Среди народов древности кельты, или галлы, славились своей воинственностью и тягой к странствиям. Они широко расселились в западной и центральной части Европы, от Британских островов до долины Дуная. Перейдя через Альпы, галлы заняли северную Италию, изгнав населявшие её ранее народы. Им удалось разбить римскую армию, захватить и разграбить сам Рим. На протяжении двухсот лет они были самыми опасными врагами римлян. Римский страх перед галлами был настолько велик, что закон предписывал на случай войны с ними призывать в армию даже стариков и калек. Впоследствии галльские орды наводнили Македонию и Грецию, разграбили Дельфийский храм Аполлона, а затем переправились в Малую Азию. В качестве наёмников галлы служили во многих армиях того времени, принимали участие в основных войнах, и даже их враги признавали их отчаянную храбрость на поле боя.
Греческие и римские авторы оставили нам довольно подробные описания внешнего вида галльских воинов, используемую ими военную тактику и боевые приёмы. Греческий историк и географ Страбон, живший в конце I века до н. э., писал о них так:
«Всё галльское племя помешано на войне, отличается отвагой и быстро бросается в бой; впрочем оно простодушно и незлобливо… Кто бы, когда и где ни пожелал бы под любым случайным предлогом раздражить галлов, найдёт их готовыми встретить опасность… Что же касается их силы, то она зависит отчасти от крупного физического сложения, а частью обусловлена их многочисленностью… Галльское оружие соответствует их большому росту: длинный меч, висящий на правом боку, длинный прямоугольный щит в соответствии с ростом и “мандарис” (matara) — особый род дротика. Некоторые галлы употребляют также луки и пращи».
Это описание дополняет его современник Диодор Сицилийский:
«На войну они ведут с собой и свободных слуг, которых набирают из бедняков и используют в сражениях как возничих или оруженосцев… Выстроившись к бою, галлы имеют обыкновение выходить перед строем и вызывать храбрейших из противников на поединок, потрясая оружием и устрашая врагов… Некоторые из них презирают смерть настолько, что устремляются навстречу опасностям обнажёнными, в одном только поясе. Убитым врагам они отрубают головы и вешают их на шеи своих коней, а окровавленные доспехи врагов передают слугам и увозят военную добычу, распевая боевые песни и победный гимн».
В новом интерактивном проекте Warspot предлагаем ознакомиться с реконструкцией внешнего вида, оружия и защитного снаряжения галльского воина I века до н. э., составленной на основе описаний античных авторов и археологических находок.
Вооружение и части снаряжения кельтских воинов обозначены значками-маркерами. Чтобы ознакомиться с историей и описанием интересующего элемента, наведите курсор на соответствующий маркер и щёлкните по нему.
Шлем
Наиболее известной и широко распространённой моделью галльских шлемов были монтефортины. Название происходит от галльского могильника в провинции Фермо на востоке Италии, где шлемы, относящиеся к этому типу, были впервые обнаружены в большом количестве. Эти находки относятся к периоду между второй половиной IV века до н. э. и началом III века до н. э., когда жившие к югу от устья реки По галлы-сеноны были окончательно покорены римлянами, а затем вовсе изгнаны ими из Италии. Ввиду простоты своей формы и в то же время высоких защитных свойств монтефортины нашли широкое применение у соседей галлов — этрусков, а затем и у римлян, которые продолжали выпускать их различные модификации вплоть до начала I века н. э.
Форма такого шлема представляет собой высокий цельный купол с характерным навершием, выполненным в форме шишки. Единым целым с куполом был напоминающий небольшой козырёк назатыльник, предназначенный для защиты шеи, а также утолщённый нижний край шлема, которому придавали характерную форму витого орнамента. Для защиты лица и скул с боковых сторон к ободу шлема на заклёпках крепились небольшие нащёчники, как правило, подтреугольной формы. Шлемы из сенонских могильников обычно полностью выкованы из железа и лишь изредка из бронзы. Шлем украшался плюмажем из перьев или конского хвоста. Для его крепления на макушке шлема монтировался железный держатель. Другим украшением были чеканные накладки из бронзы и золота с аппликациями из кораллов и эмали. Роскошно украшенные таким образом шлемы из Агриса (Франция) или Каносы ди Пулья (Италия), скорее всего, принадлежали вождям или правителям.
Два новых типа галльских шлема появились во второй половине II — I веке до н. э. По сходству конструкции их иногда объединяют в общий тип Ажен-Порт. Форма шлема представляет собой глубокий котелок с вертикальными стенками, нижняя часть которого расширяется в широкие поля для защиты лица и шеи. В то время как в шлемах, найденных в центральной и юго-западной Франции и Швейцарии, поля образуют единое целое с куполом, в шлемах восточноевропейского происхождения козырёк для защиты лица и назатыльник для защиты шеи, подчас имевший довольно большие размеры, делались приставными и крепились к куполу шлема при помощи заклёпок. Общая характерная черта шлемов Ажен-Порт — рельефное ребро жёсткости, проходящее в 2–3 см выше края и полностью опоясывающее купол шлема. Для защиты лица с боков к куполу шлема на шарнирах подвешивались нащёчники, форма которых характерна для италийских и греческих аналогов этого времени.
По сообщению Диодора Сицилийского, галлы украшали шлемы рогами, выступающими протомами птиц или зверей, благодаря которым носившие их воины казались выше. Шлемы, украшенные рогами, изображены на римской триумфальной арке из Оранжа, датируемой второй половиной I века до н. э. или началом I века н. э. Пример археологических находок подобных украшений — шлем из Беттерси (Великобритания) с изображением рогов, а также шлем из Кьюмешти (Румыния) с изображением птицы.
Кольчуга
Наиболее известным доспехом у галлов была кольчуга, само изобретение которой римский автор Варрон приписывал галльским мастерам. О ношении галлами кольчуги в бою сообщает целый ряд античных авторов. Существуют бронзовые статуэтки и рельефные изображения кольчуг, наиболее знаменитым из которых является фриз с галатскими трофеями из Пергама середины II века до н. э., а также статуя из Вашера (Франция), изображающая облачённого в кольчугу юношу. Эта статуя относится ко второй половине I века до н. э. — началу I века н. э.
Наиболее древней археологической находкой кольчуги являются два фрагмента из погребения кельтского вождя в Кьюмешти (Румыния), которое датируется III веком до н. э. Один из фрагментов состоит из чередующихся рядов соединённых встык и штампованных колец, другой, помимо штампованных, включает также заклёпанные кольца. Диаметр колец всех типов составлял примерно 8 мм. На первом фрагменте обнаружены остатки бронзовой пряжки, судя по параллелям в изобразительном искусстве, применявшейся для соединения лопастей наплечников. Оба фрагмента могут относиться к различным частям одного доспеха. Кроме кольчуги из Кьюмешти известны находки фрагментов доспеха на территории Румынии, Венгрии и Украины, датируемые III–I веками до н. э. На западе Европы подобные находки встречаются реже и датированы более поздним временем.
Изображения свидетельствуют, что галльские кольчуги, как и современные им римские, по своему покрою копировали форму льняного панциря. По длине подол кольчуги достигал примерно середины бёдер. Кольчуга не имела рукавов и снабжалась отдельным наплечником, лопасти которого скреплялись на груди бронзовой пряжкой или крючком. Скорее всего, кольчужный наплечник изнутри подшивался кожей, в противном случае он едва ли смог бы держать свою форму. Вопрос о том, надевалась ли кольчуга на мягкую поддоспешную одежду, наподобие римского торакомаха, остаётся спорным.
Судя по античным описаниям, кольчуги, как и другие доспехи, у галлов встречались достаточно редко и были атрибутом лишь самых знатных воинов. Большинство галлов шло в бой вовсе без доспеха, защищаясь лишь деревянным щитом. Античные источники неоднократно описывали галльский обычай устремляться навстречу опасностям полностью обнажёнными, в одном только поясе. Возможно, этот обычай имел ритуальное значение, связанное с тем, что воин, отказываясь от доспехов и одежды, таким образом отдавал себя под защиту божественных сил.
Щит
Павсаний, писавший о вторжении кельтов (галатов) в Грецию в 279 году до н. э., отмечал, что единственная их защита состояла из большого щита. Доспехов, прикрывающих тело, галаты не носили. Его слова — преувеличение, однако на их основании можно предположить, что доспехи у галатов действительно встречались редко даже среди вождей и знатных воинов. Форма щита у галлов на взгляд греков также была необычной. Диодор Сицилийский описывает их следующим образом:
«Щиты [у галатов] высокие, в человеческий рост, с особыми украшениями, на некоторых из них выступают также искусно изготовленные медные изображения животных не только для красоты, но и для большей надёжности».
Греческий термин, который использовался для обозначения галатского щита у Диодора, Павсания, Страбона и других авторов, — фирея (θυρεός) — в буквальном смысле означал входную дверь из-за сходства размеров и формы.
Этому описанию соответствует большое количество изображений щитов на скульптурах, монументальных рельефах, фресках, монетах и статуэтках, изображающих галатских воинов. На представленной выше скульптуре галльского воина из южной Франции, датируемой II веком до н. э., высота щита, установленного на землю, достигает груди стоящего позади него воина. Сам щит по своей конструкции весьма напоминает современный ему римский скутум. Особенностью такого щита была единственная рукоять в центре, за которую воин держал щит в бою. Рукоять представляла собой простую горизонтальную перекладину. Чтобы кисть могла свободно её удерживать, в центре щита делалось круглое отверстие, которое снаружи закрывалось деревянным веретенообразным умбоном. Умбон был изнутри выдолблен, снаружи его полость защищалась горизонтальной железной полоской. В более поздних экземплярах железные поля умбона приобрели сходство с крыльями бабочки.
Археологические находки включают несколько фрагментов из Латенского озера (Швейцария) и 131 щит и отдельные фрагменты из Хьёртспринга (Дания), относящиеся к IV–III векам до н. э. Последние находки демонстрируют широкое разнообразие форм и размеров щитов. Изготовлены они из древесины дуба. Чтобы щит не щербился от ударов, его обтягивали войлоком или кожей. Как свидетельствует Диодор и другие авторы, лицевая сторона щита ярко расписывалась, а также, возможно, украшалась накладными чеканными фигурами и изображениями. Примерами богатого оформления являются вотивные бронзовые щиты из Беттерси и Витама (Великобритания). Современные реконструкции щитов описанных типов могли весить примерно 6–7 кг, из которых 4 кг приходилось на деревянную основу, 2 кг на кожаную обшивку, а остальное — на металлические детали и украшения.
Меч
В рукопашной схватке галлы сражались длинными мечами, которые Диодор Сицилийский противопоставлял коротким мечам греков и римлян. Полибий сравнивал испанские мечи римлян, которыми те преимущественно кололи, с лишёнными острия галльскими мечами, предназначенными исключительно для рубки. Дионисий Галикарнасский так описывал принятый у варваров способ сражаться:
«…Они то поднимали мечи вверх и наносили удары, наваливаясь всем своим телом подобно каким-то дровосекам или землекопам, то направляли неприцельные удары сбоку, словно намереваясь разрубить вместе с самими доспехами все тело противника».
Широкую известность имеет следующее описание Полибием галльского меча:
«Пригоден только для первого удара, а вслед за тем притупляется и наподобие скребницы искривляется вдоль и поперёк настолько, что второй удар получается слишком слабый, если только воин не имеет времени выправить меч ногою, уперев его концом в землю».
Археологические находки позволяют проверить утверждения античных историков. К настоящему времени известно несколько сотен находок мечей, относящихся к периоду V–I веков до н. э. Наиболее ранние находки, относящиеся к V–III векам до н. э., имеют прямой обоюдоострый клинок с акцентированным остриём и коротким перекрестьем. Длина клинка колебалась от 55 до 65 см. К III веку до н. э. благодаря успехам в технологии железообработки галльские оружейники постепенно научились ковать длинные и прочные клинки, достигающие 80–90 см. Мечи этого времени главным образом были оружием всадников, позволявшим им в бою наносить тяжёлые рубящие удары сверху.
Рентген сохранившихся клинков говорит о них как об оружии высокого качества. Клинок изготавливался путём перековывания перемежающихся друг с другом стальных пластин с высоким и низким содержанием углерода. Как правило, сердцевина меча состояла из металла с низким содержанием углерода, проложенного с обеих сторон пластинами высокоуглеродистой стали. Соседство высоко- и низкоуглеродистых частиц делало меч прочным, устраняя хрупкость, и гибким, лишая мягкости.
Рукояти мечей изготавливались из дерева. Традиционно использовалась Х-образная форма, которая происходила от ранних антенных рукоятей бронзовых мечей Гальштаттского периода. Мечи с такой рукоятью изображены среди галатских трофеев на рельефе из Пергама. Вес меча вместе с рукоятью достигал 1 кг.
Меч галлы носили в ножнах с правой стороны, подвешивая его к поясному ремню на бронзовой, реже железной цепи. Сами ножны изготавливали из двух железных пластин, из которых одна, более широкая, краями охватывала другую. Устье ножен усиливалось накладкой сверху и декоративным окончанием в нижней части.
Копьё
Среди вооружения галлов Страбон перечисляет дротики, который сами они называют «мандарис». «Есть у них, — пишет Страбон далее, — ещё одно деревянное орудие, похожее на “гросф”. Его бросают рукой, а не из петли, и оно летит даже дальше стрелы». Диодор Сицилийский упоминает о копьях,
«которые они называют “ланцеи”, с железными наконечниками длиной в один локоть (45 см) и более, а шириной — чуть менее дипалесты (15,5 см)… Мечи у них не меньше, чем копья у других [народов], а наконечники у копий больше, чем мечи. Некоторые из них выкованы прямыми, а некоторые — извилистыми по всей своей длине, чтобы не только наносить режущую рану, но и разрывать тело и при извлечении копья разрывать рану [ещё более]».
В воинских захоронениях галлов современные археологи находят множество наконечников различных размеров и форм, принадлежавших как дротикам, так и копьям. Обычно они имеют подтреугольную или лавролистную форму, довольно широкую у основания и сужающуюся к острию. Деревянные древки, как правило, не сохраняются, поэтому судить об их размерах довольно сложно. В озере Ла-Тен было найдено три полностью сохранившихся копейных древка, длина которых составляла 2,5 м. Вероятно, речь здесь идёт именно о копьях, поскольку длинное древко плохо приспособлено для метания.
Некоторые из найденных наконечников имеют огромные размеры — до 65 см в длину, — что хорошо подтверждает ранее цитировавшиеся слова Диодора Сицилийского. Большие наконечники «пламенеющей» формы, также описанные греческим историком, обычно встречаются на поздней стадии Латенской культуры. Из-за крупной массивной формы копьями, снабжёнными такими наконечниками, можно с успехом не только колоть, но и рубить, что делает их похожими на прообраз алебарды.
Туника
Диодор Сицилийский пишет:
«Одежду галлы носят замечательную: хитоны, выкрашенные во всевозможные цвета и расшитые; штаны, которые они называют “бракки”; плащи с застёжками, зимой — полосатые, плотные, летом — лёгкие, в частую клетку и пёстрой окраски».
Страбон рассказывает, что вместо хитонов галлы носят рубашки с рукавами, спускающиеся до середины бёдер. Он также упоминает, что у знати эти рубашки расшиты золотом. По сообщению Флавия Вописка, галльский узурпатор Тетрик, которого император Аврелиан вёл в своём триумфе, был одет в жёлто-зелёную тунику, алую хламиду и широкие штаны-бракки.
О внешнем виде и покрое галльских туник можно судить лишь на основании находок более позднего времени. Одна из наиболее важных находок такого рода была сделана в болотах Торсберга в земле Шлезвиг-Гольштейн в 1863 году. Находка предположительно относится к началу IV веку н. э. и включает тунику, штаны и плащ. Туника была сделана из двух кусков шерстяной ткани, сшитых по бокам. Она имела размеры 86–90 см по длине и 52–56 см по ширине. Рукава были приставные, оба 58 см длинной. Шов на рукавах находился сзади. На манжетах имелись разрезы. Изначально туника была окрашена в красный цвет с узором в крупную синюю клетку.
Чтобы получить любимый галлами клетчатый узор ткани, её не обязательно было красить. Ткачи с этой целью использовали шерсть различных цветов: чёрного, тёмно-коричневого и светлого. Для окрашивания использовались природные и минеральные красители. Жёлтый и красно-коричневый цвета получали из шелухи лука, красный из ржавчины, синий из вайды, коричневый из дубового танина. Природные красители были менее яркими, чем современные химические — кроме того, они довольно быстро выгорали на солнце.
Штаны
Наиболее непривычной для греков и римлян деталью галльской одежды были штаны. Обитатели Средиземноморья штанов не носили, не были они известны и европейцам эпохи Железного века. Возможно, штаны пришли к галлам откуда-то с востока, из степей северного Причерноморья, от всадников-кочевников, подолгу проводящих время в седле. Всадникам штаны необходимы для защиты нежной кожи внутренней стороны бёдер от едкого конского пота. С этой целью штаны изготавливались из тонко выделанной кожи или ткались из шерсти.
По словам античных авторов, галлы носили штаны под тунику, а иногда только с плащом. На талии они держались при помощи пояса. Страбон писал, что галлы носят узкие и короткие штаны, наподобие бриджей. Именно так выглядят штаны, которые носят воины на рельефах котелка из Гундеструпа. С другой стороны, греческие и римские изобразительные источники часто показывают галльских пленников, облачённых в широкие штаны полной длины, так называемые бракки. Покрой штанов изображён довольно свободным: висящая ткань собрана вокруг талии и висит складками на боках.
Это изображение контрастирует с археологическими находками из болота в Торсберге (Дания), правда, относящимися к более позднему времени. Найденные здесь штаны первой половины IV века н. э. были довольно узкими, подогнанными под тело. Возможно выбор той или иной модели определялся местом проживания, племенными традициями, модой или личными предпочтениями.
Пояс
Диодор Сицилийский писал, что свои мечи галлы носят на правом боку, на железной или бронзовой цепи. Такие поясные цепи археологи часто находят вместе с ножнами. Их обычная длина — около 0,5 м, на одном конце у них кольцо, а на другом крючок. Одно из звеньев цепи пропускалось через небольшую скобу на тыльной стороне ножен, затем цепь, на которой висел меч, оборачивалась вокруг спины и оба её конца соединялись с кожаным поясом, носившимся на талии. Кольцо на одном конце железной цепи играло, таким образом, роль пряжки, а крючок на другом конце — роль язычка ремня.
Плащ
Галльский плащ назывался «сагум». Его изготавливали из грубой длинноворсной овечьей шерсти. Плащ ткался одним куском на вертикальном станке и имел четырёхугольную форму. Размеры плаща из Торсберга, правда, относящегося к более позднему времени, — 1,68 м в ширину и 2,36 м в длину. Такой плащ надевали, скрепляя его на правом плече бронзовой или железной застёжкой-фибулой. Правая рука при этом оставалась открытой, и воин всегда был готов к защите. По длине полы плаща достигали колен. Такой плащ был универсальной защитой, он защищал воина в непогоду, а ночью на привале воины спали, завернувшись в него, как в одеяло. Даже в бою, плотно скатав и обвязав вокруг груди, его могли носить для дополнительной защиты.
На изобразительных источниках края плащей часто украшены кистями бахромы. В зимнее время плащ могли изнутри подбивать мехом. Ирландские саги раннего средневековья содержат многословные описания одежды, в них фигурируют плащи пурпурного, алого и зелёного цветов. Сохранились упоминания о плащах, украшенных узором в полоску и в клетку, а также об аппликациях из ткани, изготавливавшихся отдельно и затем пришивавшихся к поверхности плаща. Судя по изобразительным источникам, сагум не имел капюшона.
Торквес
Характерной деталью облика галлов был торквес — золотое или бронзовое, реже серебряное ожерелье с концами, расширявшимися в виде печатей, которое они носили на шее. Торквес вошёл в употребление у галлов со второй половины V в. до н. э. Возможно, к ним он пришёл с востока, от кочевых народов, которые также носили подобные украшения.
Обычно торквес представлял собой согнутый дугой цельнометаллический или полый изнутри стержень, концы которого, как правило, роскошно оформленные, почти соприкасались друг с другом. Часто это были роскошные изделия из золота, любимые украшения знати и знак её общественного положения. Позже изготавливались более простые, бронзовые ожерелья с печаткообразными или шарикообразными концами.
В III веке до н. э. торквес считался знаком принадлежности к военному сословию. В битве при Теламоне в 225 году до н. э. торквес носили знатные воины, прославленные своим мужеством и сражавшиеся в первых рядах боевого строя. Торквес, очевидно, имел также какое-то религиозное значение и потому часто изображался в качестве символа божества на его статуях или на культовых предметах. Помимо ожерелья на шее, галлы любили носить золотые браслеты на руках и кольца на пальцах.
Причёска
Диодор Сицилийский рассказывает, что галлы носили длинные волосы, знать брила щёки и отращивала густые вислые усы, а люди попроще носили бороды. Самые интересные сведения он сообщает о причёсках галлов:
«Их волосы русые от природы, этот естественный цвет они стараются усилить ещё более с помощью искусственных средств. Поэтому галлы очень часто моют волосы известковым раствором и зачёсывают их ото лба к макушке и шее, напоминая таким образом видом своим сатиров и панов».
В ирландских сагах нет упоминания об известковом растворе, но есть упоминания о волосах настолько жёстких, что на них можно было накалывать яблоки. У Кухулина, главного героя ирландского эпоса, о волосах говорится, что они были тёмными у самых корней, светлыми на концах и переходного цвета в середине. Такая расцветка может быть результатом использования красителя. Среди изображений галлов этому описанию причёски соответствует терракотовая голова, которая сегодня находится в Каирском музее, а также, возможно, профильное изображение на монете, датируемой серединой I века до н. э.
Стремление заставить волосы выглядеть похожими на вздыбленную гриву восходит к первобытным временам и, возможно, объясняет появление волосяного султана на шлеме. Однако современные косметологи утверждают, что известь плохо влияет на корни волос, приводя к их выпадению и, соответственно, к раннему облысению.
Комментарии к данной статье отключены.