Танк Medium Tank M4, широко известный как «Шерман», стал эпохальным для американского танкостроения. Став равнозначным понятию «американский танк» и неотъемлемым символом США (на рифмованном сленге слово «шерман» даже значит «американец»), машина породила множество вариантов, многие из которых долго и успешно служили в десятках армий по всему миру. Попробуем выяснить, как легендарный танк вырос из неказистого Medium Tank M3.
Место пушки — в башне
Запуск Medium Tank M3 в серию был вынужденной мерой: армия США нуждалась в средних танках с мощной для того времени 75-мм пушкой. Самая современная американская машина на тот момент, Medium Tank T5E2, имела пушку такого калибра только в корпусе — башни, способной вместить в себя такое орудие, у конструкторов попросту не было. В серию пошла переработанная версия этого танка с 75-мм пушкой в корпусе, 37-мм пушкой в башне и пулемётной башенкой сверху. Как только чертежи одобрили, конструкторы вновь принялись за работу — эрзац нуждался в скорейшей замене.
Работа над новым танком началась 1 февраля 1941 года, а уже 18 апреля арсенал Рок-Айленд (Rock Island Arsenal) представил целых пять разных машин. Все предложенные варианты использовали шасси M3, но верхнюю часть корпуса разрабатывали заново. Теперь на танке стояла одна башня, намного более крупная, чем у предшественника. Выбор вооружения был обильным: на одном варианте стояла 75-мм пушка, на другом — спарка 37-мм орудий М6, на третьем — 105-мм гаубица, на четвёртом — три 12,7-мм пулемёта, а на пятом — английская 57-мм 6-фунтовая пушка.
Некоторые историки трактуют присутствие английского орудия как доказательство того, что на новую конструкцию повлиял канадский «Рэм», другой средний танк на шасси М3, но это не так. Во-первых, на «Рэме», который попал на Абердинский полигон, стояла 2-фунтовая пушка, а не 6-фунтовка. Во вторых, танк прибыл в США только в июле 1941 года, когда концепция машины Medium Tank T6 уже сформировалась окончательно. Версию с иностранным орудием так и не выбрали, но то, которое предназначалось новой машине, всё же имело европейские корни: орудие для будущего танка имело баллистику пушки 75 mm Gun M1897, лицензионной копии французской Canon de 75 modèle 1897.
Новый танк получил зелёный свет, и в мае 1941 года построили деревянный макет. На нём всё ещё присутствовали признаки предка: пулемётная башенка на крыше основной башни и люки в бортах. После осмотра макета решили собрать два танка с 75-мм пушками: один, с литым корпусом, строили на Абердинском полигоне, другой, со сварным, изготавливал арсенал Рок-Айленд. Так как башня предполагалась одна для обоих вариантов, построили только один прототип, который установили на машину с литым корпусом. Абердинский танк полностью собрали ко 2 сентября 1941 года.
Прототип оказался довольно далёк от своего предшественника, но влияние M3 просматривалось. Самым главным отличием стала большая башня с единственной пушкой. Её крыша лишилась пулемётной башенки, но пулемёт не исчез бесследно. К двум фиксированным пулемётам в лобовой броне добавился третий, в шаровой установке. По бортам машины всё ещё стояли люки, но они были меньше, чем на M3, без пистолетных лючков и смотровых щелей. Водитель и его помощник (он же пулемётчик и радист) могли покинуть танк через люки в крыше отделения управления. В люке водителя устанавливался перископический смотровой прибор, вдобавок к смотровой щели в лобовой броне. Водитель мог поднять сиденье на марше и управлять танком, высунувшись из люка. Его помощнику повезло меньше: он мог наблюдать только через смотровую щель.
Чтобы разместить довольно мощное орудие, башенный погон на новом танке увеличили до внушительного размера 69 дюймов (1753 мм). Так как 75-мм пушка T8, позже принятая на вооружение под индексом M3, ещё не была готова, на прототипе установили 75-мм пушку М2 в установке Combination Gun Mount T48 со стабилизатором. Так как установка и стабилизатор делались для более длинного орудия, со стороны ствола на M2 прикрепили характерный противовес. В установке T48 пушка могла склоняться до −12° и подниматься до +25°.
Помимо пушки в башне установили спаренный 7,62-мм пулемёт и оборудовали лючок для стрельбы из личного оружия со встроенным смотровым прибором по борту. Толщина брони тоже выросла: теперь лоб башни имел внушительные 76 мм. Лобовая броня корпуса осталась на прежнем уровне. В кормовой нише башни разместили радиостанцию SCR 508. Уже зная о требованиях англичан, предусмотрели и замену радиостанции на британскую Wireless Set №19. Чтобы очищать башню от пороховых газов, на крышу поставили вытяжной вентилятор.
«Ниже пояса» прототип не был чем-то новым. Танк приводился в движение всё тем же авиационным двигателем Wright Whirlwind R975-EC2, имел те же тележки со спиральными пружинами и использовал резинометаллические траки T41, как и Medium Tank M3. Как и на предке, в правом спонсоне установили командирскую радиостанцию SCR 506, отличавшуюся от SCR 508 диапазонами. Для антенного вывода добавили наплыв в лобовой броне рядом с люком помощника водителя.
После того, как 2 сентября танк осмотрела делегация из бронетанковых войск и Комитета вооружений, в конструкцию внесли некоторые изменения. От бортовых люков решили отказаться. Также избавились от пулемётной башенки на крыше, хотя, возможно, решение её убрать приняли задолго до этого — она отсутствует на всех известных фотографиях прототипа. Это удовлетворило Комитет, и 5 сентября была дана рекомендация стандартизировать танк под индексом Medium Tank M4. Его решили выпускать как со сварным, так и с литым корпусом — последний получил название Medium Tank M4A1.
Танк приняли на вооружение в октябре 1941 года, опытную партию стали собирать в ноябре, но это не значило, что M4 перестал менять вид. Почти сразу взамен исчезнувшей башенки рекомендовалась установка 12,7-мм пулемёта. К орудийной установке добавили дополнительные отражатели, предотвращавшие попадание вовнутрь пуль и осколков, которые могли заклинить орудие или ранить экипаж. Такая версия была стандартизирована под индексом Combination Gun Mount M34. От пуль и осколков пришлось защищать и моторное отделение: вентиляционные отверстия также снабдили отражателями.
Одного вентилятора в башне оказалось недостаточно, поэтому в корпус добавили ещё два: один взамен антенны радиостанции SCR 506, которая ставилась только на командирские танки, второй с другой стороны, за башней. Также на линейных машинах место, освобождённое радиостанцией, использовали для дополнительной боеукладки. Изменения с правой стороны танка на этом не закончились. Помощник водителя получил смотровой прибор в своём люке, такой же, как у водителя, но без прицела у пулемёта; теперь его можно было наводить на цель только по трассе.
Затем конструкторы довольно быстро избавились от неудобных смотровых щелей, а заслонки всё равно пропускали в танк осколки снарядов и пуль. Вместо смотровых щелей в машину установили резервные неподвижные перископы для водителя и его помощника. Ранние танки со смотровыми щелями часто называют DV (Direct Vision — «прямое наблюдение»), но такой индекс официально не использовался.
Дополнительные приборы наблюдения добавили и в башне. Один перископ поставили в люк командира, второй — на крышу над заряжающим. Перископы можно было поворачивать на 360°, что позволяло членам экипажа с комфортом наблюдать за полем боя.
Танк M4 тоже отличался от прототипа. В корпус добавили аж три вентилятора: один сзади, как у M4A1, и два спереди, на крыше. Дополнительный выступ добавили и для антенны радиостанции SCR 506. В серию пошли и другие изменения, которые применили на танке M4A1.
6 марта 1942 года исчезла спарка пулемётов в лобовой плите, что позволяет легко распознать самые ранние машины. В июле роторный прицел (перископический прицел с объективом во вращающемся в вертикальной плоскости корпусе) в башне заменили более простым перископическим. Осенью командир танка получил планку перед своим перископом, которая позволяла быстро понять, куда направлено орудие. Летом поменялось и шасси танка: M4 и M4A1 получили новые тележки, которые доводили ещё с января 1942 года. Они получили усиленные спиральные пружины, поддерживающий каток, вынесенный назад, и полозья перед катком, которые предотвращали спадание гусеницы. Эти полозья со временем удлинялись, что также позволяет определить возраст танка.
В октябре 1942 года стандартизировали новую установку орудия, Combination Gun Mount M34A1. Главным её отличием стала добавка телескопического прицела M55 (позже M70F) в качестве основного. Подвижная бронировка башни стала намного шире. Некоторые установки M34 тоже модернизировали, для защиты нового прицела добавив экран на правую сторону бронировки. Для сохранения равновесия на казённик пушки пришлось приваривать противовес. Угол склонения на улучшенной установке уменьшился до −10°.
Размножение генералов
Танк предназначался для выпуска на всех предприятиях, которые на тот момент собирали M3, но для того, чтобы перейти на новые машины, требовалось время. Паровозный завод «Лима» (Lima Locomotive Works) начал производить M4A1 только с февраля 1942 года. В марте на новый танк переключился автозавод «Прессд Стил» (Pressed Steel Car Company, или просто Pressed Steel — PS), в июне — «Пасифик Кар энд Фаундри» (Pacific Car and Foundry Company — PCFC).
Несмотря на то, что M4 по нумерации был первым, выпуск этого танка на заводе «Прессд Стил» не начался до июля месяца. В июле же начали собирать танк на заводе «Крайслер» в Детройте (Detroit Tank Arsenal). В сентябре производство M4 запустили на Американском паровозном заводе (American Locomotive Works — ALCO), а в январе 1943 года — на паровозном заводе «Болдуин» (Baldwin Locomotive Works). Последним в мае 1943 года «классический» M4 начали строить на заводе «Пульман-Стандард» (Pullman Standard Car Company — PSCC).
В 1943 году выпуск этого танка и закончился. «Прессд Стил» прекратил выпуск первым, всего построив к сентябрю 1000 машин. Месяц спустя последний 689-й M4 собрали на PSСC, в декабре на 2150 танках прекратил производство ALCO. «Болдуин» и Детройтский арсенал продержались дольше всех, выпустив к февралю 1944 года 1233 и 1676 танков соответственно. Последний также провёл модернизацию и капитальный ремонт ещё 1610 машин. Последние M4, выпущенные на заводе в Детройте, стали гибридными: вместо катаной лобовой плиты корпуса устанавливалась литая. Это не была копия лобовой плиты M4A1: она имела такие характерные черты M4, как два вентилятора спереди и отдельный выступ для антенны. Всего выпустили 6748 танков M4.
Закат выпуска M4A1 начался примерно в то же время. Первым танк в августе 1943 года перестали производить на PSC, перейдя на более совершенный M4A1(76)W. В сентябре 1943 года послала танк в отставку «Лима», выпустив 1655 экземпляров. В декабре, после выполнения контракта на 926 машин, сборку прекратили и на PCFC. Всего M4A1 построили 6281 штуку.
Среди 1655 танков, собранных «Лимой», два были уникальными. Первый M4A1, выпущенный на этом заводе, имел корпус старой конструкции, с отверстиями для бортовых люков — правда, их заварили. Второй корпус отлили уже без бортовых отверстий, но и этот танк получился особенным. Его назвали «Michael» в честь Майкла Девара, главы британской танковой миссии в США. Как можно догадаться, «Майкла» отправили англичанам. Так как танки делали под их заказ, машины получили регистрационные WD-номера британского Военного министерства: первый — T.25189, второй — T.25190. Оба танка собрали с пушками М2, но «Майкл» впоследствии получил более длинную пушку M3. Тогда же ему присвоили новый WD-номер T.74195.
Машины продолжали изменяться даже после окончания выпуска. Заметным изменением стала установка экранов: один смонтировали на правой «щеке» башни, три по бортам корпуса, для защиты боеукладок, и два перед выступами для водителя и его помощника в лобовой броне. На танках M4A1 вместо экранов начали отливать более толстую броню в уязвимых местах, а старые экземпляры подвергались модернизации в полевых мастерских. Попадаются и танки, на которых утолщённая броня всё равно экранировалась. Также машины обросли различными неофициальными приспособлениями вроде импровизированных экранов из запасных траков, мешков с песком, креплений для маскировочных средств и многими другими.
Сырая конструкция пламенного мотора
Уже имея довольно пёструю номенклатуру двигателей для танков M3, американцы с их использованием быстро наладили производство различных модификаций М4 — например, дизельные М4А2 начали выпускать в апреле 1942 года. Эти танки, оснащённые двигателем GM Detroit Diesel 6046D, имели довольно значительное превосходство над бензиновыми моторами серии R975. Вскоре после этого М4 и М4А1 перестали быть и единственными бензиновыми «Шерманами». Первый танк М4А3 с бензиновым мотором Ford GAA V8, превосходящим R975 по всем параметрам, был собран в мае 1942 года, и даже значительно «растолстевший» M4A4 имел более надёжный двигатель.
Тем временем мотор R975 начал терять актуальность ещё при принятии машины на вооружение. Прототип Medium Tank T6 изначально собрали с двигателем R975-EC2, который питался авиационным бензином. В сентябре 1941 года, когда танк приняли на вооружение, было ясно, что вступление США в войну неминуемо. В таких условиях не надо быть ясновидящим, чтобы предсказать дефицит высокооктанового горючего. Требовалось перевести танк на более дешёвое топливо, но при сохранении имеющихся характеристик: максимальная скорость 25 миль (40 км) в час, средняя скорость по дороге в горку крутизной до 10° 12 миль (19 км) в час, способность заводиться при температуре воздуха в −29°C и удовлетворительное охлаждение при температуре до +52°C на уровне моря. Максимально допустимое октановое число горючего для нового двигателя ограничили 80.
Такие требования оказались довольно жёсткими для инженеров компании Continental, куда для повышения объёма выпуска передали производство двигателей Wright. Особенно сложной получилась подборка удовлетворительной степени сжатия. В апреле 1942 года испытали двигатель со степенью сжатия 5,7, что сочли приемлемым. Номинальные обороты выросли с 1200 до 1800 в минуту. Новый двигатель использовал более насыщенную топливную смесь и имел увеличенную камеру сгорания. Тем не менее, изменения варианта С1 по сравнению со старым ЕС2 не выглядели радикальными, и двигатели можно было модернизировать во время капитального ремонта.
Производство двигателя началось 11 мая 1942 года, но формально его приняли на вооружение только в июле. Принятие на вооружение ещё не значило, что военные полностью удовлетворились новой конструкцией. Во-первых, на низких скоростях крутящий момент двигателя был довольно низок. При езде в тяжёлых условиях механику-водителю приходилось постоянно переключать передачи или же поддавать газу на низкой передаче, что быстро приводило к перегреву мотора. Все эти факторы отрицательно влияли на срок службы двигателя, особенно во время езды по бездорожью.
Насколько даже улучшенный R975 уступает другим двигателям, стало понятно после широкомасштабных испытаний на Абердинском полигоне зимой 1943–1944 гг. Тогда 16 танков, по четыре М4А1, М4А2, М4А3 и М4А4, приняли участие в «гонке на выживание»: каждому из них пришлось пройти 4000 миль или отработать 400 моточасов. Испытывались только моторы: после поломок подвески, трансмиссии или даже внешних агрегатов двигателя танки ремонтировали и испытания продолжались. Только поломка внутренних деталей или потеря трети первоначальной мощности выводили двигатель из соревнования.
М4А1 показал себя в этих испытаниях довольно плохо. За время испытаний на обслуживание двигателя ушло 132 часа — по сравнению со 143 часами у М4А2, 110 часами у М4А3 и 45 часами у М4А4. На первый взгляд, результат не выглядит таким плохим, но ни один из двигателей R975 не достиг отметки в 200 моточасов, в среднем выходя из строя после 166 часов эксплуатации. За такой пробег танк М4А1 в среднем также требовал 36 часов обслуживания трансмиссии, 93 часа обслуживания ходовой части и 20 с небольшим часов прочего обслуживания. Отдельно отмечалось, что очень много времени уходило на обслуживание воздухофильтров: за 23 дня испытаний на их чистку и починку ушло 446 человеко-часов.
Но американские танкостроители не сдавались: год спустя M4 с двигателем R975-C1 поступил на 5000-мильные (8047 км) испытания по пустынной трассе. Танк закончил их только на четвёртом двигателе. Вдобавок к уже известным проблемам с надёжностью мотора у машины также было сложно менять передачи, и зачастую некоторые из них блокировались полностью, особенно вторая. Замена коробки передач не исправила положение. Бортовые передачи тоже не пережили испытания: правую заменили после 3827 км пробега, левую — после 6915. Довольно активно «сыпалась» ходовая часть: пружины выходили из строя в среднем через 2333 км, поддерживающие катки — через 1180 км. Также за весь пробег танк сменил четыре ленивца. Фильтры показали себя плохо: было отмечено, что песок и пыль сильно портят двигатель и другие агрегаты.
Работы по улучшению надёжности двигателя R975 привели к довольно значительным изменениям конструкции, в результате чего подкомитет по ходовым агрегатам (Sub-committee on Automotive Equipment) 30 апреля 1943 года рекомендовал принятие нового названия R975-C4. По американским данным, мощность двигателя выросла с 432 до 493 л.с., а потребление топлива уменьшилось на 10%. Также заметно улучшился крутящий момент двигателя: с 1800 Н×м при 1900 оборотах в минуту до 2040 Н×м. Как и в случае перехода с R975-EC2 на R975-C1, старые двигатели модернизировали во время капитального ремонта.
Новый двигатель утвердили для производства 17 июня 1943 года, заказав 200 экземпляров. Была одна оговорка: они предлагались только для установки на истребитель танков Gun Motor Carriage T70 — будущий M18 «Хеллкэт», но не для «Шерманов». Узнав о более совершенном двигателе, британцы в октябре 1943 года потребовали ставить его и в свои «Шерманы». Испытания в феврале 1944 года на танке M4A1 показали довольно существенные дополнительные превосходства нового двигателя вдобавок к увеличившейся мощности: расход масла упал на 35%, а температура цилиндров — на 50°C.
Выросла скорость: M4A1 с новым двигателем преодолел 1,5 мили (2,4 км) асфальтированной трассы за 4 минуты и 45 секунд — на 47 секунд быстрее, чем машина с двигателем R975-C1. Испытания также показали возросшую надёжность. Три новых R975-C4, установленные на M4A1, сняли с испытаний после 177, 219 и 231 часа соответственно, а R975-C1, модернизированный до стандарта C4, проработал 222 часа на танке M4. По сравнению с предшественником, срок службы двигателей вырос, хотя и ненамного.
13 апреля 1944 года использование двигателей R975-C4 на танках «Шерман» получило одобрение. Это был половинчатый успех — в тот же день моторы типа R975 решили считать второстепенными: даже после модернизации они сильно уступали двигателю Ford GAA, который стоял на M4A3.
У R975 было хотя бы одно превосходство над его собратьями: авиационный двигатель охотно высасывал воздух из боевого отделения. По рассказам ветеранов, такое «превосходство» казалось мнимым зимой, когда в танке стоял жуткий сквозняк, но медаль имела и обратную сторону. В испытаниях по загазованности боевого отделения под конец 1942 года танки М4 и М4А1 оказались единственными, которые получили удовлетворительную оценку, хотя и с натяжкой: R975 заметно помогал снизить концентрацию пороховых газов в боевом отделении. После отстрела пяти снарядов содержание монооксида углерода в боевом отделении уменьшалась наполовину за 5 секунд в M4 и 17 секунд — в М4А1. В М4А2 этот показатель равнялся 33 секундам, в М4А3 — 32 секундам, а в М4А4 — целым 50 секундам. Концентрация соединений аммония в воздухе тоже была ниже, чем у собратьев: после пяти выстрелов подряд танкистам немного щипало глаза, но на работу экипажа это влияло незначительно.
Дети генерала Шермана
Несмотря на все свои недостатки, родоначальники семейства «Шерманов» служили долго и активно. О боевой карьере машин будет рассказано в отдельной статье, но для доказательства этого достаточно посмотреть на новую классификацию танков после окончания боевых действий в Европе. М4 и М4А1 с 75-мм пушкой и сухой боеукладкой наравне с M4A3 получили статус «запасной стандарт», в то время как М4А2, М4А4 и М4А6 скатились до «ограниченного стандарта».
Машины также продолжали модернизировать. Именно на М4 поставили 105-мм гаубицу. После неудачных опытов с танками M4A4E1 в начале 1943 года в установку орудия внесли существенные изменения, и два улучшенных образца установили на M4 — такие танки назвали M4E5. Испытания, проведённые во второй половине 1943 года, прошли успешно, и машину приняли на вооружение под названием Medium Tank M4(105). Впрочем, этот танк тоже заслуживает собственной статьи.
На M4 опробовали ещё одну модернизацию. На машину с гибридным корпусом поставили башню от танка T23, тем самым создав модель M4E6 с 76-мм пушкой. Эта модернизация не прижилась: модификация M4(76)W планировалась к производству, но на заводе «Крайслер» построили всего один танк. Опробованная на M4E6 башня всё-таки пошла в крупное производство и стояла на многих тысячах M4A1, M4A2 и M4A3.
Танки M4 и M4A1 получили ещё одну весьма заметную модернизацию. Подвеску с вертикальными спиральными пружинами, которая применялась в американском танкостроении уже почти десять лет, наконец-то заменили усовершенствованной подвеской HVSS (Horizontal Volute Spring Suspension) с горизонтальными спиральными пружинами. У этой подвески было существенное превосходство: траки шириной 584 мм резко повысили динамику «Шермана» при езде по грязи.
Многие M4A1 получили 76-мм пушки и при немного других обстоятельствах. После окончания Второй мировой армия США начала охотно избавляться от танков, списывая их направо и налево. Имея на 1945 год в наличии 6582 «Шермана» с 76-мм пушками, в 1950 году американцы насчитали только 3202 машины, из которых боеспособными оставались всего 1376. Холодная война развивалась быстро, и союзникам США были нужны танки для борьбы с ордами Т-34-85, которые мерещились агентам ЦРУ за каждым кустом.
Выбора не было — пришлось ставить 76-мм пушки в обычные установки М34А1 от 75-мм пушек. В 1942 году такое решение посчитали неприемлемым, но в 1950 году его приняли! Это сочли единственным способом получить достаточное количество боеспособных танков за короткое время. M4A1, модернизированные таким образом, получили индекс M4A1E6 (в некоторых источниках используется индекс M4A1E4). Как и обычные M4A1(76)W, они раздавались союзникам США в рамках программы взаимопомощи для обороны (Mutual Defense Assistance Program — MDAP).
Это не стало последней модернизацией M4A1: списанные французские танки позднее попали на вооружение в Израиль, где подверглись радикальной переделке, получив новый двигатель Cummins, 105-мм пушку D1504 и другие современные агрегаты. Такие танки получили индекс M51, но нередко самый совершенный вариант этой машины называют просто «Супер Шерман» — они прослужили до 90-х годов. Таким образом, M4A1 со всеми его недостатками конструкции провёл 50 лет в строю разных армий — редкая боевая техника в своей карьере добилась такого успеха!
Источники и литература:
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947) RG 24 C 2
- Архив Defence Technology Information Center (DTIC)
- R.P. Hunnicutt. Sherman: A History of the American Medium Tank — Echo Point Books & Media, 2015
- P. Ware. M4 Sherman Tank Owners' Workshop Manual: 1941 Onwards (All Variants) — Zenith Press, 2012
- http://www.theshermantank.com
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации