Лето 1942 года принесло союзникам по антигитлеровской коалиции сильнейший с начала Второй мировой войны кризис: на советско-германском фронте вермахт, покончив с сопротивлением Красной армии в Крыму, рвался через Кавказ к нефтяным месторождениям Грозного, Махачкалы и Баку, а в Северной Африке под угрозой оказался Суэц. Потеря британцами Египта грозила выходом немцев сразу с минимум двух направлений к месторождениям Ирана и Ирака. Последующая утрата нефти Кавказа, Каспия и Персидского залива могла в ближайшей перспективе означать проигрыш в войне.
26 июля 1942 года нью-йоркская газета «Сандей Ньюс» (Sunday News) вышла с подробной картой региона, озаглавленной «Цель Оси — Нефть» (Oil, the Target of the Axis). На ней приводились основные месторождения и годовые объёмы добычи, нефтеперерабатывающие заводы, трубопроводы, портовые нефтяные терминалы и маршруты морских и железнодорожных перевозок.
В сопроводительном тексте указывалось, что суммарная добыча нефти в Румынии, Венгрии и Албании, подконтрольных Третьему рейху и его сателлитам, составляет менее 45 млн баррелей в год, в то время как Иран, Ирак, Египет, Бахрейн, Саудовская Аравия и советский Кавказ добывают около 350 млн баррелей. Именно сюда рвётся Гитлер, и именно здесь определится исход войны — кто лишится нефти, тот и проиграет.
К счастью, тревоги не оправдались, и до «большой нефти» вермахту добраться не дали — впереди немцев ждали Эль-Аламейн и Сталинград.
Комментарии к данной статье отключены.