24 июня 1973 года во время ответного визита главы советского государства в США (в мае 1972 года Ричард Никсон первым из американских президентов посетил Москву) генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев заявил, что холодная война окончена. И для этого у него были веские основания: двумя днями ранее лидеры сверхдержав подписали бессрочное «Соглашение о предотвращении ядерной войны». Кроме того, в ходе визита Брежнев согласовал со своим заокеанским коллегой «Основные принципы переговоров о дальнейшем ограничении стратегических наступательных вооружений», которые развивали подписанное годом ранее в Москве соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).
Хотя с позиции послезнания заявления Брежнева можно расценивать как образец выдачи желаемого за действительное, спокойствия и предсказуемости в международных отношениях в середине 1970-х годов стало действительно больше. Между СССР и США оставались значительные идеологические разногласия, но времена Карибского кризиса остались в прошлом, что нашло отражение во многих событиях того времени.
В октябре 1974 года Международный олимпийский комитет решил впервые провести Олимпийские игры 1980 года в одной из стран социалистического лагеря, а точнее – в столице СССР Москве. Сотрудничество Востока и Запада вышло за пределы планеты – в июле 1975 года состоялись стыковка на орбите и совместный полёт советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлон». Примерно в это же время всеми европейскими государствами, кроме Албании, а также США и Канадой был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этот документ, по сути, подвёл черту под итогами Второй мировой войны, закрепив принципы нерушимости границ между государствами, невмешательства во внутренние дела других стран и обязав участников осуществлять предварительное уведомление о военных учениях и крупных передвижениях войск.
Комментарии к данной статье отключены.