К весне 1942 года командованию вермахта стало ясно, что штатные противотанковые подразделения не справляются с многочисленными советскими Т-34 и КВ, а потому пехоте частенько приходится полагаться в бою только на себя да ручные гранаты и подрывные заряды. Для того чтобы поощрять и отличать тех, кто сумел в ближнем бою лично, а не в составе расчёта или подразделения уничтожить или захватить вражеский танк или бронеавтомобиль, 9 марта 1942 года была от имени фюрера введена нарукавная нашивка.
Официально награда с немецкой педантичностью именовалась «Специальным знаком за личное уничтожение танков» (Das Sonderabzeichen für das Niederkämpfen von Panzerkampfwagen durch Einzelkämpfer), но часто фигурировала просто как «Знак истребителя танков» (Panzerknackerabzeichen) или «Знак за уничтожение танков» (Panzervernichtungsabzeichen).
Это была горизонтальная полоска серебристого галуна размерами около 90×32 мм с двумя 3-мм чёрными окантовками вдоль длинных сторон. По центру знака крепилось с помощью отгибающихся усиков чернёное бронзовое изображение танка Pz.Kpfw.IV размерами 43×18 мм — хотя более логично на этой позиции выглядела бы «тридцатьчетвёрка». С помощью ниток «панцеркнакерабцайхен» нашивался на правый рукав на уровне клапана нагрудного кармана.
Полагалось выдать знаки и всем тем, кто уничтожал танки с 22 июня 1941 года. В случае повторного уничтожения танка выдавался следующий знак, и 18 декабря 1943 года пришлось учредить высшую степень награды, которая выдавалась за пять танков. Она изготавливалась из золотистого галуна, а не серебряного, позолоченным было и изображение танка. Впрочем, к концу войны знаки изготавливались уже как придётся — гуляли размеры и качество ленты, миниатюру с танком часто делали из чёрного железа для обоих классов. Официальных удостоверений к нашивкам не было, чаще всего запись о награждении делалась в солдатской книжке.
При неоднократных награждениях придерживались следующих правил ношения: каждый последующий знак нашивался ниже предыдущего, при получении нашивки I класса четыре предшествующих ему нашивки II класса спарывались — таким образом, знаки в золоте носились выше знаков в серебре. Больше всех танков к концу войны уничтожил командир роты 7-го гренадёрского полка гауптман Гюнтер Фиценц (Günther Viezenz) — 21, у которого, таким образом, было четыре нашивки в золоте и одна в серебре. Считается, что всего к концу войны было произведено 18 541 награждение знаком в серебре и 421 (451) награждение знаком в золоте — это делает «панцеркнакерабцайхен» наградой гораздо более редкой, чем, к примеру, Железный крест обоих классов.
Комментарии к данной статье отключены.