22–26 ноября 1943 года, непосредственно перед началом значительно более известной Тегеранской конференции, в Каире произошло ещё одно важное совещание между руководителями держав-союзниц. И в египетской, и в иранской столицах во встречах на высшем уровне принимали участие британский премьер-министр Уинстон Черчилль и президент США Франклин Рузвельт. Но вместо Сталина в Каире присутствовал руководитель китайского правительства и лидер партии Гоминьдан генералиссимус Чан Кайши.
Совместная встреча лидеров всех четырёх крупнейших государств, сражавшихся против военного блока Оси, была затруднена тем, что СССР не находился в состоянии войны с Японией. А встреча Сталина с Чан Кайши могла вызвать ненужные преждевременные осложнения в отношениях Советского Союза с дальневосточным соседом.
По результатам ноябрьской конференции была принята Каирская декларация, в которой подтверждались намерения союзников сражаться против Японии до её безоговорочной капитуляции, а также в общих чертах определялось послевоенное устройство Азии. Три великие державы заявляли, что ведут войну с целью остановить японскую агрессию, не стремясь при этом к каким-либо завоеваниям или территориальным приобретениям. Декларация определяла, что Япония должна была вернуть Китаю все захваченные земли, включая Маньчжурию, Тайвань и Пескадорские острова. А находившаяся с 1910 года под японским владычеством Корея после войны должна была стать независимым государством.
Комментарии к данной статье отключены.