После ада Фалезского котла и стремительного наступления союзников в Южной Франции немецкие войска не могли сдерживать фронт. Их отступление из Франции больше напоминало бегство. В условиях наземного коллапса и тотального господства в воздухе союзной авиации единственным спасением для вермахта были реки — в том числе и Сена.
Эндшпиль в Нормандии
Вторая половина августа 1944 года стала для вермахта самым катастрофическим и печальным периодом сражения за Нормандию. 21 августа союзники замкнули котёл у Фалеза (около 50 000 пленных), 25 августа — освободили Париж, днём позже пал Тулон. 28 августа французско-американские войска подавили последние очаги сопротивления в Марселе.
Ещё 17 августа фельдмаршал Бернард Монтгомери (21-я группа армий) поделился своими планами дальнейшего наступления с генерал-лейтенантом Омаром Брэдли, командующим 12-й группы армий. Его замысел заключался в том, чтобы после форсирования Сены обе группы армий действовали как единый кулак, пробивающий путь в северо-восточном направлении. При этом 21-я группа брала на себя штурм Антверпена и юга Голландии. 12-я группа должна была двигаться на Кёльн и Аахен. Монтгомери рассчитывал, что ещё до конца зимы союзникам удастся создать плацдармы на берегах Рейна и захватить Рур.
Главнокомандующий союзными войсками Дуайт Эйзенхауэр согласился с тем, что дивизии 21-й группы армий должны наносить основной удар. Омар Брэдли подтверждает это в своих воспоминаниях и пишет, что войска Монтгомери должны были атаковать вдоль побережья пролива. Сам Брэдли должен был оказывать им поддержку крупными силами своих войск.
1-я канадская армия из 21-й группы Монтгомери должна была форсировать реку Сену и очистить от гитлеровцев полуостров Гавр. 23 августа армия перешла в наступление двумя своими корпусами. 1-й британский двинулся по оси Лизье — Понт-Одеме. 2-й канадский корпус следовал вдоль линии Трун — Вимутье — Орбек — Лувье. Из-за малого количества портов, которые контролировались союзниками, у наступавших войск были большие проблемы с транспортировкой и снабжением.
Канадцы идут на Сену
К 23 августа 1944 года наибольшего прогресса добился пехотный полк Линкольна и Велланда (Lincoln & Welland Regiment) из состава 4-й канадской бронетанковой дивизии генерал-майора Гарри Фостера. Его солдаты передвигались на грузовиках, транспортёрах, переделанных из САУ «Прист», а также бронетранспортёрах «Кенгуру».
В районе городов Ле-Сап и Монне канадцы напоролись на немецкие противотанковые орудия. Противник специально оставлял такие опорные точки, которые обстреливали союзные колонны и тем самым тормозили продвижение наступавших войск, обстреливая головные автомобили, бронетранспортёры и танки. В качестве типичного примера такой засады можно привести случай, произошедший 22 августа с 28-м канадским бронетанковым полком. Часть двигалась по шоссе к городу Бройлю и упёрлась в самый настоящий завал, организованный немцами. На шоссе лежали деревья и разные грузы, так что проехать было нереально. Когда колонна остановилась, из лесных массивов по флангам ударили 88-мм орудия, уничтожившие несколько канадских танков. Полк был вынужден вызвать авиационную поддержку, а завал потом разбирали при помощи бульдозеров.
25 августа полк Линкольна и Велланда вместе с одним эскадроном 29-го разведывательного бронетанкового полка и нескольких пулемётных взводов 10-й пулемётной роты вышел на южный берег Сены. В темноте канадцы не рискнули строить мост. Дожидаясь утра, они без боя заняли населённый пункт Крикебёф-Сюр-Сен. Немцы, воспользовавшись этой паузой, успели прочно окопаться на северном берегу. И когда 26 августа канадцы начали строить мост, они оказались под мощным артиллерийским обстрелом неприятеля. Разместив корректировщиков на удобных высотах, немцы прицельно били по Крикебёфу, где размещались пехотинцы полка Линкольна и Велланда. Канадцы пытались отвечать миномётным огнём, но подавить вражеские батареи не смогли. Строительство моста пришлось остановить, а часть пехоты вынуждена была покинуть город.
В пять часов вечера небольшая группа разведчиков решила переправиться через Сену на резиновых лодках, пользуясь лопатами вместо вёсел. Разведчики смогли закрепиться на противоположном берегу в селении Фенез и сообщили другим частям полка, что путь для форсирования безопасен. В половине восьмого на северный берег незамеченным переправился целый взвод. На рассвете 27 августа через Сену понемногу стали переправляться и войска полка Алгонкуин. Но расширить плацдарм у канадцев не получалось из-за ожесточённого сопротивления немецкой 17-й пехотной дивизии люфтваффе. Танкисты 4-й бригады решили не рисковать и переправились в другом месте, у городка Эльбефа, где был мост, который не подвергался немецким обстрелам.
Туманным утром 27 августа полк Алгонкуин совместно с частями Аргайла и Сатерленда (хайлендеры) попытались захватить высоты 88 и 95, доминирующие над северным берегом Сены. Канадцам для этого пришлось преодолеть равнину, простиравшуюся от реки до высот и хорошо пристреливавшуюся из любого немецкого оружия.
Рота D полка Алгонкуин под командованием капрала М. Элленвуда пробилась с запада к городку Соттевилю, взяв при этом дюжину пленных. С востока к городку вышла рота А, которая вообще-то должна была оказаться совсем в другом месте, но сбилась с пути. Завязались бои, в которых канадцы потеряли более 80 солдат, в том числе 16 из них убитыми. В это время рота В штурмовала высоту 88. Здесь канадская пехота была контратакована немецким штурмовым орудием, которое в упор открыло огонь по наступавшим. Самоходку поддерживали пулемётным огнём два бронетранспортёра.
Дело приняло нехороший оборот, но в критический момент капрал П. Лафонтен вместе с младшим капралом А. Брайтманом заняли удобную позицию за большим валуном. Отсюда они смогли подбить немецкую САУ из гранатомёта PIAT, тем самым существенно упростив жизнь роте В. Так или иначе, но обе высоты были захвачены канадцами только ранним утром 28 августа 1944 года. Только теперь войска канадской 10-й пехотной бригады смогли спокойно форсировать Сену.
В непростых условиях штурмовала оборону немцев 2-я канадская пехотная дивизия Генерала Чарлза Фоулкса. У Форкт-де-ла-Лонд немцы максимально использовали маскировку в лесной местности и то, что союзная авиация оказалась прикована к земле из-за плохой погоды. Неприятельские пулемёты и миномёты наносили канадцам ощутимые потери.
Части 3-й пехотной дивизии канадцев, также переправившиеся через Сену, были атакованы немецкой пехотой и танками. Танки удалось отогнать только после того, как канадским солдатам удалось закрепиться в городе Эльбефе. По словам майоре О. Корбетта, вспоминавшего этот бой, здесь особенно отличились канадские снайперы. «У 75% тел имелись пулевые ранения в голову», — констатировал он. 27-й полк полностью переправился через Сену к 29 августа 1944 года и приступил к преследованию немцев, разделившись на компактные мобильные группы, состоявшие из пехоты, танков, миномётных расчётов и противотанковых орудий.
Переправа через Сену
Всё-таки первыми форсировали Сену подразделения 30-го британского корпуса, а именно 43-й Уэссекской пехотной дивизии генерал-майора Г. Томаса. В секторе между Парижем и Руаном немцы разрушили все мосты, так что британским инженерам предстояла серьёзная работа.
Поздно вечером 22 августа 1944 года генерал Томас получил приказ форсировать Сену у города Вернон в 80 км северо-западнее Парижа. Город лежал в руинах после налётов союзной авиации, уничтожившей в нём более 250 домов.
25 августа британские разведчики исследовали местность у Сены, отыскивая места, где можно было бы организовать переправу. Они незаметно пробрались к реке, сверив ландшафт с аэрофотоснимками. Помимо британцев, у Вернона находились американские разведывательные подразделения, а в самом городе активно действовало движение Сопротивления, чьи бойцы даже сумели захватить казарму вермахта.
Ширина Сены у Вернона была около 200 метров. Мост через реку оказался разрушен, а немецкие позиции почти не просматривались, так как их прикрывало несколько холмов. Разведав местность и пообщавшись с мирным населением, разведчики вернулись с докладом. Командование постановило форсировать Сену двумя волнами. В первой должны были идти 5-й батальон Уилширского полка и 4-й батальон Сомерсетского полка, во второй — 1-й батальон Вустерширского полка и 4-й батальон Уилширского полка.
В 18:45 25 августа британская артиллерия начала артподготовку, к которой также присоединились танки и миномёты. Шквал огня обрушился на вражеские позиции, расположенные на северном берегу Сены. Через полчаса артиллеристы поставили дымовую завесу, под прикрытием которой штурмовые части стали переправляться на лодках и амфибиях DUKW. Из-за ошибок в определении глубины в месте прорыва часть лодок застряла на дне. Остальные плавсредства достигли северного берега Сены. Британцы также пытались воспользоваться мостом, но немцы в ответ устроили сильный миномётный обстрел. По мосту смогла пройти только группа солдат под командованием лейтенанта Б. Дженнингса. Её встретил огонь неприятельских пулемётов, убивший двух солдат и серьёзно ранивший лейтенанта. Впрочем, Дженнингс сумел отвести своих солдат на исходные позиции.
26 августа 1944 года, прикрывшись дымовой завесой, через полуразрушенный мост устремились бойцы 7-го взвода Вустерширского полка, которым командовал лейтенант Дж. Дэвис. Вслед за ними Сену форсировали другие подразделения. К 14:00 британцы контролировали значительную часть Вернона и захватили около 20 пленных.
Большую работу по возведению мостов проделали инженеры 43-й дивизии. С помощью бульдозеров и танков-тральщиков они расчистили прибрежную местность и стали строить пролётные балочные мосты, более известные как «мосты Бейли» (в честь изобретателя): такие мосты собирались из отдельных промежуточных конструкций, которые потом выстраивали в цельный мост. Такие мосты имели небольшую массу, могли выдерживать даже танки, однако собирались довольно долго — примерно 10 часов. У Вернона британцы построили несколько таких мостов, в том числе и один длиной 223 метра. 26 августа в него угодил немецкий снаряд, так что инженерам более часа пришлось ремонтировать конструкцию, прежде чем мост снова смог функционировать.
Бой у Тилли
Когда Вернон был взят, 1-й батальон Вустерширского пехотного полка, которым командовал полковник Р. Осборн-Смит, получил приказ двигаться к деревне Тилли и захватить её. Британские войска выдвинулись ранним утром 27 августа 1944 года. Предполагалось, что им на помощь придёт танковая рота, машины которой не смогли переправиться через мост минувшей ночью. Но танков люди Осборна-Смита так и не дождались, поскольку их перебросили на другой участок, где британская пехота встретила ожесточённое немецкое сопротивление.
1-й батальон шёл к Тилли через леса. В составе части было более 530 солдат и офицеров, противотанковые орудия и миномёты. Разведка доложила, что деревню защищают не более ста солдат из состава 49-й пехотной дивизии вермахта. К сожалению, разведчики упустили из виду немецкую боевую группу — восемь тяжёлых танков «Тигр» из 101-го батальона.
Британцы двигались по дороге сквозь лес, когда примерно в 8:20 утра головной взвод роты D был обстрелян на развилке замаскированным пулемётом. Два солдата получили ранения, но британцы быстро развернули миномёты и заставили вражеского пулемётчика замолчать. После этого они двинулись дальше по дороге, идущей в гору. Внезапно разведка доложила, что видит в паре сотен метров впереди «Тигр» и группу немецкой пехоты. Два британских бронетранспортёра с 6-фунтовыми (57-мм) пушками на буксире потащили орудия к позициям, а несколько пехотинцев с гранатомётами PIAT бросились искать подходящие места для стрельбы. Дорога извивалась буквой S, так что особого пространства для манёвра у британцев не было. Орудия пришлось разворачивать прямо на дороге, в сотне метров одно за другим.
«Тигр» с номером 221 двигался по дороге навстречу британцам, левее орудийного расчёта, на дистанции метров триста. Немецкие танкисты не видели 6-фунтовку, так что британцы спокойно прицелились и всадили первый же снаряд «Тигру» в маску орудия. Последовало ещё два выстрела подкалиберными снарядами, пробившими лобовую броню немецкого танка. «Тигр» загорелся и остановился, экипаж попытался эвакуироваться через люки. Британские артиллеристы выпустили по цели ещё и несколько фугасных снарядов, так что никто из немецких танкистов не ушёл. Вскоре в «Тигре» прогремел взрыв, после чего немецкая пехота, сопровождавшая танк, быстро отступила.
После столкновения с первым немецким танком рота C повернула направо и заняла позиции на возвышенности у дороги. В 12:30 немцы повторили атаку при поддержке ещё одного «Тигра», а также огня пулемётов, спрятанных в лесу. Погибли два члена экипажа бронетранспортёров (убиты из танкового пулемёта). Чтобы подавить вражеские пулемёты справа и слева от дороги, британцы запросили артиллерийскую и миномётную поддержку.
Рота В должна была прикрывать правый фланг роты С. Командир роты разместил 14 пулемётов и четыре миномёта на возвышенности. Отсюда лес хорошо простреливался, так что немецкая пехота не имела возможности производить фланговые атаки.
Тем временем «Тигр» двигался по дороге, обстреливая из пулемётов солдат роты D, укрывшихся вдоль обочин и за деревьями. Участник этого боя, рядовой роты D Говард Фрэнсис вспоминал: «Я видел танк, который поливал из пулемёта всю дорогу. Одна из пуль угодила мне в левую руку и сломала кость». Объехав своего уничтоженного собрата, «Тигр» первым же выстрелом превратил одну из британских шестифунтовок в груду металлолома и убил расчёт пушки. Затем танк уничтожил один из британских бронетранспортёров и второе орудие (также с трагическим исходом для артиллеристов). Следующей прямое попадание получила бронемашина из состава 43-го разведывательного полка. Экипажу повезло: они успели выскочить из охваченного огнём корпуса, отделавшись лёгкими ожогами.
Рота D получила приказ отойти назад, к позициям роты А. Отходить британцам пришлось под обстрелом танка, прямо сквозь позиции роты А, несколько солдат которой тоже попытались отойти. Казалось, сейчас британцы побегут в беспорядке. Рональд Черри, рядовой роты А, вспоминал: «Мы с напарником, рядовым Уилфредом Эджингтоном, вели огонь из пулемёта. Спереди появился немецкий танк, который сопровождала вражеская пехота. Раздался взрыв, Уилфред получил смертельное ранение в грудь и вскоре умер. Одна из пуль попала в меня, но лишь задела, и я упал лицом в землю. Когда я поднял голову, то увидел перед собой немецкого солдата с винтовкой. Я попал в плен». Черри был освобождён из лагеря для военнопленных только весной 1945 года.
В это время 1-й батальон получил подкрепление — несколько бронетранспортёров и два «Шермана» из 4-й роты 7-го Королевского драгунского полка. Один из танков, «Файрфлай» майора Дж. Голдсмита, двинулся по дороге навстречу «Тигру». Второй «Шерман» занял оборону на левом фланге роты А. Снова оказала поддержку британская артиллерия.
Немцы, в свою очередь, артиллерийского прикрытия не имели, а потому не рискнули глубоко вклиниваться в британские позиции. В 20:00 экипаж «Тигра» поставил дымовую завесу и под её прикрытием увёл танк с поля боя. Атака прекратилась. 1-й батальон Вустерширского полка в этот день потерял убитыми и ранеными около 60 человек, два орудия, несколько бронемашин и транпортёров. С немецкой стороны погибло 17 человек, были потеряны один «Тигр» и три пулемёта.
Несмотря на относительную неудачу в этом бою, британцы всё-таки форсировали Сену. А немцы просто-напросто не имели сил для того, чтобы их отбросить. Далее союзные войска продвигались с каждым днём всё дальше. В целом, форсирование Сены 21-й группой армий показало, что для нормально отлаженной военной машины, хорошо оснащённой инженерными средствами, имеющей под рукой сотни тысяч солдат, крупные водные преграды препятствием не являются.
Источники и литература:
- Хастингс М. Операция «Оверлорд»: Как был открыт второй фронт. – Москва: Прогресс, 1989.
- Ford К. Assault Crossing: The River Seine 1944. – Bradford: Pen & Sword, 2011.
- Rottman G. World War II River Assault Tactics. – London: Osprey Publishing, 2013.
- Stacey C. The Victory Campaign. The Operations In North-West Europe 1944–1945. Volume III. – Edmonton: Queen's Printer, 1960.
- http://www.worcestershireregiment.com
Комментарии к данной статье отключены.