• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    15

    Семь предметов из истории старого Мира

    • ВМВ
    • искусство и творчество
    • Беларусь
    • музеи
    Елена Скоробогатова
    25 June '16

    Белорусский посёлок Мир до войны представлял собой мир в миниатюре: на одной улице умещались синагога, иешива, православная церковь и мечеть. До Мира война дошла за четыре дня — 27 июня 1941 года местечко оккупировали немцы. «Звон канонады, грохот падающих аптечных склянок и стук в окно соседей: “Вы горите”», — вспоминают этот день местные жители.

    Уже через три месяца после немецкого вторжения в Мире было создано первое гетто. Евреи, ставшие объектом тотального уничтожения, в то время составляли больше половины населения посёлка. Из княжеской резиденции Мирский замок превратился в тюрьму. Именно тут, в Северном корпусе дворцовой части и в подвале Северо-Западной башни, во время Великой Отечественной войны нашли своё пристанище около тысячи последних мирских евреев.

    «Это было не обычное старинное гетто — один или несколько кварталов, где евреи обитали со времён Средневековья. В Эмске (Мире. — Прим. ред.), наоборот, люди покинули свои дома в городе и перебрались в полуразрушенный замок, принадлежавший какому-то князю. Замок окружили колючей проволокой и поставили охрану». Так в книге «Даниэль Штайн, переводчик» Людмилы Улицкой описывается белорусское местечко Мир.

    За этот роман, опубликованный в 2006 году, Людмилу Улицкую номинировали на Международную Букеровскую премию. Книга основана на реальной жизни и истории Освальда Руфайзена — католического монаха-кармелита, поляка еврейского происхождения, который выживает в войну только благодаря тому, что успешно выдаёт себя за польского немца. Он — свой человек в гестапо, партизан и… католический священник.

    Где же начинается документальная история героя Даниэля Штайна и почему маленький посёлок Мир до войны считался иудейским Оксфордом? Мы собрали 7 предметов из музейной экспозиции «Гетто в Мирском замке», которые расскажут не парадную, но совершенно потрясающую историю старого Мира.

    Откуда в Мире евреи?

    ​ - Семь предметов из истории старого Мира | Военно-исторический портал Warspot.ru

    До войны в Мире проживало около трёх тысяч евреев, которые составляли больше половины всего населения местечка. Здесь было построено не только несколько синагог (как во многих тогдашних местечках и городах Беларуси), но и иешива — высшее еврейское религиозное учебное заведение, куда приезжали студенты со всего мира: из Германии, США, Польши. Именно поэтому Мир в те времена был чем-то вроде Оксфорда для иудеев. В местечке родился третий президент Израиля Залман Шазар. Здесь он жил со своими родителями, пока ему не исполнилось три года (затем семья переехала в Столбцы).

    В музее хранится книга, подаренная выходцем из Мира Израилем Шифроном, которая была издана в 1962 году в Иерусалиме. Её особенность в том, что на английском языке написано лишь предисловие, а основная часть — на идиш: это воспоминания о местечке Мир тех, кто составлял до войны большую часть его населения. Пожалуй, этот факт красноречиво говорит о том, насколько важным местом для еврейского мира был на тот момент этот белорусский городок.

    Свидетельство первого массового расстрела

    ​ - Семь предметов из истории старого Мира | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Первое гетто в Мире было создано в сентябре 1941 года, спустя три месяца после вторжения в посёлок немцев. Прямоугольный квартал из домов, стоящих на четырёх улицах, был обнесён колючей проволокой, христиане — хозяева домов — были выселены, а новыми жильцами стали согнанные в квартал евреи. Здесь запрещалось ходить по улицам без звезды, нашитой на одежду, действовал комендантский час.

    9 ноября 1941 года началось массовое уничтожение евреев местечка. Около полутора тысяч человек были расстреляны в песчаном карьере вблизи Мирского замка.

    Батистовая салфетка, которая хранится в музее Мирского замка, была подарена еврейской женщиной по имени Хася соседке, местной жительнице Надежде Петровне Гайсюк, на память накануне расстрела. Хася, как и другие евреи в гетто, знала заранее о том, что ждёт её завтра.

    Зал памяти

    ​ - Семь предметов из истории старого Мира | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Тем временим более двух тысяч евреев Мира ушли из жизни, не оставив после себя никакого напоминания. Второй массовый расстрел прошёл в том же месяце, что и первый, — в ноябре 1941 года.

    В этот раз нацисты собрали 750 человек у здания юденрата, отвели на западную окраину Мира и расстреляли у скотобойни. На том же месте были закопаны тела. Местные жители рассказывали: после расстрелов на месте массового захоронения ещё несколько дней шевелилась земля. Сейчас это место находится на одной из улиц Мира, а о погибших здесь узниках гетто напоминает памятник.

    Во втором зале Мирского замка, посвящённом гетто, экспонируется всего один предмет — Книга памяти. В неё внесены фамилии 850 человек, которые погибли в гетто. Список по памяти составили люди, вернувшиеся в Мир после войны.

    Открытие Зала памяти состоялось в январе 2014 года. С этим событием связан почти мистический случай: во время чтения молитвы в зал незаметно влетела большая чёрная бабочка, которая облетела всю комнату и затем села на Книгу памяти. Это произвело очень большое впечатление на присутствующих — ведь с бабочкой люди часто ассоциируют душу человека.

    Книга Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик»

    ​ - Семь предметов из истории старого Мира | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Около 850 евреев, оставшихся в живых, в мае 1942 года были переведены в Мирский замок и заняли 1-й этаж Северного корпуса, подвал и два нижних этажа Северо-Западной башни. Здесь, в гетто, возникла группа сопротивления. Доставать оружие молодым участникам группы помогал Освальд Руфайзен, 20-летний еврейский юноша, который выдал себя за выходца из польско-немецкой семьи. Он прекрасно владел немецким языком и по воле случая поступил на службу переводчиком в местное отделение полиции.

    11 августа Освальду стало известно, что через два дня готовится ликвидация гетто. Он смог предупредить узников о предстоящей акции и организовать для них массовый побег. Конечно, Освальд рисковал жизнью и хорошо понимал это. Но иначе поступить он бы не смог.

    Хоть и с большой долей вымысла, книга Людмилы Улицкой рассказывает о жизни Освальда Руфайзена, чья биография тесно связана с Мирским гетто. В музее хранится экземпляр с дарственной надписью автора. В книге нет местечка Мир, а есть город Эмск, нет Освальда Руфайзена, а есть Даниэль Штайн. По сюжету книги главный герой погибает в автокатастрофе, тогда как в реальности Освальд Руфайзен умер от сердечного приступа в 1998 году.

    Пасхальное блюдо

    ​ - Семь предметов из истории старого Мира | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Цифра бежавших из гетто в замке остаётся неуточнённой, но сегодня в расчёт берутся и потомки всех евреев, обязанных своим спасением Руфайзену. Несмотря на то что возможность бежать была у всех узников, многие понимали, что в лесу их никто не ждёт. Пожилые люди и родители с маленькими детьми остались ждать смерти.

    Одними из мирских евреев, которым удалось выбраться из гетто, стали Сарра Ландер и её мать Анна Хаймович. Анна Савельевна была единственным в Мире фармацевтом, поэтому поначалу её оставили в живых. В один из дней накануне расстрела она покинула гетто вместе с дочкой, которой на тот момент было восемь лет.

    Сарра Ландер вспоминает, что происходило в замке накануне. Паники не было. Женщины стали собирать маленьких детей и одевать их по-праздничному, «чтобы на тот свет идти чистенькими». Зная о близком расстреле, люди заканчивали жизнь самоубийством — то, что происходило в гетто накануне расстрелов, было самым страшным.

    Для Сарры Мирский замок — это не памятник архитектуры, а место, где погибли все её близкие люди.

    В 2013 году Мир посетила дочь женщины, которая бежала из гетто благодаря Руфайзену. В память о своём визите и как свидетельство искренней благодарности она подарила музею серебряное блюдо. Такая посуда используется в иудейских пасхальных церемониях.

    Деревянный монастырь

    ​ - Семь предметов из истории старого Мира | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Когда побег из гетто вскрылся, немцы сразу заподозрили своего переводчика. Освальд не стал отпираться: сознался в том, что он еврей и не мог смотреть, как уничтожают людей. Его шеф, полицмейстер Рейнгольд Хайн, относился к Освальду как к сыну. Утверждают, что именно этот офицер оставил на столе пистолет, дав тем самым Руфайзену возможность бежать.

    Для немцев секрет Освальда был раскрыт, а партизаны в лесу считали его немецким пособником. Тогда переводчик спрятался у местных монахинь-кармелиток. Он просто постучался в дверь монастыря, который находился на той же улице, что и полицейское отделение.

    Само здание монастыря было деревянным, поэтому не сохранилось. Уцелела лишь одна его фотография. Освальд провёл здесь более года, познакомился с христианскими книгами и после долгой внутренней борьбы принял католическую веру. Когда оставаться в монастыре стало опасным, он ушёл в партизанский отряд. Бежавшие из гетто с его помощью люди обеспечили ему доверие.

    В Мир он вернулся в 1992 году, где встретился с выжившими узниками гетто. Их было немного, но каждый из них был обязан ему своим спасением.

    Личные вещи брата Даниэля

    ​ - Семь предметов из истории старого Мира | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Уже после войны Освальд уехал из Беларуси в Польшу и стал монахом Даниэлем. В конце 1950-х Руфайзен переехал в Израиль, где из-за смены веры — иудаизма на христианство — не был радушно принят. Чтобы получить израильское гражданство, ему пришлось преодолеть немало сложностей, дело Руфайзена о натурализации рассматривал Верховный суд Израиля.

    В Израиле он основал общину евреев-христиан и открыл дом престарелых для «праведников мира». До конца своих дней жил в кармелитском монастыре «Стелла Марис» в Хайфе и был пастырем общины евреев-христиан имени Святого Иакова при католическом храме Святого Иосифа. Брат Даниэль восстановил христианское богослужение на иврите.

    В 2015 году на адрес Мирского замка пришла полукилограммовая посылка. В ней находились личные вещи Освальда Руфайзена. Их музею подарила Элишева Хемкер (Хильда Энгель в книге Людмилы Улицкой). Сотрудники музея долго переписывались с пожилой немкой, которая служила в католической общине в Хайфе вместе с Освальдом.

    Вместе с другими ценными предметами в посылке находился деревянный крест. Его Освальд Руфайзен получил в подарок от латиноамериканского братства.

    Елена Скоробогатова

    О войне — от первого лица. Антон Азаркевич на Warspot.ru
    О войне — от первого лица. Антон Азаркевич
    Письма с фронта на Warspot.ru
    Письма с фронта
    О войне — от первого лица. Михаил Честнейший на Warspot.ru
    О войне — от первого лица. Михаил Честнейший
    Поделиться
    • 6
    • 65
    • 20
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Ракетчик XVII века: Казимир Семенович и его «Великое искусство артиллерии» на Warspot.ru
    Ракетчик XVII века: Казимир Семенович и его «Великое искусство артиллерии»
    Невидимые раны: «снарядный шок» на Warspot.ru
    Невидимые раны: «снарядный шок»
    «Твиттер» Великой войны: весточки с фронта и их контекст на Warspot.ru
    «Твиттер» Великой войны: весточки с фронта и их контекст
    Переоценённый юбиляр на Warspot.ru
    Переоценённый юбиляр
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google