В середине 60-х годов армия Швеции располагала довольно пёстрым набором самоходок, предназначавшихся для непосредственной поддержки пехоты: 75-мм Ikv 73, 105-мм Ikv 102 и Ikv 103. Для этих же целей предназначались и танки Strv 74. Все эти машины, основывавшиеся на конструкциях времён Второй мировой войны, были морально устаревшими. Для замены всех устаревших САУ и танков, служивших в броневых ротах пехотных бригад, министерство обороны Швеции инициировало программу под кодовым обозначением MUR.
Если предыдущие самоходки серии Ikv предназначались в основном для уничтожения опорных пунктов и полевых укреплений, то новая машина должна была стать, прежде всего, истребителем танков. Большое внимание уделялось обеспечению высокой подвижности, особенно на лесистой и болотистой местности. Кроме того, машина должна была иметь способность преодолевать водные преграды без длительной подготовки. Позиции спецификации были взаимоисключающими: способность двигаться по слабым грунтам требовала ограничения массы машины, а хорошие противотанковые качества — установки мощного вооружения, что вело к увеличению её массы.
Прежде чем принять решение, военные рассмотрели четырнадцать различных проектов, предложенных ведущими шведскими оружейными фирмами: «Хэгглундс ок Сёнер», «Бофорс» и «Ландсверк». Поначалу фаворитом считался «Ландсверк», но в итоге выбор пал на проект «Хэгглундс ок Сёнер».
Боевая машина, получившая после принятия на вооружение обозначение Ikv 91, по шведским стандартам была не танком, а «пехотным самоходным орудием» (Infanterikanonvagn). Если же прибегнуть к сравнению с зарубежными аналогами, мы увидим, что эта пехотная самоходка — не что иное, как плавающий лёгкий танк, примерный аналог советского ПТ-76. Цифры «91» в обозначении указывают на то, что это первая машина своего класса, вооружённая 90-мм пушкой.
Конструкция
При создании Ikv 91 использовались некоторые конструктивные решения, заложенные в бронетранспортёре Pbv 302. Компоновка машины — классическая танковая: впереди находится отделение управления с рабочим местом механика-водителя, за ним боевое с башней, а далее в корму, за противопожарной перегородкой — моторно-трансмиссионное. Корпус и башня выполнены из стальной брони толщиной всего 4–8 мм — это диктовалось требованием ограничения массы плавающего танка. Малая толщина брони в некоторой степени компенсировалась продуманной конструкцией, например, борта имеют разнесённое бронирование. В промежутках между листами расположены топливные баки и ящики для имущества, частично заполненные полиуретановой пеной (в целях обеспечения плавучести). Лобовые детали корпуса, расположенные под большим углом наклона, защищали экипаж от 20-мм снарядов.
Танк получил башню сложной формы, продиктованной требованием обеспечить максимально возможную защиту при малой толщине брони. Её передняя часть имела многоугольную клиновидную конструкцию, продолжением которой служила маска орудия (также клиновидной формы). Позади наклонных скуловых листов крепилась подковообразная деталь, образующая задние части бортов и корму башни. На скуловых листах имелись крепления для запасных траков, служивших дополнительной защитой. В башне располагались три члена экипажа: командир, наводчик и заряжающий.
Силовая установка машины состояла из шестицилиндрового рядного дизеля жидкостного охлаждения «Вольво Пента» TD120A мощностью 330 л.с. и четырёхступенчатой автоматической коробки передач «Аллисон» НТ740 (на прототипах стояла механическая коробка передач). Интересной была компоновка силовой установки: для наиболее рационального использования внутреннего пространства корпуса двигатель установили под углом 32° к диаметральной плоскости.
Ходовая часть применительно к одному борту состояла из шести обрезиненных опорных катков большого диаметра (поддерживающих роликов не было), ведущего колеса заднего расположения и направляющего колеса переднего расположения. Подвеска опорных катков — независимая торсионная. Широкие гусеницы с резинометаллическими шарнирами и съёмными грунтозацепами обеспечивали малое давление на грунт.
Как уже отмечалось, одно из главных требований, выдвигавшихся к Ikv 91, — возможность преодоления водных преград на плаву при минимальной предварительной подготовке. Конструкторам удалось удовлетворить это требование. Перед входом в воду экипажу следовало откинуть волноотражательный щиток (в сложенном положении он служил дополнительной защитой передней проекции корпуса), закрыть жалюзи системы охлаждения и установить трубы-удлинители на воздухозаборник и выхлопную трубу. Специальный водоходный движитель отсутствовал — на плаву танк передвигался за счёт перемотки гусениц, при этом скорость достигала 6,5 км/ч. По паспорту максимальная скорость танка по шоссе составляла 65 км/ч, но шведские ветераны-танкисты утверждают, что Ikv 91 легко преодолевал и показатель в 70 км/ч.
Вооружение
Танк вооружался 90-мм низкоимпульсной пушкой «Бофорс» KV90 S73, разработанной специально для него. Орудие имело ствол длиной 54 калибра, угол вертикальной наводки составлял от −10 до +15°. Приводы наведения — электрогидравлические, имелся стабилизатор вооружения.
Боекомплект орудия первоначально состоял из снарядов двух типов: кумулятивного m/72 Slpsgr (массой 4,5 кг) и осколочно-фугасного m/72 Slpsgr (массой 6,7 кг). Появление на танках динамической защиты стало серьёзным вызовом для Ikv 91: кумулятивные снаряды оказались неэффективными против такой защиты, а создание бронебойного подкалиберного снаряда не имело смысла из-за низкой начальной скорости.
Снять остроту проблемы удалось введением в боекомплект нового кумулятивного снаряда m/84 Slpsgr. Его бронепробиваемость составляла 800 мм против 570 мм у прежней модели. Заряжание пушки — унитарное (выстрел с осколочно-фугасным снарядом весит 12,3 кг). Боекомплект состоит из 59 выстрелов (как правило, 39 кумулятивных и 20 осколочно-фугасных). 41 из них расположен в башне, остальные 18 — рядом с рабочим местом механика-водителя. Вспомогательное вооружение танка включает два 7,62-мм пулемёта Ksp m/39 (шведская копия «Браунинга» М1919А4): спаренный с пушкой и турельный с общим боекомплектом 4250 патронов. По бокам башни установлены два шестиствольных дымовых гранатомёта (боекомплект — 24 гранаты).
Характерной особенностью Ikv 91 была весьма прогрессивная для своего времени система управления огнём. Она включала перископический монокулярный дневной прицел наводчика с 10-кратным увеличением и встроенным лазерным дальномером, дневной бинокулярный перископический прицел командира, тепловизионный прицел, а также электронный баллистический вычислитель с системой датчиков внешних условий стрельбы. Система позволяла наводчику брать на себя сопровождение цели, захваченной прицелом командира, и вести по ней огонь, в то время как командир уже искал следующую цель.
Производство и служба
Три прототипа будущего Ikv 91 были заказаны в апреле 1968 года, а испытания первого из них начались летом следующего года. По результатам испытаний пришлось увеличить высоту башни, сделав её более удобной для экипажа, переделать крышу моторно-трансмиссионного отделения, заменить механическую коробку передач автоматической и внести ряд других изменений. В результате масса серийных танков по сравнению с прототипами увеличилась с 15,5 до 16,3 т.
В 1972 году новую «пехотную самоходку» приняли на вооружение, а в 1974 году началось серийное производство. Первоначально армия заказала ровно две сотни Ikv 91, но в 1975 году решила докупить ещё дюжину. Поставки всех 212 танков завершились в 1978 году.
Помимо обозначения Ikv 91, в армии новой боевой машине присвоили название «Йервен» («Росомаха»), но оно не прижилось. Гораздо более популярным стало неофициальное прозвище «Лэклунд ок Сёндер», обыгрывавшее название фирмы-производителя и переводившееся как «Утечки и порывы» — оно явно намекало на постоянные неполадки гидравлической системы, с которыми танкистам довелось столкнуться в ходе эксплуатации машины.
Согласно штатам шведской армии, танки Ikv 91 поступали на вооружение танковых рот пехотных бригад, являясь единственными бронированными машинами в их составе. Каждая рота включала 12 танков, но на все бригады Ikv 91 не хватило: согласно планам мобилизационного развёртывания, действовавших в 70–80-е годы, предусматривалось формирование 24 пехотных бригад, для чего требовалось 288 танков (а в армию поставили лишь 212).
Танковые роты имелись в штатном расписании всех пяти норландских пехотных бригад, усиленных по сравнению с другими бригадами и предназначенных для действий на севере страны. В то же время часть обычных пехотных бригад Ikv 91 не получила. В 1982 году в составе сухопутных войск сформировали 10-ю Сёдерманландскую механизированную бригаду, в состав которой, наряду с тремя механизированными батальонами, вошёл смешанный танковый батальон. Он располагал лёгкими танками Ikv 91, а также основными боевыми танками Strv 101/102 («Центурион»).
Концепция боевого применения Ikv 91 предусматривала использование танковой роты в качестве своеобразной «пожарной команды», поддерживающей пехоту на наиболее опасном участке. Уступая основным боевым танкам в мощи вооружения, «Росомаха» превосходила их в возможностях системы управления огнём, благодаря чему её экипаж мог раньше обнаружить противника и начать обстреливать его.
Организация сухопутных войск Швеции предусматривала развёртывание пехотных бригад только в угрожаемый период. В мирное время подготовкой военнослужащих срочной службы занимались учебно-мобилизационные полки. Экипажи Ikv 91 готовились в полках «Скараборг» (Р4), «Сёдерманланд» (Р10), «Норрботтен» (I19/Р5). Непродолжительное время (в 1994–1995 годах) одна рота Ikv 91 имелась и в полку «Вестерботтен» (I20).
Существенной модернизации за время службы Ikv 91 не подвергался. В 90-е годы машины прошли ограниченные доработки: был установлен двуствольный 71-мм гранатомёт «Лиран» для стрельбы осветительными гранатами (боекомплект — 12 гранат), на стволе орудия появился термоизоляционный кожух, были внесены некоторые другие изменения. Рассматривались и варианты более глубокой модернизации имеющихся лёгких танков путём перевооружения 105-мм пушками или переделки в самоходные ПТРК «Тоу». Но этим планам не суждено было сбыться, и в 2002 году «Росомахи» сняли с вооружения. Впоследствии появлялась информация о продаже 39 бывших в употреблении танков Ikv 91 Конго (с началом поставок в 2015 году), но подтверждения она не получила. Кроме того, на шасси Ikv 91 изготовили так и не пошедшие в серию прототипы 120-мм двуствольного миномёта AMOS и машины разминирования.
С прицелом на экспорт
В 1983 году фирма «Хэгглундс ок Сёнер» получила запрос от Индии, которой требовался лёгкий плавающий танк для замены советских ПТ-76. Одним из требований индийской стороны стало усиление вооружения. Экспортный вариант, получивший обозначение Ikv 91-105 (часто сокращаемое до Ikv 105), вооружили 105-мм нарезной пушкой, созданной фирмой «Бофорс» на основе известного британского орудия L7. «Нормальная» (не низкоимпульсная) пушка позволяла применять бронебойные подкалиберные снаряды (наряду с кумулятивными и осколочно-фугасными). Орудие снабжалось эжектором и дульным тормозом, имелся двухплоскостной стабилизатор, боекомплект составлял 50 снарядов.
Установка более тяжёлой пушки с гораздо более сильной отдачей потребовала усилить крепления, противооткатные устройства и приводы наведения. Хотя масса машины возросла до 18 т, она сохранила возможность плавать. Более того, благодаря наличию двух гребных винтов в кольцевых насадках, приводимых в действие гидромоторами, Ikv 105 на плаву был «шустрее», чем Ikv 91, развивая скорость до 12 км/ч.
В Индии Ikv 105 успешно прошёл сравнительные испытания с конкурентом — французским лёгким танком АМХ-10 РАС90. Однако правительство этой страны отказалось от идеи закупки новых плавающих танков, и Ikv 105 так и остался в единственном экземпляре.
Масса, т |
16,3 |
---|---|
Экипаж, чел. |
4 |
Вооружение |
1 90-мм пушка, 2 7,62-мм пулемёта |
Длина, м: |
|
по корпусу с пушкой вперёд |
6,41 8,84 |
Ширина, м |
3,00 |
Высота, м |
2,40 |
Клиренс, м |
0,37 |
Мощность силовой установки, л.с. |
330 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
по суше на плаву |
65 6,5 |
Запас хода по шоссе, км |
500 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
высота стенки, м ширина рва, м |
0,8 2,8 |
Литература:
- Мальгинов В. Лёгкие танки зарубежных стран 1945-2000 // Бронеколлекция, 2002, №6
- Современные танки. – М.: Арсенал-Пресс, 1995
- Ogorkiewicz R.M. Modern Swedish Light Armoured Vehicles // AFV/Wearons Profiles, 1972, №42
- Visingr L. Bojové vozidlo Ikv 91 // ATM, 2018, №2
Комментарии к данной статье отключены.