Австралийского Военного мемориала)
- navy.gov.au/history (исторический раздел официального сайта Королевского Австралийского ВМФ)
- navyhistory.org.au (сайт Морского исторического общества Австралии)
- cerberus.com.au (сайт общества по сохранению монитора «Cerberus» и центра изучения истории Викторианского флота)
Комментарии к данной статье отключены.