Вплоть до конца 1930-х годов американские крейсера проектировались в рамках «вашингтонских» лимитов с ограничением стандартного водоизмещения 10 000 тонн. Однако в сентябре 1939 года, с началом Второй мировой войны, все договорные ограничения сразу отпали. В результате конструкторам, освобожденным от необходимости соблюдать лимиты, пришла в голову логичная мысль: установить на тяжелый крейсер не три трехорудийных 203-мм башни, как на всех предыдущих, а четыре.
Так в марте 1940 года появилась «схема 2» – та же модифицированная версия экспериментального тяжелого крейсера «Уичита», что впоследствии стала «Балтимором», но только оснащенная четвертой 203-мм башней. Корабль имел ту же схему бронирования: пояс по всей длине цитадели, но в районе погребов верхняя его кромка опускалась ниже ватерлинии, на уровень 4-й палубы. Зенитное вооружение было то же, сохранялось то же, что и у «Балтимора», – двенадцать 127/38-мм универсальных орудий в спаренных закрытых установках. Стандартное водоизмещение корабля по проекту выросло до 15 750 тонн, мощность машин – до 120 000 л.с.
![«Схема 2» от 18 марта 1940 года - Проект тяжелого крейсера 1940 года | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/001/958/content/(1)_1940_03_18_-_%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0_2.jpg)
В том же марте 1940-го родилась и «схема 3» – со стандартным водоизмещением 17 300 тонн, но с шестью 305-мм (!) орудиями в трех башнях. Судя по всему, проектировщики пытались таким образом скрестить проект «модифицированной Уичиты» с разрабатывавшимся одновременно проектом сверхтяжелого крейсера типа «Аляска».
![«Схема 3» от 20 марта 1940 года - Проект тяжелого крейсера 1940 года | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/001/959/content/(2)_1940_03_20_-_%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0_3_.jpg)
Но в конце концов от 305-мм орудий отказались, и в апреле «схема 3» была конвертирована в «схему 4-А» – с теми же измерениями, но четырьмя трехорудийными 203-мм башнями, как и на «схеме 2». Стандартное водоизмещение, по расчетам, должно было составить 17 500 тонн. В отличие от «Уичиты» и последующего «Балтимора», самолеты и подъемные стрелы должны были размещаться не в корме, а в центральной части корабля. Ангар находился за носовой надстройкой, по обе стороны от первой трубы.
![«Схема 4-А» от 10 апреля 1940 года - Проект тяжелого крейсера 1940 года | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/001/960/content/(3)_1940_04_10_-_%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0_4-%D0%90.jpg)
К сентябрю 1940 года проект был доработан, получив обозначение CA-B. Заметим, что проект сверхтяжелого крейсера (будущей «Аляски») обозначался как CA2 с прибавлением индекса от A до F. Более того, прототипы «Аляски» в 1938 году проектировались как в 305-мм, так и в 203-мм варианте, так что некоторая преемственность здесь явно была.
![Проект CA-B от 16 сентября 1940 года - Проект тяжелого крейсера 1940 года | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/001/961/content/(4)_1940_09_16_-_CA-B.jpg)
Длина корпуса по сравнению со «схемой 2» сократилась на 10 футов (до 210,5 метров по ватерлинии), зато ширина увеличилась на 2,5 фута (до 23,5 метров). Стандартное водоизмещение оценивалось в 17 000 тонн, полное – 20 000 тонн, скорость – 33 узла при мощности машин 120 000 л.с.
В марте 1941 года появился новый вариант этого проекта, обозначенный как CA-C. Главным отличием стало увеличение мощности силовой установки до 150 000 л.с. и, соответственно, скорости – до 35 узлов. В результате длину корпуса пришлось увеличить на 80 футов – до 770 футов (235 метров), ширина осталась как у CA-B – 77 футов (23,5 метра). Увеличение длины машинных отделений на четверть привело и к увеличению длины пояса, но одновременно позволило более удобно разместить ангар – позади первой трубы. Наконец, была изменена схема бронирования: теперь пояс по всей длине доходил до уровня третьей палубы. Бронирование корабля примерно соответствовало бронированию крейсеров типа «Балтимор»: 152-мм пояс, ближе к оконечностям уменьшающийся до 76 мм и прикрытый 63-мм палубой. У проекта CA-B в районе погребов главного калибра верхний край пояса опускался ниже ватерлинии, у проекта CA-C пояс по всей цитадели был одной высоты.
![Проект CA-С от 18 марта 1941 года - Проект тяжелого крейсера 1940 года | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/001/962/content/(5)_1941_03_18_-_CA-C.jpg)
Однако в итоге работы над проектом четырехбашенного крейсера были прекращены, вместо него все силы были сосредоточены над проектированием модифицированной Уичиты» – тяжелого крейсера типа «Балтимор», ставшего вершиной развития этого класса в американском флоте.
Комментарии к данной статье отключены.