• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 05 January '21
      Самый тяжёлый бой Германа Графа
    • 04 January '21
      Шестифунтовый «Дьякон»
    • 01 January '21
      Цвета военного неба: операция «Боденплатте»
    • 31 December '20
      Не встретившие Новый год
    • 30 December '20
      Убить Мугабе
    • 28 December '20
      Лазерный «Страйкер» прокачался до 50 кВт
    • 28 December '20
      Юрий Пашолок: «Желаю читателям превращаться в авторов»
    • 27 December '20
      «Молот Тора» для миномётных частей
    • 24 December '20
      Катастрофа в бухте Чажма
    • 24 December '20
      Ну и имечко: тест Warspot
    • 23 December '20
      Триумф генерала Роммеля
    • 22 December '20
      «Немые» войска и ядерный «Уран-6»
    36

    Конец «Президента»

    • флот
    • США
    • Великобритания
    • XIX век
    Сергей Махов
    08 August '20

    Джошуа Хамфрис вошёл в историю как «отец американских ВМС». В 1797–1800 годах он построил шесть фрегатов, которые составили ядро флота США во время англо-американской войны 1812–1815 годов. Самым «младшим» из них был фрегат «Президент», попытавшийся в январе 1815 года прорвать британскую блокаду Нью-Йорка и закончивший свои дни в рядах Роял Неви.

    Противостояние на море

    18 июня 1812 года, незадолго до вторжения Наполеона в Россию, началась война между Великобританией и США. С одной стороны, её причиной стали действия английских военных кораблей, которые захватывали американские торговые суда со стратегическими товарами, а самих американских моряков насильно вербовали во флот. С другой стороны, США хотели под звуки англо-французского противостояния захватить британскую Канаду.

    ​Самый знаменитый из серии хамфрисовских 44-пушечных фрегатов, «Конституция», находится в строю до сих пор. wikimedia.org - Конец «Президента» | Warspot.ru
    Самый знаменитый из серии хамфрисовских 44-пушечных фрегатов, «Конституция», находится в строю до сих пор.
    wikimedia.org

    Война эта в большей степени велась на море, несмотря на то, что силы противников были просто несопоставимы: американцы имели всего восемь фрегатов, три корвета, два шлюпа, три брига и четыре шхуны, тогда как у Роял Неви одних только линкоров в строю было более 120 единиц. Справедливости ради отметим, что бо́льшая часть линейных кораблей и фрегатов Его Величества занималась блокадой европейских вод в рамках противостояния с Наполеоном, поэтому для действий в Америке англичане смогли выделить лишь крохи своего флота. Однако дисбаланс всё равно был очень велик.

    Американцы сделали ставку на крейсерскую войну, полагаясь на свои мощные 24-фунтовые (то есть вооружённые 24-фунтовыми пушками) фрегаты, построенные кораблестроителем Джошуа Хамфрисом. Одним из них был 44-пушечный фрегат «Президент», спущенный на воду весной 1800 года. Он нёс на опердеке тридцать два 24-фунтовых орудия, а на надстройках — двадцать две 42-фунтовые карронады и одну 18-фунтовую пушку. Как видим, несмотря на то, что фрегат имел класс 44-пушечного, в реальности он нёс 55 орудий. При хорошем попутном ветре он развивал скорость до 13 узлов, и ни один линейный корабль, как и большинство стандартных британских 18-фунтовых фрегатов, не мог за ним угнаться.

    При этом основной калибр в 24 фунта — это явно линкорный вариант. Такое сочетание орудийной мощи и скорости стало для англичан тяжёлым испытанием. В нескольких боях менее вооружённые британские фрегаты потерпели серию поражений и были захвачены или потоплены американцами. Однако к 1814 году англичане стянули к побережью США мощные силы, в том числе несколько таких же быстроходных и сильно вооружённых фрегатов. Из их числа стоит выделить противника «Президента» в предстоящем бою — 40-пушечный фрегат «Эндимион», вооружённый двадцатью шестью 24-фунтовыми пушками на опердеке, восемнадцатью 32-фунтовыми карронадами на надстройках и двумя 9-фунтовками на баке.

    Именно о дуэли этих кораблей и пойдёт речь.

    Блокада

    К концу 1813 года англичане плотно заблокировали побережье США. Однако нескольким американским фрегатам всё же удалось вырваться в открытый океан и устроить панику на английских коммуникациях.

    В частности, «Президент» под командованием капитана Стивена Декейтера, стоявший на тот момент в Нью-Йорке, в первый раз попытался вырваться из гавани Нью-Йорка 13 декабря 1814 года. Вместе с ним в крейсерство должны были идти 22-пушечный шлюп «Пикок», 20-пушечный «Хорнет» и 12-пушечная шхуна «Томас Боулайн». Но попытка оказалась неудачной: отряд сразу же напоролся на блокирующую эскадру Джона Хейса в составе 58-пушечного «Маджестика» (срезанный из 74-пушечного линейного корабля фрегат с 32-фунтовыми пушками), 40-пушечного «Эндимиона», 44-пушечного «Помона» и 38-пушечного «Тенедоса».

    ​«Президент» в море. wikimedia.org - Конец «Президента» | Warspot.ru
    «Президент» в море.
    wikimedia.org

    Против заблокированных в Нью-Йорке американских кораблей англичане выставили цвет своего флота. Джон Хейс, участник эвакуации с острова Вальхерен в 1809 году и захвата Гваделупы в 1810 году, получил прозвище Великолепный (Magnificent) в 1812 году, когда командовал одноимённым 74-пушечником «Манифисент». Его корабль попал в жесточайший шторм у скал Баскью-Роадс недалеко от острова Олерон и Ла-Рошели. Корабль потащило на скалы, но Хейс филигранным манёвром сумел избежать катастрофы и спас линкор. Кэптен Генри Хоуп, командир «Эндимиона», участвовал во многих боях и конвойных операциях в 1809–1812 годах, а позже стал советником по флоту при Его Величестве. Гайд Паркер, командир «Тенедоса», сын адмирала Паркера, современника Нельсона и лорда Сент-Винсента, участвовал в захвате Кейптауна в 1804 году, нападении на Копенгаген в 1807 году и в англо-американской войне с самого её начала. Филипп Картерет, командир фрегата «Помон», голландец по рождению, эвакуировался с Вальхерена, организовывал блокаду Булони в 1811 году, а особенно прославился в ходе многочисленных крейсерств в Бискайском заливе в 1812 году. В общем, дивизион Хейса состоял из лучших кораблей под командованием лучших капитанов Роял Неви. Они горели желанием отомстить за британские фрегаты «Герьер», «Македониэн» и «Ява», потерянные в результате действий американских кораблей. И такой случай им представился.

    Погоня

    13 января 1815 года у Нью-Йорка разыгрался шторм. Блокирующую эскадру Хейса отнесло от мелей Сэнди Хук. Декейтер решил воспользоваться ненастьем и выйти из гавани с крепким вест-норд-вестом. Но дело не задалось с самого начала: Декейтер не учёл сноса корабля при столь сильном ветре, и фрегат налетел на песчаный бар, где и застрял на полтора часа, раскачиваемый волнами. Наконец «Президент» всё же смог сняться с мели и продолжить плавание. Американские историки раз за разом утверждают, что эта авария имела ужасные последствия, корабль повредил киль и именно это происшествие привело к его захвату противником. Так ли было на самом деле?

    Если судить по отчёту Декейтера, пострадал не киль, а руль, однако к 1:30 ночи 15 января все повреждения удалось исправить. В самом деле, в парусную эпоху посадка фрегата или корабля на песчаные отмели была обычным делом. Скажем, 74-пушечный «Каллоден» Трубриджа с началом сражения при Абукире вылетел на отмель, что не помешало ему потом сняться, принять участие в добивании противника, да ещё и преследовать уходящие корабли де Вильнёва. Влияло ли повреждение киля или руля на ходовые качества? Ответ очевиден: никак не влияло. На манёвренность? Да, влияло, но, согласно отчёту того же Декейтера, руль был отремонтирован.

    Сергей Махов
    /
    Главный бой Пола Джонса
    Морское сражение у мыса Фламборо-Хед в сентябре 1779 года: простак Ричард против эллинистического бога
    • флот
    • до XX века
    • США
    • Великобритания

    Итак, «Президент» вышел на большую воду. Хейс предполагал, что американцы попытаются воспользоваться непогодой и пойдут в море. Едва ветер сменился на северо-западный, как британский дивизион на всех парусах двинулся к Сэнди Хук и обнаружил там 44-пушечник. Декейтер, заметив противника достаточно близко от себя, взял курс на зюйд-вест, миновал отряд Хейса на расстоянии двух миль и постарался от него оторваться. Британцы бросились в погоню. «Маджестик» даже произвёл несколько залпов из погонных пушек, но расстояние было слишком велико. При слабом, иногда порывистом ветре «Президент» уходил на скорости 6 узлов.

    Оговоримся, что в статье приводятся усреднённые скорости кораблей, рассчитываемые по расстоянию, пройденному за определённое время. Скажем, по «Эндимиону» есть подробные данные в отчёте Хоупа, где сказано, что он в погоне за «Президентом» прошёл 78 миль за десять с половиной часов. Отсюда мы узнаём среднюю скорость — 7,4–7,5 узлов. Вполне вероятно, что на каких-то отрезках пути корабли шли медленнее, на каких-то быстрее, однако будем оперировать средним значением.

    Из английского отряда вперёд вышел «Эндимион». Этот фрегат был очень быстр не только при сильных ветрах в фордевинд, но и при слабом бризе. За счёт дифферента на корму «Эндимион» не резал волну, а всходил на неё, беспрепятственно набирая скорость, и в результате смог дать 7,5 узлов. Кэптен Хоуп оставил «Маджестик», «Помон» и «Тенедос», выжимавшие всего 5–5,5 узлов, и пошёл в отрыв.

    ​«Эндимион» нагоняет «Президента». wikimedia.org - Конец «Президента» | Warspot.ru
    «Эндимион» нагоняет «Президента».
    wikimedia.org

    К 13:00 британский фрегат был всего двух милях от «Президента». Декейтер, видя это, приказал вылить за борт питьевую воду. «Эндимион» неумолимо приближался. За борт полетели якоря, запасы рангоутного дерева, шлюпки и другой груз. «Эндимион» не отставал. Наконец, для лучшего поддержания формы парусов Декейтер приказал непрерывно их смачивать. В результате скорость американского 44-пушечника возросла до 6,5 узлов, однако англичанин давал на узел больше.

    В 14:00 «Президент» на расстоянии 800 ярдов (731,5 м) открыл огонь из ретирадных орудий. Хоуп приказал стрелять только через полчаса, когда расстояние сократилось до 700 ярдов (640 м). В 14:39 ядро с американского фрегата пробило левый фока-лисель «Эндимиона» и разбило баркас на спардеке. «Британец» чуть отстал, но вскоре опять начал сближение. В 17:00 противников разделяло всего 100 ярдов (91,5 м). Стало понятно, что боя не избежать.

    Бой

    Огонь по такелажу не давал никакого выигрыша «американцу» — «Эндимион» не отставал. Раз в две минуты погонные орудия «англичанина» давали залп в корму «Президента». Хоуп приказал своим канонирам бить в корпус, надеясь повредить рули и нарушить ходовые качества хамфрисовского «слона». На дистанции 75 ярдов (68,5 м) моряки «Эндимиона» убрали лисели и топсели, и теперь фрегаты шли с одинаковой скоростью, методично ведя огонь по корме противника. Декейтер был вынужден свалиться под ветер, чтобы попытаться дать бортовой залп в нос британцу, но Хоуп упредил манёвр своего визави, и теперь корабли шли параллельно друг другу.

    Британские морские пехотинцы открыли беспокоящий мушкетный огонь с марсов. «Эндимион» выиграл ветер, и его 24-фунтовки ударили в район ватерлинии «Президента». В 18:20 английский фрегат взял на полрумба левее и по касательной медленно сближался с кораблём янки. В 18:45 Декейтер, опасаясь абордажа, отвернул от противника и получил продольный залп в многострадальную корму. Опять был отстрелен руль, и на некоторое время хамфрисовский фрегат стал беспомощным. Повреждение удалось исправить к 19:10, а через пять минут «Президент» дал залп, в результате которого был сбит один из лиселей и перебит грота-брас противника, а также повреждена шлюпка. В ответ «Эндимион» с максимальной скорострельностью произвёл один за одним три бортовых залпа, после которых американцы потеряли восемь орудий и замолчали до 19:25.

    ​Бой двух фрегатов борт к борту. vallejogallery.com - Конец «Президента» | Warspot.ru
    Бой двух фрегатов борт к борту.
    vallejogallery.com

    В отчаянии Декейтер приказал ещё раз свалиться, причём сделал это очень резко, не заботясь о возможной поломке мачт. К счастью, они выдержали. Но «Эндимион» без труда повторил манёвр противника, да ещё и врезал ему продольный залп в корму. В 19:58 огонь с «Президента» прекратился, и янки начали подавать какие-то сигналы фонарём. Посчитав, что Декейтер решил сдаться, Хоуп приказал убрать паруса и лёг в дрейф. Однако американцы, отойдя на расстояние 800 ярдов (731,5 м), вдруг подняли все паруса и взяли курс на восток, в очередной раз пытаясь сбежать. «Эндимион» не пошёл в преследование сразу же, поскольку занимался заменой парусов. Странно, что Хоуп, увидавший, по его словам, сигнал о сдаче, не спустил шлюпку с абордажной партией. Вполне возможно, что противник действительно нанёс «Эндимиону» повреждения в рангоуте и такелаже, и британцы решили заменить разбитые и разорванные части.

    Скорость «Президента» уже была никакой. К 23:15 «Помон», догнавший рейдера на 5,5 узлах, без проблем сблизился с расстрелянным «американцем» и дал залп ему в левую раковину. «Президент» не ответил, привёлся к ветру, и Декейтер прокричал в рупор, что сдаётся. Однако Картерет не разобрал слов, развернулся и всадил в противника ещё один бортовой залп. В этот момент к месту боя подошли «Тенедос» и сменивший паруса «Эндимион». Декейтер, понимая невозможность дальнейшего сопротивления, в рупор крикнул: «Американский фрегат «Президент» сдаётся!». С «Тенедоса» спустили шлюпки, и совсем скоро кэптен Паркер принял капитуляцию. В 23:40 к борту «Президента» подошли баркасы и с «Помон», разделив радость победы с моряками «Тенедоса».

    Весь бой продолжался 12 часов. На «Эндимионе» десять человек были убиты и 14 ранены. Потери американцев были гораздо более значительными: 35 убитых и 70 раненых из 469 членов экипажа. Супер-фрегат был отведён на Бермудские острова. Позже Адмиралтейство выкупило его в собственность Роял Неви.

    Сергей Махов
    /
    Слуга двух господ: становление шпиона
    Карьерный взлёт и политические игры бригадного генерала Джеймса Уилкинсона, одного из самых известных американских предателей
    • до XX века
    • персоналии
    • США

    Выводы

    Позволим себе сделать несколько выводов по этому бою. Прежде всего, «Маджестик» оказался слишком тихоходен при слабых ветрах и не смог поддержать дивизион своими 32-фунтовками. Но это и логично — «Маджестик» был перестроен из 74-пушечника и имел довольно полные обводы (соотношение ширины к длине 1:3.5, тогда как у «Президента» этот параметр составлял 1:4, а у «Эндимиона» — 1:3,8). Кроме того, не стоит забывать об осадке. У 58-пушечника глубина интрюма была равна 20 футам 6 дюймам (у «Президента» — 13 футов 11 дюймов, у «Эндимиона» — 15 футов 8 дюймов). При слабом порывистом ветре «Маджестик» зарывался в волну и своей массой тормозил сам себя, поэтому в бою на первый план вышел более сбалансированный «Эндимион».

    Британский 40-пушечник провёл бой великолепно. «Эндимион» превзошёл противника по всем параметрам, показав лучшую скорость, лучшую манёвренность, лучшую стрельбу и лучшую тактику, нежели Декейтер и его корабль. В очном поединке британский «слон» оказался сильнее и более подготовленным, чем американский. Хоуп чётко определил слабые стороны хамфрисовского фрегата, бил почти исключительно в корму и заставил противника потерять и манёвренность, и скорость.

    ​Карронада на верхней палубе 44-пушечного хамфрисовского фрегата. wikimedia.org - Конец «Президента» | Warspot.ru
    Карронада на верхней палубе 44-пушечного хамфрисовского фрегата.
    wikimedia.org

    Американские историки часто высказывают мнение о «нечестной победе», но почему-то забывают, что от шторма 13–14 января пострадал не только «Президент», но и «Эндимион». В частности, фок- и бизань-мачта на «британце» были фальш-мачтами, установленными после окончания непогоды. То есть «Эндимион» переиграл хамфрисовского «слона», будучи «инвалидом». Не стоит забывать, что слова Декейтера о сильном повреждении киля никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть, ведь именно корму и квартердек буквально изрешетили ядра «Эндимиона».

    Ну и на закуску информация для любителей теорий заговоров и мировой закулисы. Существует два отчёта Декейтера о бое. Один был написан 17 января 1815 года, а другой появился в печати по возвращении капитана из плена. Два эти отчёта разнятся в описании повреждений во время посадки «Президента» на мель. В первом просто сообщается, что сели на мель тогда-то, сошли с неё тогда-то и «получили несущественные повреждения в районе килевой балки». Во втором показано бедственное положение корабля, описывается, как моряки вырвались с песчаного бара, оставив там руль, как волны полтора часа били в корпус, расшатывая его, как мачты опасно скрипели и как ослабли их крепления. Проснулась ли в Декейтере память во время написания второго отчёта или он просто решил себя оправдать — это пусть каждый решает сам. В пользу второго утверждения говорит ещё один факт: после боя англичане осматривали подводную часть супер-фрегата и не обнаружили каких-либо повреждений киля и подводной части после посадки корабля на бар около Сэнди Хук.

    Захваченный фрегат после ремонта вошёл в состав Роял Неви, а в марте 1818 года был списан из флота. По его образу и подобию в 1829 году англичане построили новый 50-пушечный фрегат «Президент», который отметился участием в Крымской войне и неудачным нападением на Петропавловск-Камчатский в 1854 году.

    Сергей Махов
    /
    Властелины Великих Озёр
    Осенью 1813 года американцы выиграли битву на озере Эри. Но развить этот успех и выбить англичан из Верхней Канады у них не получилось
    • флот
    • США
    • Великобритания
    • XIX век
    Сергей Махов
    /
    Вояж «Эссекса»
    Рейд американского фрегата в разгар Англо-американской войны 1812–1815 годов и недостатки карронад в дальнем бою
    • флот
    • США
    • Великобритания
    • XIX век
    Сергей Махов
    /
    Французский подарок американским патриотам
    Чесапикское сражение 1781 года между англичанами и французами коренным образом изменило ход войны за независимость США
    • до XX века
    • США
    • Франция
    • Великобритания

    Литература:

    1. Andrew Lambert. The Challenge: Britain Against America in the Naval War of 1812. — Faber and Faber, 2012.
    2. Theodore Roosevelt. The Naval War of 1812. — New York, G.P. Putnam's Sons, 1882.
    3. Faye Kert. The Fortunes of War: Commercial Warfare and Maritime Risk in the War of 1812. — Northern Mariner. — 1998. — Vol. 8.
    4. Marc Drolet. The North American Squadron of the Royal Navy, 1807-1815. — McGill University, 2003.

    Сергей Махов

    Испытание миром на Warspot.ru
    Испытание миром
    Крейсерство адмирала де Сюффрена на Warspot.ru
    Крейсерство адмирала де Сюффрена
    На страже солдатского здоровья на Warspot.ru
    На страже солдатского здоровья
    Поделиться
    • 8
    • 80
    • 23
    • Статьи по теме
    • Комментарии (12)
    Несостоявшийся флот Конфедерации: пароходофрегаты на Warspot.ru
    Несостоявшийся флот Конфедерации: пароходофрегаты
    Несостоявшийся флот Конфедерации: клиперы на Warspot.ru
    Несостоявшийся флот Конфедерации: клиперы
    Несостоявшийся флот Конфедерации: «китайская» флотилия на Warspot.ru
    Несостоявшийся флот Конфедерации: «китайская» флотилия
    Первый башенный броненосец Европы на Warspot.ru
    Первый башенный броненосец Европы
    • Статьи по теме
    • Комментарии (12)
    Неизвестный
    wargamming.net © 2014 — 2021 Warspot English
    • Все авторы
    • Все теги
    • Правила
    • Как стать автором
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    • Карта сайта
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google