Заложенная конструкторами возможность для дальнейшей модернизации является одной из важных характеристик танка, и особенно в военный период. В этом смысле американский Medium Tank M4 оказался очень удачной машиной. Благодаря тому, что изначально диаметр башенного погона этого танка составлял впечатляющие 1750 мм, на него можно было «пересадить» куда более крупную башню чем та, которая стояла вначале. В процессе производства корпус танка удалось сделать более защищённым в лобовой проекции. Наконец, ходовую часть M4 получилось значительно усилить без существенных изменений остальной машины. Этапными для этого танка были модели M4A1, M4A2 и M4A3. Сегодня же поговорим о вершине эволюции дизельных танков семейства M4A2 — модификации M4A2E8, которая, пусть и немного, но всё же успела поучаствовать в последних сражениях Второй мировой войны в составе Красной армии.
От вертикальных пружин к горизонтальным
Вопрос о необходимости модернизации ходовой части Medium Tank M4 поднимался ещё в 1942 году. С момента испытаний Medium Tank T5 вес американских средних танков вырос в 2 с лишним раза, первые версии Medium Tank M4 имели боевую массу 30,3 тонны. Разумеется, ходовую часть конструкторы усиливали, но принципиально с 1937 года она не менялась. Росла нагрузка, одновременно падала надёжность.
Подвеска конструкции Гарри Нокса оказалась феноменально живучей. Без серьёзных изменений она смогла выдержать рост массы с 17,3 тонн (Medium Tank M2) до 33,3 тонн (Medium Tank M4A2(76)W). Но результаты испытаний и опыт эксплуатации M4A2(76)W в Красной армии однозначно говорили о том, что надёжность ходовой части снижается. Прежде всего это касается опорных катков, резиновые бандажи которых начинали выходить из строя после 1300 километров пробега.
Рассматривались различные варианты модернизации ходовой части. Предлагалась свечная подвеска по типу Medium Tank T4, в 1944 году испытывалась торсионная подвеска. Но самой перспективной оказалась подвеска с горизонтальным расположением буферных пружин (HVSS, «horizontal volute spring suspension»). С 1942 года её продвигал всё тот же Нокс.
Подвеска HVSS чем-то напоминала те, что использовались на Renault R 35 и Hotchkiss H 35. Первые её образцы появились в 1942 году и использовались на американских тягачах High Speed Tractor M4, M5 и M6. Весной 1943 года появилась улучшенная конструкция, в которой пружины в качестве упругого элемента дополнил телескопический амортизатор. Эта конструкция испытывалась на целом ряде танков: M4A3, M4A4, T20, T22 и T22E1. В конце марта 1944 года подвеска HVSS была одобрена для установки на все танки семейства M4. Правда, M4A4 этой подвески уже не дождался: его выпуск закончился раньше, чем развернулось производство HVSS.
Больше всего замена подвески была нужна танкам, получившим башни Medium Tank T23 и 76-мм орудия. Их боевая масса превысила 33 тонны, что не лучшим образом отразилось на надёжности и проходимости. Вместе с новой подвеской танк получал трак T66 шириной 584 мм, что заметно уменьшило удельное давление на грунт. Модификация танка, в которой корпус с «мокрой» укладкой боеприпасов сочетался с башней T23, 76-мм пушкой и новой ходовой частью, получила дополнительную добавку в обозначении — E8. В американской армии её расшифровывали как Easy Eight. Первым в серию пошёл M4A3E8, который стал появляться на фронте в начале 1945 года. Позже, весной 1945 года, на фронт попал M4A1E8, который застал самый конец войны в Европе. Тогда же, весной 1945 года, появились траки T80, унифицированные с траками для Heavy Tank T26E3 (M26). С этой машиной M4A3E8 имел одинаковые двигатели.
Машины семейства M4A3 дольше всех оставались на вооружении американской армии, от остальных версий американцы постарались быстро избавиться. А вот M4A2E8 с самого начала не рассматривались как танки для американской армии. Не были интересны эти машины и англичанам, имевшим на вооружении M4A4. Выпущенные с мая 1944 по май 1945 года 2915 M4A2(76)W и M4A2E8 (из них 2894 были построены на Fisher Tank Arsenal, а 21 — силами Pressed Steel Car Company) предназначались для СССР.
Информация о M4A2E8 впервые попала к советским военным к середине февраля 1945 года. Тогда был получен информационный бюллетень американского Военного департамента TB 9-1750K-2, в котором подробно описывалась новая ходовая часть. Гораздо более подробная информация о «горизонтальной подвеске танка M2A2» появилась 13 марта 1945 года. Сводку подготовил начальник танкового отдела Советской правительственной закупочной комиссии (СПЗК) в США подполковник Пульников. В соответствии с этим документом, одной из причин появления подвески HVSS стали многочисленные жалобы со стороны американских союзников. Пульников подчёркивал, что жалобы на ходовую часть VVSS неоднократно отправляла и советская сторона.
К слову, по данным Пульникова, траки T66 танки получали только с января по март 1945 года, с марта 1945 года в серию пошли траки T80.
В сводке Пульникова нашлось место и для описания достаточно специфичной особенности подвески. Тележки в ней использовались трёх типов: 7067329 (левая передняя и правая задняя), 7067330 (правая передняя и левая задняя) и 7067331 (центральные). Друг от друга они отличались наличием упоров, ограничивающих ход балансира. По данным американского Танко-автомобильного центра ресурс опорных катков составлял 6400 километров, поддерживающих катков — 8000 километров, ленивцев — 6400 километров, амортизаторов 2400 километров. Ресурс трака T66 составил 4000 километров. Американцами испытывался и трак T88, который М4 получили уже после окончания войны. Его ресурс оказался ещё больше — 6800 километров.
Пульников сообщал и о других изменениях M4A2E8. С марта 1945 года (с машины под номером 64741) прекращалась установка миномёта в крыше башни, а начиная с машины 64724 у танков появился чехол, который ставился на орудийную маску.
Однозначный плюс
Первые M4A2E8 поступили в Советский Союз в марте 1945 года. Эти машины прибыли с конвоем JW-65 — в нём, к слову, шёл транспорт SS Thomas Donaldson, с которого не так давно подняли несколько M4A2(76)W. Всего с конвоем JW-65 пришло 34 M4A2E8, почти все из них направили в Горьковский АБТ Центр. Танк с регистрационным номером U.S.A. 30122430, прибывший в Мурманск 21 марта вместе с семью M4A2E8 на борту транспорта SS Eleazar Lord (типа Liberty), 25 марта был отправлен на НИБТ Полигон в Кубинку. 3 апреля была утверждена программа испытаний «М4А2-76 мм с модернизированной ходовой частью». Машина должна была пройти 1000 километров, из них 350 по булыжному и щебёночному шоссе, 400 по грунтовым и просёлочным дорогам, 200 по целине. 50 километров оставалось на специспытания.
Прибывшая на НИБТ Полигон машина представляла собой типичный образец M4A2E8. Как и поздние M4A2(76)W, этот танк имел башню с новым люком заряжающего (меньшего размера и овальной формы). Ранее турель с зенитным пулемётом Browning M2HB ставилась на люке заряжающего, теперь появился вертлюг на корме башни, который, правда, не отличался особым удобством. Танк был вооружён орудием M1A2, которое отличалось от более раннего M1A1C наличием двухкамерного дульного тормоза. Из-за его установки пришлось увеличить массу противовеса, установленного на ограждении казённой части орудия. Изменилась система управления командира механизмом поворота башни.
Наибольший интерес у испытателей вызвала новая ходовая часть. Её описание заняло пятую часть отчёта. За счёт того, что теперь использовалось по 6 сдвоенных опорных катков на борт, площадь контакта выросла, соответственно, снизилась нагрузка на опорные катки. Оценили советские испытатели и горизонтальное положение буферных пружин. Такое решение позволило уменьшить габариты тележки и помогло сделать подвеску более мягкой. Большим плюсом стало появление телескопических амортизаторов.
Вместо 3 поддерживающих катков на борт М4 с новой подвеской имели их 5: 2 большого диаметра и 3 поменьше. Ленивцы стали похожими на увеличенные в диаметре опорные катки. Существенно изменился трак. Конструктивно он сильно отличался от тех, которые более 10 лет продвигались Гарри Ноксом. Кроме изменения конструкции, трак стал заметно шире. Это позволило уменьшить удельное давление на грунт с 0,98 до 0,714 кг/см2. Правда, траки предыдущей конструкции отличалась простотой соединения и разъединения. Новые траки с этой точки зрения были не такими удачными. Переделке подверглись и ведущие колёса: из-за более широких траков пришлось увеличить ширину ступицы.
Наибольший интерес у испытателей вызвало поведение ходовой части M4A2E8 на просёлочной дороге в условиях весенней распутицы. После переделки ходовой средняя скорость движения танка уменьшилась: если средняя скорость чистого движения у M4A2(76)W составила 19,8 км/ч, а техническая — 19,2 км/ч, у M4A2E8 те же показатели составили 18 и 17,4 км/ч соответственно. Неожиданностью это не стало: помимо немного увеличившейся боевой массы, снижение скорости объяснялось увеличением сопротивления перематыванию гусеницы. Ведь ширина трака M4A2(76)W составляла 420 мм, а у M4A2E8 он имел ширину 584 мм.
А вот с расходом топлива ситуация получилась противоположной. На 100 километров пути M4A2E8 расходовал 370 литров дизельного топлива, а M4A2(76)W — 410 литров. Расход уменьшился благодаря более высоким сцепным качествам новых гусеничных лент. Показатели расхода топлива превышали норму, указанную изготовителем, поскольку танки испытывались на сильно пересечённой местности. Но даже в таких условиях запас хода у танка с модернизированной ходовой частью увеличился со 135 до 150 километров.
Более широкие гусеницы, имевшие лучшие сцепные качества, улучшили и проходимость танка. Кроме того, за счёт более мягкой подвески механик-водитель мог не сбрасывать скорость там, где подвеска VVSS работала не так хорошо и пропускала удары. Это тоже хорошо повлияло на проходимость. А вот возможности буксировки техники у обоих танков оказались одинаковыми.
Машина со старой ходовой частью вырывалась вперёд там, где дорожные условия оказывались менее тяжёлыми. У M4A2(76)W меньшими оказались минимальный радиус поворота и (на 3 метра) дистанция разгона с 0 до 30 км/ч.
M4A2E8 выглядел увереннее на подъёмах и косогорах. Для M4A2(76)W предельный угол подъёма составлял 26 градусов, далее танку не хватало сцепления с грунтом. M4A2E8 смог пройти подъём крутизной 29,8 градусов, для преодоления более крутого склона уже не хватало мощности двигателя. При движении по косогорам для M4A2E8 предельный угол крена составил 30 градусов, у танка со старой ходовой частью этот показатель оказался на 2 градуса меньше.
В ходе испытаний фиксировались поломки двигателей и коробок передач, которые являлись следствием некачественной сборки. А вот дефектов ходовой части, присущих M4A2(76)W, у M4A2E8 не наблюдалось. Надёжность элементов ходовой части, включая катки, заметно выросла, что и было главной задачей при разработке подвески HVSS. После пробега на 1064 километра износ ходовой части оказался незначительным, машина была пригодна к дальнейшей эксплуатации.
Вердикт испытателей НИБТ Полигона в отношении M4A2E8 был положительным. Заметным недостатком было признано усложнение процесса соединения и разъединения гусениц. К слову, американцы тоже обратили внимание на эту особенность: именно сложность обслуживания стала основной причиной появления новых траков T80, которые позже сменили на T84.
На излёте войны
В учебные части Красной армии первые M4A2E8 стали поступать с апреля 1945 года. При этом и в апреле, и даже в мае 1945 года в СССР поступали не только машины с новой ходовой частью, но и M4A2(76)W. 25 мая 1945 года отдел приёмки Горьковского АБТ Центра докладывал о 177 танках обеих модификаций, а к 5 июня их число выросло до 212. Между тем за апрель 1945 года в СССР прибыл 181 танк, а в мае — 128. Последние M4A2 поступили в Советский Союз в июне 1945 года. Всего за 1945 год в СССР поступило 1088 M4A2(76)W и M4A2E8. Даже в американских документах эти машины не разделяли между собой, что не даёт возможности вычислить точное количество попавших в СССР M4A2E8. Похоже, что их было около 350 штук. Всего же из 4102 отправленных в СССР M4A2 всех типов к месту назначения прибыло 3938 штук.
В мае 1945 года разразился достаточно крупный скандал, связанный с прибывающими танками. Его причиной стало качество этих машин, а именно — ходовой части. Гусеничные ленты танков были собраны из траков трёх партий, одна из которых (с маркировкой D 80073 CC) имела очень высокий процент брака. Впервые это обнаружили в 16-м отдельном учебном танковом полку. Проверка, включавшая испытания танка с регистрационным номером U.S.A. 30122505, подтвердила проблемы с этими траками. В результате появился приказ о замене гусениц всех 177 прибывших на тот момент танков. Речь шла в первую очередь о переборке гусеничных лент и замене траков дефектной партии. Из-за этого отправка на фронт 33 танков, прибывших с конвоем JW-65, задержалась.
В июне-июле 1945 года были выявлены проблемы с опорными катками, связанные с производственными дефектами. В 201-й танковой бригаде проблемы с катками имелись у 44 M4A2E8. Ещё 42 танка с такими проблемами было в 9-м гвардейском механизированном корпусе. Впрочем, M4A2(76)W с проблемными опорными катками здесь оказалось ещё больше — 48 штук. В общей сложности на танках требовалось заменить 299 опорных катков.
К 23 июля 1945 года в составе 9 гвардейского механизированного корпуса имелось 84 M4A2E8. Эти машины оказались единственными танками данного типа, которые Красная армия использовала по назначению — правда, уже в ходе советско-японской войны. Участие 201-й танковой бригады в войне оказалось условным — она находилась в резерве. После войны часть машин переделали в тягачи, из них несколько дожило до наших дней.
Как правило, на этом рассказ о M4A2E8 заканчивается. Иногда добавляется дежурная фраза о том, что почти все дизельные M4 с 76-мм пушками были отправлены в СССР. Такое утверждение выглядит несколько странно, ведь по американским данным в СССР было отправлено 2095 танков из 2915 изготовленных. В 1945 году 5 таких танков попало в Англию, это были машины позднего выпуска с траками T80. Эти машины получили английскую комплектацию, включавшую в том числе английские радиостанции №19. M4A2E8 получили английское обозначение Sherman IIIAY (A — 76-мм орудие, Y — подвеска HVSS).
Один танк из этой партии дожил до наших дней и является, пожалуй, самым известным из M4A2E8. Машина с регистрационным номером T224875 была изучена англичанами, после чего отправилась в Военную академию в Шрайвенхеме. В 1985 году танк был передан в Бовингтон, где стал одним из музейных экспонатов. Недавно его траки T80 были заменены на резино-металлические T84, которые после войны получали и другие M4A2E8. Знаменитым эту машину сделал фильм «Ярость» (Fury), в котором танк сыграл одну из главных ролей. Правда, на вооружении американской армии M4A2E8 не было, но внешне эта машина очень похожа на M4A3E8.
После войны американская армия постепенно избавлялась от ненужной техники. В её числе оказались и M4A2E8, которые не успели отправить в СССР. 294 таких танка в 1946 году оказалось в канадской армии. За каждый танк Канада заплатила 1460 долларов США, цена для такой машины смехотворная. В Канаду попали танки со всеми тремя типами траков. Эти машины использовались как учебные: в Корее канадцы воевали на M4A3E8.
Канадские M4A2E8 оказались долгожителями: в качестве тренировочных машин M4A3E8 применялись до 1972 года. До наших дней дожило более полусотни M4A2E8, некоторые из которых находятся в ходовом состоянии.
Источники и литература:
- Материалы ЦАМО РФ
- Материалы US NARA
- Материалы РГАКФД
- Архив Геннадия Петрова
- M4A2 Sherman Part 2 — Armour Photo Gallery No. 16, Wojciech J. Gawrych, Model Centrum Progres, 2007, ISBN 978-8360672013
Комментарии к данной статье отключены.