• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    47

    Военно-воздушные силы Родезии: на честном слове, аренде и контрабанде

    • авиация
    • Африка
    Сергей Карамаев /Александр Потемкин
    17 July '15

    Сколько может техника обходиться без запчастей в условиях частой эксплуатации? Неделю? Месяц? Год? Авиация Родезии сумела поставить рекорд, по-видимому, никем не превзойдённый – 15 лет. В условиях международной изоляции и эмбарго военно-воздушные силы непризнанной страны выполняли боевые задачи, летая в буквальном смысле «на честном слове и на одном крыле». И не просто выполняли, а действовали с максимальной эффективностью – по результативности ВВС Родезии в Африке уступали, пожалуй, только своим коллегам из ЮАР.

    Военно-воздушные силы Родезии берут своё начало с 1935 года, когда в стране было развёрнуто первое лётное подразделение. К тому времени в стране уже действовала приличная система гражданской авиации: 3 аэропорта, 27 взлётно-посадочных полос и 20 частных аэродромов – но что касается военного аспекта лётного дела, то его попросту не существовало. Однако ввиду ухудшавшейся международной обстановки (в военном министерстве Великобритании понимали, что война не за горами) было принято решение о создании на британских территориях структур, которые могут быть использованы в военных целях – в том числе и ВВС. 1 ноября 1935 года на свет появилось Подразделение ВВС – резервистская часть, организационно входившая в 1-й (пехотный) Батальон Родезийского полка. Надо сказать, что у неё образовалось немало противников: многие депутаты Законодательной ассамблеи и ряд военных чинов считали военную авиацию делом бессмысленным и затратным – и поэтому новорождённая часть несколько раз оказывалась под угрозой расформирования. Однако здравый смысл всё же победил – в июле 1936 года правительство официально объявило о создании Военно-воздушного подразделения Вооружённых сил Южной Родезии. Интересно, что первым курсантам, которые приступили к обучению, было всего 16 лет. Обучение пилотов проходило на самолётах de Havilland DH.60 Moth и de Havilland DH 82 Tiger Moth предоставленных Великобританией. К декабрю 1937 года была построена военно-воздушная база в Крэнборне с двумя ВПП, ангарами, мастерскими, казармами и т.п. Тогда же у ВВС Южной Родезии появилось 15 собственных самолётов: 6 бомбардировщиков Hawker Hart, 6 самолётов-корректировщиков Hawker Audax и 3 истребителя Gloster Gauntlet.

    С началом Второй мировой войны личный состав Военно-воздушного подразделения начал постепенно передаваться в состав Королевских ВВС Британии – а сама часть получила название 1-й эскадрильей ВВС Южной Родезии. Процесс был завершён к весне 1940 года, и тогда же последовало очередное переименование: 237-я (Родезийская) эскадрилья КВВС. А сама страна, Южная Родезия, превратилась фактически в огромное лётное училище: в рамках плана по подготовке военных лётчиков для Британской империи в стране целая сеть учебных заведений по подготовке лётчиков и техников из стран Британского содружества и Союзных наций. Всего за годы войны в Южной Родезии прошли обучение более 10 000 л/с ВВС разных стран. Только на авиабазе Торнхилл, открытой в 1941 году, в течение военных лет было подготовлено почти 2 000 пилотов и 300 штурманов.

    ​Центр обучения пилотов - Военно-воздушные силы Родезии: на честном слове, аренде и контрабанде | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Центр обучения пилотов

    Во Второй мировой войне родезийские лётчики воевали в трёх эскадрильях:

    • №237 (истребительная эскадрилья) в Абиссинии, Северной Африке и Европе;
    • №266 (истребительная эскадрилья) в Битве за Британию и Европе;
    • №44 (бомбардировочная эскадрилья) в Европе.
    ​«Ланкастеры» 44-й эскадрильи Королевских ВВС - Военно-воздушные силы Родезии: на честном слове, аренде и контрабанде | Военно-исторический портал Warspot.ru
    «Ланкастеры» 44-й эскадрильи Королевских ВВС

    В 237-й эскадрильи служил лётчик Ян Дуглас Смит (будущий премьер-министр Родезии). В июне 1944 года, возглавляя авианалёт на железнодорожную станцию в долине р. По в Италии, он был сбит. Смиту удалось избежать пленения, он сумел выйти к итальянским партизанам и с их помощью перейти линию фронта к союзным войскам.

    237-я и 266-я эскадрильи после войны были расформированы, а 44-я ещё долгое время оставалась в строю – входя в состав Командования бомбардировочной авиации КВВС.

    ​Маркировка самолётов Родезийских ВВС в зависимости от времени использования - Военно-воздушные силы Родезии: на честном слове, аренде и контрабанде | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Маркировка самолётов Родезийских ВВС в зависимости от времени использования

    В 1947 году состоялся визит королевской четы в Южную Родезию – это был жест благодарности доминиону за вклад во Вторую мировую войну. (В пропорциональном отношении к численности населения страна послана на фронт больше людей, чем любая другая британская территория, и больше, чем сама Британия – не говоря уж о том, что родезийцы воевали практически на всех театрах Второй мировой). Среди прочих милостей, которых Его Величество Георг VI удостоил Южную Родезию, было и обещание развернуть в стране полноценные военно-воздушные силы – что и случилось в ноябре того года. Их численность на тот момент составляла немногим менее 70 офицеров и нижних чинов, летавших на учебно-тренировочных North American Harvard T-6 Texan, приобретённых у ВВС ЮАР и Великобритании. Чуть позже на вооружении ВВС Южной Родезии появились Douglas C47 и Avro 652. В 1951 году для подготовки резервистов были приобретены 22 Supermarine Spitfire Mark XXII. В 1952–53 годах ВВС Южной Родезии вступили в эпоху реактивной авиации – на вооружение были взяты 16 истребителей-бомбардировщиков de Haviland Vampire FB9, 16 учебных Vampire T11 и 16 учебных Percival Provost T52.

    ​«Провост» в учебном центре - Военно-воздушные силы Родезии: на честном слове, аренде и контрабанде | Военно-исторический портал Warspot.ru
    «Провост» в учебном центре
    ​«Вампир» в окраске и цветах Королевских Родезийских ВВС (1963–1970-гг.) - Военно-воздушные силы Родезии: на честном слове, аренде и контрабанде | Военно-исторический портал Warspot.ru
    «Вампир» в окраске и цветах Королевских Родезийских ВВС (1963–1970-гг.)

    В 1952 году ВВС были перебазированы на постоянной основе на авиабазу в Нью-Саруме и получили новое наименование Родезийские Военно-воздушные силы Федерации (с 1953 по 1963 страна входила в государственное образование – Федерация Северной Родезии, Южной Родезии и Ньясаленда [также Центрально-Африканская Федерация]). Через короткое время была добавлена приставка «Королевские» и введены новая форма и знаки отличия.

    КРВВСФ были ответственны за защиту воздушного пространства Федерации и ведение боевых действий как внутри, так и (при необходимости) за её пределами. Помимо этого Федерация взяла на себя обязательства по подготовке пехотных и лётных кадров для Британского Ближневосточного командования – как часть вклада в дело защиты интересов Британского содружества. В 1959 году Федерацией были закуплены 4 транспортных самолёта Canadair Argonaut C4 и 15 лёгких бомбардировщиков English Electric Canberra B2.

    ​«Канберра» родезийских ВВС (1970-е) - Военно-воздушные силы Родезии: на честном слове, аренде и контрабанде | Военно-исторический портал Warspot.ru
    «Канберра» родезийских ВВС (1970-е)

    В 1958 году эскадрильи «Вампиров» вместе с Королевскими ВВС приняли участие в подавлении мятежа в протекторате Аден. В 1961 году военно-транспортная авиация Родезии привлекалась к обеспечению британских войск во время кувейтского кризиса, а также доставляла продовольствие в пострадавшие от наводнения районы в Кении. В 1959–1963 годах эскадрильи «Канберр» регулярно привлекались к выполнению задач совместно с Королевскими ВВС на Кипре. В 1963 году 1-я эскадрилья получила 12 истребителей-штурмовиков Hawker Hunter FGA9.

    ​«Хантер» родезийских ВВС (1970-е) - Военно-воздушные силы Родезии: на честном слове, аренде и контрабанде | Военно-исторический портал Warspot.ru
    «Хантер» родезийских ВВС (1970-е)

    В целом Королевские Родезийские ВВС оставались небольшим, но чрезвычайно эффективным видом вооружённых сил – чем родезийцы по праву гордились. В то время как в Королевских ВВС соотношение составляло 300 человек на один самолёт, в родезийских соотношение было на порядок меньше, а действовала авиация куда эффективнее.

    < 1 2 3 4 >

    Сергей Карамаев

    Операция "Эланд": малой кровью, могучим ударом на Warspot.ru
    Операция "Эланд": малой кровью, могучим ударом

    Александр Потемкин

    На зависть «Безумному Максу» на Warspot.ru
    На зависть «Безумному Максу»
    Исчезнувшая, но не побеждённая на Warspot.ru
    Исчезнувшая, но не побеждённая
    Танковая контрабанда и танковый блеф в Родезии на Warspot.ru
    Танковая контрабанда и танковый блеф в Родезии
    Поделиться
    • 19
    • 97
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Гром над джунглями на Warspot.ru
    Гром над джунглями
    Долгая война соколов Каддафи на Warspot.ru
    Долгая война соколов Каддафи
    Двойная дуэль за «Линией смерти» на Warspot.ru
    Двойная дуэль за «Линией смерти»
    Потопленные за «Линией смерти» на Warspot.ru
    Потопленные за «Линией смерти»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google