Герой нашего рассказа стал одним из самых необычных средств вооружённой борьбы, появившихся на заре ракетно-ядерной эры. Концепция «Бомарка» была столь необычной, что военные эксперты до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно его места в классификации вооружений – являлся ли он зенитной ракетой сверхдальнего действия или же беспилотным самолётом-перехватчиком?
Прогресс в области реактивной техники и электроники, достигнутый к середине 40-х годов, позволил американским военным задуматься о создании новых видов вооружений, ранее существовавших только в воображении писателей-фантастов. Вскоре после окончания Второй мировой войны в США начались исследовательские работы по программе GAPA (Ground-to-Air Pilotless Aircraft – «беспилотный самолёт класса «земля-воздух»). Фактически речь шла о крылатой ракете, наводящейся на цель по командам с земли.
Главным подрядчиком проекта стала фирма «Боинг». До 1950 года её специалисты протестировали 112 опытных изделий с ракетными или прямоточными воздушно-реактивными двигателями. Последнему из них удалось развить скорость 2,5 числа Маха и набрать высоту 25 000 м. Успех был несомненным, поэтому ещё в 1949 году фирма получила контракт от ВВС США на разработку «беспилотного перехватчика» с дальностью действия 300 км. При этом военно-воздушным силам пришлось ввязаться в «межвидовую борьбу» с армией, отстаивавшей концепцию объектовой защиты с применением зенитных ракетных комплексов (ЗРК) среднего радиуса действия. ВВС предлагали другой вариант – сверхдальние беспилотные перехватчики, способные защищать от атак не отдельные города, а целые регионы. В конце концов, обе стороны остались при своем мнении, и в США продолжили развивать как ЗРК объектовой ПВО, так и сверхдальние комплексы.
Рождение «Бомарка»
Получив контракт от ВВС, фирма «Боинг» наладила сотрудничество с Мичиганским аэрокосмическим исследовательским центром. Собственно, само название ракеты «Бомарк» (BOMARC) появилось в результате соединения первых букв названия фирмы с аббревиатурой исследовательского центра (MARC – Michigan Aerospace Research Center). Официально же ВВС присвоили беспилотному перехватчику «самолётный» индекс XF-99.
Первый пуск XF-99 состоялся в сентябре 1952 года и являлся так называемым «бросковым» – на ракете отсутствовали боеголовка и штатная система наведения, а маршевые двигатели были представлены макетными образцами. Испытания в такой конфигурации продолжались до начала 1955 года. В феврале того же года состоялся первый пуск ракеты XF-99А – уже с работающими маршевыми двигателями, но всё ещё без системы наведения.
Опытные экземпляры «беспилотного перехватчика» в полностью функциональной конфигурации получили обозначение YF-99A. В августе 1955 года «Бомарк» официально перевели из самолётов в ракеты, присвоив ему «ракетное» обозначение IM-99 (I – Interceptor, перехватчик; M – Missile, управляемая ракета). Соответственно, XF-99A превратился в XIM-99A, а YF-99A – в YIM-99A. Первый пуск YIM-99A с работающей системой наведения состоялся в октябре 1957 года, а в конце того же года «Боинг» получил контракт на серийное производство ракет IM-99A «Бомарк А».
Конструкция
«Бомарк» представлял собой крылатую ракету с длинным цилиндрическим фюзеляжем, в носовой части которой размещалась радиолокационная станция (РЛС), а за ней – боевая часть и система наведения с автопилотом. Центральную и хвостовую часть ракеты занимали баки топлива и окислителя, а также стартовый двигатель. Небольшие треугольные консоли крыла имели срезанные законцовки, под ними подвешивались маршевые прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ПВРД). Хвостовое оперение – однокилевое нормальной схемы. Киль и стабилизаторы – цельноповоротные, по очертаниям схожие с консолями крыла.
Первоначально для «Бомарка» разрабатывалась обычная боевая часть массой 151 кг. Но вскоре стало ясно, что для поражения групп вражеских бомбардировщиков оптимальным является ядерный заряд. Тем самым снималась необходимость пуска отдельной ракеты по каждой цели – ведь ядерный взрыв обеспечивал поражение бомбардировщиков в радиусе до нескольких километров. Это качество было особенно важным, если принять во внимание одноканальность тогдашних ЗРК (они могли одновременно обстреливать только одну цель). Поэтому для «Бомарка» выбрали малогабаритную ядерную боевую часть W40 мощностью 7–10 кт, весившую всего 160 кг.
На «Бомарк» установили жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) «Аэроджет» LR59-AG-13 тягой 140 кН, который обеспечивал вертикальный старт ракеты и разгон её до скорости, позволявшей запустить маршевые ПВРД. В качестве топлива применялся керосин, в качестве окислителя — азотная кислота, жидкость едкая и токсичная. Это осложняло эксплуатацию комплекса: ракета не могла долго находиться на позиции в заправленном положении, а сама заправка требовала повышенных мер безопасности. Маршевые ПВРД «Маркуардт» RJ43-MA-3, работавшие на 80-октановом бензине, развивали тягу по 49 кН. На высоте 21 000 м они могли разогнать ракету до скорости 3,5 М. Дальность полета достигала 460 км.
Говоря про систему «Бомарк», возможно, не вполне корректно использовать понятие «зенитный ракетный комплекс», поскольку комплексом-то она и не была. Привычные для ЗРК радары обнаружения и сопровождения/подсветки цели «Бомарку» не требовались – ракета была интегрирована в уже существовавшие системы ПВО.
Целеуказание осуществляли РЛС дальнего обнаружения системы ПВО Североамериканского континента NORAD, а наведение – система SAGE, предназначавшаяся для наведения самолетов-перехватчиков на цель путём программирования их автопилотов компьютерами, находившимися на земле. Стартовавшая ракета определяла своё положение при помощи системы радиомаяков SAGE и непрерывно поддерживала обмен данными с системой, выходя на цель при помощи автопилота. При приближении включалась головка самонаведения ракеты, которая находила цель и выполняла манёвр атаки. На ракету «Бомарк А» установили активную импульсную радиолокационную головку самонаведения (ГСН) «Вестингауз» AN/DPN-34. Дальность обнаружения цели (например, крылатой ракеты) составляла около 20 км.
Вторая модель
Стартовый ЖРД, установленный на ракету «Бомарк А», был крайне неудобен для целей ПВО. Поэтому в 1959 году «Боинг» получил заказ на разработку новой модификации «беспилотного перехватчика» с твердотопливным стартовым двигателем. На ракету, получившую обозначение IM-99B «Бомарк В», установили твердотопливный двигатель «Тиокол» М51, развивавший тягу 220 кН. Возросшая тяга позволила увеличить дальность полёта ракеты – теперь стартовый двигатель разгонял её до крейсерской скорости (на прежней модели для этого приходилось расходовать часть потенциала маршевых ПВРД). Сами ПВРД тоже стали более мощными – они развивали тягу 53 кН, используя в качестве топлива авиационный керосин JP-4 (вместо бензина). В итоге дальность полёта «Бомарка В» превысила 800 км.
При создании новой модели инженеры постарались устранить ещё один недостаток «Бомарка А» – неспособность его ГСН «видеть» цель на фоне земли. Установленный на IM-99B радиолокатор с непрерывным излучением «Вестингауз» AN/DPN-53 позволял обнаруживать низколетящие цели. А вот боеголовка, система наведения и планер «Бомарка В» по сравнению с «Бомарком А» существенных изменений не претерпели – лишь фюзеляж стал чуть короче.
Первый испытательный пуск «Бомарка В» состоялся 27 мая 1959 года. 8 июля следующего года IM-99B успешно перехватила воздушную цель – крылатую ракету (КР) «Регулус». А 23 мая 1961 года была проведена впечатляющая демонстрация возможностей новой ЗУР: ракета перехватила КР «Регулус II», летевшую вдвое быстрее скорости звука. Перед самым попаданием по команде с земли перехват был прерван. После этого «Бомарк В» навели на вторую такую же цель, которая и была сбита на дальности 615 км и высоте 30 500 м.
В общей сложности фирма «Боинг» изготовила 570 серийных ракет «Бомарк»: 269 первой модели и 301 – второй (существуют и другие данные: 366 ракет «Бомарк А» и 349 ракет «Бомарк В»).
Защищая небо Америки
Первая серийная ракета IM-99A «Бомарк А» была передана ВВС США 30 декабря 1957 года, а 19 сентября 1959 года на боевое дежурство заступила первая часть, вооружённая этими ЗУР – 46-я ракетная эскадрилья ПВО, располагавшаяся на авиабазе Мак-Гвайр (штат Нью-Джерси). За ней последовали ещё четыре эскадрильи, дислоцированные на Восточном побережье США: 6-я (Саффолк Каунти, штат Нью-Йорк), 22-я (Лэнгли, штат Вирджиния), 26-я (Отис, штат Массачусетс) и 30-я (Доув, штат Мэн).
Каждая эскадрилья располагала 28-ю пусковыми установками и таким же количеством ракет. Таким образом, на боевом дежурстве находилось в общей сложности 140 ЗУР. Пусковые установки каждой эскадрильи располагались на одной площадке в четыре ряда по семь штук и находились в специальных укреплённых наземных ангарах, обеспечивавших ограниченную защиту от ядерного взрыва. Пуск ракет осуществлялся прямо из ангара, имевшего раздвижную крышу. Численность персонала эскадрильи по штату составляла 275 человек.
Эксплуатация ракет с ЖРД, использовавшими опасные компоненты, создавала предпосылки к различным происшествиям. Наиболее серьёзное из них имело место 7 июня 1960 года на базе Мак-Гвайр. При заправке одной из ракет произошёл взрыв и пожар (в огне оказалась и ядерная боеголовка). К счастью, её подрыва не произошло, но окружающая местность оказалась заражённой.
С принятием на вооружение ЗУР «Бомарк В» появилась возможность расширить зону, прикрываемую от воздушного нападения. Если позиции IM-99A защищали Восточное побережье США, то теперь американцы решили обеспечить прикрытие и района Великих озер. 1 июня 1961 года на боевое дежурство заступила первая часть с ракетами IM-99B – 37-я ракетная эскадрилья ПВО (Кинчело, штат Мичиган). В августе к ней добавилась 74-я (Дулут, штат Миннесота), а в декабре – 35-я эскадрилья (Ниагара-Фоллс, штат Мичиган). Параллельно началось перевооружение эскадрилий, имевших на вооружении ракеты «Бомарк А». В октябре 1961 года IM-99B получила 22-я эскадрилья, а в сентябре и октябре 1962 года – 26-я и 46-я. Две оставшиеся эскадрильи с ЗУР IM-99A (6-я и 30-я) в марте 1962 года были переведены в резерв, а 1 декабря 1964 года – расформированы.
При перехвате советских бомбардировщиков с северного направления взрывы ядерных боеголовок ЗУР «Бомарк В» происходили бы над густонаселёнными канадскими провинциями. Выходом из ситуации могло стать смещение зоны перехвата далее на север. Возникла идея разместить эти ракеты в Канаде – тем более что в августе 1957 года было подписано американо-канадское соглашение о единой системе ПВО NORAD. Канадцы даже пошли на прекращение разработки собственного пилотируемого сверхзвукового перехватчика CF-105 «Эрроу» в пользу финансирования «Бомарка», но ставший известным в 1960 году факт применения на «Бомарке» ядерной боевой части вызвал ожесточённые споры о допустимости размещения ядерных ракет на территории Канады, приведшие к политическому кризису и отставке правительства. В итоге лишь в 1963 года было принято окончательное решение о развертывании на территории страны ракет «Бомарк В». Ими вооружили две эскадрильи ВВС Канады, заступившие на боевое дежурство в ноябре и декабре 1963 года – 446-ю, дислоцированную в Норт-Бэй (провинция Онтарио) и 447-ю, находившуюся в Ла-Маканза (провинция Квебек).
Все эскадрильи, вооруженные ракетами «Бомарк В», имели по 28 пусковых установок, за исключением «большой» 35-й эскадрильи, которая располагала 46-ю пусковыми установками и таким же количеством ракет. Таким образом, на восьми базах (включая две канадские) было развернуто 242 ракеты «Бомарк В». Даже с учётом двух резервных эскадрилий «Бомарк А» это составляло менее трети от первоначальных планов ВВС США, собиравшихся разместить эти ЗУР на 31 базе. Прекращение развёртывания «Бомарков» было обусловлено их неспособностью перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты (к середине 60-х годов стало ясно, что именно они, а не стратегические бомбардировщики, представляют главную угрозу).
27 июня 1963 года вследствие изменения системы обозначений ракетной техники в вооружённых силах США ракеты «Бомарк А» и «Бомарк В» получили новые индексы – CIM-10A и CIM-10B соответственно. Буква «С» в этом индексе означала Coffin (буквально – «гроб»), то есть, защищённую наземную пусковую установку.
Интерес к приобретению «Бомарков» (при условии замены ядерной боевой части на обычную) проявляла и Швеция. Однако сделка сорвалась по причине шпионского скандала (одна из ключевых фигур, задействованных в её реализации со шведской стороны, оказалась советским шпионом). В итоге шведы купили британские ЗРК «Бладхаунд».
Изменение приоритетов в пользу ПРО обусловило сравнительно недолгий срок службы «Бомарков». CIM-10A были сняты с вооружения уже в 1964 году. В том же году началось сокращение 35-й эскадрильи, к 1967 году лишившейся 16 своих ракет CIM-10B из 46. Процесс сокращения на этом не прекратился, и 31 декабря 1969 года 35-я эскадрилья была окончательно расформирована. В следующем году Конгресс США принял решение о демонтаже всех позиций ЗУР – теперь ответственность за перехват вражеских самолётов возлагалась исключительно на пилотируемую истребительную авиацию. 1 апреля 1972 года были расформированы 22-я, 26-я и 74-я эскадрильи, а также обе канадских эскадрильи. 1 июля того же года прекратила своё существование 37-я эскадрилья, а 1 октября – последняя, 46-я эскадрилья. Снятые с вооружения ракеты долгое время использовались в качестве мишеней, имитировавших советские сверхзвуковые ракеты.
Полный аналог ракеты «Бомарк» так и не был создан, однако в СССР несколько конструкторских бюро (В. Челомея, А. Туполева, А. Микояна) в конце 50-х годов осуществляли разработку крылатых ракет большой дальности (до 1000 км) класса «земля-воздух». Основной причиной прекращения их разработки стало отсутствие в СССР системы управления ПВО, аналогичной американской SAGE. Концептуально подобной «Бомарку», но с более скромными характеристиками (дальность полета – до 300 км) должна была стать британская зенитная крылатая ракета «Блю Энвой». Однако и её создание было прекращено в 1957 году по техническим и финансовым причинам.
|
«Бомарк А» |
«Бомарк В» |
---|---|---|
Максимальная дальность перехвата цели, км |
460 |
815 |
Максимальная высота перехвата цели, м |
18000 |
30000 |
Максимальная скорость ракеты, число М |
3,5 |
3,95 |
Длина ракеты, м |
14,25 |
13,74 |
Размах крыла, м |
5,54 |
5,54 |
Размах хвостового оперения, м |
3,2 |
3,2 |
Диаметр фюзеляжа, м |
0,85 |
0,85 |
Стартовая масса, кг |
6800 |
7260 |
Тип стартового двигателя |
LR59-AG-13 |
М51 |
Количество х тяга, кН |
1×140 |
1×220 |
Тип маршевого двигателя |
RJ43-MA-3 |
RJ43-MA-7 |
Количество х тяга, кН |
2×49 |
2×53 |
Литература:
- Baar J., Howard W.E. Spacecraft and Missiles of the World, 1962 – N.Y.: Harcourt, Brace & World, 1962
- Gunston B. Rockets & Missiles. – N.Y.: Crescent Books, 1979
- Jacobs H.W., Eunice E. Missile and Space Projects Guide 1962 – N.Y.: Springer, 1962
- Rybak E.F., Gruszczyński J. Bomarc – niezwykly zestaw przeciwlotniczy // Nowa technika wojskowa. – 2000. – №11
Комментарии к данной статье отключены.