• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    47

    Военно-воздушные силы Родезии: на честном слове, аренде и контрабанде

    • авиация
    • Африка
    Сергей Карамаев /Александр Потемкин
    17 July '15

    Сколько может техника обходиться без запчастей в условиях частой эксплуатации? Неделю? Месяц? Год? Авиация Родезии сумела поставить рекорд, по-видимому, никем не превзойдённый – 15 лет. В условиях международной изоляции и эмбарго военно-воздушные силы непризнанной страны выполняли боевые задачи, летая в буквальном смысле «на честном слове и на одном крыле». И не просто выполняли, а действовали с максимальной эффективностью – по результативности ВВС Родезии в Африке уступали, пожалуй, только своим коллегам из ЮАР.

    Военно-воздушные силы Родезии берут своё начало с 1935 года, когда в стране было развёрнуто первое лётное подразделение. К тому времени в стране уже действовала приличная система гражданской авиации: 3 аэропорта, 27 взлётно-посадочных полос и 20 частных аэродромов – но что касается военного аспекта лётного дела, то его попросту не существовало. Однако ввиду ухудшавшейся международной обстановки (в военном министерстве Великобритании понимали, что война не за горами) было принято решение о создании на британских территориях структур, которые могут быть использованы в военных целях – в том числе и ВВС. 1 ноября 1935 года на свет появилось Подразделение ВВС – резервистская часть, организационно входившая в 1-й (пехотный) Батальон Родезийского полка. Надо сказать, что у неё образовалось немало противников: многие депутаты Законодательной ассамблеи и ряд военных чинов считали военную авиацию делом бессмысленным и затратным – и поэтому новорождённая часть несколько раз оказывалась под угрозой расформирования. Однако здравый смысл всё же победил – в июле 1936 года правительство официально объявило о создании Военно-воздушного подразделения Вооружённых сил Южной Родезии. Интересно, что первым курсантам, которые приступили к обучению, было всего 16 лет. Обучение пилотов проходило на самолётах de Havilland DH.60 Moth и de Havilland DH 82 Tiger Moth предоставленных Великобританией. К декабрю 1937 года была построена военно-воздушная база в Крэнборне с двумя ВПП, ангарами, мастерскими, казармами и т.п. Тогда же у ВВС Южной Родезии появилось 15 собственных самолётов: 6 бомбардировщиков Hawker Hart, 6 самолётов-корректировщиков Hawker Audax и 3 истребителя Gloster Gauntlet.

    С началом Второй мировой войны личный состав Военно-воздушного подразделения начал постепенно передаваться в состав Королевских ВВС Британии – а сама часть получила название 1-й эскадрильей ВВС Южной Родезии. Процесс был завершён к весне 1940 года, и тогда же последовало очередное переименование: 237-я (Родезийская) эскадрилья КВВС. А сама страна, Южная Родезия, превратилась фактически в огромное лётное училище: в рамках плана по подготовке военных лётчиков для Британской империи в стране целая сеть учебных заведений по подготовке лётчиков и техников из стран Британского содружества и Союзных наций. Всего за годы войны в Южной Родезии прошли обучение более 10 000 л/с ВВС разных стран. Только на авиабазе Торнхилл, открытой в 1941 году, в течение военных лет было подготовлено почти 2 000 пилотов и 300 штурманов.

    ​Центр обучения пилотов - Военно-воздушные силы Родезии: на честном слове, аренде и контрабанде | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Центр обучения пилотов

    Во Второй мировой войне родезийские лётчики воевали в трёх эскадрильях:

    • №237 (истребительная эскадрилья) в Абиссинии, Северной Африке и Европе;
    • №266 (истребительная эскадрилья) в Битве за Британию и Европе;
    • №44 (бомбардировочная эскадрилья) в Европе.
    ​«Ланкастеры» 44-й эскадрильи Королевских ВВС - Военно-воздушные силы Родезии: на честном слове, аренде и контрабанде | Военно-исторический портал Warspot.ru
    «Ланкастеры» 44-й эскадрильи Королевских ВВС

    В 237-й эскадрильи служил лётчик Ян Дуглас Смит (будущий премьер-министр Родезии). В июне 1944 года, возглавляя авианалёт на железнодорожную станцию в долине р. По в Италии, он был сбит. Смиту удалось избежать пленения, он сумел выйти к итальянским партизанам и с их помощью перейти линию фронта к союзным войскам.

    237-я и 266-я эскадрильи после войны были расформированы, а 44-я ещё долгое время оставалась в строю – входя в состав Командования бомбардировочной авиации КВВС.

    ​Маркировка самолётов Родезийских ВВС в зависимости от времени использования - Военно-воздушные силы Родезии: на честном слове, аренде и контрабанде | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Маркировка самолётов Родезийских ВВС в зависимости от времени использования

    В 1947 году состоялся визит королевской четы в Южную Родезию – это был жест благодарности доминиону за вклад во Вторую мировую войну. (В пропорциональном отношении к численности населения страна послана на фронт больше людей, чем любая другая британская территория, и больше, чем сама Британия – не говоря уж о том, что родезийцы воевали практически на всех театрах Второй мировой). Среди прочих милостей, которых Его Величество Георг VI удостоил Южную Родезию, было и обещание развернуть в стране полноценные военно-воздушные силы – что и случилось в ноябре того года. Их численность на тот момент составляла немногим менее 70 офицеров и нижних чинов, летавших на учебно-тренировочных North American Harvard T-6 Texan, приобретённых у ВВС ЮАР и Великобритании. Чуть позже на вооружении ВВС Южной Родезии появились Douglas C47 и Avro 652. В 1951 году для подготовки резервистов были приобретены 22 Supermarine Spitfire Mark XXII. В 1952–53 годах ВВС Южной Родезии вступили в эпоху реактивной авиации – на вооружение были взяты 16 истребителей-бомбардировщиков de Haviland Vampire FB9, 16 учебных Vampire T11 и 16 учебных Percival Provost T52.

    ​«Провост» в учебном центре - Военно-воздушные силы Родезии: на честном слове, аренде и контрабанде | Военно-исторический портал Warspot.ru
    «Провост» в учебном центре
    ​«Вампир» в окраске и цветах Королевских Родезийских ВВС (1963–1970-гг.) - Военно-воздушные силы Родезии: на честном слове, аренде и контрабанде | Военно-исторический портал Warspot.ru
    «Вампир» в окраске и цветах Королевских Родезийских ВВС (1963–1970-гг.)

    В 1952 году ВВС были перебазированы на постоянной основе на авиабазу в Нью-Саруме и получили новое наименование Родезийские Военно-воздушные силы Федерации (с 1953 по 1963 страна входила в государственное образование – Федерация Северной Родезии, Южной Родезии и Ньясаленда [также Центрально-Африканская Федерация]). Через короткое время была добавлена приставка «Королевские» и введены новая форма и знаки отличия.

    КРВВСФ были ответственны за защиту воздушного пространства Федерации и ведение боевых действий как внутри, так и (при необходимости) за её пределами. Помимо этого Федерация взяла на себя обязательства по подготовке пехотных и лётных кадров для Британского Ближневосточного командования – как часть вклада в дело защиты интересов Британского содружества. В 1959 году Федерацией были закуплены 4 транспортных самолёта Canadair Argonaut C4 и 15 лёгких бомбардировщиков English Electric Canberra B2.

    ​«Канберра» родезийских ВВС (1970-е) - Военно-воздушные силы Родезии: на честном слове, аренде и контрабанде | Военно-исторический портал Warspot.ru
    «Канберра» родезийских ВВС (1970-е)

    В 1958 году эскадрильи «Вампиров» вместе с Королевскими ВВС приняли участие в подавлении мятежа в протекторате Аден. В 1961 году военно-транспортная авиация Родезии привлекалась к обеспечению британских войск во время кувейтского кризиса, а также доставляла продовольствие в пострадавшие от наводнения районы в Кении. В 1959–1963 годах эскадрильи «Канберр» регулярно привлекались к выполнению задач совместно с Королевскими ВВС на Кипре. В 1963 году 1-я эскадрилья получила 12 истребителей-штурмовиков Hawker Hunter FGA9.

    ​«Хантер» родезийских ВВС (1970-е) - Военно-воздушные силы Родезии: на честном слове, аренде и контрабанде | Военно-исторический портал Warspot.ru
    «Хантер» родезийских ВВС (1970-е)

    В целом Королевские Родезийские ВВС оставались небольшим, но чрезвычайно эффективным видом вооружённых сил – чем родезийцы по праву гордились. В то время как в Королевских ВВС соотношение составляло 300 человек на один самолёт, в родезийских соотношение было на порядок меньше, а действовала авиация куда эффективнее.

    < 1 2 3 4 >

    Сергей Карамаев

    Операция "Эланд": малой кровью, могучим ударом на Warspot.ru
    Операция "Эланд": малой кровью, могучим ударом

    Александр Потемкин

    На зависть «Безумному Максу» на Warspot.ru
    На зависть «Безумному Максу»
    Исчезнувшая, но не побеждённая на Warspot.ru
    Исчезнувшая, но не побеждённая
    Танковая контрабанда и танковый блеф в Родезии на Warspot.ru
    Танковая контрабанда и танковый блеф в Родезии
    Поделиться
    • 19
    • 97
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Авиация в Лесото на Warspot.ru
    Авиация в Лесото
    Авиация в конфликте в Либерии на Warspot.ru
    Авиация в конфликте в Либерии
    Крылья чёрного континента на Warspot.ru
    Крылья чёрного континента
    Двойная дуэль за «Линией смерти» на Warspot.ru
    Двойная дуэль за «Линией смерти»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google