Летом 1941 года два матроса из экипажа подводной лодки Щ-402: Платон Синчук и Виктор Леонов — подали рапорты о зачислении в 4-й добровольческий отряд Северного флота, создававшийся для разведки в тылу врага. Резолюции на рапортах были одинаковы — зачислить! — а вот судьбы сложились совсем по-разному. Платон Синчук погиб в первом же боевом походе, а Виктор Леонов прошёл всю войну, в 1943 году стал командиром теперь уже 181-го особого разведывательного отряда, получил две звезды Героя, причём вторую — уже за войну с Японией.
Но сначала был Север. Уже в первых июльских выходах 1941 года Леонов показал себя отличным бойцом. Вот строки из самого первого представления разведчика к награде — медали «За отвагу»: «При занятии высоты 245 шёл впереди, поражая метким огнём вражеские огневые точки; затем, укрепившись на сопке, с группой бойцов в количестве шести человек в течение 40 минут сдерживал наступление двух рот противника и прикрывал огнём переход своего отряда».
Позднее сам Леонов вспоминал:
«Враг почувствовал нашу силу. Помню, привели ещё в самом начале войны пленного офицера. Я уже переоделся. Тут из комнаты, где допрашивали, выскочил наш начальник отдела информации и говорит: “Вот, сволочь, ничего не говорит! Смеётся только”. Я ему: “Сейчас заговорит…” Пошёл, снова оделся в то, в чём офицер тот в руки мне попался. Вошёл в ту комнату — он сидит нога на ногу и курит сигарету. Я говорю переводчику: передайте этому прохвосту, что вот эти адмиралы (показываю на штабистов, а там был и один адмирал) уйдут скоро; пусть они ничего не узнают, но он останется со мной. Повернулся и вышел. А немец начал рассказывать…»
Но удача разведчика переменчива: в бою у маяка Пикшуева старшину Леонова ранило почти сразу после высадки. В этом же бою погибли командир разведотряда старший лейтенант Григорий Лебедев и ещё шестеро разведчиков, несколько получили ранения. В итоге Леонов «разминулся» с прибывшим на Северный флот специальным корреспондентом газеты «Красная Звезда» Константином Симоновым — тот даже лично сходил с разведчиками флота в немецкий тыл.
К боевой работе Леонов вернулся уже в первые дни следующего, 1942 года. 3 января группа разведчиков ушла в лыжный поход. По плану идти надо было по ночам, прячась на день, но из-за морозов в −30° командир группы принял решение двигаться и при свете. В итоге отряд был замечен и обстрелян с воздуха — двое разведчиков были убиты, почти половина оставшихся ранены. Виктор Леонов, снова раненный в руку и плечо, ещё и тащил назад волокушу с тяжелоранеными.
Значительным успехом 181-го разведотряда стал бой за высоту 415,3 весной 1942 года. Задачей разведотряда была демонстрация, призванная отвлечь немцев от более крупного десанта. К этому моменту уровень подготовки разведчиков уже заметно вырос — за несколько дней боёв отряд потерял только двоих убитыми.
Но, пожалуй, самым знаковым в судьбе Виктора Леонова стал поход на полуостров с говорящим названием Могильный в сентябре 1942 года. Передовая группа разведчиков захватила немецкий опорный пункт, но её командир младший лейтенант Фёдор Шелавин был ранен. Командование принял Леонов. Однако наступавший следом отряд морской пехоты к разведчикам не пробился и отступил. Группа Леонова — 15 человек — осталась в окружении, и после длительного боя её новый командир принял решение прорываться к своим, вынося раненых.
«С Могильного мы лейтенанта Фёдора Шелавина выносили… Мы из-за него и остались там, у него обе ноги были ранены. Он хотел застрелиться, чтобы развязать нам руки. Но я знал — если оставим Шелавина, в следующем походе кто-то будет думать: “Всё, раз уж офицера бросили, то если я буду ранен, тем более оставят”. Если такая мысль хоть чуть-чуть запала в голову человеку, то он уже не воин настоящий, не боец. Эта мысль будет давить тебя, преследовать, хочешь ты того или нет».
Когда подошедшие к берегу катера сняли остатки группы, в ней было шестеро раненых и двое здоровых бойцов. Полуостров Могильный едва не стал братской могилой для всего 181-го разведотряда. По итогам боя старшину 2-й статьи Леонова представили к ордену Красного Знамени. Следующую награду — орден Александра Невского за 20 боевых операций в тылу врага — получал уже командир 181-го разведотряда младший лейтенант Леонов.
В 1943 году отряд начал осваивать побережье Норвегии. Одной из наиболее удачных стала проведённая в конце года под командованием Леонова операция на мысе Лангбюнес. Высаженный с катеров десант перехватил небольшой конвой грузовиков зенитного полка. Машины с грузом были уничтожены, двое водителей убиты, двое — взяты в плен. 26 марта 1944 года немецким зенитчикам опять не повезло: в засаду разведчиков попало пять их грузовиков и автобус.
Впрочем, в 1944 году к обычным для разведчиков задачам добавилось ещё и обследование побережья на пригодность для будущих десантов. Северный флот готовился перейти в наступление. Наиболее известной операцией, проведённой отрядом Леонова, стал бой за батареи на мысе Крестовом в октябре 1944 года.
Первой атакой моряки захватили батарею из четырёх 88-мм зенитных орудий, из которых открыли огонь по немецким позициям на противоположной стороне бухты. Немцы попытались отбить батарею, на время им это даже удалось — вынув из орудий замки, разведчики отступили, но затем вновь контратаковали, вернув позиции 88-мм зениток, и совместно с другим отрядом капитана Барченко-Емельянова заставили капитулировать гарнизон 155-мм батареи. Это позволило катерам с десантом пройти в бухту и захватить порт Лиинахамари.
От 181-го отряда в бою на Крестовом приняло участие 56 бойцов, из них погибло восемь. При этом только на зенитной батарее разведчики захватили 20 пленных. За этот бой Леонов получил второй орден Красного Знамени, к которому в ноябре «по совокупности» добавилось звание Героя Советского Союза.
Последние задачи по разведке районов Вадсё и Вардё в северной Норвегии отряд Леонова выполнил без боя: бросив береговые укрепления, немцы ушли. Война на Севере заканчивалась, и элитой Северного флота решили усилить флот на другом конце света — Тихоокеанский. Целью теперь уже 140-го разведывательного отряда на этот раз стали порты в Корее.
Если первые два, Юки и Расин, удалось захватить практически без боя, то двухдневный бой за порт Сенсин стал одним из наиболее сложных для отряда. Группы Леонова и старшего лейтенанта Яроцкого общей численностью 181 человек несколько дней вели бой со значительно превосходящим по численности противником. Высадившийся позднее передовой отряд — две роты морских пехотинцев майора Бараболько — был заблокирован японцами на одной из сопок около военной части порта. В итоге разведчикам Леонова пришлось удерживать причалы до прихода основной части десанта. Последнюю свою «дуэль на нервах» Виктор Леонов сумел выиграть без выстрелов:
«Нас было 140 бойцов. Мы внезапно для противника высадились на японском аэродроме и вступили в переговоры. После этого нас, десять представителей, повезли в штаб к полковнику, командиру авиационной части, который хотел сделать из нас заложников. Я подключился к разговору тогда, когда почувствовал, что находившегося с нами представителя командования, капитана 3-го ранга Кулебякина, что называется, припёрли к стенке. Глядя в глаза японцу, я сказал, что мы провоевали всю войну на западе и имеем достаточно опыта, чтобы оценить обстановку, что заложниками мы не будем, а лучше умрём, но умрём вместе со всеми, кто находится в штабе. Разница в том, добавил я, что вы умрёте, как крысы, а мы постараемся вырваться отсюда. Герой Советского Союза Митя Соколов сразу встал за спиной японского полковника, остальные также знали своё дело. Пшеничных запер дверь на ключ, положил ключ в карман и сел на стул, а Володя Оляшев (после войны — заслуженный мастер спорта) поднял Андрея вместе со стулом и поставил прямо перед японским командиром. Иван Гузенков подошёл к окну и доложил, что находимся мы невысоко, а Герой Советского Союза Семён Агафонов, стоя у двери, начал подбрасывать в руке противотанковую гранату. Японцы, правда, не знали, что запала в ней нет. Полковник, забыв о платке, стал вытирать пот со лба рукой и спустя некоторое время подписал акт о капитуляции всего гарнизона».
После войны дважды Герой Советского Союза Виктор Николаевич Леонов продолжил службу на флоте. В запас он ушёл в 1956 году в звании капитана 2-го ранга. Умер легендарный разведчик в Москве в 2003 году. Весной следующего года один из разведывательных кораблей Северного Флота был переименован в «Виктор Леонов».
Литература:
- Леонов В. Н. Лицом к лицу: воспоминания морского разведчика. — М.: Воениздат, 1957.
- Чернышев А. А. Триумф Тихоокеанского флота СССР. Реванш за Цусиму. — М.: Яуза-Эксмо, 2015.
- Интервью В. Н. Леонова (http://iremember.ru).
- Две звезды офицера Леонова (https://pobeda.elar.ru).
- 181-й особый разведывательный отряд при штабе Северного флота (http://sovietmedals.ucoz.com).
- Наградные листы В. Н. Леонова (http://podvignaroda.ru).
Комментарии к данной статье отключены.