Джошуа Хамфрис вошёл в историю как «отец американских ВМС». В 1797–1800 годах он построил шесть фрегатов, которые составили ядро флота США во время англо-американской войны 1812–1815 годов. Самым «младшим» из них был фрегат «Президент», попытавшийся в январе 1815 года прорвать британскую блокаду Нью-Йорка и закончивший свои дни в рядах Роял Неви.
Противостояние на море
18 июня 1812 года, незадолго до вторжения Наполеона в Россию, началась война между Великобританией и США. С одной стороны, её причиной стали действия английских военных кораблей, которые захватывали американские торговые суда со стратегическими товарами, а самих американских моряков насильно вербовали во флот. С другой стороны, США хотели под звуки англо-французского противостояния захватить британскую Канаду.
Война эта в большей степени велась на море, несмотря на то, что силы противников были просто несопоставимы: американцы имели всего восемь фрегатов, три корвета, два шлюпа, три брига и четыре шхуны, тогда как у Роял Неви одних только линкоров в строю было более 120 единиц. Справедливости ради отметим, что бо́льшая часть линейных кораблей и фрегатов Его Величества занималась блокадой европейских вод в рамках противостояния с Наполеоном, поэтому для действий в Америке англичане смогли выделить лишь крохи своего флота. Однако дисбаланс всё равно был очень велик.
Американцы сделали ставку на крейсерскую войну, полагаясь на свои мощные 24-фунтовые (то есть вооружённые 24-фунтовыми пушками) фрегаты, построенные кораблестроителем Джошуа Хамфрисом. Одним из них был 44-пушечный фрегат «Президент», спущенный на воду весной 1800 года. Он нёс на опердеке тридцать два 24-фунтовых орудия, а на надстройках — двадцать две 42-фунтовые карронады и одну 18-фунтовую пушку. Как видим, несмотря на то, что фрегат имел класс 44-пушечного, в реальности он нёс 55 орудий. При хорошем попутном ветре он развивал скорость до 13 узлов, и ни один линейный корабль, как и большинство стандартных британских 18-фунтовых фрегатов, не мог за ним угнаться.
При этом основной калибр в 24 фунта — это явно линкорный вариант. Такое сочетание орудийной мощи и скорости стало для англичан тяжёлым испытанием. В нескольких боях менее вооружённые британские фрегаты потерпели серию поражений и были захвачены или потоплены американцами. Однако к 1814 году англичане стянули к побережью США мощные силы, в том числе несколько таких же быстроходных и сильно вооружённых фрегатов. Из их числа стоит выделить противника «Президента» в предстоящем бою — 40-пушечный фрегат «Эндимион», вооружённый двадцатью шестью 24-фунтовыми пушками на опердеке, восемнадцатью 32-фунтовыми карронадами на надстройках и двумя 9-фунтовками на баке.
Именно о дуэли этих кораблей и пойдёт речь.
Блокада
К концу 1813 года англичане плотно заблокировали побережье США. Однако нескольким американским фрегатам всё же удалось вырваться в открытый океан и устроить панику на английских коммуникациях.
В частности, «Президент» под командованием капитана Стивена Декейтера, стоявший на тот момент в Нью-Йорке, в первый раз попытался вырваться из гавани Нью-Йорка 13 декабря 1814 года. Вместе с ним в крейсерство должны были идти 22-пушечный шлюп «Пикок», 20-пушечный «Хорнет» и 12-пушечная шхуна «Томас Боулайн». Но попытка оказалась неудачной: отряд сразу же напоролся на блокирующую эскадру Джона Хейса в составе 58-пушечного «Маджестика» (срезанный из 74-пушечного линейного корабля фрегат с 32-фунтовыми пушками), 40-пушечного «Эндимиона», 44-пушечного «Помона» и 38-пушечного «Тенедоса».
Против заблокированных в Нью-Йорке американских кораблей англичане выставили цвет своего флота. Джон Хейс, участник эвакуации с острова Вальхерен в 1809 году и захвата Гваделупы в 1810 году, получил прозвище Великолепный (Magnificent) в 1812 году, когда командовал одноимённым 74-пушечником «Манифисент». Его корабль попал в жесточайший шторм у скал Баскью-Роадс недалеко от острова Олерон и Ла-Рошели. Корабль потащило на скалы, но Хейс филигранным манёвром сумел избежать катастрофы и спас линкор. Кэптен Генри Хоуп, командир «Эндимиона», участвовал во многих боях и конвойных операциях в 1809–1812 годах, а позже стал советником по флоту при Его Величестве. Гайд Паркер, командир «Тенедоса», сын адмирала Паркера, современника Нельсона и лорда Сент-Винсента, участвовал в захвате Кейптауна в 1804 году, нападении на Копенгаген в 1807 году и в англо-американской войне с самого её начала. Филипп Картерет, командир фрегата «Помон», голландец по рождению, эвакуировался с Вальхерена, организовывал блокаду Булони в 1811 году, а особенно прославился в ходе многочисленных крейсерств в Бискайском заливе в 1812 году. В общем, дивизион Хейса состоял из лучших кораблей под командованием лучших капитанов Роял Неви. Они горели желанием отомстить за британские фрегаты «Герьер», «Македониэн» и «Ява», потерянные в результате действий американских кораблей. И такой случай им представился.
Погоня
13 января 1815 года у Нью-Йорка разыгрался шторм. Блокирующую эскадру Хейса отнесло от мелей Сэнди Хук. Декейтер решил воспользоваться ненастьем и выйти из гавани с крепким вест-норд-вестом. Но дело не задалось с самого начала: Декейтер не учёл сноса корабля при столь сильном ветре, и фрегат налетел на песчаный бар, где и застрял на полтора часа, раскачиваемый волнами. Наконец «Президент» всё же смог сняться с мели и продолжить плавание. Американские историки раз за разом утверждают, что эта авария имела ужасные последствия, корабль повредил киль и именно это происшествие привело к его захвату противником. Так ли было на самом деле?
Если судить по отчёту Декейтера, пострадал не киль, а руль, однако к 1:30 ночи 15 января все повреждения удалось исправить. В самом деле, в парусную эпоху посадка фрегата или корабля на песчаные отмели была обычным делом. Скажем, 74-пушечный «Каллоден» Трубриджа с началом сражения при Абукире вылетел на отмель, что не помешало ему потом сняться, принять участие в добивании противника, да ещё и преследовать уходящие корабли де Вильнёва. Влияло ли повреждение киля или руля на ходовые качества? Ответ очевиден: никак не влияло. На манёвренность? Да, влияло, но, согласно отчёту того же Декейтера, руль был отремонтирован.
Итак, «Президент» вышел на большую воду. Хейс предполагал, что американцы попытаются воспользоваться непогодой и пойдут в море. Едва ветер сменился на северо-западный, как британский дивизион на всех парусах двинулся к Сэнди Хук и обнаружил там 44-пушечник. Декейтер, заметив противника достаточно близко от себя, взял курс на зюйд-вест, миновал отряд Хейса на расстоянии двух миль и постарался от него оторваться. Британцы бросились в погоню. «Маджестик» даже произвёл несколько залпов из погонных пушек, но расстояние было слишком велико. При слабом, иногда порывистом ветре «Президент» уходил на скорости 6 узлов.
Оговоримся, что в статье приводятся усреднённые скорости кораблей, рассчитываемые по расстоянию, пройденному за определённое время. Скажем, по «Эндимиону» есть подробные данные в отчёте Хоупа, где сказано, что он в погоне за «Президентом» прошёл 78 миль за десять с половиной часов. Отсюда мы узнаём среднюю скорость — 7,4–7,5 узлов. Вполне вероятно, что на каких-то отрезках пути корабли шли медленнее, на каких-то быстрее, однако будем оперировать средним значением.
Из английского отряда вперёд вышел «Эндимион». Этот фрегат был очень быстр не только при сильных ветрах в фордевинд, но и при слабом бризе. За счёт дифферента на корму «Эндимион» не резал волну, а всходил на неё, беспрепятственно набирая скорость, и в результате смог дать 7,5 узлов. Кэптен Хоуп оставил «Маджестик», «Помон» и «Тенедос», выжимавшие всего 5–5,5 узлов, и пошёл в отрыв.
К 13:00 британский фрегат был всего двух милях от «Президента». Декейтер, видя это, приказал вылить за борт питьевую воду. «Эндимион» неумолимо приближался. За борт полетели якоря, запасы рангоутного дерева, шлюпки и другой груз. «Эндимион» не отставал. Наконец, для лучшего поддержания формы парусов Декейтер приказал непрерывно их смачивать. В результате скорость американского 44-пушечника возросла до 6,5 узлов, однако англичанин давал на узел больше.
В 14:00 «Президент» на расстоянии 800 ярдов (731,5 м) открыл огонь из ретирадных орудий. Хоуп приказал стрелять только через полчаса, когда расстояние сократилось до 700 ярдов (640 м). В 14:39 ядро с американского фрегата пробило левый фока-лисель «Эндимиона» и разбило баркас на спардеке. «Британец» чуть отстал, но вскоре опять начал сближение. В 17:00 противников разделяло всего 100 ярдов (91,5 м). Стало понятно, что боя не избежать.
Бой
Огонь по такелажу не давал никакого выигрыша «американцу» — «Эндимион» не отставал. Раз в две минуты погонные орудия «англичанина» давали залп в корму «Президента». Хоуп приказал своим канонирам бить в корпус, надеясь повредить рули и нарушить ходовые качества хамфрисовского «слона». На дистанции 75 ярдов (68,5 м) моряки «Эндимиона» убрали лисели и топсели, и теперь фрегаты шли с одинаковой скоростью, методично ведя огонь по корме противника. Декейтер был вынужден свалиться под ветер, чтобы попытаться дать бортовой залп в нос британцу, но Хоуп упредил манёвр своего визави, и теперь корабли шли параллельно друг другу.
Британские морские пехотинцы открыли беспокоящий мушкетный огонь с марсов. «Эндимион» выиграл ветер, и его 24-фунтовки ударили в район ватерлинии «Президента». В 18:20 английский фрегат взял на полрумба левее и по касательной медленно сближался с кораблём янки. В 18:45 Декейтер, опасаясь абордажа, отвернул от противника и получил продольный залп в многострадальную корму. Опять был отстрелен руль, и на некоторое время хамфрисовский фрегат стал беспомощным. Повреждение удалось исправить к 19:10, а через пять минут «Президент» дал залп, в результате которого был сбит один из лиселей и перебит грота-брас противника, а также повреждена шлюпка. В ответ «Эндимион» с максимальной скорострельностью произвёл один за одним три бортовых залпа, после которых американцы потеряли восемь орудий и замолчали до 19:25.
В отчаянии Декейтер приказал ещё раз свалиться, причём сделал это очень резко, не заботясь о возможной поломке мачт. К счастью, они выдержали. Но «Эндимион» без труда повторил манёвр противника, да ещё и врезал ему продольный залп в корму. В 19:58 огонь с «Президента» прекратился, и янки начали подавать какие-то сигналы фонарём. Посчитав, что Декейтер решил сдаться, Хоуп приказал убрать паруса и лёг в дрейф. Однако американцы, отойдя на расстояние 800 ярдов (731,5 м), вдруг подняли все паруса и взяли курс на восток, в очередной раз пытаясь сбежать. «Эндимион» не пошёл в преследование сразу же, поскольку занимался заменой парусов. Странно, что Хоуп, увидавший, по его словам, сигнал о сдаче, не спустил шлюпку с абордажной партией. Вполне возможно, что противник действительно нанёс «Эндимиону» повреждения в рангоуте и такелаже, и британцы решили заменить разбитые и разорванные части.
Скорость «Президента» уже была никакой. К 23:15 «Помон», догнавший рейдера на 5,5 узлах, без проблем сблизился с расстрелянным «американцем» и дал залп ему в левую раковину. «Президент» не ответил, привёлся к ветру, и Декейтер прокричал в рупор, что сдаётся. Однако Картерет не разобрал слов, развернулся и всадил в противника ещё один бортовой залп. В этот момент к месту боя подошли «Тенедос» и сменивший паруса «Эндимион». Декейтер, понимая невозможность дальнейшего сопротивления, в рупор крикнул: «Американский фрегат «Президент» сдаётся!». С «Тенедоса» спустили шлюпки, и совсем скоро кэптен Паркер принял капитуляцию. В 23:40 к борту «Президента» подошли баркасы и с «Помон», разделив радость победы с моряками «Тенедоса».
Весь бой продолжался 12 часов. На «Эндимионе» десять человек были убиты и 14 ранены. Потери американцев были гораздо более значительными: 35 убитых и 70 раненых из 469 членов экипажа. Супер-фрегат был отведён на Бермудские острова. Позже Адмиралтейство выкупило его в собственность Роял Неви.
Выводы
Позволим себе сделать несколько выводов по этому бою. Прежде всего, «Маджестик» оказался слишком тихоходен при слабых ветрах и не смог поддержать дивизион своими 32-фунтовками. Но это и логично — «Маджестик» был перестроен из 74-пушечника и имел довольно полные обводы (соотношение ширины к длине 1:3.5, тогда как у «Президента» этот параметр составлял 1:4, а у «Эндимиона» — 1:3,8). Кроме того, не стоит забывать об осадке. У 58-пушечника глубина интрюма была равна 20 футам 6 дюймам (у «Президента» — 13 футов 11 дюймов, у «Эндимиона» — 15 футов 8 дюймов). При слабом порывистом ветре «Маджестик» зарывался в волну и своей массой тормозил сам себя, поэтому в бою на первый план вышел более сбалансированный «Эндимион».
Британский 40-пушечник провёл бой великолепно. «Эндимион» превзошёл противника по всем параметрам, показав лучшую скорость, лучшую манёвренность, лучшую стрельбу и лучшую тактику, нежели Декейтер и его корабль. В очном поединке британский «слон» оказался сильнее и более подготовленным, чем американский. Хоуп чётко определил слабые стороны хамфрисовского фрегата, бил почти исключительно в корму и заставил противника потерять и манёвренность, и скорость.
Американские историки часто высказывают мнение о «нечестной победе», но почему-то забывают, что от шторма 13–14 января пострадал не только «Президент», но и «Эндимион». В частности, фок- и бизань-мачта на «британце» были фальш-мачтами, установленными после окончания непогоды. То есть «Эндимион» переиграл хамфрисовского «слона», будучи «инвалидом». Не стоит забывать, что слова Декейтера о сильном повреждении киля никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть, ведь именно корму и квартердек буквально изрешетили ядра «Эндимиона».
Ну и на закуску информация для любителей теорий заговоров и мировой закулисы. Существует два отчёта Декейтера о бое. Один был написан 17 января 1815 года, а другой появился в печати по возвращении капитана из плена. Два эти отчёта разнятся в описании повреждений во время посадки «Президента» на мель. В первом просто сообщается, что сели на мель тогда-то, сошли с неё тогда-то и «получили несущественные повреждения в районе килевой балки». Во втором показано бедственное положение корабля, описывается, как моряки вырвались с песчаного бара, оставив там руль, как волны полтора часа били в корпус, расшатывая его, как мачты опасно скрипели и как ослабли их крепления. Проснулась ли в Декейтере память во время написания второго отчёта или он просто решил себя оправдать — это пусть каждый решает сам. В пользу второго утверждения говорит ещё один факт: после боя англичане осматривали подводную часть супер-фрегата и не обнаружили каких-либо повреждений киля и подводной части после посадки корабля на бар около Сэнди Хук.
Захваченный фрегат после ремонта вошёл в состав Роял Неви, а в марте 1818 года был списан из флота. По его образу и подобию в 1829 году англичане построили новый 50-пушечный фрегат «Президент», который отметился участием в Крымской войне и неудачным нападением на Петропавловск-Камчатский в 1854 году.
Литература:
- Andrew Lambert. The Challenge: Britain Against America in the Naval War of 1812. — Faber and Faber, 2012.
- Theodore Roosevelt. The Naval War of 1812. — New York, G.P. Putnam's Sons, 1882.
- Faye Kert. The Fortunes of War: Commercial Warfare and Maritime Risk in the War of 1812. — Northern Mariner. — 1998. — Vol. 8.
- Marc Drolet. The North American Squadron of the Royal Navy, 1807-1815. — McGill University, 2003.
Комментарии к данной статье отключены.