В статье речь пойдет о возникновении и развитии первых проектов американских сверхдредноутов с 406-мм артиллерией. Изначально этот корабль планировался как дальнейшее развитие проекта американского линкора «Пенсильвания» в качестве альтернативы линейным кораблям типа «Нью-Мексико» (и следовавших за ним кораблей типа «Теннесси» – первой пары в прославленной «Большой Пятерке» американских дредноутов).
Уже на «Пенсильвании» в начале ее проектирования в 1912 году в качестве главного калибра вместо двенадцати 356-мм орудий предполагалось поставить восемь 381-мм орудий в двухорудийных башнях (рис. 1 и 2), однако к началу Первой мировой войны таких орудий американский флот просто еще не имел. Правда, в конце 1912 года секретарь флота Джозеф Дэниэльс распорядился начать работы над перспективным 406-мм орудием, обозначенным как «типовое орудие в 45 калибров». Это орудие было успешно испытано в конце 1914 года и предполагалось для вооружения «линкоров 1915 года» (типа «Нью-Мексико») – но в итоге они получили все те же 356-мм орудия, только увеличенные до 50 калибров длины.
И все же параллельно развитию удачной 14-дюймовой линейки («Невада» – «Пенсильвания» – «Нью-Мексико») продолжалось проектирование кораблей с 16-дюймовой артиллерией. В сентябре 1913 года (еще до испытаний новой пушки) был утвержден заказ на проектирование линейного корабля с десятью такими орудиями. К началу октября были подготовлены два эскизных проекта нового корабля с индексом BB-40 (рис. 3 и 4), а также два альтернативных варианта «Пенсильвании» с восемью и шестью 406-мм орудиями (рис. 5 и 6). Все они оказались более дорогими, чем «Пенсильвания» (8 миллионов долларов), поэтому были отвергнуты1.
Более того, ради экономии в одном из первых проектов «Нью-Мексико» от ноября 1913 года водоизмещение корабля было даже уменьшено до 29 500 тонн, а вооружение – до восьми 356-мм орудий при поясной броне в 343 мм. Справедливости ради следует отметить, что существовал и противоположный вариант в 34 300 тонн с восемью 406 мм орудиями и такой же поясной броней.
Точно так же были отвергнуты Дэниельсом и новые проработки «линкора 1916 года» – то есть дальнейшего развития «Нью-Мексико», сделанные летом 1914 года и весной 1915 года. Аргументы секретаря флота сводились к тому, что при существующих дистанциях стрельбы 406-мм орудия не показывают особенных преимуществ перед 356-мм, а сокращение числа стволов приведет к снижению веса залпа.
Однако весной 1916 года, когда стало очевидным неизбежное увеличение дистанции морского боя, Генеральный Совет флота решил вернуться к схеме № 3 от 1913 года. Так появился проект «Линкора-1917» – точнее, целая линейка его вариантов. Самый меньший из них, нормальным водоизмещением в 33 200 тонн (рис. 7), имел все те же десять 406-мм орудий в четырех башнях – нижние трехорудийные, верхние двухорудийные. Однако здесь обнаружился камень преткновения: Артиллерийское бюро не желало заниматься разработкой сразу двух- и трехорудийной 406-мм башен, а вдобавок предупреждало, что работы над последней могут затянуться.
В принципе, турбоэлектрическая силовая установка позволяла размещать машинные отделения где угодно, поэтому подыскать место для пятой башни не составляло особого труда. Варианты предлагались следующие:
● Позади шельтердека, на уровне верхней палубы, перед возвышенной кормовой башней – проект № 166 в 35 800 тонн (рис. 8);
● На шельтердеке, перед дымовыми трубами либо между ними (при эшелонированном расположении ЭУ) – проекты № 165 и 168 в 36 900 тонн (рис. 9 и 10);
● В носовой части, возвышенно над второй башней – проект № 167 в 37 500 тонн (рис. 11).
В мае 1916 года Генеральный Совет флота остановил свой выбор на первом из перечисленных вариантов – решив, что дополнительную башню проще будет вписать именно в оконечность, а размещение ее на главной палубе избавит от лишнего верхнего веса. Однако 28 июня секретарь флота Дэниельс принял волевое решение: корабли по новой схеме не строить вообще, «Линкор 1917 года» проектировать на основе типа «Теннесси». Единственное, на что он соглашался, – увеличить главный калибр до восьми 406-мм орудий.
Генеральный Совет некоторое время сопротивлялся, но 22 августа 1916 года проект пятибашенного линкора был окончательно похоронен. Вместо него были заказаны три линкора типа «Мэриленд», имевшие на два орудия ГК меньше – восемь вместо десяти. В то же время началось проектирование как «тилльмановских» линкоров», так и кораблей типа «Саут Дакота», которые должны были стать значительно более мощными, чем несостоявшийся «Линкор-1917»...
В целом корпус «Линкора-1917» (по проекту № 166) должен был повторять корпус «Пенсильвании» – как, по сути, повторяли его «Нью-Мексико», а за ним и «Большая Пятерка». Единственное существенное отличие – новая система противоторпедной защиты, в итоге принятая на «Теннесси» и следующих линкорах «Большой Пятерки». Вместо одного большого объема, ограниченного снаружи поясом, изнутри – противоторпедной переборкой, а сверху скосом броневой палубы и предназначенного для заполнения водой или нефтью, корабли получили четыре тонких параллельных переборки, укрытых сверху плоской противоосколочной палубой без скосов.
Характеристики проекта были следующими:
Водоизмещение нормальное – 35 800 тонн, полное – около 36 500 тонн;
Длина максимальная – 196,4 м;
Ширина максимальная – 30,5 м;
Осадка (при нормальном водоизмещении) – 9,15 м;
Ходовая часть состояла из восьми нефтяных котлов (с давлением пара 20 атм.), каждый в своем отделении (по четыре на борт), двух турбин с двухфазными электрогенераторами и четырех гребных электродвигателей по 6800 кВт. Суммарная мощность машин 36 400 л.с., скорость – 21 узел.
Пояс и траверзы (5,2 метра высотой) имели толщину 343 мм. Над водой возвышалось 2,5 метра пояса; на нижних 2,7 м толщина брони постепенно сужалась до 203 мм. Пояс продолжался за кормовым траверзом до окончания румпельного отделения, но верхняя его кромка опускалась на уровень 1-й платформы (уровнем ниже нижней палубы, чуть выше ватерлинии), где прикрывалась противоосколочной палубой.
Толщина главной броневой палубы (проходящей по нижней палубе) составляла 89 мм; противоосколочная палуба (уровнем ниже, чуть выше ватерлинии) имела толщину 38 мм. Барбеты главного калибра выше главной палубы имели 330 мм, ниже – 114 мм. Лоб башен главного калибра имел 406 мм, борта 254 мм, задняя стенка 229 мм и крыша 127 мм.
Толщина брони боевой рубки (стены и коммуникационная труба) составляла 406 мм, ее крыши – 203 мм. Дымоходы защищались 229-мм гласисами.
Вооружение состояло из десяти 406/45-мм орудий Mk 8 в пяти башнях и двадцати двух 127/51-мм орудий Mk 72 в небронированных казематах (в том числе четыре – открыто на палубе шельтердека).
Иллюстрации:
1 Следует заметить, что все эти корабли несли перспективный индекс BS-40, но при этом к линкору BB-40 «Нью-Мексико» имели весьма опосредованное отношение.
2 В некоторых источниках указывается, что на «Линкоре-1917» должны были стоять 152-мм пушки – однако приведенные спецификации свидетельствуют об ином.
Комментарии к данной статье отключены.