Чтобы стимулировать подводников в борьбе с торговым судоходством противника, командование кригсмарине создало для них особую систему награждений. Командующий подводными силами Германии Карл Дёниц решил, что высшей награды Третьего рейха — Рыцарского креста — будет достоин тот из них, кто сможет потопить 100 000 т торгового тоннажа. Первым подводником, достигшим этой планки, был командир U 48 Герберт Шульце, ставший 1 марта 1940 года кавалером ордена. Майские награждения уже производились не по правилу, а носили пропагандистский характер и были призваны поднять боевой дух немецких подводников, снизившийся после торпедного кризиса в Норвежскую кампанию. Только летом у Дёница появился новый кандидат на Рыцарский крест «по-честному». Это был командир U 34 Вильгельм Ролльман, сумевший потопить в двух последних походах 50 000 т, эсминец и субмарину.
Командир непростой «семёрки»
Вильгельм Ролльман относится к плеяде командиров подлодок кригсмарине ещё довоенного времени. Он пришёл на флот в 1926 году и на момент назначения командиром U 34 в конце 1938 года был 31-летним капитан-лейтенантом. Данная субмарина типа VIIА, входившая в состав флотилии «Зальцведель», уже имела боевой опыт. В декабре 1936 года U 34 участвовала в операции немецких подлодок против республиканского флота под кодовым названием «Урсула», проводившейся в обстановке строгой секретности во время Гражданской войны в Испании. В её рамках 12 декабря 1936 года U 34 атаковала республиканскую подлодку C-3 и потопила «испанку».
Перед самым началом Второй мировой «семёрка» вошла в группу лодок, заблаговременно, в августе 1939 года, выведенных Германией на позиции в Атлантику. Для патрулирования ей достался район южнее Ирландии, на западных подходах к Великобритании. В сентябре лодка потопила два английских судна на 11 357 брт и арестовала эстонский пароход «Ханония», отправленный в Германию под присмотром призовой партии из пяти подводников. Во втором походе в октябре-ноябре Ролльман действовал на той же позиции. В этот раз U 34 потопила четыре судна общим тоннажем 16 546 брт и отправила в Германию норвежский пароход «Снар», арестованный за военную контрабанду.
Третий поход U 34 состоялся в январе 1940 года. Лодка покинула Вильгельмсхафен с пятью торпедами и восемью минами ТМС на борту. Последние вечером 19 января она установила у английского порта Фалмут. Затем лодка продолжила действовать на позиции южнее Ирландии. Результатом этого похода стало потопление греческого судна на 5625 брт. Кроме того, на минах у Фалмута подорвался и затонул крупный английский танкер «Карони ривер» (7807 брт).
В следующих двух походах Ролльман действовал у берегов Норвегии. В марте 1940 года его субмарина провела две недели на позиции между Нарвиком и Тронхеймом, войдя в группу лодок, собранных там для отражения ожидавшегося англо-французского вторжения в Скандинавию. После возвращения на базу она практически сразу отправилась обратно в море, к Тронхейму, чтобы участвовать во вторжении вермахта в Норвегию. 13 апреля Ролльман торпедировал и тяжело повредил норвежский минный заградитель «Фрёйя». На этом его успехи в Норвежской кампании закончились. U 34 несколько раз атаковала корабли и транспорты противника, но торпеды выбранные цели не поражали.
После завершения норвежских походов «семёрка» встала на длительный ремонт. Её следующий выход в море состоялся лишь 22 июня, когда лодка покинула Вильгельмсхафен и отправилась на старую позицию южнее Ирландии. Уже 5 июля Ролльман добился успеха, торпедировав и потопив английский эсминец «Уэлвинд». Любопытно, что «англичанин» сам охотился на U 34, но вероятная неисправность его асдика превратила эсминец в цель для немецких торпед. Следующие десять дней Ролльман собирал богатый «урожай»: с 6 по 17 июля U 34 атаковала и потопила семь пароходов на 21 334 брт. Большинство жертв не принадлежали Великобритании, но находились в английском фрахте.
18 июля Ролльман привёл лодку во французский Лориан и завершил свой шестой поход. Он отрапортовал Дёницу о потоплении «Уэлвинда» и семи судов на 26 338 брт, завысив тоннаж некоторых своих целей. Командующий остался доволен действиями подчинённого и приказал как можно скорее снова выйти в море. Такая срочность объяснялась тем, что оперативная обстановка требовала от немецких подлодок активных действий: начинался период подводной войны, вошедший в её историю как «золотое время», когда немецкие подводные силы добивались успехов, не неся при этом потерь.
Седьмой поход U 34 начался 23 июля 1940 года. Экипаж не подозревал, что он станет не только самым успешным, но и последним в карьере боевой субмарины. Рассмотрим действия U 34 подробнее, опираясь на её журнал боевых действий (ЖБД).
Один в поле воин
Пять дней в Лориане экипаж U 34 готовил лодку к новому походу. Подводники проверили работу дизелей, выгрузили старое продовольствие и загрузили свежее вместе с торпедами и топливом, а заодно позаимствовали 51 снаряд у коллег с U 52, так как на французскую базу ещё не прибыли боеприпасы для лодочной артиллерии. В 08:30 23 июля Ролльман явился на инструктаж к Дёницу, а через полчаса вывел из гавани Лориана свою «семёрку». С десятью торпедами G7e и одной G7а, 80 снарядами, запасом провизии на семь недель для 41 человека и полными топливными цистернами субмарина отправилась к своей новой операционной области — Северному каналу.
Первые сутки плавания прошли без особых происшествий. А вот вечером 24 июля выяснилось, что взятое в Лориане смазочное масло не обладает нужной плотностью. Его расход превысил норму, и инженер-механик был вынужден добавить старое смазочное масло, взятое ещё в Вильгельмсхафене, чтобы поддерживать давление масла на нужном уровне. Чтобы предупредить базу в Лориане и находившиеся там лодки, Ролльман отправил Дёницу радиограмму о том, что масло в Лориане слишком жидкое, чтобы поддерживать высокую скорость субмарин.
Пока U 34 огибала Ирландию с запада, погода на море оставалась неизменной: моросил дождь, снижавший видимость. Вечером 25 июля лодка уже находилась между Ирландией и банкой Роколл — районом активного движения английских конвоев. Ситуация сложилась парадоксальная. К тому моменту U 34 была единственной немецкой лодкой в этом районе, но Ролльман не мог нормально вести наблюдение не только из-за ливня: его командирский перископ запылился изнутри, с трудом поворачивался и протекал.
В утренних сумерках 26 июля верхняя вахта «семёрки» заметила на северо-востоке клубы дыма. Их источником был конвой ОВ-188, вышедший из Ливерпуля 23 июля. В сопровождении корвета, шлюпа и эсминца он следовал на запад, чтобы рассеяться, достигнув нужной точки в океане. В 06:40 немцы заметили летающую лодку, от которой U 34 дважды уклонялась погружением. Самолёт активно вёл поиск впереди конвоя, мешая «семёрке» занять позицию прямо по его курсу. Начавшийся ливень укрыл её от глаз английских пилотов, позволив немцам продолжить преследование OВ-188. В 13:00 Ролльман занял выгодную позицию перед одной из колонн конвоя, в 13:30 погрузился и двинулся ей навстречу:
«Конвой меняет курс примерно каждые 4–10 минут. Состоит из 6 колонн каждая по 5 пароходов в ряд. Защищается 2 канонерками и 2 сторожевыми кораблями. Все суда вооружены. Средний размер пароходов 7000–8000 брт, среди них очень большой пассажирский пароход, несколько танкеров и большие грузовые суда. В основном все в балласте, лёгкая загрузка. У пароходов есть носовая защита. Последний курс конвоя 290°.
Начал нападение на пассажирский пароход, который движется во внешней левой колонне в качестве головного корабля. Пароход современный, с трёхцветным камуфляжем, вооружён (количество (орудий — прим. авт.) не распознаётся), 1 дымовая труба, 2 мачты. Считаю, что это вспомогательный крейсер, так как пассажирский пароход шёл бы в центре».
Заняв в 14:47 удобную позицию для стрельбы, лодка произвела по выбранной цели залп тремя электроторпедами. Первая попала в середину «вспомогательного крейсера», вторая — в торговое судно из другой колонны. После взрыва первой торпеды на «крейсере» раздался ещё один сильный взрыв, который немцы приняли за разрыв котла. Наблюдая в перископ, Ролльман видел, как кренившийся на правый борт лайнер постепенно погружался в воду кормой. Он оценил его тоннаж приблизительно в 18 000 брт. Второе тонущее судно командир «семёрки» принял за пароход компании «Блю Фаннел Лайн» на 7000 брт.
Ролльман существенно завысил тоннаж торпедированных целей. «Вспомогательный крейсер» оказался английским пассажирским пароходом «Аккра» (9337 брт), а торговое судно, несшее такой же флаг, называлось «Винемур» (4359 брт). Оба затонули спустя большой промежуток времени, что позволило спастись большинству их пассажиров и командам.
Тем временем U 34 продолжила атаку конвоя. После залпа Ролльман развернул лодку вправо, чтобы вновь занять позицию для стрельбы. В 14:51 он неудачно атаковал танкер «Бритиш Зил», пустив торпеду «в молоко». Промах он объяснил некорректной работой счётно-решающего прибора:
«14:51. Попытка стрельбы по танкеру «Бритиш Зил», концевому в третьей колонне, используя счётно-решающий прибор на малой дистанции. Курсовые углы в приборах установки Обри уравнивались слишком медленно из-за проблемы с задающим устройством, пришлось дважды доворачивать и трижды исправлять вручную угол цели. Выстрел при угле цели 110°, после выстрела танкер отвернул. Промах. Конвой отвернул к северу».
После выстрела «семёрка» быстро покинула свою позицию, не дожидаясь контратаки эскортных кораблей. Те вели поиск лодки несогласованно, и поэтому ей удалось ускользнуть незамеченной.
Тем временем суда конвоя ускорили ход, и в результате, когда U 34 всплыла на поверхность, колонны ОВ-188 были уже далеко. В 17:45 Ролльман вновь установил с ними контакт и начал манёвр обгона, чтобы с наступлением темноты повторить нападение. Осуществить задуманное удалось лишь к часу ночи 27 июля. В этот момент лодка уже успела занять позицию впереди конвоя, но Ролльман медлил с началом действий, так как для атаки из надводного положения было слишком светло. Дождавшись восхода луны, «семёрка» в 02:55 погрузилась для атаки под перископом.
Хотя лунный свет должен был помочь командиру U 34 идентифицировать цели, из-за запылённости перископа это оказалось сложным делом. Тем не менее уже в 02:58 он выпустил из кормового аппарата по головному кораблю третьей колонны, оценённому в 8000–10 000 брт, парогазовую торпеду. Выстрел производился с 500 м. Торпеда поразила цель в 50 м от кормы. Пароход сел вводу глубже и замигал сигнальной лампой морзянку. Спустя минуту лодка повторила выстрел, атаковав торпедой два судна из пятой колонны, перекрывавшие друг друга. Ролльман планировал, что торпеда попадёт в одно из них, но его расчёт не оправдался: торпеда прошла между двумя пароходами в тот момент, когда они разошлись.
В конвое царила неразбериха, мешавшая немцам оценить обстановку на поверхности после атаки лодки. Ролльман решил продолжить нападение. В 03:01 он с 500–600 м атаковал торпедой очередное грузовое судно, но промахнулся, неверно определив скорость цели. В 03:05 он повторил выстрел, но уже по другому транспорту. Во время пуска торпеды командир «семёрки» видел в перископ лишь контур судна, поэтому на глазок оценил его тоннаж в 6000 брт. Попадание Ролльман не наблюдал, а лишь слышал двойной взрыв. Спустя восемь минут лодка произвела новую атаку:
«03:13 5-я атака: на прекрасный встречный очень большой танкер, несущий огни на мостике. Танкер сильно ускорился. Выстрел с углом упреждения 11°, углом прицеливания 120° и расчётной скоростью 6–7 узлов. Дальность 900 метров. Танкер глубоко сидит в воде, потому что загружен, вероятно, на 2/3. Попадание в 20 метрах от носа, сопровождаемое высоким столпом воды. Танкер садится в воду носом. Предполагаемый размер 9000 брт».
Вскоре после этой атаки Ролльман заметил свою первую торпедированную цель, подававшую сигналы кораблю охранения: она тонула кормой. Атакованного танкера не было видно, поэтому немцы решили, что он пошёл на дно. К этому моменту ордер конвоя нарушился, и его эскорт пытался вернуть судна на свои места. Занятые этим процессом сторожевые корабли не вели поиск подлодки, что позволило U 34 полным ходом на перископной глубине уйти с места атаки.
В 04:15 Ролльман всплыл, и первое, что открылось его глазам — это дрейфующая половина торпедированного судна, с которой на находившийся рядом сторожевой корабль подавались сигналы морзянкой. Командир «семёрки» решил продолжить преследование конвоя, взяв курс на север. Однако он не преуспел в этом, так как ОВ-188 уже был распущен. В полдень U 34 обнаружила лишь два парохода из его ордера. Ролльман переключил внимание на них.
В 17:15 U 34 обогнала оба транспорта и спустя 25 минут погрузилась для атаки. Целью её командир выбрал грузовое судно, не имевшее знаков нейтральной страны. Оно было небольшим, поэтому Ролльман решил стрелять в упор и в 18:47 выпустил торпеду с 200 м. Тем не менее она прошла под килем транспорта, и акустик лодки ещё три минуты слышал шум её винтов. Как оказалось, U 34 неудачно атаковала голландское судно «Столвейк», входившее ранее в ордер ОВ-188. От повторного нападения Ролльман отказался, считая, что следующую торпеду ожидает та же участь. Попытка напасть на другой пароход оказалась неудачной: немцы преследовали его уже ночью и из-за дождя потеряли судно из виду. Резюмируя опыт нападения на конвой, командир U 34 записал в ЖБД:
«28.07.40. (время записи отсутствует — прим. авт.). Поиск (судна — прим. авт.) прерван, потому что ухудшилась видимость. Есть 1 торпеда G7е. О случившемся. Мы отправились на восток к месту атаки 27 июля, чтобы, возможно, найти больше доказательств потопленного парохода. Уходящий конвой (ОВ-188 — прим. авт.), вероятно, был распущен до полудня, и возможно, после моей атаки корабли охранения уже подошли к месту встречи, чтобы сопроводить приходящий конвой в Северный канал.
В 11:00 командующему подлодками отправлено сообщение от U 34:
Из (ордера — прим. авт.) уходящего конвоя (потоплено — прим. авт.) 42 000 брт, в том числе пассажирский пароход или вспомогательный крейсер 18 000 брт, затонул, ещё 6000-тонник торпедирован, всего 5 вооружённых судов. Есть 1 G7е. Возвращаюсь на базу. Нахожусь в (квадрате — прим. авт.) AL 29. Нуждаюсь в сухом доке (для ремонта — прим. авт.) дизеля, перископа и внешней крышки торпедного аппарата. Вопрос: Лориан?».
Ответ от Дёница пришёл в тот же день после полудня. Командующий выразил удовлетворение действиями Ролльмана и приказал идти на ремонт в Вильгельмсхафен. Прежде чем взять курс на базу, U 34 осмотрела место своей последней атаки. Немцы обнаружили огромное нефтяное пятно и множество обломков. Убедившись, что замеченный ранее обломок торпедированного судна затонул, Ролльман начал возвращение в Германию.
Последняя торпеда
На протяжении трёх суток пути подлодка шла в условиях плохой видимости. Лишь на входе в Северное море, когда «семёрка» находилась между Шетландскими островами и Норвегией, наступила хорошая погода.
В 18:17 1 августа сигнальщики верхней вахты подняли тревогу, заметив прямо по курсу небольшую полосу, похожую на перископ или мачту. Ролльман немедленно погрузился и в перископ увидел приближавшуюся субмарину. Замеченной «полосой» оказались две её перископные тумбы, возвышавшиеся над рубкой. Более получаса Ролльман наблюдал за подлодкой, пытаясь определить её тип, и наконец опознал в ней английскую субмарину типа «Стерлет». Атаковать врага было сложно, так как элементы движения цели определялись с трудом. В 19:04 U 34 полным ходом пошла на противника, пытаясь сократить до него расстояние. Одновременно Ролльман выпустил в «англичанку» последнюю торпеду, поставив углубления её хода на 2 м. Спустя минуту и 46 секунд раздался взрыв, что позволило немцам по времени движения «угря» установить дальность его хода: 1610 м.
Взрыв сильно тряхнул U 34, несмотря на расстояние, отделявшее «немку» от поражённой цели. Ролльман счёл, что у англичан сдетонировали торпеды. В перископ он видел, как в небо взметнулось множество обломков, а «англичанка» затонула в течение двух-трёх секунд. В 19:05 «семёрка» всплыла и пошла к месту гибели цели. От торпедированной субмарины остались только деревянные обломки верхней палубы. Но через мгновенье из глубины поднялся большой пузырь воздуха, выбросивший на поверхность человека. Немцы сразу же его подобрали. Спасённым оказался матрос-австралиец Уильям Пестер. Он сообщил Ролльману, что от взрыва немецкой торпеды погибла подлодка «Спирфиш», которой командовал лейтенант-коммандер Джон Форбс, за торпедирование немецкого броненосца «Лютцов» 11 апреля 1940 года награждённый Орденом за выдающиеся заслуги.
В момент атаки Пестер нёс вахту на мостике лодки, где вместе с ним находились Форбс и ещё один офицер. Взрыв выбросил обоих офицеров через рубочный люк, но едва Пестер наклонился, чтобы помочь им, то, что оставалось от «Спирфиш», ушло под воду. Пестер попытался всплыть, однако ремешок его бинокля зацепился за ограждение репитера гирокомпаса и потянул его на глубину вместе с кораблём. Как раз в тот момент, когда матрос потерял надежду, из рубки появился большой воздушный пузырь. Его сила на такой глубине была достаточной, чтобы разорвать ремешок и вытолкнуть Пестера на поверхность.
Доложив в штаб об инциденте с английской подлодкой, Ролльман продолжил возвращение на базу. В пути «семёрке» пришлось уклоняться от английских самолётов и избегать столкновения с дрейфующими минами. В полдень 2 августа в районе Доггер-банки U 34 встретила U 37. Обменявшись сигналами, лодки разошлись разными курсами. В 19:00 3 августа «семёрка» пришла в Вильгельмсхафен, завершив свой седьмой поход. Он продолжался одиннадцать с половиной суток. За это время лодка прошла 2604 мили и израсходовала 46,4 т топлива.
Рыцарский крест «по-честному»
Дёниц оценил результаты похода U 34 на «отлично». Получив 28 июля доклад Ролльмана о потоплении четырёх судов на 42 000 брт и торпедировании ещё одного транспорта на 6000 брт, командующий засчитал ему 48 000 брт. Подсчитав, что заявленные Ролльманом успехи в семи походах составляют потопленными и захваченными 23 судна общим тоннажем 129 508 брт, а также включают в себя минзаг и эсминец, Дёниц представил командира U 34 к Рыцарскому кресту. Гросс-адмирал Редер 31 июля утвердил награждение, сделав Ролльмана пятым по счёту подводником-кавалером этого ордена.
Однако расчёт Дёница был неверен. Во-первых, он не учитывал «Спирфиш», потопленную U 34 днём позже награждения её командира. Во-вторых, суммарные успехи Ролльмана были скромнее: в реальности он потопил и захватил 21 судно на 96 946 брт — без учёта трёх уничтоженных им военных кораблей. Разница между реальными и заявленными успехами подлодки возникла в основном из-за того, что её командир переоценил свои успехи в последнем походе. Ролльман считал, что во время атаки конвоя он торпедировал пять пароходов, один из которых был вспомогательным крейсером. Как уже упоминалось, атакуя ОВ-188, он сначала потопил «Аккру» и «Винемур» 26 июля. Ночное нападение 27 июля также оказалось удачным, но жертвами торпед в ту ночь стали только два судна: английский транспорт «Самбре» (5260 брт), атакованный в 02:58, и английский крупный танкер «Тиара» (10 364 брт), торпедированный в 03:13. Таким образом, успех атаки ОВ-188 исчислялся четырьмя судами на 29 320 брт, а не пятью на 48 000 брт.
Завышение результата последнего похода U 34 можно объяснить лишь атакой конвоя. Работая по целям в ордере в условиях плохой видимости и с запылённым перископом, Ролльман вполне мог завышать тоннаж транспортов не нарочно. Оверклейм во время атаки конвоев допускали и другие командиры. Однако, когда в других походах жертвами Ролльмана становились одиночные суда, во время их атаки он завышения тоннажа не допускал, потому что более тщательно идентифицировал цели, в том числе и по их названию.
По факту на момент награждения командир U 34 приблизился к установленной планке в 100 000 т, хотя и немного недотянул до неё. Таким образом, Ролльман стал вторым командиром подлодки кригсмарине, который получил Рыцарский крест за успехи, почти соответствовавшие установленному Дёницем правилу. Впрочем, 100-тысячную планку Ролльман всё же преодолел, но только в 1943 году, когда он, командуя подводным крейсером U 848, потопил английское судно «Барон Симпл» на 4573 брт, что увеличило его общий реальный результат до 101 519 брт и позволило включить Ролльмана в список немецких подводных асов с результатом свыше 100 000 брт.
В завершение расскажем, как сложилась дальнейшая судьба героев статьи. Седьмой поход U 34 стал для неё последним. После ремонта она была признана непригодной для боевых походов и оставлена на Балтике в качестве учебной лодки. 5 августа 1943 года «семёрка» затонула после столкновения с плавбазой подлодок «Лех». Во время этой катастрофы погибло четыре подводника. Позже она была поднята и сдана на слом.
Вильгельм Ролльман продолжил службу как офицер-инструктор 2-й учебной дивизии подплава, где он командовал ротой. 27 января 1943 года его назначили командиром достраивавшегося подводного крейсера типа IXD2 U 848. После вступления лодки в строй и окончания курса тренировок экипажа она была приписана к группе «Муссон», действовавшей в Индийском океане. По пути туда 5 ноября 1943 года у острова Вознесения в Южной Атлантике лодку Ролльмана атаковали американские самолёты. «Девятка» получила повреждения, лишившие её возможности погружаться. После этого субмарина пять с половиной часов отражала атаки четырёх B-24 и двух B-25, которые в конце концов её всё же потопили. Из экипажа U 848 гибель лодки пережил только боцман. На протяжении месяца он дрейфовал на спасательном плоту в океане и умер через два дня после того, как его доставило на берег торговое судно.
Английский подводник Уильям Пестер после прихода U 34 в Вильгельмсхафен попал в лагерь для военнопленных и четыре года провёл в заключении. Так как он оказался единственным выжившим со «Спирфиш», его воспоминания стали ценным, хотя и не очень информативным источником о её гибели. Пестер вспоминал, что, пока он находился на борту U 34, экипаж лодки хорошо с ним обращался и оказал первую помощь австралийцу, травмировавшему шею. В июне 1945 года Пестер прибыл в Англию, но наслаждался жизнью на свободе недолго: 3 июля он разбился на мотоцикле, на который потратил часть своего денежного довольствия после мобилизации. Таким образом, выживший после последнего укуса «стальной акулы» подводник нашёл смерть в автокатастрофе.
Автор выражает признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942. — Random House. 1996.
- Busch R, Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
- Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. — Band 3. — Verlag E.S. Mittler& Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001.
- Hezlet, A. British and Allied Submarine Operations in World War II. — Vol. 1 — The Royal Navy Submarine Museum, 2001.
- Jones, G. Submarines versus U-boats. — London: William Kimber, 1986.
- Morgan D., Taylor B. U-boat attack logs. A Complete Record of Warship Sinkings from Original Sources 1939–1945. — Seaforth Publishing, 2011.
- Ritschel, H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. — Band 1. — Norderstedt.
- U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — London: HMSO, 1992.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War. — Vol. 1–2. Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.