12 августа 1944 года в рамках операции «Плуто» (Pluto, Pipe-Lines Under The Ocean, «трубопровод под океаном») начал работу первый трубопровод, проложенный из Англии во Францию по дну Ла-Манша. По 130-километровой трубе диаметром 76 мм, протянутой от Шанклин Чин на острове Уайт до Шербура в Нормандии, на континент начали поступать первые тонны топлива для вооружённых сил Союзников, высадившихся здесь двумя месяцами ранее.
Использование трубопроводов для снабжения армии топливом вместо легкоуязвимых танкеров было очень заманчивым, но технически весьма сложным проектом. Оно стало возможным благодаря тесной кооперации между британскими учёными, нефтедобывающими компаниями и вооружёнными силами. Разработка и испытания прочных и одновременно лёгких и гибких труб достаточного диаметра, а также специальных огромных барабанов (Conundrum) для их намотки велись в Великобритании ещё с 1942 года. Сначала трубопроводы прокладывались по дну широких рек, а полномасштабное тестирование проводилось в Бристольском заливе, на 83-километровом участке между Уэльсом и Северным Девоном.
Всего по дну Ла-Манша было протянуто более 20 линий, которые по мере расширения театра боевых действий дотянулись до самого Рейна. В начальный период, до октября 1944 года, трубопроводы «Плуто» поставляли на континент в среднем лишь порядка 25 тонн ГСМ в сутки, что закрывало не более 0,2% от общего объёма потребления топлива войсками союзников. Но к январю 1945 года эта цифра увеличилась до 300 тонн в день, к марту – до 3 тысяч тонн, а на пике составила 4 тысячи тонн ГСМ в сутки. Всего к 9 мая по дну пролива между Англией и Францией было перекачано почти 800 тысяч кубометров топлива.
Комментарии к данной статье отключены.