25 апреля 1945 года части 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов начали наступление на Берлин. В этой грандиозной битве обе стороны использовали самые совершенные образцы своей бронетанковой техники. В День Победы вспомним, какие именно боевые машины схлестнулись друг с другом в боях за столицу Третьего рейха.
Советская бронетехника
Т-34
Т-34–85
ИС-2
M4A2(76)W
СУ-76М
СУ-85М
СУ-100
ИСУ-152
ИСУ-122
К весне 1945 года основой танковых войск Красной армии был Т-34–85, но и его старший брат всё ещё продолжал исправно воевать. До Берлина дошли как танки Т-34 выпуска 1944 года, так и более старые машины, созданные ещё в 1942-м. Символично, что среди них во взятии немецкой столицы участвовали и танки, построенные в Сталинграде летом 1942 года. Надежды Гитлера сделать Берлин своим Сталинградом не оправдались – город продержался всего неделю.
Основной танк Красной армии в последний год войны. Установка новой трёхместной башни с 85-мм пушкой значительно повысила боевые возможности Т-34. Модернизация получилась настолько успешной, что Т-34–85 окончательно сняли с вооружения только в конце 90-х годов XX века, хотя ещё в 50-е танки стали отправлять в резерв. В отдельных локальных конфликтах современности Т-34–85 всё ещё можно встретить на полях сражений.
Изображённый на фотографии танк относится к известной модификации, которая однозначно ассоциируется с Берлинской операцией. Для защиты от немецких противотанковых гранатомётов были разработаны сетчатые экраны, которые получила часть танков. Злые языки утверждают, что на танки ставили кроватные сетки, но на самом деле это заводская конструкция.
Принятый на вооружение в самом конце октября 1943 года, ИС-2 стал одним из лучших тяжёлых танков Второй мировой войны. Оснащённая толстой бронёй и мощной 122-мм пушкой, имеющая относительно небольшую массу и хороший двигатель, эта машина в полной мере соответствовала созданной в 1942 году концепции тяжёлого танка с высокой подвижностью. Гвардейские тяжёлые танковые полки, на вооружение которых поступали ИС-2, использовались командованием для усиления наступающих соединений и появлялись на самых опасных направлениях. В Берлине эти мощные машины сыграли очень важную роль, став своеобразным тараном танковых частей.
Наряду с танками советского производства в штурме Берлина принимали активное участие и боевые машины, поставленные по ленд-лизу. Ими были американские средние танки М4А2, оснащённые 76-мм пушками. Такими машинами был укомплектован 1-й механизированный корпус под командованием генерал-лейтенанта С. М. Кривошеина. В составе 2-й гвардейской танковой армии «Шерманы» 1-го мехкорпуса обошли Берлин с севера и ударом по северо-западным окраинам города отрезали немцам пути к отступлению.
Самоходная установка СУ-76М, серийное производство которой стартовало лишь осенью 1943 года, стала самой массовой САУ Второй мировой войны. Оснащённая 76-мм пушкой ЗИС-3, к концу войны она стала настоящей палочкой-выручалочкой для советской пехоты. К тому времени мощности пушки уже не хватало для борьбы с «Пантерами» и «Тиграми». Но основными противниками для СУ-76М были вражеская пехота и лёгкие укрепления, с которыми ей приходилось встречаться гораздо чаще. Сравнительно небольшая, дешёвая в производстве и вполне соответствующая своим задачам, СУ-76 «задержалась» в войсках до 50-х годов.
К весне 1945 года в войсках всё ещё находилось довольно много самоходок СУ-85, несмотря на то что осенью 1944 года в серию пошла лучше вооружённая СУ-100. Более старая САУ успела принять участие во всех основных операциях конца войны, включая штурм Берлина. К тому моменту наиболее массовой модификацией этой самоходки была СУ-85М, которая практически ничем не отличалась от СУ-100. Разница между ними заключалась только в орудии.
Впервые эти самоходные артиллерийские установки пошли в бой зимой 1945 года. Из-за применения более мощной и тяжёлой 100-мм пушки Д-10С у них наблюдались проблемы с перегрузкой передних опорных катков, которые были решены усилением ходовой части САУ. Зато новое орудие значительно увеличило огневую мощь самоходки, благодаря чему СУ-100 могла бороться с большинством танков не только Второй мировой войны, но и первого послевоенного десятилетия. Это позволило СУ-100 оставаться на вооружении и после окончания войны.
ИСУ-152 сыграла важную роль в ходе городских боёв в Берлине. Обладающая более чем внушительным орудием, эта САУ часто била по укреплениям противника прямой наводкой. Уничтожить тяжёлый танк, простреливающий перекрёсток, превратить в груду мусора здание, где засели немцы – в Берлине такая работа для экипажей ИСУ-152 была рутиной.
В отличие от ИСУ-152, разрабатывавшейся, в первую очередь, для решения штурмовых задач, ИСУ-122 создавалась как тяжёлый истребитель танков. Впрочем, на практике эти две самоходки зачастую менялись ролями.
Осенью 1944 года начался серийный выпуск модифицированной ИСУ-122С с орудием Д-25Т, что заметно повысило скорострельность САУ. В штурме Берлина принимали участие обе модификации самоходки.
Бронетехника Германии
Pz.Kpfw.IV Ausf.J
Panther Ausf.G
Tiger Ausf.E
Tiger Ausf.B
Pz.Kpfw.Maus
StuG 40 Ausf.G
Panzer IV/70(V)
Jagdpanzer 38(t)
Elefant
Waffenträger
Hummel
К весне 1945 года немцы решили свернуть производство Pz.Kpfw.IV, но этот танк продолжал составлять основу бронетанковых сил Третьего рейха. Самой массовой модификацией боевой машины на тот момент была Ausf.J, которую несколько упростили (в том числе и для снижения веса). Танк продолжал оставаться весьма грозным противником для советской техники. Некоторые машины были вкопаны на улицах Берлина, превратившись в неподвижные огневые точки.
«Пантеры» к моменту штурма Берлина советскими войсками примерно сравнялись с Pz.Kpfw.IV по количеству. В основном, они относились к модификации Ausf.G. В наличии имелись танки как ранних, так и поздних производственных серий. Те из машин, которые оказались технически неисправными, вкопали на танкоопасных направлениях.
Часть «Тигров» к весне 1945 года находилась в учебных частях. Многие из этих боевых машин относились к ранним производственным сериям, выпущенным ещё весной 1943 года. Один такой танк с башенным номером 323 из состава дивизии «Мюнхенберг» вёл бой в самом конце апреля возле Рейхстага. Машина была подбита 30 апреля. Её фотографии часто публикуют как один из символов битвы за Берлин.
К 25 апреля в составе дивизии СС «Нордланд» находилось 8 образцов Tiger II, ранее числившихся в 503-м тяжёлом танковом батальоне СС. Эти танки воевали до 2 мая, пока не были потеряны в уличных боях, где они успели проявить себя довольно неплохо. Впрочем, немецкие доклады об уничтоженных «тиграми» советских танках грешат неточностями — в число подбитых машин немцы записывали даже ИС-3, которых в Берлине просто не было.
Формально в битве за Берлин принял участие и самый тяжёлый танк в мире. Вторая опытная машина была отправлена с Куммерсдорфского полигона в район Штамлагера, где её придали к силам, оборонявшим подходы к Цоссену – месту, где находился центральный командный пункт Верховного главнокомандования вооружёнными силами Германии. Впрочем, по-настоящему «Маусу» так и не удалось повоевать. Незадолго до наступления 53-й гвардейской танковой бригады на Штамлагер у танка отказал двигатель. Не имея возможности его эвакуировать, немцы подорвали «Маус». Сейчас башня этой машины, установленная на корпус первого опытного образца, находится в экспозиции парка «Патриот».
Самый массовый тип немецкой бронетанковой техники, StuG 40 составлял основу немецкой истребительной самоходной артиллерии. Довольно низкая и оснащённая мощной пушкой, эта САУ всё ещё была крайне опасным противником для советской техники.
Эта машина была запущена в серию во второй половине 1944 года. Она была ещё опаснее, чем StuG 40, поскольку имела более мощную лобовую броню, установленную под наклоном, а главное — 75-мм пушку длиной в 70 калибров (такую же, как на «Пантере»). В боях за Берлин принимали участие несколько десятков таких САУ.
Не обошёлся штурм Берлина и без истребителя танков Jagdpanzer 38(t), часто ошибочно называемого Hetzer. Относительно небольшая боевая машина по своим характеристикам была сопоставима со StuG 40, но при этом обходилась гораздо дешевле. В районе Берлина воевало около десятка таких истребителей танков.
Битва за Берлин стала последним сражением, в котором принимали участие знаменитые «Фердинанды». Модернизированные в конце 1943 года и получившие новое обозначение «Элефант», четыре машины этого типа находились в составе 614-го самоходного истребительного батальона. Последние две такие САУ воевали неподалёку от «Мауса», обороняя Цоссен. Там они и были брошены экипажами.
Сражение за Берлин стало первым и последним случаем боевого применения «носителя вооружений» — разработанного весной 1944 года Гюнтером Ардельтом самоходного шасси, на которое установили противотанковую пушку Pak 43. В феврале 1945 года были построены первые семь Waffenträger 8.8 cm PaK 43 (Ardelt), причём сам главный конструктор был назначен командиром оснащённой этими самоходками роты.
Участвовали в обороне Берлина и 149-мм самоходные орудия Hummel. Основным их предназначением была стрельба с закрытых позиций, но стремительно приближающаяся линия фронта часто заставляла их работать и прямой наводкой. Большие и неповоротливые, эти самоходные установки нередко становились лёгкой добычей для советской техники.
Комментарии к данной статье отключены.