Несмотря на то что во Вторую мировую войну США вступили в декабре 1941 года, к тому моменту американский флот вёл боевые действия в Атлантике уже несколько месяцев. Осенью 1941 года корабли под звёздно-полосатым флагом начали сопровождение британских конвоев на участке от Канады до Исландии, что повлекло за собой столкновение с немецкими подводными лодками. В этой необъявленной войне ВМС США понесли и первые потери: за месяц до Пёрл-Харбора на дно ушёл эсминец «Рубен Джеймс» и более 100 человек из его экипажа.
27 марта 1941 года Конгресс США принял закон о ленд-лизе, который определил политический курс страны в отношении идущей войны. Несмотря на объявленный нейтралитет, Америка признала своими союзниками страны-противники Оси, сочтя укрепление их обороны военными поставками важной составляющей своей безопасности. Однако США не собирались ограничиваться только военной помощью. Американский президент был сторонником политики активного вмешательства в конфликт с Германией на стороне Великобритании, а затем и СССР.
В феврале 1941 года Атлантическому флоту США (два авианосца, три линкора и девять тяжёлых и лёгких крейсеров), командующим которого был назначен адмирал Эрнест Джозеф Кинг (Ernest Joseph King), придали специальные «силы поддержки» (Support Force), состоявшие из 27 эсминцев. Они предназначались для формирования будущих эскортных групп охраны конвоев между Канадой и Исландией.
6 июня 1941 года президент Рузвельт отдал приказ начать операцию «Индиго», целью которой было создание баз авиации и флота США в Исландии для обеспечения безопасного движения конвоев на вышеупомянутом маршруте. Атлантический флот обеспечил доставку на остров 4095 морских пехотинцев, которые 7 июля высадились в Рейкьявике. Спустя месяц в Исландии разместили две эскадрильи летающих лодок «Каталина» и «Маринер». Известный американский историк флота Клэй Блэйр так описал эти события в своём труде:
«За короткий срок американцы превратили Исландию в неприступную крепость, которая служила базой для сил, патрулировавших Датский пролив, авиационных и корабельных групп охраны конвоев и позже для поисково-ударных групп ПЛО, а также стала промежуточным пунктом на пути воздушного трансатлантического моста. Исландия стала одним из важнейших форпостов союзников в Атлантике».
Инцидент с «Гриром»
Вовлечение американских кораблей в систему охраны британских конвоев стало причиной их вооружённых столкновений с немецкими субмаринами. Командование кригсмарине попыталось получить от Гитлера разрешение снять ограничения в действиях против американцев, наложенные в конце июня 1941 года после инцидента с линкором «Техас» (USS Texas). 19 июня 1941 года этот линкор был обнаружен немецкой подлодкой в блокадной зоне Великобритании. Субмарина преследовала его до тех пор, пока нарушитель не покинул зону блокады, но так и не сумела его атаковать. После этого Гитлер приказал избегать подобных инцидентов с американцами. Встреча гросс-адмирала Редера с фюрером 9 июля 1941 года также окончилась ничем. Гитлер отказался развязать руки кригсмарине, акцентировав внимание на том, что начавшаяся война с СССР не может быть осложнена военным конфликтом с США: «Жизненно важно отложить вступление Америки в войну… не должно быть никаких инцидентов с США до середины октября».
То, что предвидели немецкие адмиралы, произошло в исландских водах утром 4 сентября 1941 года. Американский эсминец «Грир» (USS Greer), оказавшийся в районе сосредоточения группы немецких лодок, был атакован субмариной U 652, после чего контратаковал её. Изначально командир эсминца получил сообщение с английского самолёта о замеченной погружающейся лодке. После этого самолёт сбросил глубинные бомбы на месте её погружения и улетел. Командир U 652 принял «Грир» за британский эсминец, атаковавший его лодку, и ответил торпедной атакой, вызвавшей контратаку американского корабля.
В результате оба участника инцидента не пострадали, но оказались в центре международного скандала. Узнав о случившемся, Рузвельт публично назвал нападение на эсминец «пиратством» и заявил, что теперь любая субмарина или надводный корабль стран Оси будут атакованы, если они станут нарушать принцип «свободы морей». Инцидент с «Гриром» оказался на руку американскому флоту, готовившемуся сопровождать от Канады до Исландии свой первый конвой HX-150, который не понёс никаких потерь при его проводке.
Торпедирование «Кирни»
К октябрю 1941 года обстановка в Атлантике продолжала накаляться, и новые инциденты были неизбежны. 17 октября во время нападения «волчьей стаи» на конвой SC-48 оказался торпедирован американский эсминец «Кирни» (USS Kearny). Немцы обнаружили конвой двумя днями ранее в нескольких сотнях миль к югу от Исландии. Ордер из пяти десятков судов охраняли четыре корвета и эсминец.
После нападения «стаи» командир эскорта запросил помощь в Рейкьявике. Американцы направили к конвою свою эскортную группу из пяти эсминцев, в которую входили «Грир» и «Кирни». Последний в ночь с 16 на 17 октября торпедировала U 568, которая приняла его за британский корабль. Торпеда попала в правый борт, повредив эсминец, но он не затонул. Взрывом было убито 11 моряков и ранено ещё 22. В сопровождении «Грира» эсминец дошёл до Исландии. Как пишет упомянутый Блэйр, инцидент дал Рузвельту новый повод для суровой критики немцев:
«Президент Рузвельт ухватился за инцидент с «Кирни», чтобы заручиться поддержкой американского общественного мнения в своём решении охранять североатлантические конвои и в отмене закона о нейтралитете. В своём агрессивном выступлении 27 октября в день Военно-морского флота он заявил, что Соединённые Штаты пытались избежать открытия огня, но “стрельба началась”, и “история зафиксировала, кто сделал первый выстрел”. Хотя Гитлер и настаивал на необходимости избегать “инцидентов” с американскими кораблями, Йоахим Пройс (Joachim Preuss), командир U 568, не подвергся критике за торпедирование “Кирни”».
Случившееся дало понять, что обе стороны могут применить оружие друг против друга, хотя Рузвельта всё ещё сдерживал закон о нейтралитете, а Гитлера — нежелание начинать открытый конфликт, пока вермахт увяз в России.
Поэтому американские эсминцы и немецкие подлодки пока не могли открыто вступить в бой. Несмотря на вмешательство в Битву за Атлантику на стороне Великобритании, корабли ВМС США не имели таких распоряжений. Американский историк Майкл Гэннон писал:
«Установленные правила призывали, чтобы американские военные корабли в ситуациях, где не требовалась защита судов под флагом США или Исландии, не предпринимали ничего, кроме “слежения и доклада”».
Однако всё изменилось, когда спустя две недели после торпедирования «Кирни» США потеряли свой первый военный корабль во Второй мировой войне.
«Рубен Джеймс»
22 октября 1941 года из Галифакса вышел в море конвой HX-156 в сопровождении американской эскортной группы из пяти эсминцев, в число которых входил «Рубен Джеймс» (USS Reuben James), устаревший эсминец типа «Клемсон» (Clemson). Корабли этого типа строились в годы Первой мировой и благодаря четырём трубам и отсутствию полубака носили прозвища «четырёхтрубники» и «гладкопалубники» («флэшдеккеры»). Во время Второй мировой войны 91 корабль данного типа нёс службу в ВМС союзников по антигитлеровской коалиции, включая и 20 из 50 эсминцев, переданных США Великобритании в 1940 году.
Группа эскортировала конвой в течение восьми дней, после чего должна была передать его под охрану британским кораблям. За это время HX-156 не подвергался атакам немецких подлодок и спокойно продвигался по маршруту, но 30 октября это спокойствие закончилось: конвой обнаружила немецкая субмарина U 552 капитан-лейтенанта Эриха Топпа (Erich Topp), кавалера Рыцарского креста.
Днём 30 октября штаб подводных сил приказал шести лодкам, включая U 552, создать завесу к югу от Гренландии вне зоны немецкой блокады, разрешив им действовать там так же, как в ней. Ночь с 30 на 31 октября выдалась лунная, и поэтому в 05:10 Топп без труда заметил конвой на расстоянии пяти миль. Дав радиограмму в штаб о контакте, U 552 начала преследование HX-156, периодически передавая в эфир курс, координаты и скорость конвоя. Вскоре настало удобное время для нападения:
«07:00. Начинаю атаку после того, как луна зашла, хотя видимость всё ещё слишком хорошая из-за северного сияния и звёзд. Корабли эскорта находятся далеко от конвоя, но они настолько многочисленны, что в это короткое и доступное для атаки время трудно найти лёгкий путь к конвою.
08:00. Квадрат AK9927. До 08:00 часов только контакты с кораблями эскорта.
08:34. С расстояния 1000 метров атакую силуэт эсминца двухторпедным залпом. Обе торпеды в цель. Высокая вспышка пламени. Корабль разломлен сильнейшим взрывом собственных глубинных бомб. Покинул позицию атаки, уйдя от неё недалеко, но новый выход в атаку делать не стал из-за освещения моря пламенем. Маневрирую вперёд».
На момент атаки показавшийся Топпу многочисленным эскорт располагался в следующем порядке: два корабля с правой стороны конвоя, два с левой, один позади него. Так как Топп был с левой стороны от ордера, то он мог видеть только левое крыло эскорта: эсминцы «Хилари Джонс» (USS Hilary P. Jones), «Рубен Джеймс» и, возможно, «Ниблэк» (USS Niblack), находившийся позади конвоя. Перед самой атакой U 552 эсминец «Тарбелл» (USS Tarbell) с правого крыла запеленговал её, когда она вышла в эфир. Он успел сообщить об этом другим кораблям эскорта, но было уже поздно. Когда «Рубен Джеймс» начал поворот, чтобы заняться поиском лодки, к нему уже мчались две торпеды.
Спустя мгновение взрыв разломил старый корабль пополам. Его передняя часть скрылась под водой спустя считанные секунды после взрыва, корма продержалась на плаву 6–7 минут. После того как она скрылась под водой, океан вздыбился от нового мощного взрыва. Как вспоминал старшина торпедистов «Рубена Джеймса» Роберт Ховард (Robert Howard), это рвались глубинные бомбы:
«Боб сменился с вахты приблизительно в 04:00 и решил поспать на посту торпедистов, вместо того чтобы занять свою койку в жилом помещении. Светало, поэтому не было смысла идти туда, когда на посту в его распоряжении была большая и удобная куча спасательных жилетов. Вскоре после того, как он заснул, корабль сотряс сильный взрыв (магазины в носу сдетонировали через секунды после попадания торпеды, послужив причиной гибели всех, кто находился в носовой части, кроме двух человек).
Когда он распахнул дверь, то увидел перед собой стену огня. Корабль потерял носовую часть, и пламя грозило зажечь топливо, которое вытекало в море. Он схватил спасательный жилет, после чего начал передавать другие своим товарищам, выскочившим из трюма на палубу. Приказа «покинуть корабль» не прозвучало, но было очевидно, что это необходимо сделать, поскольку корма быстро садилась в море. Только три из шести спасательных плотов уцелели, и приблизительно 60–70 моряков оказались в ледяной воде, где расползалось нефтяное пятно.
За день до трагедии эсминец атаковал глубинными бомбами контакт, полученный сонаром. Спусковые механизмы бомб были установлены на «невзрыв». Но после торпедирования бомбы покатились, и их спусковые механизмы автоматически встали на боевой взвод. Детонация могла произойти на глубине 15 и 30 метров. Когда корма погрузилась, по крайней мере, две бомбы взорвались, достигнув заданной глубины. Они стали причиной гибели многих моряков, находившихся в воде, также ранив остальных. Выжившие сбились в группу, разместив тяжелораненых на плотах. Не было никакой паники, каждый человек действовал спокойно, как будто это была обычная тренировка при оставлении корабля».
Таким образом, взрыв глубинных бомб, предположительно, стал причиной гибели около 50 человек, находившихся в воде. Общие жертвы экипажа «Рубена Джеймса» составили 115 человек, включая всех офицеров. Эсминцам удалось поднять из воды всего 46 моряков, один из которых позже скончался от ран.
Причина, по которой эсминец стал такой лёгкой добычей Топпа, была проста: в тот момент «Рубен Джеймс» не занимался поиском подлодок и шёл, не меняя курс и не используя зигзаг. Придерживаясь скорости конвоя в 8–9 узлов, эсминец оказался прекрасной мишенью. Кэптэн Луис Денфельд (Louis Denfeld), начальник штаба Атлантического Флота, заявил по этому поводу: «Вопрос ночного патрулирования сложный, так как это зачастую приводит к перерасходу топлива, которого и так в обрез». Тем не менее некоторые выводы сделали, и к началу войны с Германией старые эсминцы получили дополнительные топливные ёмкости.
Очень выгодная жертва
Несмотря на то что США уже потеряли в различных инцидентах с немцами полдюжины торговых судов, гибель «Рубена Джеймса» шокировала американское общество почти так же сильно, как события в Пёрл-Харборе. Как и в случае с «Кирни», Рузвельт ухватился за инцидент, чтобы извлечь политическую выгоду и получить поддержку Конгресса для дальнейшего вмешательства в войну в Атлантике. Он внёс на обсуждение поправки и изменения в Закон о нейтралитете от 1939 года. Конгресс ответил быстро, но осторожно: 17 ноября 1941 года после оживлённых дебатов несколько поправок было принято, что удовлетворило президента.
Теперь Рузвельт мог действовать. В результате силы береговой охраны подчинили ВМС США, американские торговые суда вооружались, для них снимались ограничения на заход в европейские воды. Это позволило американскому флоту конвоировать отправляемые по ленд-лизу грузы до британских портов. Фактически это означало, что Америка оказалась на грани войны с Германией. Однако уже после потопления «Рубена Джеймса» начальник штаба ВМС США адмирал Гарольд Старк (Harold Stark) заявил: «Знает это наша страна или нет, но мы ведём войну».
Старк знал, о чём говорил: теперь Рузвельт планировал нанести удар. Как писал упомянутый Гэннон, 5 ноября 1941 года Атлантический флот США был готов начать операцию по перехвату немецкого рейдера в Датском проливе. Согласно разведданным, ожидалась вылазка из Норвегии в Атлантику одного из немецких тяжёлых кораблей: «Шеера» или «Тирпица». Оперативной группе американского флота, состоявшей из двух линкоров, двух тяжёлых крейсеров и флотилии эсминцев, приказали атаковать немецкий корабль и не допустить его прорыв на маршруты североатлантических конвоев.
Дойди дела до боя и потопления немецкого рейдера, дальнейшие события были бы вполне предсказуемыми. По мнению немецкого историка Юргена Ровера, Гитлер мог закрыть глаза на уничтожение американцами немецкой подводной лодки, но потеря тяжёлого корабля заставила бы его пересмотреть свою политику по отношению США. Гибель тысячи немецких моряков явно перевесила бы потерю 40–50 подводников, и Германия объявила бы войну на месяц раньше.
Берлин был раздражён поведением США, которое теперь расценивалось как угодно, но только не как нейтральное. Хотя инцидент с «Рубеном Джеймсом» и привёл к серьёзным последствиям, немецкое командование не могло поставить в вину командиру лодки неверную идентификацию американского корабля, который не только охранял британский конвой, будучи затемнённым в ночное время, но и был одного типа с эсминцами, переданными Великобритании в сентябре 1940 года. Поэтому после тщательного расследования Топп за торпедирование американского корабля не понёс никакого наказания.
Любопытно, что после случившегося атаки на конвои в западной Атлантике в ноябре 1941 года практически прекратились. Однако это связано не столько с «Рубеном Джеймсом», сколько с оперативной необходимостью: как раз в это время шла переброска немецких лодок из Атлантики в Средиземное море. К вящему неудовольствию Дёница, это существенно уменьшило количество немецких субмарин в Атлантике. В результате, когда в декабре 1941 года пришла пора нанести удар по судоходству у побережья Америки, он смог наскрести для этой операции всего пять лодок.
Потопление «Рубена Джеймса» сильно попортило нервы и самому Эриху Топпу, что отражено им в мемуарах. Британские историки Дэниэл Морган и Брюс Тейлор так описывают это:
«…Его послевоенные мемуары и письма показывают, как трудно ему было совместить тот факт, что он “не видел никаких проблем в смысле международного права” с укорами самого себя в причинении стольких смертей теоретически нейтральной стране. Эти угрызения совести не уменьшились с течением времени — инцидент, то и дело всплывающий в послевоенных исследованиях и в разговорах с американскими ветеранами, преследовал Топпа до конца его дней: “По прошествии десятилетий ничего не притупилось. Эти картины преследуют меня и не дают мне спать”».
Автор выражает признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.
Источники и литература:
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942. — Random House, 1996.
- Gannon M. Operation Drumbeat. — New York: Harper Perennial, 1991.
- Morgan D., Taylor B. U-Boat Attack Logs. A Complete Record of Warship Sinkings from Original Sources 1939–1945. — by Seaforth Publishing, 2011.
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Rohwer J. Axis Submarine Successes of World War Two. — Annapolis, 1999.
- Topp E. Fackeln über dem Atlantik. — Verlag E.S. Mittler & Sohn GmbH, 1990.
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- Дёниц К. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне. — М., Воениздат, 1964.
- Джонс Р. Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй мировой войне. — М.:Центрполиграф, 2015.
- Морозов М. Нагирняк В. Стальные акулы Гитлера. Серия «VII». — М.: Яуза-Эксмо, 2008.
- http://www.uboat.net.
- http://www.uboatarchive.net.
- http://historisches-marinearchiv.de.
- http://destroyerhistory.org.
- http://www.ussholder.com.
- www.wlb-stuttgart.de.
Комментарии к данной статье отключены.