Вечер 29 апреля 1982 года пилоты 4-й истребительной группы аргентинских ВВС встретили в общежитии для младшего командного состава на военно-морской базе «Команданте Эспора», куда они перелетели по тревоге из-за угрозы налёта британской авиации. Изначально всех их предполагалось разместить в офицерском казино, но флотские категорически отказались пустить туда альфереса Айзека, поскольку, по их представлениям, он относился к мичманскому составу. Не желая оставлять своего товарища, авиаторы после ожесточённой перепалки напрочь отвергли комфорт казино, тем более что уже завтра они должны были вернуться к себе домой, на авиабазу Сан-Хулиан. Но на следующий день была нелётная погода, а послезавтра началась война — война за Мальвинские или, для их противников, Фолклендские острова.
Штурмовик для Аргентины
За 17 лет до начала войны с Великобританией ВВС Аргентины (Fuerza Aérea Argentina — FAA), подыскивавшие замену стареющим «Метеорам» и «Сейбрам», остановили выбор на американских штурмовиках A-4B «Скайхок» — машинах надёжных, не очень дорогих и не обременённых сложной электроникой. 29 октября 1965 года был подписан контракт на покупку 50 самолётов. Как прозорливо заметил по этому поводу британский военно-воздушный атташе,
«переоснащение техникой из США поставит ВВС Аргентины в положение, когда она будет должна поддерживать политику США или иметь проблемы с запчастями и новыми поставками».
Так оно в конечном итоге и получилось, но узнать об этом аргентинцам предстояло много позже, а в 1975 году FAA приобрели ещё 25 машин модификации A-4C.
Авиация ВМС Аргентины (Comando de la Aviación Naval Argentina — COAN) также проявила заинтересованность в приобретении «Скайхоков»: после того, как в 1968 году от голландцев был получен авианосец «Вейнтисинко де Майо» (Veinticinco de Mayo), флоту не терпелось сменить F4U-5 «Корсар» и F9F «Пантер» на что-то более современное. С покупками, правда, пришлось подождать, поскольку фирма «Дуглас» в приоритетном порядке выполняла американские и израильские заказы. Контракт, по которому COAN получила 16 A-4Q «Скайхок» (и ещё восемь A-4B на запчасти), был подписан только 1 мая 1971 года.
Машины были хорошо освоены лётным и лётно-техническим составом, успевшим получить опыт их эксплуатации в условиях, максимально приближённых к боевым. В ноябре 1975 года «Скайхоки» FAA выполнили порядка двух десятков вылетов для авиаударов по лагерям повстанцев из Революционной армии народа и для поддержки правительственных войск с воздуха. Месяцем позже штурмовики использовались для подавления мятежа 7-й авиабригады (VII Brigada Aérea). В период конфликта в проливе Бигл в 1978 году «Скайхоки» FAA и COAN были приведены в полную боевую готовность, причём флотские штурмовики, действуя с авианосца, как минимум дважды перехватывали чилийские разведчики CASA C-212 «Авиокар», а семь A-4C при участии израильских специалистов получили оборудование для применения УР «Шафрир» Мк.2 с инфракрасной головкой самонаведения.
Интересно, что качество подготовки аргентинских пилотов внимательно отслеживали в британском посольстве в Буэнос-Айресе. В отправленных в Лондон отчётах 1968 и 1971 годов сообщалось, что
«стандарты лётного мастерства в [FAA] в общем и целом высоки, но авиационное дело могло бы улучшиться за счёт большей самодисциплины».
В 1977 году отмечалось:
«Очень многие пилоты были безответственны и превышали [эксплуатационные] ограничения».
За год до начала конфликта в Южной Атлантике англичане зафиксировали:
«Несмотря на неудовлетворительное состояние матчасти, [FAA] показали, что будут опасным противником».
Апрель. Война приближается
В конце марта 1982 года Буэнос-Айрес — впервые за более чем сто лет со времён Парагвайской войны — решил попробовать свои силы в масштабном международном конфликте. 28-го числа аргентинское Оперативное соединение 20 покинуло Пуэрто-Бельграно и взяло курс на юго-восток, к Мальвинским островам. Воздушное прикрытие десантных частей в рамках операции «Росарио» должна была предоставить авиагруппа «Вейнтисинко де Майо», в составе которой имелись три A-4Q «Скайхок». Впрочем, подняться в воздух в ходе захвата островов 2 апреля им так и не пришлось — все боевые задачи, требовавшие участия авиации, успешно решила четвёрка S-2E «Трэкер», обеспечившая разведку с воздуха в районе проведения операции.
В FAA обо всём узнали уже после того, как бело-голубой флаг взвился над Порт-Стэнли, быстро переименованном в Пуэрто-Архентино. Альферес Марсело Морони, один из пилотов аргентинских «Скайхоков», вспоминал:
«В то утро командир бригады сообщил нам, что острова взяты и что, согласно прогнозу политиков, [в дело] вмешается Организация Объединённых Наций. Старшие, обеспокоенные ситуацией и предвидя всё, спросили, не нужно ли нам пригласить флотских, чтобы те дали совет по поводу вооружения, основных характеристик, способов атаки, тактики, [чтобы] определить, какие у нас есть проблемы и как теперь нужно вести боевую подготовку. Через несколько дней нас посетил морской лётчик — капитан де фрагата — из ВМС, который многое нам рассказал о возможностях [нашего] флота и характеристиках некоторых кораблей британского флота».
Однако надежды Буэнос-Айреса, связанные с ООН, не оправдались. Уже 3 апреля Совет Безопасности принял подготовленную британскими дипломатами Резолюцию 502 с требованием немедленно вывести аргентинские войска с островов. Шестью днями позже Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) ввело ограничения на торговлю с Аргентиной — в газете «Нью Йорк Таймс» их назвали «самыми жёсткими санкциями ЕЭС, которые когда-либо вводились». 1 мая к санкциям присоединились США.
Изоляция Аргентины со стороны основных поставщиков вооружения имела далеко идущие негативные последствия для FAA и COAN. Пошли под нож все планы по закупке у Франции ещё девяти штурмовиков «Супер Этандар» и пяти противокорабельных ракет AM.39 «Экзосет» к ним. О запчастях для «Скайхоков» и «Миражей» теперь нужно было говорить с израильтянами, но времени на это, как выяснилось, уже не оставалось. Ещё 5 апреля из Портсмута к захваченным Аргентиной островам вышли британские авианосцы «Инвинсибл» и «Гермес». У острова Вознесения они должны были встретиться с флотилией контр-адмирала Сэнди Вудворда, шедшей от Гибралтара.
FAA |
COAN |
Британские Королевские ВВС (RAF) |
Британский Королевский флот (RN) |
|
альферес |
– |
– |
– |
младший лейтенант |
теньенте |
теньенте де корбета |
пайлот-офицер |
– |
лейтенант |
пример-теньенте |
теньенте де фрагата |
флаинг-офицер |
суб-лейтенант |
старший лейтенант |
капитан |
теньенте де навио |
флайт-лейтенант |
лейтенант |
капитан |
майор |
капитан де корбета |
сквадрон-лидер |
лейтенант-коммандер |
майор |
вице-комодоро |
капитан де фрагата |
винг-коммандер |
коммандер |
подполковник |
комодоро |
капитан де навио |
груп-кэптен |
кэптен |
полковник |
Аргентинские пилоты готовились встретить британцев. С 5 апреля «Скайхоки» начали облёты островов, знакомясь с районом предстоящих боевых действий. По свидетельству альфереса Херардо Айзека,
«мы поднимались в воздух и выполняли учебные атаки по любому кораблю, который проходил мимо, танкерам, траулерам, военным кораблям. Мы применяли различную тактику [для] атаки кораблей, мы знали, как это делать, у нас были советы от флота».
Лётный состав отрабатывал нанесение комбинированных ударов: «Скайхоки» из FAA должны были взаимодействовать c бомбардировщиками «Канберра», а флотские — с вооружёнными ракетами «Супер Этандарами». Стандартной учебной боевой задачей был перелёт к островам с дозаправкой от воздушных танкеров KC-130H. Целями служили однотипные с британскими эсминцы «Геркулес» и «Сантисима Тринидад», что позволило выбрать оптимальный профиль полёта: за полторы сотни километров до рубежа атаки «Скайхоки» должны были снизиться до высоты ниже 150 м, а последние 50 км проделать на высоте в 30 м. В выходе на цель штурмовикам, не имевшим бортовой РЛС, должны были помочь или самолёты-лидеры S-2E «Трэкер», или операторы наведения с Мальвинских островов. В течение апреля FAA развернули там пост 2-й группы дальнего радиолокационного обнаружения и управления (Grupo 2 de Vigilancia y Control Aéreo), центр обмена информацией и пост управления истребительной авиацией.
Предвоенные расчёты аргентинских аналитиков при этом показывали, что при авиаударах по британским кораблям шансы на возвращение домой есть лишь у одного штурмовика из четырёх. Начало полномасштабных боевых действий стремительно приближалось.
1 мая. Хаос
До рассвета оставалось около двух с половиной часов, когда одиночный «Вулкан» британских Королевских ВВС, с пятью дозаправками преодолевший 15 000 км от острова Вознесения и обратно, с 3500 м отбомбился по аэродрому у Пуэрто-Архентино (Порт-Стэнли). Было раннее субботнее утро 1 мая 1982 года. Лондон начал операцию по возвращению островов.
Вооружённые силы Аргентины были подняты по тревоге в районе 4:40. Уже около половины восьмого утра над Мальвинскими островами появилась первая пара «Миражей», вызванная для прикрытия с воздуха. Запасы топлива позволяли им оставаться в районе боевых действий лишь 10–15 минут — и то если не было нужно вести воздушный бой. Поэтому аргентинцы вскоре ушли обратно на Рио-Гальегос, а последовавшему около 8:30 авиаудару трёх групп британских самолётов противопоставить было особо нечего, кроме огня малокалиберной зенитной артиллерии.
«Скайхоки» приняли боевое крещение около 11 часов утра. Офицер наведения перепутал четвёрку капитана Уго Палаверы из G5C со звеном истребителей и дал вектор на перехват воздушной цели. Когда аргентинцы разобрались в ситуации, к штурмовикам уже шли «Си Харриеры», но, к счастью, их атаку сорвало приближение звена «Миражей». Четвёрка «Скайхоков» капитана Кастельяно из 4-й истребительной группы, подошедшая к островам около полудня, встреч с воздушным противником не имела. Правда, найти британские корабли она тоже не смогла и вернулась домой без какого-либо результата.
В течение второй половины дня 4-я истребительная группа, руководствуясь опытом перехватов в период чилийского кризиса, трижды высылала к островам пары «Скайхоков», вооружённые УР «Шафрир» Мк.2, но ни одна из них не смогла обнаружить британские самолёты. Удача, казалось, улыбнулась лишь ударной четвёрке капитана Пабло Карбальо из 5-й истребительной группы. Около 17:45 пилоты обнаружили к югу от пролива, разделяющего Мальвинские острова, неопознанный корабль и атаковали его бомбами и огнём из пушек. Впоследствии оказалось, что это был аргентинский транспорт «Формоза», возвращавшийся на «большую землю» после доставки грузов гарнизону островов. По счастливой случайности, ни одна из бомб, попавших в судно, не взорвалась.
Последний за эти сутки боевой вылет выполнило звено «Скайхоков» с позывным «Лана». Воспоминания альфереса Айзека прекрасно показывают, с чем в тот день пришлось столкнуться не только пилотам четвёрки капитана Гарсиа из 4-й истребительной группы, но и многим другим аргентинским авиаторам:
«Мы спланировали вылет, поднялись в воздух, дозаправились, начали снижаться, ушли на малую высоту […] Когда мы были у пролива Сан-Карлос[, разделяющего острова], мы — хотя и не слушали оператора РЛС — но слышали хаос сообщений в эфире: [там] озвучивалось всё, что происходило с каждым. Один видел, как катапультировался экипаж «Канберры», другой [говорил], что увидел корабль. Это был кавардак. Мы шли дальше нашим курсом, поскольку РЛС на связь с нами не выходила. Когда мы были над проливом, кто-то появился в эфире и сказал: «Лана, поворот 180ᵒ, возвращайтесь на базу». Мы не знали, кто это, и продолжали лететь. Он сказал нам то же самое, и мы продолжали лететь. Тогда в третий раз тот же самый голос снова чётко повторил, что РЛС приказывает нам развернуться и возвращаться домой. Мы повиновались, не зная кому. Мы развернулись, сбросили бомбы и топливные баки и вернулись обратно на Сан-Хулиан, не зная, кто с нами говорил».
Впоследствии выяснилось, что «Си Харриеры» были уже в 10 км от штурмовиков и быстро сближались с ними, и только разворот на 180ᵒ спас аргентинцев от встречи с противником. Впрочем, так везло не всем: за 1 мая 1982 года FAA потеряли в воздушных боях два «Миража» IIIAE, один «Дэггер» A и одну «Канберру» B.62. Ещё три IA 58 «Пукара» были потеряны на земле: одна была уничтожена, две других тяжело повреждены. Потерь своей авиации британцы в тот день не имели.
1-2 мая. Сломанный трезубец
Два десятка «Си Харриеров» из 800-й и 801-й эскадрилий авиации британского флота (Fleet Air Arm), составлявшие основу авиагруппы «Гермеса» и «Инвинсибл», имели малый радиус действия, и это не оставляло ни тени сомнения в том, что корабли контр-адмирала Вудворда должны быть в самой непосредственной близости от островов. К ним уже шёл контр-адмирал Хорхе Аллара, получивший от командующего аргентинскими силами в Южной Атлантике вице-адмирала Хуана Хосе Ломбардо следующий приказ:
«Оперативное соединение в составе авианосцев и двух фрегатов атаковало острова в секторе юго-восточнее Пуэрто-Архентино. Ведутся орудийный обстрел и высадки с использованием вертолётов. Радиус действия — 90 миль. Второе оперативное соединение состоит из одного авианосца, шести эсминцев и двух крупных кораблей. Подтверждаю необходимость раннего обнаружения [противника] и массированного удара по данным боевым единицам».
Вице-адмирал Ломбардо, впоследствии более известный благодаря той роли, которую он сыграл в «Грязной войне», не сильно ошибался в оценке сил противника. Оперативное соединение 317 контр-адмирала Сэнди Вудворда по состоянию на 1 мая насчитывало в районе островов два авианосца, четыре эсминца, шесть фрегатов и два вспомогательных судна. С ними на сближение шли три группы аргентинского Оперативного соединения 79 контр-адмирала Аллары. Северное острие этого трезубца составляли авианосец «Вейнтисинко де Майо», эсминец «Сантиссима Тринидад» и три ракетных корвета. В центре действовали три эсминца, а южнее в охранении ещё двух эсминцев шёл крейсер «Генерал Бельграно».
В 15:15 1 мая контр-адмирал Аллара получил радиограмму Ломбардо:
«Противник связан десантными операциями. Можете атаковать беспрепятственно».
Несколькими минутами позже от S-2E «Трэкер» пришло сообщение:
«Один крупный, шесть средних кораблей по курсу 031, в 120 милях от Пуэрто-Архентино».
К вылету начали готовить шестёрку A-4Q «Скайхок». Каждый должен был нести четыре 227-кг бомбы Мк.82: предполагалось, что через зенитный огонь прорвётся лишь две трети ударных машин, в цель попадёт четверть сброшенных бомб, но четырёх попаданий будет достаточно, чтобы пустить ко дну британский авианосец.
Около половины шестого вечера в воздух поднялся ещё один «Трэкер», который должен был установить контакт с кораблями британского Королевского флота. Однако по странной случайности, когда он пролетал над группой советских траулеров, у него возникли неполадки радиоэлектронной аппаратуры. Высланный ему на замену самолёт доложил об обнаружении британских кораблей только в 23:00, а для ночных вылетов «Скайхоки» не годились совсем.
Первому со времён Второй мировой войны сражению авианосных соединений не было суждено состояться. Высланным утром 2 мая «Трэкерам» не удалось найти противника, а когда командование решило всё равно поднять «Скайхоки» в воздух, скорость ветра упала ниже отметки в 5 м/с, что делало возможным лишь взлёт с урезанной вдвое боевой нагрузкой. Ещё через несколько часов был потоплен крейсер «Генерал Бельграно», и «Вейнтисинко де Майо» получил приказ немедленно покинуть зону боевых действий. «Скайхоки» из его авиагруппы к 9 мая были сосредоточены на авиабазе Рио-Гранде и в дальнейшем действовали над островами наравне со штурмовиками FAA.
9 мая. Первые потери
В отличие от «Супер Этандаров», которым 4 мая удалось потопить британский эсминец «Шеффилд», «Скайхоки» долгое время не могли добиться результата. 2 мая две тройки штурмовиков из 4-й истребительной группы не нашли противника в районе островов. На следующий день две четвёрки 5-й истребительной группы, вылетавшие для удара по надводным целям, вернулись на базу после того, как назначенные им для атаки корабли были опознаны как аргентинские. Ещё одна четвёрка безрезультатно летала в указанный ей квадрат 6 мая.
9 мая, после пары дней нелётной погоды, к Мальвинским островам ушло звено капитана Гарсии из 4-й истребительной группы. Его целью был британский дозор, обеспечивавший ДРЛО и ПВО на дальних подступах к авианосному соединению. Обычно такую задачу решали эсминец, принадлежащий к Типу 42, и один из фрегатов Типа 22, поэтому комбинацию двух этих кораблей британцы неофициально называли «Тип 64». В тот день это были «Ковентри» и «Бродсуорд».
После неполадок при дозаправке от KC-130 командир звена и один из ведомых были вынуждены прервать выполнение задания и взять курс на аэродром базирования. Полёт к цели продолжали только пример-теньенте Хорхе Фариас и теньенте Хорхе Каско. Погода была отвратительной, с нижней кромкой облачности на 50-100 м. Оба пилота пропали без вести где-то в районе островов, так и не найдя противника.
Уже после войны, в октябре 1982 года, обломки одного из «Скайхоков» были случайно обнаружены на необитаемом островке Южный Джейсон. Останки пилота доставили на аргентинское военное кладбище и похоронили со всеми воинскими почестями. Неразорвавшиеся бомбы обезвредили, а в январе 2001 года сапёры решили избавиться ещё и от снарядов к пушке штурмовика. После их подрыва начался неконтролируемый пожар, продолжавшийся почти неделю. Разбуженное сапёрами «эхо войны» унесло жизни огромного числа редких птиц, которые гнездились на островке, имеющем статус заповедника.
12 мая. «Глазго» и «Бриллиант»
В первой половине дня 12 мая наблюдательные посты аргентинцев обнаружили к северу от Мальвинских островов очередную пару Типа 64. Это были эсминец «Глазго» и фрегат «Бриллиант». Они сразу же стали целью для двух четвёрок «Скайхоков» из 5-й истребительной группы. Первым в 12:20 с Рио-Гальегос вылетело звено пример-теньенте Мануэля Бустоса. Через 10 минут за ним последовало звено капитана Антонио Зелайи.
Радар «Бриллианта» засёк первую группу аргентинцев на расстоянии примерно 30 км, когда их подлётное время составляло меньше трёх минут. «Глазго» пытался атаковать воздушные цели ЗРК «Си Дарт», но система крайне невовремя отказала, и ситуацию пришлось спасать установленному на фрегате ЗРК «Си Вулф». Два A-4B «Скайхок» были сбиты, третий был либо повреждён их обломками и разбился, либо столкнулся с водной поверхностью, выполняя манёвр уклонения. Бомбы, сброшенные четвёртым по «Глазго», отрикошетировали, перелетели через палубу эсминца и упали в море за ним, не причинив кораблю какого-либо вреда.
Практически сразу атаковала вторая группа штурмовиков. На «Глазго» всё ещё пытались устранить сбой, «выключивший» ЗРК «Си Дарт», но времени уже не оставалось. Тогда огонь открыла 4,5-дюймовая артиллерийская установка эсминца, которую заклинило через восемь выстрелов. С фрегата успели лишь передать просьбу прекратить стрельбу, поскольку это создавало помехи системе управления огнём. По этой ли или какой-то другой причине, но ЗРК «Си Вулф», действовавший в автоматическом режиме, попросту отключился, и аргентинские пилоты практически беспрепятственно отработали по кораблям. Капитан Зелайя потом вспоминал:
«Наиболее чётко перед атакой я запомнил то, что они начали стрелять, ещё когда мы находились в нескольких километрах от цели. Ракет я не видел, но слышал разрывы зенитных снарядов. Всё, что я мог — это сконцентрироваться на своём прицеле и цели. Я не видел ни матросов, ни вертолётов [на борту корабля], и в моей памяти отпечаталась только огромная и всё время вращающаяся антенна РЛС».
«Бриллиант» получил лишь незначительные повреждения 20-мм снарядами «Скайхоков». А вот с «Глазго» дела обстояли существенно хуже. 453-кг бомба Мк.17 пример-теньенте Фаусто Гавацци пробила правый борт корабля у мидель-шпангоута примерно в метре над ватерлинией, прошла через весь эсминец насквозь и, проделав дыру в левом борту, но так и не взорвавшись, упала в море. Штурмовик Гавацци был повреждён — возможно, огнём с кораблей, либо чуть позже аргентинской зенитной артиллерией над островами. Он успел передать, что потерял элерон, а затем его машина перевернулась и врезалась в землю. Пилот погиб при попытке катапультироваться.
Тем временем контр-адмирал Вудворд запросил у командира «Глазго» срочный отчёт об убитых и раненых. Ответ кэптена Энтони Ходдинотта был апокрифичен:
«Легко повреждён один из генераторов. Тысячефунтовая бомба с правого борта [прошла] через носовое вспомогательное помещение, вышла с левого борта. Убитых нет, раненых нет. Один из кочегарных старшин остро нуждается в смене нижнего белья».
На самом деле всё обстояло совсем не весело. Дул крепкий ветер, и через пробоины внутрь корпуса продолжала поступать вода. Вышли из строя пожарная система и компрессор высокого давления. Тем не менее экипажу удалось подвести корабль к ремонтному судну «Стéна Инспектор» и с его помощью залатать пробоины. Правда, теперь эсминец не мог развивать скорость выше 10 узлов, и в конечном итоге контр-адмирал Вудворд принял решение отправить его обратно в Великобританию.
Крещение огнём. Первые итоги
Повреждения, полученные «Глазго», не вызвали у журналистов всех стран мира такого же интереса, как потопление «Шеффилда» и «Генерала Бельграно». За кадром остались два важных обстоятельства. Во-первых, теперь в распоряжении контр-адмирала Вудворда был ровно один из имевшихся ранее трёх эсминцев Типа 42, обеспечивавших ДРЛО и ПВО на передовом рубеже у захваченных аргентинцами островов. Это ставило под угрозу перспективы установления контроля на море и в воздухе в преддверии готовившейся десантной операции. Во-вторых, аргентинцы израсходовали две из пяти имевшихся до начала конфликта противокорабельных ракет AM.39 «Экзосет». Это означало, что военный хай-тек не окажет серьёзного влияния на ход предстоящих боёв, а вся их тяжесть ляжет на плечи пилотов штурмовиков, вооружённых старыми добрыми «чугуниевыми» авиабомбами.
Британцев спасли ухудшение погоды и желание аргентинцев сохранить силы для решительной схватки за острова. В течение недели после 12 мая «Скайхоки» не выполняли боевых вылетов в район островов. 20 мая британский Королевский флот начал высадку десанта, и конфликт перешёл в новую фазу.
Период с 1 по 19 мая впоследствии получил в аргентинской историографии название «Крещение огнём» (Bautismo de Fuego). За эти две с половиной недели штурмовики FAA и COAN совершили 69 боевых вылетов — более половины из тех 130, что выполнила вся аргентинская авиация. Если учесть, что по состоянию на конец апреля 1982 года «Скайхоки» составляли лишь 45% (31 из 69) всех боеготовых самолётов Аргентины, это был неплохой результат. С другой стороны, он был очень далёк от того уровня, который британцы считали для себя угрожающим: они изначально предполагали, что при 60-процентной исправности авиатехники аргентинцы смогут выполнять до трёх вылетов в сутки на одну боевую машину, что даст порядка 150 вылетов в день.
Если же углубиться в детали, то всё выглядело ещё интереснее. За первые 19 дней войны «Скайхоки» показали следующий результат:
- на боевые задания вылетели штурмовики со 121 авиабомбой (из общего числа в 204 единицы оружия типа «воздух–поверхность», задействованных FAA и COAN);
- достигли островов штурмовики с 89 авиабомбами (из 170 у FAA и COAN);
- вошли в зону действия ПВО противника штурмовики с 60 авиабомбами (из 107 у FAA и COAN);
- по кораблям противника штурмовики сбросили семь авиабомб (из 15 у FAA и COAN);
- в цель попала одна авиабомба (из 2 у FAA и COAN);
- не взорвалась ни одна (у FAA и COAN — одна ракета AM.39 «Экзосет»).
Четыре A-4B и два A-4C были при этом потеряны. Очевидно, что такая статистика давала мало поводов для оптимизма.
Продолжение следует
Источники и литература:
- Вудворд С., Робинсон П. Фолклендская война: Мемуары командующего Фолклендской ударной группы. — Симферополь: «Доля», 2005.
- Доценко, В.Д. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века. — М.: ACT, 2001.
- Примаченко, I. Санкції Європейської економічної спільноти проти Аргентини в ході Фолклендської війни 1982 року. — Київський національний університет імені Тараса Шевченка, 2015.
- Татарков, Д. Конфликт в Южной Атлантике: Фолклендская война 1982 г. — Киев: «Румб», 2007.
- Ed Kettler. South Atlantic War II: The Falklands / Malvinas Conflict. — Clash of Arms Games, 2002.
- Gordon Ramsey (ed.) The Falklands War: Then and Now. — Battle of Britain International Ltd., 2009.
- Santiago Rivas. Skyhawks over the South Atlantic: Argentine Skyhawks in the Malvinas / Falklands War. — Helion & Company, 2019.
- John Shields. Air Power in the Falklands Conflict: An Operational Level Insight into Air Warfare in the South Atlantic. — Pen & Sword Books, 2021.
- Gordon Smith. Battle Atlas of the Falklands War, 1982, by Land, Sea and Air. — Naval-History.Net, 2006.
Комментарии к данной статье отключены.