Человека, которому часто везёт, называют счастливчиком. Именно такого прозвища заслуживает командир британской субмарины «Талисман» Майкл Уиллмотт, обладавший талантом попадать в опасные ситуации и на протяжении долгого времени выходить из них с минимальными потерями. Под его командованием лодка участвовала в охоте на немецкие линкоры, высаживала коммандос для ликвидации Эрвина Роммеля, топила вражеские суда и даже становилась целью атаки английских самолётов.
Из резерва в подплав
Майкл Уиллмотт (Michael Willmott) родился в 1909 году в Лондоне. К сожалению, факты о его довоенной биографии довольно скупы. Достоверно известно, что 1 января 1926 года Уиллмотт был зачислен в список резерва Королевского флота в звании мидшипмена (Midshipman — звание, примерно соответствующее гардемарину в Российском императорском флоте). Его знакомство с подплавом, вероятно, началось в 1935 году на Мальте, когда 11 ноября Уиллмотт, уже будучи лейтенантом резерва, был отправлен на плавбазу подлодок «Сайклопс» (HMS Cyclops), прослужил на ней три месяца, после чего был отпущен на «гражданку».
В марте 1937 года он был вновь призван на службу с переводом из резерва в офицерский состав действующего флота. 19 апреля его направили на три месяца на плавбазу подлодок «Долфин» (HMS Dolphin), после чего перевели в Китай на субмарину «Феникс» (HMS Phoenix) из 4-й подводной флотилии. В феврале 1938 года Уиллмотта назначили первым лейтенантом (First Lieutenant — аналог должности старшего помощника на российских субмаринах) на подлодку «Ровер» (HMS Rover) из той же флотилии.
Начало войны Уиллмотт встретил в Гонконге. К тому моменту его вернули обратно на «Феникс» в той же должности. Когда в апреле 1940 года Адмиралтейство начало переброску лодок 4-й флотилии из Китая на Средиземное море, он вместе со своей лодкой совершил переход из Гонконга в Александрию. После этого его перевели с «Феникса» в Англию, где 11 ноября того же года он стал командиром учебной субмарины Н 50.
Весной 1941 года судьба офицера-подводника сделала новый виток. 5 марта Уиллмотт был назначен командиром подлодки «Талисман» (HMS Talisman) многочисленного T-класса. Водоизмещение субмарины достигало 1090/1575 тонн (надводное/подводное), скорость хода — около 16 и 9 узлов соответственно. Наличие целых 10 носовых торпедных аппаратов, 102-мм палубного орудия и зенитных пулемётов делали её одной из самых грозных субмарин своего времени.
«Талисман» вступил в строй флота 29 июня 1940 года. Со своим первым командиром лейтенант-коммандером Френсисом (Philip Stewart Francis) лодка совершила семь боевых походов, но каких-либо успехов не имела. Из ярких моментов её действий в этот период стоит отметить только три: неудачные атаки итальянской субмарины «Энрико Таццоли» (R.SMG. Enrico Tazzoli) и неизвестного танкера, а также участие в операции «Шэмрок» (Shamrock) по захвату французского рыбацкого судна — высадившиеся на него пятеро британских разведчиков должны были наблюдать за движением немецких субмарин у Лориана.
Из Атлантики в Средиземное море
6 марта «Талисман» с новым командиром покинул залив Холи-Лох в Шотландии, чтобы совершить переход в канадский Галифакс. По пути лодка была привлечёна к охоте на немецкие линейные корабли «Шарнхорст» (Scharnhorst) и «Гнейзенау» (Gneisenau), которые действовали в Атлантике против конвоев в рамках операции «Берлин». Для противодействия английский флот был вынужден не только сформировать ударные группы кораблей для поиска вражеской эскадры, но и выделить часть линкоров для сопровождения конвоев.
Вечером 12 марта с «Талисмана» были замечены два больших военных корабля. Уиллмотт опознал их как «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и решил атаковать. Лодка погрузилась и начала сближение с целью. Так жертвами торпед «Талисмана» едва не стали свои же линкоры «Родней» (HMS Rodney) и «Кинг Джордж V» (HMS King George V), но, к счастью для всех участников эпизода, командир лодки вовремя понял, кого собрался атаковать. Спустя 45 минут после обнаружения линкоров подлодка всплыла и идентифицировала себя. Стоит отметить, что Уиллмотт не смог отказать себе в удовольствии перед всплытием совершить учебную атаку на корабли. Этим инцидент и был исчерпан, но впереди у «Талисмана» были новые злоключения.
Рано утром 26 марта «Талисман» достиг Галифакса. На подходе к гавани лодка должна была встретиться с кораблём эскорта — канадской вооружённой яхтой «Оттер» (HMCS Otter). В точке рандеву стоял густой туман и, когда с субмарины смогли разглядеть свой эскорт, подводники поняли, что яхта объята пламенем. В неспокойном море «Талисману» удалось спасти только четверых членов его экипажа, ещё 18 человек были подобраны польским грузовым судном, а 19 погибли. Так печально Галифакс встретил Уиллмотта и его экипаж. Причины катастрофы достоянием общественности так и не стали.
Подлодка задержалась в Канаде на три месяца. Два раза она выходила в море, чтобы сопровождать два конвоя на начальном этапе их пути в Англию, и два раза возвращалась обратно. 30 мая, во время эскортирования конвоя SC-32, субмарину привлекли к поиску немецкого тяжёлого крейсера «Принц Ойген», который возвращался во Францию после совместного рейда в Атлантику с линкором «Бисмарк», завершившегося гибелью последнего. После безрезультатных поисков 9 июня «Талисман» вернулся в Галифакс.
В конце июня Уиллмотт получил приказ идти в Средиземное море, чтобы стать частью 1-й подводной флотилии, базировавшейся на Александрию. 2 июля лодка совершила переход в порт Сент-Джонс и спустя два дня покинула Канаду, взяв курс на Гибралтар. Переход через Атлантику занял две недели, после чего «Талисман» встал в док на ремонт.
29 июля субмарина покинула Гибралтар. Во время перехода в Александрию Уиллмотт совершил свою первую атаку на Средиземном море. Утром 14 августа «Талисман» находился на позиции в 140 милях к северо-западу от Александрии, когда в 10:40 акустик сообщил о шуме винтов. Уиллмотт поднял перископ и осмотрел горизонт, но не заметил никаких кораблей. Стало понятно, что где-то недалеко под водой находится субмарина. Так как в этом районе не должно было быть подлодок, кроме вражеских, командир «Талисмана» решил выследить и уничтожить противника.
Уиллмотт маневрировал под водой два часа. В 12:53 он выпустил по предполагаемому врагу три торпеды, но не услышал взрывов. Свой промах Уиллмотт объяснил тем, что, несмотря на правильное определение курса и скорости цели, она находилась значительно глубже. После атаки «Талисман» продолжил слежение за противником, пока в 19:27 тот не всплыл. Через пять минут вслед за ним на поверхность поднялся и «Талисман». Уиллмотт приказал расчёту занять место у орудия и начал преследование, периодически теряя цель из виду. В 20:46 «Талисман» сблизился с субмариной до 1000 ярдов, но перед открытием огня отправил запрос световым сигналом по коду союзников. Преследуемая лодка оказалась дружественной. Уиллмотт дал отбой боевой тревоги и взял курс на Александрию.
Только по прибытии на базу выяснилось, что лодкой была английская «Отус» (HMS Otus), которая совершала транспортный рейс на Мальту с грузом авиабензина. На «Талисмане» знали о том, что «Отус» в море, но Уиллмотт считал, что эта лодка находится значительно севернее. Расследование показало, что «Талисман» сильно уклонился от своего маршрута из-за навигационной ошибки, которая вывела его на курс «Отуса». Однако дело замяли, и никто не понёс наказание. Любопытно отметить, что за три дня до этого случая Уиллмотту присвоили очередное звание — лейтенант-коммандер.
Поднять «Весёлого Роджера»!
Свой первый поход в составе 1-й подводной флотилии «Талисман» провёл неудачно.
Уилммотт вышел в море 21 августа, получив приказ действовать в заливе Сирт у Бенгази. Поход длился 17 дней, за время которых подлодка неудачно атаковала торпедами немецкое торговое судно и вела перестрелку с двумя итальянскими вспомогательными тральщиками, один из которых Уиллмотт счёл потопленным. 7 сентября лодка вернулась в Александрию.
20 сентября субмарина снова вышла в поход. На этот раз «Талисман» должен был действовать в Эгейском море. Лодка заняла позицию перед входом в Саронический залив, у южного побережья Аттики, в месте оживлённого вражеского судоходства. Несмотря на то что район патрулирования был незнаком Уиллмотту, он смог добиться успеха.
1 октября субмарина обнаружила и атаковала небольшой конвой — два судна в сопровождении миноносца. Выпустив с расстояния в 2500 ярдов три торпеды, Уиллмотт сразу ушёл на глубину. Спустя две с половиной минуты на «Талисмане» услышали громкий взрыв, который был принят за поражение цели, после чего на лодку посыпались глубинные бомбы. Получив лёгкие повреждения, «Талисман» сумел уйти от преследования. Стоит отметить, что вывод о попадании торпед был неверен. Немецкое судно «Аркадия» (Arkadia) и итальянское «Лауретта» (Lauretta), которые охранялись миноносцем «Либра» (R.N. Libra), не пострадали.
На следующий день у острова Айос-Георгиос «Талисман» обнаружил стоящее на отмели судно. Это был немецкий пароход «Ялова» (Yalova), который пятью днями ранее выбросился на мель после торпедирования субмариной «Тетрарх» (HMS Tetrarch). Уиллмотт решил подождать, надеясь, что сможет атаковать не только «Ялову», но и суда, которые будут снимать его с мели. К полудню 3 октября спасательные работы действительно начались. Субмарина атаковала два спасательных судна торпедами, одна из которых врезалась в берег, а вторая разрушила сидящий на мели «Ялову». После этого Уиллмотт решил сменить позицию и начал патрулировать северные подходы к проливу Кеа.
4 октября в 17:54 с лодки заметили вражеский конвой, который, согласно журналу боевых действий «Талисмана», выглядел так:
«Одно большое судно с двумя дымовыми трубами и маленький танкер или каботажник. Эскорт три эсминца, один идентифицирован, как класса «Мистраль». Авиации сопровождения нет. Выбираю для атаки судно с двумя трубами».
Уиллмотт описал цель как 9000-тонный лайнер, окрашенный в серый или светло-серый цвет, с нарисованным на борту триколором. Командир «Талисмана» предположил, что перед ним румынское или вишистское судно, и решил атаковать. В 18:35 «Талисман» выпустил четыре торпеды, после нырнув на 210 футов. На глубине подводники слышали один взрыв, и после него шум винтов цели затих. В 18:40 началась контратака эскорта, которая длилась полтора часа. За это время эсминцы сбросили на лодку 29 глубинных бомб, но никаких повреждений она не получила. В 21:55 «Талисман» благополучно всплыл в двух милях от места атаки.
Уиллмотт оказался прав: он атаковал французский лайнер «Теофиль Готье» (Théophile Gautier) на 8194 брт. Судно с грузом табака шло из порта греческих Салоник в Марсель, и на время перехода до афинского порта Пирей для безопасности присоединилось к немецко-итальянскому конвою. Это не спасло его от гибели. На судне погибло 16 человек, остальных подобрал итальянский эскорт.
Добившись победы, лодка начала возвращаться на базу и по пути встретила ещё одну цель. 7 октября у острова Крит «Талисман» атаковал другой вражеский конвой, состоявший из двух торговых судов под охраной итальянских эсминцев и авиации. К сожалению для Уиллмотта, все торпеды прошли мимо целей, но и контратака кораблей эскорта была так же нерезультативна. 12 октября субмарина пришла в Александрию, по традиции подняв на перископе «Весёлого Роджера» в знак успешного похода.
Цель — Роммель!
После успешного похода в Эгейском море «Талисман» был привлечен к участию в специальных операциях. Англичане готовились к наступлению в Киренаике, чтобы остановить Африканский корпус немцев на пути к Суэцкому каналу и отбросить его обратно в Триполитанию. Перед его началом было принято решение напасть на штаб Эрвина Роммеля силами коммандос, высаженных в тылу у немцев с подводных лодок. Для этой миссии выбрали лодки «Талисман» и «Торбэй» (HMS Torbay). Операция получила название «Флиппер» (Flipper).
20 октября Уиллмотт вывел свою субмарину в море для высадки разведгруппы из четырёх человек у Рас-ель-Хиляля на побережье Ливии. Вечером 24 октября высадку успешно осуществили. «Талисман» пробыл на месте 35 минут для огневого прикрытия на случай обнаружения группы противником, после чего ушел на базу.
10 ноября началась основная фаза операции «Флиппер». «Торбэй» и «Талисман» вышли из Александрии с 28 бойцами коммандос (три офицера и 25 нижних чина) на борту каждая. В ночь с 14 на 15 ноября обе субмарины начали высадку в местечке Хамама в 400 км от линии фронта.
«Торбэй» успешно высадил группу подполковника Джеффри Кийза (Geoffrey Keyes) в полном составе, а вот у «Талисмана» дела шли не так хорошо. В процессе высадки подлодка села на мель, поэтому только одному фолботу (складное парусиновое каноэ) удалось достичь берега. Уиллмотту пришлось покинуть район. Некоторых коммандос смыло за борт волной при посадке лодки на мель, но часть из них смогли подобрать обратно, когда течение вынесло людей подальше в море. Всего с «Талисмана» успели высадиться только подполковник Роберт Лэйкок (Robert Laycock) и семь бойцов его группы.
В результате план операции затрещал по швам. На сушу высадилось чуть более половины коммандос, из которых удалось сформировать только три группы вместо четырёх по плану. Лэйкок с тремя людьми остался охранять место высадки, Кийз повел 25 бойцов в атаку на предполагаемый штаб Роммеля, а лейтенант Рой Кук (Roy Cooke) во главе отряда из шести человек отправился уничтожать радиостанцию возле Сирены.
Операция «Флиппер» не достигла своей цели. Нападение на немецкий штаб окончилось провалом, а большинство коммандос после отступления на берег были взяты в плен, так как бурное море не позволило им вернуться на подлодки. Кроме возникшего форс-мажора с высадкой, операция была плохо подготовлена и со стороны разведки: англичане добились неожиданности, но не знали, что Эрвин Роммель в это время был в Риме.
Любопытно, что упоминание об этой неудаче англичан можно встретить в советской литературе. Так, в своем романе «Барбаросса» о ней писал Валентин Пикуль:
«Была глубокая ночь, когда возле берегов Киренаики всплыли две подводные лодки. Диверсанты-коммандос, зачернив краской лица и ладони, бесшумно высадились на берег. Ворвавшись в штаб корпуса «Африка», англичане перестреляли из автоматов всех немцев, в том числе и… Роммеля!? Окинлек с Черчиллем торжествовали недолго: скоро в Каире стало известно, что Роммеля перепутали с начальником тыла, который ведал доставкой горючего, шортами, мылом и аптеками».
Жаркие деньки
После того, как «Талисман» вернулся из Ливии в Александрию, его экипаж получил недельную передышку. 27 ноября лодка отправилась в новый поход, который по накалу страстей стал самым жарким в её истории. На этот раз Уиллмотт получил приказ действовать в районе Ионических островов и к юго-западу от полуострова Пелопоннес.
Вечером 1 декабря «Талисман» был отвлечён от выполнения основного задания и направлен к Криту для поиска экипажа упавшего в море самолета. 2 декабря в 02:17 лодка пришла на предполагаемое место крушения и дала сигнальную ракету. Поиски длились более часа, но оказались безрезультатными. В 03:30 Уиллмотт ушел из района и продолжил движение на север-запад.
Ночью 5 декабря «Талисман» совершил первую атаку в походе. В 02:56 у острова Китира была замечена немецкая подлодка. Уиллмотт решил атаковать и, сократив расстояние до 1000 ярдов, выпустил за семь минут тремя залпами семь торпед. Спустя три минуты после последнего залпа на «Талисмане» слышали взрыв, но цель осталась невредимой. Торпеда врезалась в берег, а вражеская подлодка изменила курс, прибавила ходу и исчезла из виду. Это была U 371 капитан-лейтенанта Генриха Дривера (Heinrich Driver), которая вышла из Саламина днем 4 декабря на перехват советского танкера, идущего из Черного моря.
Спустя трое суток произошел инцидент, который можно признать одним из самых необычных в карьере «Талисмана». Вечером 8 декабря лодка находилась недалеко от греческого порта Аргостоли. В 21:54 в биноклях верхней вахты неожиданно появился затемненный корабль, который быстро приближался к подлодке. Уиллмотт опознал незнакомца как вражескую субмарину и отдал приказ к атаке. В 21:57 «англичанка» с расстояния 400 ярдов выпустила по противнику три торпеды, но промахнулась. Тогда «Талисман» открыл огонь по цели из палубного орудия и пулеметов с пистолетной дистанции, желая во чтобы то ни стало отправить врага на дно.
Противник оказался «крепким орешком» и пошел на таран, но промахнулся, пройдя в 50 ярдах за кормой британской субмарины. В этот момент Уиллмотт понял, с кем имеет дело — атакованная им подлодка оказалась миноносцем! Поняв, что из охотника превратился в жертву, командир «Талисмана» отдал приказ на срочное погружение, после чего в течение часа на субмарину сыпались глубинные бомбы с разъяренного миноносца. Для англичан и на этот раз все обошлось — кроме нескольких разбитых лампочек, другого ущерба лодка не понесла. Как оказалось, целью «Талисмана» был итальянский миноносец «Орионе» (R.N. Orione), перевозивший бензин из Бриндизи в Аргостоли. Благодаря такой ошибке, «Талисман» вписал себя в историю войны весьма необычным образом, вероятно, став первой субмариной, атаковавшей миноносец артиллерией.
Удача вновь улыбнулась Уиллмотту 11 декабря, когда лодка находилась на позиции в 60 милях к юго-западу от острова Схиза. В 16:15 акустик доложил о шуме винтов. Командир в перископ заметил большое судно в сопровождении эсминца. Он оценил его в 15 000 тонн и отметил, что силуэт схож с итальянским лайнером «Вулкания» (Vulcania). Цель быстро приближалась. В 16:22, когда расстояние сократилось до 2300 ярдов, Уиллмотт выпустил четыре торпеды и спустя две минуты наблюдал четыре попадания в судно. К огорчению командира лодки, кто-то из торпедистов по ошибке выпустил пятую торпеду, которая ушла в «молоко».
После того, как судно затонуло, последовала контратака эскорта. Эсминец сбросил на лодку 15 глубинных бомб, но они разорвались на безопасном расстоянии. Уиллмотт ошибся в опознании цели: он атаковал и потопил итальянское судно «Калитея» (Calitea) тоннажем 4013 брт, которое сопровождал эсминец «Фреччия» (Freccia).
Так как запас торпед был на исходе, Уиллмотт решил возвращаться на базу. Однако вечером 14 декабря южнее острова Крит «Талисман» ждало еще одно испытание. В 19:52 на расстоянии 800 ярдов был замечен темный объект, похожий на субмарину. Спустя три минуты англичане услышали шумы двух торпед, прошедших рядом с лодкой. Как оказалось, это была итальянская субмарина «Дагабур» (R.SMG. Dagabur), на которой «Талисман» приняли за крейсер!
Несмотря на недавний инцидент с миноносцем, Уиллмотт снова использовал ту же тактику — в 19:56 загрохотало орудие «Талисмана», и англичане зафиксировали прямое попадание в рубку «Дагабура». После этого они видели, как вражеская подлодка стремительно погрузилась с открытыми люками, что позволило Уиллмотту считать её потопленной. На самом деле итальянская «Дагабур» уклонилась погружением, отделавшись незначительными повреждениями рубки. Так закончилась очередная дуэль между английской и итальянской подлодками, и 17 декабря «Талисман» вернулся в Александрию.
Навстречу гибели
Полгода активного использования субмарины в боевых условиях привели к образованию трещины в левом дизеле. Ремонт могли произвести только в Англии, и 29 декабря «Талисман» отправился в путь. Первой точкой маршрута была Мальта, куда 5 января 1942 года были доставлены пассажиры и груз бензина. 1 февраля, сделав остановку в Гибралтаре, лодка пришла в шотландский порт Трун, где ее ожидал ремонт, а командира — награждение орденом «За выдающиеся заслуги».
Устранение поломок и испытания после ремонта затянулись на полгода. 3 августа 1942 года «Талисман» вышел из Холи-Лох, чтобы вернуться на Средиземное море. Конечной точкой его маршрута был Бейрут, куда 1-я подводная флотилия перебралась из Александрии, подальше от танков Роммеля. Любопытно, что по дороге Уиллмотт попал в очередной переплет, который чуть не стоил жизни ему и экипажу.
Днем 9 августа «Талисман» получил сообщение с английского самолета о том, что недалеко от его позиции замечена немецкая подлодка, и Уиллмотт решил подключиться к охоте на неё. Он проходил этот район Бискайского залива в подводном положении, так как в его границах противолодочная авиация союзников имела приказ считать вражескими все подлодки, замеченные в надводном положении.
В 14:11 «Талисман» всплыл и снова погрузился, так как заметил приблизительно в шести милях от себя летающую лодку «Сандерленд». Вероятно, во время погружения контроль над лодкой был временно потерян: она частично показалась на поверхности, а затем опять ушла под воду. В этот момент к месту погружения примчался «Сандерденд» из 461-й эскадрильи австралийских ВВС и в 14:14 сбросил четыре глубинные бомбы. На глубине 47 футов субмарину хорошо тряхнуло взрывами, причинившими ей серьезные повреждения.
О продолжении поиска немецкой лодки не могло быть и речи: к 13 августа «Талисман» дополз до Гибралтара, где встал в док на месяц. Его командир объяснил свои действия тем, что рискнул всплыть, чтобы успеть перехватить «немку». Так английским подводникам на своей шкуре удалось испытать то же самое, что так часто получали их немецкие «коллеги» в Бискайском заливе.
10 сентября Уиллмотт оставил Гибралтар. После того, как лодка не пришла на Мальту к 18 сентября, она стала считаться пропавшей без вести. Предположительной причиной ее гибели может быть подрыв на мине в Тунисском проливе или атака итальянской субмарины «Алабастро» (R.SMG. Alabastro). Тем не менее, даже после своей гибели Уиллмотт успел отомстить врагу: 14 сентября он отправил последнюю радиограмму, что к северо-востоку от залива Беджая (северный Алжир) замечена немецкая подлодка в надводном положении. В указанный район из Гибралтара отправили «Сандерленд» из 202-й эскадрильи, который и отправил на дно «Алабастро» со всем экипажем.
Так печально завершилась короткая жизнь одного из самых молодых и ярких командиров английских подлодок из числа действовавших в годы Второй мировой войны на Средиземноморском театре военных действий. Как пишет в своей книге старпом подлодки «Торбэй» Пол Чепман (Paul Chapman), знавший Уиллмотта лично, командир «Талисмана» был честолюбив и смел. Несмотря на свой авантюризм, он был агрессивен и всегда стремился атаковать, и, останься жив, вероятно, смог бы добиться больших успехов.
Автор выражает признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- The National Archives (UK) ADM199/1151 (Походы субмарин: рапорты, включая попытку спасти британский и союзнический персонал из Котора, Югославия. 1941 год.).
- The Admirality. His Majesty's submarines — Merriam Press, 2007.
- Chapman P. Submarine Torbay — London: Robert Hale, 1989.
- Asher M. Get Rommel: The secret British mission to kill Hitler's greatest general — London: Weidenfeld & Nicolson, 2004.
- Кемп П. К. Подводные лодки Его Величества — М.: «ACT», 2003.
- Пикуль В. С. Площадь павших борцов. Том 1. Барбаросса — М.: «Современник», 1991.
- https://keaexpedition2008.wordpress.com.
- http://www.unithistories.com.
- http://www.scharnhorst-class.dk.
- http://www.combinedops.com.
- http://www.wrecksite.eu.
- http://uboat.net.
- http://rnsubs.co.uk.
- http://www.naval-history.net.
Комментарии к данной статье отключены.