4 декабря 1943 года в столице Египта открылась Вторая Каирская конференция, в которой участвовали президенты США и Турции Франклин Рузвельт и Исмет Инёню, а также премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Всего неделей раньше Каир уже был местом проведения встречи на высшем уровне, на которой присутствовали Черчилль, Рузвельт и Чан Кайши. А после переговоров с лидером Китая американский президент и британский премьер успели принять участие в исторической конференции с Иосифом Сталиным в Тегеране.
Интерес к Турции со стороны союзников был легко объясним. Территория этой страны лежала на самом коротком пути от Германии и ее европейских союзников к ближневосточным запасам нефти. При этом Турция имела крупную и достаточно сильную армию. В начале Второй мировой войны оба западных лидера считали, что ее нейтралитет на пользу союзникам, поскольку не позволяет Германии начать вторжение в Иран или Ирак. Но после побед, одержанных странами Оси в 1941 – 1942 годах, мнения Рузвельта и Черчилля по «турецкому вопросу» разделились.
Британский премьер-министр пытался убедить турецкое руководство вступить в войну и открыть новый фронт против стран Оси на Балканах. В январе 1943 года он с этой целью даже тайно встретился с президентом Инёню на турецкой территории, в Адане. В свою очередь, Рузвельт считал, что вступление Турции в войну сопряжено с огромным риском, поскольку возможная неудача обернется для союзников катастрофой. Наконец, сам Инёню был полон решимости удержать свою страну от вступления в войну. Он хорошо помнил неисчислимые беды, обрушившиеся на Турцию во время 11-летней череды непрекращающихся войн (с 1911 по 1922 годы). С другой стороны, турецкий президент желал получить финансовую помощь, а также поддержку со стороны США и Великобритании в случает возможных территориальных претензий со стороны Советского Союза.
По итогам Второй Каирской конференции Рузвельт и Инёню получили то, что хотели, а Черчилль оказался несколько разочарован: с планом начать освобождение юго-восточной Европы от немцев до прихода туда Красной Армии пришлось распрощаться. Было решено, что нейтралитет Турции должен быть сохранен. Во вторую мировую войну эта страна вступила только в самом ее конце, 23 февраля 1945 года, и прямого участия в боевых действиях не принимала. Кроме того, в Каире было оговорено строительство авиабазы западных союзников рядом с турецким городом Инджирлик, которое началось уже после окончания войны. Позже, уже в годы Холодной войны, эта авиабаза играла важную роль для военного блока НАТО.
Комментарии к данной статье отключены.