Вечная сырость, отвратительный воздух, насыщенный малоприятными запахами, качка, срочные погружения и всплытия, не всегда хорошее питание, глубинные бомбы и прочие «прелести» службы на боевых субмаринах далеко не лучшим образом сказывались на моральном и физическом состоянии немецких подводников. Всё это неизбежно приводило к большому нервному напряжению и физическому износу, а могло закончиться и вовсе печально. Где же был предел человеческих возможностей при длительном пребывании на подводной лодке?
Очень ярко подобные моменты показаны в фильме «Лодка» (Das Boot), снятого в 1981 году по одноимённому роману Лотара-Гюнтера Буххайма (Lothar-Günther Buchheim). Вероятно, многие поклонники этой картины помнят сцену, где старый служака, машинист Йохан впадает в истерию во время преследования лодки эсминцем. Антиподом Йохана в этой ситуации выступает «Старик», командир субмарины. Он являет собой образец стойкости и эмоционального равновесия и даже готов пойти на крайние меры, чтобы взять ситуацию под контроль.
Логично предположить, что командир подлодки должен быть крепче духом, чем любой член своего экипажа, но каков был его запас прочности и как долго он мог выдерживать такие стрессы? Чтобы ответить на этот вопрос, обратим внимание на сроки службы командиров немецких подлодок в боевых условиях.
Один из пунктов корабельного устава кригсмарине гласил: «Командир — суверен на своём корабле». Это давало командиру почти неограниченные полномочия, но одновременно накладывало на него очень большую ответственность, особенно в боевой обстановке. Командир подводной лодки в бою был центром внимания экипажа, а потому не имел права на эмоции и был просто вынужден сохранять выдержку и хладнокровие. Вот как писал об этом известнейший немецкий подводный ас Вольфганг Лют: «Общеизвестно, что когда вокруг начинают рваться глубинные бомбы, все смотрят на офицеров».
«Запрашиваю разрешение вернуться на базу»
Но такое напряжение не проходило бесследно, и даже самые лучше командиры-асы становились жертвами нервного перенапряжения. Этому факту уделил внимание и Лотар-Гюнтер Буххайм, писавший в своём романе следующее:
«…Асы! Их осталось немного. У Эндрасса сдали нервы. Но Старик всё ещё в норме, образец абсолютного спокойствия. Замкнут. Не увлекается выпивкой. Выглядит полностью расслабленным и сидит, погруженный в свои мысли…
…Эндрасс больше не может выходить в море – не в том состоянии. Он полностью выжат. Но командующий подлодками словно ослеп. Он не видит этого или не хочет видеть. Асы дают ему результат, их успехи – материал для победных сводок».
Писатель был недалёк от истины: такие случаи действительно имели место. Одним из «перегоревших» оказался кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями капитан-лейтенант Генрих Бляйхродт (Heinrich Bleichrodt).
Этот подводный ас прославился при разгроме союзного конвоя SC-7 осенью 1940 года, а затем в операции «Паукеншлаг». Бляйхродт сумел продержаться на фронте очень долгое время, командуя боевыми субмаринами более двух лет. В начале сентября 1940 года он принял под своё командование знаменитую U 48, сменив капитан-лейтенанта Герберта Шульце (Herbert Schultze), и спустя полтора месяца был награждён Рыцарским крестом. Позже он командовал U 67 и U 109. За это время Бляйхродт потопил 24 судна на 151 260 брт и один противолодочный корабль.
Ничего не предвещало беды, пока 26 декабря 1942 года штаб подводных сил не принял с U 109, месяц находившейся в море, радиограмму следующего содержания:
«Командующему от U 109: командир страдает уже примерно 10 дней депрессией и отсутствием энергии, вызванными состоянием сильной психической подавленности. Запрашиваю разрешение вернуться на базу».
Это сообщение вызвало изрядный переполох в штабе, но Дёниц не разрешил прервать поход и отправил в ответ следующую радиограмму:
«Командующий — U 109: Предусматриваю продолжение похода, но без попыток снабжения (для продления похода. — Прим.авт.). В крайнем случае, лодку принимает под командование первый вахтофицер. Медицинский совет: Давать командиру три раза в день люминал и кормить лёгкой пищей».
Однако состояние Бляйхродта не улучшилось, и нервный срыв сломал его окончательно. U 109 прервала поход и пошла на встречу с «дойной коровой» U 463, где Бляйхродта осмотрел врач. После этого U 109 начала возвращение на базу. По приходу во Францию Бляйхродт был госпитализирован, а после выздоровления переведён на береговую должность, получив назначение в учебную флотилию. Он пережил войну, встретив капитуляцию Германии в звании корветтен-капитана.
Стоит отметить, что к тому моменту Бляйхродт совершил восемь походов и провёл в море 405 суток. Этого хватило, чтобы его списали на берег по состоянию здоровья. Был ли этот временной промежуток пределом для других? Чтобы понять это, проведём небольшое исследование, в котором разберём детали карьеры других командиров немецких подлодок.
Люди, живущие в море
Список кандидатов на достижение рекорда физической и моральной выносливости, продержавшихся на мостике боевой субмарины дольше Бляйхродта, довольно длинный — в нём 13 человек. Кто были эти люди?
Фрегаттен-капитан Вильгельм Доммес (Wilhelm Dommes). Командовал U 431 и U 178, в дальнейшем — командующий группой подлодок «Муссон» в Индонезии, кавалер Рыцарского креста. Провёл в море 410 суток в течение 11 походов. Пережил войну и скончался в 82 года.
Капитан-лейтенант Вальтер Шуг (Walter Schug), командир U 86. Провёл в море 415 суток в течение восьми походов. Погиб 29 ноября 1943 года вместе со своей лодкой.
Корветтен-капитан Гюнтер Мюллер-Штёкхайм (Günther Müller-Stöckheim), командир U 67, кавалер Рыцарского креста. Провёл в море 423 дня в течение семи походов. Погиб 16 июля 1943 года вместе со своей лодкой.
Корветтен-капитан Асмус-Николай Клаузен (Asmus Nicolai Clausen), командовал U 142, U 37, U 129, U 182, кавалер Рыцарского креста. Провёл в море 424 дня в течение восьми походов. Погиб 16 мая 1943 года вместе со своей лодкой.
Капитан-лейтенант Харальд Гельхауз (Harald Gelhaus), командовал U 143 и U 107, в дальнейшем — офицер штаба командующего ВМС и офицер-наставник в учебных флотилиях, кавалер Рыцарского креста. Провёл в море 425 суток в течение 10 походов. Пережил войну и скончался в возрасте 82 лет.
Корветтен-капитан Альберт Ахиллес (Albrecht Achilles), командир U 161, кавалер Рыцарского креста. Провёл в море 435 суток в течение шести походов. Погиб 23 сентября 1943 года вместе со своей лодкой.
Капитан-лейтенант Гюнтер Крех (Günther Krech), командир U 558, кавалер Рыцарского креста. Провёл в море 437 суток в течение 10 походов. Взят в плен 20 июля 1943 года после потопления его лодки. Пережил войну и скончался в 85 лет.
Корветтен-капитан Адольф-Корнелиус Пининг (Adolf Cornelius Piening), командир U 155, в дальнейшем — командир 7-й подводной флотилии, кавалер Рыцарского креста. Провёл в море 459 суток в течение восьми походов. Войну пережил и скончался в 73 года.
Капитан-лейтенант Хорст Упхоф (Horst Uphoff), командир U 84. Провёл в море 461 день в течение восьми походов, что является наибольшей продолжительностью нахождения в море командира лодки VII серии. Погиб 7 августа 1943 года вместе со своей лодкой. Стоит отметить, что U 84 Упхофа и U 86 Шуга были единственными лодками типа VIIB, которые так долго продержались на «линии фронта» в Атлантике.
А теперь обратим внимание на четвёрку рекордсменов, которые, говоря словами известного киногероя, были «высечены из кремня и стали» и провели в море более 500 суток каждый.
Корветтен-капитан Роберт Гизе (Robert Gysae), командир U 98 и U 177, впоследствии — командир 25-й флотилии, кавалер Рыцарского креста и Дубовых листьев. Провел в море 506 суток в течение восьми походов. Стоит отметить, что Гизе имел семимесячный перерыв между походами, в течение которого испытывал новую U 177, тренировал её экипаж и лечился в госпитале после ранения, полученного во время воздушного налёта. Поэтому его 506 суток можно разделить на две части: 194 дня в шести походах на U 98, и ещё 312 — в двух походах на U 177. Гизе пережил войну и скончался в возрасте 78 лет.
Корветтен-капитан Айтель-Фридрих Кентрат (Eitel-Friedrich Kentrat) последовательно командовал U 8, U 74 и U 196, стал кавалером Рыцарского креста. Провел 561 день в море в течение 10 походов. Стоит отметить, что, проведя в море 188 суток за время восьми походов на U 8 и U 74, Кентрат затем год находился вне зоны боевых действий. Четыре месяца он служил в штабе командующего подводными силами, а затем ещё восемь месяцев готовил экипаж новой U 196. После выхода в море в марте 1943 года он совершил на этой лодке 225-суточный поход, поставив рекорд для субмарин Второй мировой войны по длительности нахождения в море. Следующий поход U 196 под его командованием длился 148 суток. Кентрат пережил войну и скончался в 67 лет.
Вторым по количеству времени, проведённого в море в качестве командира подлодки, является корветтен-капитан Юрген Эстен (Jürgen Oesten), кавалер Рыцарского креста. Он достаточно долгое время командовал малой лодкой U 61, совершив на ней девять походов (147 суток в море). Затем он принял командование над новой U 106, на которой совершил три похода общей продолжительностью в 182 дня. С октября 1941 по июль 1943 года Эстен занимал различные должности на берегу, затем до апреля 1944 года проводил испытания новой U 861 и тренировал её экипаж. На этой лодке он совершил два похода, пробыв 252 дня в море. Таким образом, за свою карьеру командира боевой подлодки Эстен совершил в общей сложности 14 походов, проведя в море 581 день. Наиболее вероятно, что Эстен является единственным подводником, который командовал боевой субмариной в кригсмарине и в 1939, и в 1945 году. Здоровье Эстена тоже оказалось поразительным: он пережил войну и скончался в возрасте 96 лет!
Абсолютный же рекорд по выносливости среди командиров немецких подлодок принадлежит капитану цур зее Вольфгангу Люту. Как командир боевой субмарины Лют вышел в первый поход в январе 1940 года на U 9. До июня 1940 года он за шесть походов провёл в море в общей сложности 72 дня. Затем наступил перерыв на три месяца, и в сентябре-октябре Лют вновь вышел в море, где в двух походах провёл ещё 29 дней на U 138. В начале декабря он перешёл на U 43 и совершил пять походов общей длительностью в 204 дня.
За время командования U 43 Лют пять месяцев находился в вынужденном «отпуске», когда его лодка из-за халатности затонула прямо у пирса на базе. С января по сентябрь 1942 года Лют не был на «линии фронта», так как занимался испытанием новой U 181. Затем на ней он совершил два похода общей продолжительностью в 335 суток, причём один из них занял 205 суток и стал вторым по длительности походом боевой субмарины во Второй мировой войне. В итоге, когда Вольфганг Лют ушёл на береговую должность в конце 1943 года, за ним числилось 15 боевых походов общей длительностью в 640 суток — фактически около двух лет.
Прав ли был Буххайм?
Подводя итоги, можно сказать, что все перечисленные офицеры-подводники перешли временной рубеж Бляйхродта, не сломавшись. Неся груз командования кораблём в боевой обстановке, они справлялись со своими обязанностями без нервных срывов. Если же дать отзыв о лучшем из них, то можно сказать, что Лют действительно был прирождённым подводником с уникальным здоровьем. Можно предположить, что, живи Лют в эпоху космических полётов, он легко мог бы стать космонавтом.
Впрочем, ошибочно думать, что возможности командиров подлодок были беспредельны. На примере того же Люта видно, что в причинах его загадочной гибели одну из главных ролей сыграла накопившаяся усталость. Лют, не сломавшийся под глубинными бомбами в море, дал сбой уже на земле.
Тем не менее факт столь длительного нахождения этих офицеров в боевой обстановке служит показателем профессионального подбора немецких моряков-подводников. Кроме того, это свидетельствует и о жёстком отборе кандидатов на службу на флоте: не все вышеуказанные люди сразу попали на подводные лодки. Из этого можно сделать вывод, что случай с Бляйхродтом является скорее исключением, чем правилом.
А что же Эндрасс?
После прорыва в Скапа-Флоу экипаж U 47 стал знаменитым, а его командир обер-лейтенант цур зее Гюнтер Прин (Günther Prien) превратился в живую легенду. Первый вахтофицер U 47 Энгельберт Эндрасс (Engelbert Endrass) недолго оставался в тени своего командира и прославился уже собственными успехами в качестве командира подводной лодки. Разумеется, как яркий персонаж подводной войны, Эндрасс вызывает интерес у любителей военно-морской истории, а его упоминание в романе Буххайма породило массу вопросов. Правда ли подводный ас был в таком плохом состоянии? Стало ли оно одной из причин его гибели и знал ли об этом Дёниц, пославший его на смерть?
Ответы пришлось искать у известного подводного аса Эриха Топпа (Erich Topp), который пережил войну. Топп и Эндрасс были близкими друзьями и много времени между походами проводили вместе. Топп опроверг слова Буххайма, сказав, что он не заметил у Эндрасса признаков нервного кризиса, как это описано в романе. Оба они прекрасно понимали, что любой поход может стать для подводника последним, но не впадали от этого в глубокие депрессии. Поэтому Буххайм в этом случае доверия не заслуживает, хотя образ своего «Старика» как командира немецкой подводной лодки и человека с большим запасом прочности он создал верный.
Литература:
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942. — Random House, 1996.
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942–1945. — Random House, 1998.
- Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 3. Norderstedt.
- Buchheim L.-G. DAS BOOT. — München, R. Piper & Co. Verlag, 1973.
- http://www.uboat.net.
- http://www.uboatarchive.net.
- http://historisches-marinearchiv.de.
Комментарии к данной статье отключены.