В годы Второй мировой система конвоев зарекомендовала себя как достойный ответ тоннажной войне, которую Германия вела на море против Великобритании и её союзников. За пять c лишним лет союзники провели порядка 30 000 конвоев, из которых от подводных лодок пострадала лишь небольшая часть – 678 атакованных конвоев потеряли в общей сложности 1738 судов. Долгое время считалось, что первая успешная атака конвоя немецкой подлодкой в Битве за Атлантику произошла 16 сентября 1939 года, однако 70 лет спустя выяснились новые подробности этого события.
Конвои, которых не ждали
3 сентября 1939 года в 12:56 берлинского времени все корабли кригсмарине приняли сигнал от командующего ВМС Германии о начале войны с Великобританией. В 15:50 того же дня штаб командующего ВМС послал еще одну радиограмму персонально для немецких военных кораблей в Атлантике, которая гласила: «Открыть боевые действия против Англии немедленно, не ждать изначально нападения врага первым». Это было сделано для того, чтобы избежать путаницы с отданным 31 августа предыдущим приказом, который запрещал атаки британских кораблей и судов за исключением самообороны.
К этому моменту в Северной Атлантике находилось 16 немецких подлодок, которые были развернуты в линию от северо-западного побережья Шотландии до Бискайского залива вне радиуса действия британской береговой авиации. После получения сигнала о начале войны с Великобританией субмарины начали действия против торгового судоходства. Так как предполагалось, что в первые дни войны противник не сможет начать движение конвоев, командирам был отдан приказ действовать против одиночных судов с соблюдением призового права.
Однако, несмотря на острую нехватку эскортных кораблей, англичане сумели организовать конвои уже в первую неделю войны. Первые конвои OA-1 и OB-1 вышли в море 7 сентября из Даунса и Ливерпуля соответственно. OA-1, сопровождаемый тремя эсминцами, находился в море двое суток и 9 сентября пришел в Плимут. OB-1, эскортируемый двумя эсминцами, 10 сентября был распущен в Северной Атлантике, после чего его суда продолжили свой путь в Канаду в одиночном плавании.
6 сентября немецкая радиоразведка перехватила несколько сообщений противника, которые указывали на введение системы конвоев. Точками сборов судов указывались порты Милфорда и Плимута. Командующий подводными силами Карл Дёниц приказал лодке U 28 обер-лейтенанта цур зее Гюнтера Кунке (Günter Kuhnke) идти в Бристольский залив на разведку. Кунке тщательно осмотрел залив, посетив шесть мест возможного сбора судов, но ничего не обнаружил.
Тем временем, радиоразведка продолжала снабжать Дёница перехватами сообщений о конвоях во всё больших объемах, и 11 сентября он решил расположить на пути из Бристольского залива в Атлантику три подводные лодки-«семерки» в надежде перехватить один из конвоев. Выбор пал на U 34 капитан-лейтенанта Вильгельма Ролльмана (Wilhelm Rollmann), U 31 капитан-лейтенанта Йоханнеса Хабекоста (Johannes Habekost) и U 35 капитан-лейтенанта Вернера Лотта (Werner Lott). Первая «семерка» находилась в море с конца августа, две другие вышли из Вильгельмсхафена 9 сентября и совершили марш через Ла-Манш в Атлантику.
Первая атака
15 сентября 1939 года произошло событие, которого так ждал Дёниц: немецкая подводная лодка установила первый контакт с конвоем. В 05:30 к юго-западу от Ирландии U 31 капитан-лейтенанта Хабекоста заметила конвой, двигавшийся в западном направлении, и начала его преследование. Это был OB-4, который, имея в составе девять судов, вышел 13 сентября из Ливерпуля в охранении эсминцев «Уорвик» (HMS Warwick) и «Уирлуинд» (HMS Whirlwind).
В 07:00 штаб командующего получил с U 31 радиограмму: «Конвой в квадрате 1253, курс 240°, скорость 10 узлов». Дёниц отреагировал на сообщение Хабекоста очень эмоционально, о чем свидетельствует запись в журнале боевых действий командующего подводными силами:
«Лодки в соседних квадратах, U 34, U 29 и U 53, должны теперь действовать против конвоя – они могут достичь успеха. Я назойливо вдалбливал командирам снова и снова, что они не должны упускать такие возможности. Но невозможно что-либо сделать в итоге. В любом случае лодки имеют слишком мало топлива. Если бы только в море было больше лодок! Однако я все еще думаю, что было бы правильным напомнить командирам – к началу октября лодок в море будет не хватать, и к этому времени вражеское движение конвоев станет более активным».
Очевидно, Дёницу было досадно осознавать, что первый же обнаруженный конвой не может быть сразу атакован группой лодок из-за недальновидной политики развития подводных сил еще в мирное время. Оставалось только ждать и готовиться к операциям, на которые командующий нацеливал своих командиров.
Хабекост удерживал контакт с конвоем до наступления темноты, наводя на него другие лодки. Однако на помощь к U 31 пришла только U 26 капитан-лейтенанта Клауса Эверта (Klaus Ewerth), которая ранее совершила минную постановку в Ла-Манше и имела всего пять торпед. Эверт заметил конвой в 18:05 и подключился к его преследованию. Спустя час U 26 выполнила первую атаку конвоя во Второй мировой войне: в 19:05 Эверт выпустил торпеды с дальней дистанции, но промахнулся.
В ночь на 16 сентября в атаку пошла и сама U 31. Согласно журналу боевых действий лодки, Хабекост в 00:30 выпустил одну торпеду в «самое южное судно», но она прошла мимо. Утром, в 08:15, лодка совершила повторную атаку и на этот раз добилась успеха: торпеда поразила головное судно конвоя. От взрыва пароход разломился пополам и затонул.
Спустя 12 минут Хабекост решил атаковать эсминец эскорта и выпустил в него парогазовую торпеду G7a, но с британского корабля заметили пузырьковый след торпеды. Эсминец поспешил уклониться, после чего бросился в контратаку. Вычислив местонахождение лодки, англичане сбросили на нее 18 глубинных бомб. В своем журнале боевых действий Хабекост отметил свой необдуманный поступок: «Пуск парогазовой торпеды был большой ошибкой. И хотя эсминец хорошо положил на нас свои бомбы, мы не получили никаких повреждений».
Так завершилась первое нападение немецких подлодок на конвой союзников с начала Второй мировой войны. Судном, которое потопил Хабекост, был британский пароход «Эвимор» (Aviemore) тоннажем в 4060 брт. Погибло 23 члена экипажа, включая капитана, 11 выживших моряков поднял из воды «Уорвик».
Вторая атака
Второе нападение немецкой подлодки на английский конвой произошло спустя пять дней. На этот раз целью для немецких торпед стал конвой ОА-7, который 19 сентября вышел из Саутенд-он-Си, имея в своем составе три десятка судов в сопровождении трех эсминцев. 21 сентября ОА-7 в 13:00, находясь к юго-западу от островов Силли, конвой был обнаружен лодкой U 35 капитан-лейтенанта Лотта.
После часового преследования U 35 в 14:10 атаковала конвой, последовательно выпустив три торпеды в танкер и эсминец. На лодке наблюдали попадание торпеды в судно: повреждения получил шедший в балласте британский танкер «Тиквуд» (Teakwood), который после торпедирования остался на плаву. Вскоре после этого эсминец «Ардент» (HMS Ardent) начал поиск лодки, но не смог точно определить её местонахождение. Полученный «асдиком» контакт был сомнительным, и «Ардент» сбросил «для очистки совести» всего одну глубинную бомбу.
Как оказалось, это было одно из самых точных бомбометаний за всю войну. Глубинная бомба взорвалась рядом с рубкой лодки, выведя из строя один из перископов и повредив систему продувки балласта. В результате в 17:00, когда Лотт попытался всплыть, контроль над лодкой был потерян. Она устремилась вниз и коснулась дна на 115 метрах, превысив предельную проектную глубину погружения для лодок типа VIIA, установленную в 100 метров. Инженер-механик U 35 лейтенант Герхард Штамер (Gerhard Stamer), устранив повреждения, в итоге смог вернуть лодку на поверхность, но шансы на повторную атаку конвоя были утрачены. «Тиквуд» в сопровождении «Ардента» ушел в Фалмут.
Пересмотр результатов
Долгое время считалось, что U 31 может претендовать на славу лодки, одержавшей первую победу над конвоем, торпедировав судно из его ордера. Первенство в атаке конвоя действительно принадлежит Эверту и Хабекосту, но, как оказалось, злосчастный пароход «Эвимор» не является первой жертвой атаки союзнических конвоев немецкой подлодкой.
Парадокс в том, что «Эвимор» просто оказался не в том месте и не в то время. Выйдя из порта Суонси н побережье Уэльса, он должен был доставить в Буэнос-Айрес груз в 5000 с лишним тонн листовой стали. В состав конвоя ОВ-4 судно не входило и просто пересекало его курс, находясь в одиночном плавании. На свою беду именно оно получило торпеду с U 31 и вместе с ней на долгое время сомнительную славу первой жертвы среди конвоев. Истина была установлена лишь 70 лет спустя, и «Эвимор» уступил первую строчку танкеру «Тиквуд» из конвоя ОА-7.
В завершение хотелось бы отметить, что первого серьезного успеха в действиях против конвоев немецкие подлодки достигли лишь осенью 1940 года. До этого времени подчиненные Дёница одиночными атаками лишь «пощипывали» североатлантические конвои англичан. Дёниц же ожидал иного, очень хорошо понимая, что лучше один уничтоженный конвой, чем десять с небольшими потерями. Тем не менее, для организации полноценной атаки группой лодок у него пока не хватало сил, а у командиров лодок – опыта, чему и служат примеры нападений на OВ-4 и ОА-7 в сентябре 1939 года.
Список литературы и источников:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
- Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. Mittler & Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001
- Haarr G. H. The Gathering Storm: The Naval War in Northern Europe, September 1939 – April 1940 – Naval Institute Press, 2013
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 1 – Norderstedt
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
- Rohwer J. Axis Submarine Successes of World War Two – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
- Berr R. Das Kriegstagebuch der U-Bootwaffe (http://www.ubootwaffe.net)
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
- http://wiesel.wlb-stuttgart.de
- http://www.naval-history.net
- http://www.wrecksite.eu
Комментарии к данной статье отключены.