Первые лёгкие крейсера Российского флота, заложенные после Цусимского разгрома, должны были стать сильнейшими кораблями в своём классе. Однако в строй они вошли с пятнадцатилетним опозданием, уже в другом государстве и под новыми именами. Об одном из этих крейсеров, верно отслужившем родной стране почти три десятка лет, с честью прошедшем Великую Отечественную войну и заслужившем гвардейское звание, и пойдёт рассказ в этой статье.
«Светлана»: история создания
После поражения Российской империи в русско-японской войне состояние русского флота было плачевным – он лишился почти всех своих боевых кораблей основных классов. Из многочисленных крейсерских сил на Балтике и Тихом океане осталось всего девять боеспособных кораблей (ещё два крейсера имелось на Чёрном море). Новые военно-морские силы предстояло построить фактически с нуля, однако необходимая для этого судостроительная программа и чёткая концепция применения флота отсутствовали. Лишь в 1912 году Морскому министру удалось добиться ассигнования в размере 500 млн рублей, необходимых для постройки полноценного флота. Помимо прочих кораблей, программа предусматривала строительство четырёх лёгких крейсеров для Балтийского моря и двух – для Чёрного (позднее число лёгких крейсеров для Черноморского флота также довели до четырёх).
Основными задачами лёгкого крейсера являлись разведка, дозорная служба, поддержка своих миноносцев и уничтожение вражеских, минные постановки во вражеских водах. Лёгкие крейсера должны были нести защиту и вооружение, которые позволяли бы им вступать в бой с неприятельскими кораблями аналогичного класса. Первоначальное задание на проект лёгкого крейсера предусматривало вооружение из одного 203-мм орудия и четырёх-шести 120-мм орудий, установленных в башнях, однако со временем от такого состава вооружения отказались, предпочтя перейти на единый калибр. Отказались и от башенного расположения артиллерии из-за более низкой скорострельности таких установок по сравнению с казематными и палубными. После окончательного утверждения технических характеристик будущего крейсера в апреле 1912 года провели конкурс, на котором лучшим был признан проект Путиловского завода. В сентябре 1912 года на заседании Технического совета Главного управления кораблестроения было принято решение поручить Путиловскому и Ревельскому заводам разработать окончательный проект крейсера и представить его на утверждение Морскому министерству. Тактико-технические характеристики крейсера указаны в таблице, приведённой в конце статьи.
Основными отличительными особенностями новых крейсеров стали броневая защита корпуса, состоявшая из двух поясов (закрывавших большую часть надводного борта) максимальной толщиной в 75 мм, что обеспечивало защиту от орудий эсминцев и немецких крейсеров до их перевооружения на артиллерию калибра 150 мм. Пятнадцать новых 130-мм орудий Обуховского завода отличались высокой скорострельностью (до 15 выстрелов в минуту) и большой дальностью стрельбы. Каждое орудие имело свой индивидуальный защищённый бронёй подъёмник для снарядов, так что заявленная скорострельность вполне могла быть достижимой не только на бумаге. Свободная компоновка узлов и агрегатов, а также высокое водоизмещение обеспечивали кораблю отличную живучесть под артиллерийским огнём. Паротурбинная силовая установка позволяла развивать высокую скорость (до 30 узлов), большая часть паровых котлов имела нефтяное отопление, остальные – смешанное (угольно-нефтяное). В целом, для своего времени проект был весьма удачным, и если бы крейсер вступил в строй, как планировалось (в 1915–1916 годах), то стал бы одним из сильнейших в своём классе.
Два крейсера – «Светлана» (получившего имя в честь бронепалубного крейсера, героически погибшего в Цусимском сражении) и «Адмирал Грейг» – строились на Руссо-Балтийском заводе в Ревеле, ещё два – «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Бутаков» – на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге. Стоимость каждого крейсера без брони и вооружения составляла 8,3 млн рублей.
Крейсер «Светлана» (позднее по его имени была названа вся серия) был заложен на Ревельском заводе в ноябре 1913 года, а планировавшийся срок готовности был установлен на осень 1915 года. Увы, строительство самого завода ещё не было закончено, поэтому фактическая постройка началась лишь в апреле 1914 года. Паротурбинная установка крейсера создавалась при помощи германской фирмы «Вулкан». С началом войны сотрудничество с немцами прекратилось, что сказалось на сроках ввода крейсера в строй. К концу 1914 года готовность «Светланы» составляла 31,9%, остальных кораблей серии – в среднем, около 10%. 28 ноября 1915 года крейсер «Светлана» был спущен на воду, через год на него установили котлы и турбины. В конце 1916 года степень готовности «Светланы» составляла 81% по корпусу и 75% – по механизмам.
В конце 1916 года на «Светлану» прибыли командир и часть экипажа, началось освоение техники. Ввод в строй планировался на осень 1917 года, однако эти сроки оказались сорванными. Немецкое наступление на Ригу и Моонзундские острова создало угрозу захвата Ревеля. Чтобы избежать захвата недостроенных кораблей немцами, было решено перевести их в Петроград. К 13 ноября на «Светлану» и «Адмирала Грейга» погрузили изготовленные для них детали, а также наиболее ценное оборудование заводских цехов, после чего корабли отбуксировали на петроградский Адмиралтейский завод. К этому моменту готовность «Светланы» по корпусу составляла 85%. После Октябрьской революции работы по достройке крейсера какое-то время продолжались, но в марте 1918 года прекратились (к тому времени общая готовность корабля составляла 80%).
Достройка крейсера
Долгих семь лет крейсер простоял в бассейне Адмиралтейского завода. Наконец, в 1924 году были выделены средства на его достройку. Первоначально планировалось перевооружить корабль новыми орудиями калибра 180–203 мм, размещёнными в башнях, но достройка в таком виде потребовала бы серьёзного вмешательства в конструкцию уже полностью готового корпуса. Поэтому было принято решение достроить «Светлану» по первоначальному проекту, но заменить 63-мм зенитные пушки на 75-мм орудия системы Меллера, увеличив их число до девяти, а на верхней палубе установить три строенных 450-мм торпедных аппарата. Помимо этого, крейсер приспособили для приема двух гидросамолётов, взлетавших с воды. Для их подъёма на борт между второй и третьей дымовыми трубами были установлены две грузовые стрелы грузоподъёмностью по 1,5 т.
5 февраля 1925 года «Светлана» сменила имя на «Профинтерн». В октябре 1926 года крейсер перевели в Кронштадт для докования и осмотра подводной части. 26 апреля 1927 года начались приёмные испытания, на которых корабль развил скорость свыше 29 узлов. 1 июля 1928 года крейсер «Профинтерн» был зачислен в состав Морских сил Балтийского моря (МСБМ) и поднял военно-морской флаг.
Походы, учения, модернизации
Уже в августе «Профинтерн» вместе с другими кораблями участвовал в походе в юго-западную часть Балтийского моря. Через год (в августе 1929 года) он отправился в свой первый заграничный поход, прибыв вместе с крейсером «Аврора» и эсминцами в немецкий порт Свинемюнде.
Чтобы продлить период практического плавания (в конце ноября Финский залив уже покрывался льдом), было решено отправить часть кораблей с Балтики в дальний заграничный поход до Неаполя без захода в другие иностранные порты. Для этого в ноябре 1929 года «Профинтерн» вместе с линкором «Парижская коммуна» вошёл в состав Практического отряда МСБМ, командиром которого был назначен Л. М. Галлер. Для сопровождения кораблей и заправки их топливом было выделено несколько транспортов.
Во время похода, начавшегося 22 ноября, моряки столкнулись с непредвиденными трудностями. После того как корабли вышли в Северное море, из-за ошибки механиков, не взявших в расчёт разницу в уровне солёности воды на Балтике и Северном море, на кораблях вскипели котлы. Возникли трудности и с бункеровкой в открытом море – из-за сильного ветра и волнения эта операция заняла двое суток. В Бискайском заливе корабли встретил сильный шторм. От ударов волн на «Профинтерне» разошлись швы корпуса, и в котельное отделение начала поступать вода. Поняв, что справиться с такими повреждениями самостоятельно не удастся, Л. М. Галлер принял решение зайти во французский порт Брест. 4 декабря советские корабли встали на внешнем рейде Бреста, где начали ремонт своими силами. Закончив ремонт, 7 декабря корабли снова вышли в море. Однако, не выдержав очередной схватки со стихией (ветер достигал 12 баллов, высота волн – 10 м), 10 декабря они вернулись в Брест. На этот раз ремонт потребовался линкору «Парижская коммуна» – на нём, не выдержав ударов волн, разрушилась носовая наделка. Ремонт занял две недели, однако из-за продолжавшегося шторма отряд вышел в море только 26 декабря, взяв курс на Гибралтар.
Новый, 1930 год советские моряки встречали в городе Кальяри (остров Сардиния). 6 января было получено разрешение сойти на берег, и моряки впервые за полтора месяца почувствовали под ногами твёрдую землю. 8 января корабли прибыли в Неаполь – конечную цель похода. Однако у командования отрядом возникло опасение, что потрёпанные штормом корабли не выдержат ещё одного штормового испытания в Атлантике, и оно запросило разрешения перейти в Севастополь, чтобы там переждать зиму и отремонтироваться. Такое разрешение было получено, и 18 января корабли прибыли в Севастополь, пройдя за 57 суток 6269 миль. Позднее было решено не возвращать линкор и крейсер на Балтику, а включить их в состав морских сил Чёрного моря (МСЧМ). В марте 1930 года «Профинтерн» вместе с крейсерами «Червона Украина» и «Красный Кавказ» вошёл в состав дивизии крейсеров (с 1932 года – бригады) МСЧМ. Последующее десятилетие прошло для крейсера в плаваниях, учениях и освоении Черноморского театра действий.
В 1935–1938 годах «Профинтерн» прошёл капитальный ремонт и модернизацию на Севморзаводе, во время которых его котлы были полностью переведены на нефтяное отопление, а угольные ямы ликвидированы. Устаревшие 75-мм орудия демонтировали, вместо них на крейсере установили три спаренные установки 100-мм зенитных орудий «Минизини» производства итальянской фирмы «ОТО». Одна установка стояла на полубаке (перед носовым 130-мм орудием), две – на юте, взамен снятых торпедных аппаратов. Кроме того, на крейсере были установлены шесть 45-мм пушек 21-К и семь 12,7-мм пулемётов ДК-32 (позднее заменены на ДШК). Торпедное вооружение перенесли в среднюю часть корабля, установив побортно два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата (при этом подводные траверзные аппараты демонтировали). Перед началом Великой Отечественной войны крейсер лишился возможности нести гидросамолёт – с него сняли авиационные краны. Следует отметить, что зенитное вооружение крейсера во время войны постоянно усиливалось – к 1944 году на нём стояли (помимо 100-мм и 45-мм зениток) десять 37-мм автоматов и два четырёхствольных крупнокалиберных пулемёта «Виккерс». Некоторое время (с зимы 1941 по 1942 год) крейсер нёс четыре 20-мм автомата «Эрликон».
В 1939 году «Профинтерн» получил новое имя – «Красный Крым» – и вошёл в состав бригады крейсеров Чёрного моря вместе с крейсерами «Червона Украина» и «Красный Кавказ».
«Севастопольский экспресс»
22 июня 1941 года крейсер встретил в Севастополе, находясь на текущем ремонте, который закончился лишь в августе. 21 августа «Красный Крым» вместе с эсминцами «Фрунзе» и «Железняков» вышел из Севастополя и через сутки прибыл в Одессу – его задачей был обстрел вражеских позиций на берегу. 23 августа «Красный Крым» выпустил по целям 462 снаряда, после чего, приняв на борт работников Одесского филиала Госбанка и 60 мешков с деньгами, вернулся в Севастополь.
18–19 сентября «Красный Крым» участвовал в охранении транспортов с десантом, высаживавшимся у Григорьевки под Одессой. 21 сентября крейсер принял на борт свыше 1100 человек десанта, которые также были доставлены к Григорьевке. Высадка с борта «Красного Крыма» прошла 22 сентября, при этом орудия крейсера вели огонь по берегу. Высадив десант, «Красный Крым» вернулся в Новороссийск, откуда ушёл в Туапсе. 2 октября крейсер высадил в Феодосии десант – 263 бойца, 36 пулемётов и два 45-мм орудия.
28 октября бригада крейсеров была расформирована, и её корабли перешли в непосредственное подчинение командующего эскадрой ЧФ.
30 октября крейсер высадил очередной десант в Севастополе – 600 человек с оружием и боеприпасами. Высадив людей на подошедшие буксиры, «Красный Крым» остался в Севастополе для артиллерийской поддержки его гарнизона. 2 ноября крейсер атаковала тройка бомбардировщиков Ju-88 – бомбы в цель не попали, но осколками от близких разрывов на крейсере были ранены пять человек. 3 ноября крейсер покинул город вместе с другими кораблями Черноморского флота, эвакуировав 350 раненых, 100 гражданских лиц, документы штаба ЧФ, запасные торпеды, а также ценные оборудование и механизмы.
9 ноября «Красный Крым» вернулся в Севастополь, получив задачу разрушить дальнобойную батарею противника в районе Качи. 10 ноября по батарее был выпущен 81 снаряд. 11 ноября орудия крейсера обстреляли скопление немецкой пехоты. 12 ноября корабль пережил сильный налёт немецкой авиации, во время которого был потоплен крейсер «Червона Украина», повреждены эсминцы «Совершенный» и «Беспощадный» (из-за интенсивного зенитного огня немецкие самолёты не смогли точно сбросить бомбы на «Красный Крым»). 13 и 14 ноября налёты повторились, но никаких повреждений крейсер опять не получил.
14 ноября, приняв на борт курсантов учебного отряда ЧФ, личный состав управления НК ВМФ, прокуратуры ЧФ, команды погранвойск, команды НКВД с прокуратурой и трибуналом Крыма, разведотдела ЧФ, а также семьи военнослужащих, «Красный Крым» вышел из Севастополя. 17 ноября он прибыл в Туапсе.
28 ноября крейсер высадил 1000 человек пополнения для гарнизона Севастополя. С 29 ноября по 3 декабря он участвовал в обстреле войск противника, а 5 декабря вышел из Севастополя с ранеными красноармейцами и эвакуируемыми гражданскими на борту.
10–14 декабря корабль участвовал в конвоировании транспортов с войсками из Новороссийска в Севастополь. 20 декабря, приняв на борт 1680 солдат, совместно с крейсером «Красный Кавказ», лидером «Харьков», эсминцами «Бодрый» и «Незаможник» он опять вышел в Севастополь. Высадив войска, крейсер в течение трёх дней обстреливал немецкие позиции, а 23 декабря прибыл в Туапсе.
Участие в Керченско-Феодосийской операции
В конце 1941 года советское командование решило высадить крупные десанты в Керчи и Феодосии с целью овладеть Керченским полуостровом, затем деблокировать осаждённый Севастополь и полностью очистить Крым от немцев. Участие в высадке десанта в Феодосии принял и «Красный Крым». Первоначально ему ставилась задача обстрелять город, засечь огневые точки немцев, после чего держать под обстрелом дорогу Керчь-Феодосия с целью не дать немцам перебросить подкрепления к Керчи.
26 декабря «Красный Крым» обстрелял Феодосию, но выявить вражеские батареи не смог. 27 декабря он вернулся в Новороссийск. На следующий день, приняв десант (2000 солдат и офицеров 9-го стрелкового корпуса), «Красный Крым» вышел в Феодосию. Прибыв к месту назначения 29 декабря, крейсер встал недалеко от берега и открыл огонь по немецким позициям в порту, в то время как катера и баркасы перевозили десант. Немецкие орудия и миномёты открыли ответный огонь, и свыше двух часов крейсер находился под обстрелом. За это время в корабль попали 8 снарядов и 3 мины – из состава экипажа и десанта было убито 18 и ранено 45 человек, вышли из строя три 130-мм орудия и 45-мм пушка. На крейсере несколько раз вспыхивал пожар, но пламени не давали распространиться грамотные действия аварийных партий. Ответным огнём крейсера было разбито две батареи и уничтожено несколько пулемётных гнёзд на берегу (артиллеристы «Красного Крыма» израсходовали 318 130-мм и 680 45-мм снарядов).
После высадки десанта крейсер снялся с якоря и начал отходить на юг, вглубь Феодосийского залива. В этот момент его атаковала немецкая авиация. Из-за умелого маневрирования и массированного зенитного огня прямых попаданий авиабомб удалось избежать, но близкими разрывами была нарушена герметичность корпуса. Вода начала поступать в кормовые балластные цистерны – впрочем, повреждения оказались неопасными. 30 декабря «Красный Крым» маневрировал в Феодосийском заливе, отражая атаки немецкой авиации. Всего в тот день на крейсер было совершено 15 авианалётов группами по 2–3 самолёта. Атаки отражались с применением всех возможных средств, в том числе и стрельбой шрапнельными снарядами из орудий главного калибра. Интенсивный зенитный огонь и активное маневрирование позволили избежать попаданий (лишь несколько бомб упали вблизи крейсера). 31 декабря «Красный Крым» вернулся в Туапсе.
1, 4 и 8 января 1942 года «Красный Крым» доставлял в район Феодосии подкрепления, попутно поддерживая огнём советские войска. 15 января с борта крейсера был успешно высажен отвлекающий десант в районе Судака (560 человек из состава 226-го горнострелкового полка). 24 января в этом же районе, действуя в сложных метеоусловиях, «Красный Крым» высадил 1450 человек из состава 554-го горнострелкового полка.
В феврале крейсер сделал два рейса в Севастополь, доставив туда подкрепления. После высадки войск он остался на несколько дней в осаждённом городе, ведя огонь по немецким позициям. В очередной раз удача не изменила кораблю: 22 февраля зенитчики «Красного Крыма» отбили очередной авианалёт (бомбы упали совсем рядом с крейсером, но повреждений не нанесли).
В марте «Красный Крым» совершил ещё два рейса в Севастополь, вывезя тела 305-мм орудий для линкора «Парижская коммуна».
Всего с февраля по июнь 1942 года «Красный Крым» восемь раз прорывался в Севастополь, доставляя подкрепления и боеприпасы, вывозя раненых и ценное оборудование. За безупречное несение боевой службы 18 июня 1942 года крейсер был удостоен звания гвардейского.
Заключительный этап войны и послевоенная служба
В конце июля немцы перешли в наступление на Северном Кавказе, создав непосредственную угрозу Новороссийску. В августе «Красный Крым» участвовал в эвакуации гражданских лиц и частей Красной армии из Новороссийска в Батуми и Поти. После прохождения текущего ремонта, в октябре «Красный Крым» перевёз из Поти в Туапсе свыше 3000 человек личного состава 8-й гвардейской и 10-й стрелковой бригад.
В феврале 1943 года «Красный Крым» совместно с крейсером «Красный Кавказ», лидером «Харьков», эсминцами «Беспощадный» и «Сообразительный» участвовал в десантной операции у поселка Южная Озерейка. Роль крейсера заключалась в подавлении немецкой обороны на берегу – было израсходовано 598 130-мм снарядов и 200 100-мм снарядов.
После трагической гибели лидера «Харьков» и эсминцев «Беспощадный» и «Способный» от авианалёта (6 октября) Верховное командование СССР перевело все крупные корабли в Резерв Ставки, что фактически означало запрет на их участие в боевых действиях. В октябре 1943 года «Красный Крым» был поставлен на ремонт в Батуми, продлившийся до конца лета 1944 года. Известно, что на испытаниях, состоявшихся после ремонта, крейсер смог развить максимальную скорость всего в 22 узла.
В апреле 1944 года А. И. Зубков, командовавший «Красным Крымом» с 1940 года, был назначен командиром крейсера «Мурманск» на Северном флоте. Новым командиром «Красного Крыма» стал капитан 1-го ранга П. А. Мельников, ранее командовавший дивизионом эсминцев.
5 ноября «Красный Крым» первым из кораблей советского флота торжественно вошёл в освобождённый Севастополь.
В 1949 году «Красный Крым» был переведён в состав отряда учебных кораблей ЧФ, в 1953 году – переквалифицирован в учебный крейсер, в 1957 году – разоружён и переквалифицирован в опытовое судно ОС-20, а в 1958 году стал плавказармой ПКЗ-144. 7 июля 1959 года бывший «Красный Крым» был исключён из списков флота и передан на разделку.
Заключение
За годы войны крейсер «Красный Крым» выполнил 58 боевых заданий – провёл 52 артиллерийские стрельбы по позициям немецких войск (уничтожив 4 батареи, 3 склада с боеприпасами и до полка пехоты), перевёз более 20 000 человек личного состава, раненых бойцов и эвакуируемых жителей Севастополя, высадил на берег около 10 000 человек в составе десантов, отразил свыше двухсот авианалётов. Несмотря на то что крейсер чаще других крупных кораблей ЧФ привлекался к выполнению боевых задач, он избежал не только гибели, но и серьёзных повреждений. Несомненно, основную роль в этом сыграли грамотное командование и высокая выучка экипажа. Старый крейсер, заложенный ещё до Первой мировой войны, с честью прошёл испытание войной в новых условиях, в очередной раз доказав, что воюют не корабли, а люди.
|
«Светлана» (проект) |
«Профинтерн», 1928 год |
«Красный Крым», 1944 год |
---|---|---|---|
Длина наибольшая, м |
158,4 |
158,4 |
158,4 |
Ширина наибольшая, м |
15,35 |
15,35 |
15,35 |
Осадка средняя, м |
5,58 |
5,65 |
5,77 |
Водоизмещение нормальное/полное, т |
6950/- |
6887/8170 |
7190/8000 |
Бронирование борта, мм |
25–75 |
25–75 |
25–75 |
Палубы верхняя/нижняя, мм |
20/20 |
20/20 |
20/20 |
Боевая рубка, мм |
125 |
125 |
125 |
Щиты 130-мм орудий, мм |
20 |
20 |
20 |
Элеваторы боезапаса и кожухи дымовых труб, мм |
25 |
25 |
25 |
Мощность энергетической установки, л. с. |
50 000 |
59 200 |
46 300 |
Максимальная скорость, уз |
29,5 |
29 |
22 |
Дальность плавания экономическим ходом, миль |
3750 |
3350 |
1230 |
Артиллерийское вооружение, количество орудий – калибр, мм |
15×1 130-мм 4×1 63-мм |
15×1 130-мм 9×1 75-мм 4 пулемёта Максим |
15×1 130-мм 3×2 100-мм 10×1 37-мм 2×4 12,7-мм |
Торпедное вооружение, количество аппаратов – калибр, мм |
2×1 457-мм |
2×1 457-мм 3×3 457-мм |
2×3 533-мм |
Авиационное вооружение |
– |
2 гидросамолёта |
– |
Экипаж, чел |
600 |
630 |
852 |
Список источников и литературы:
- Чернышев А. А. Гвардейские крейсера Сталина – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013
- Балакин С. А. «Профинтерн» и «Червона Украина»: конструктивные особенности и внешние различия. «Морская компания» № 5/2008 г. – М.: Коллекция, 2008
- Боевая летопись военно-морского флота (1941–1942). – М.: Воениздат МО СССР, 1983
- Патянин С. В., Дашьян А. В., Балакин К. С., Барабанов М. С., Егоров К. В. Крейсера Второй мировой – М.: Яуза: ЭКСМО, 2014
Комментарии к данной статье отключены.