Июль 1943 года. Союзники продвигаются по территории Сицилии, тесня врага к северу. Британские генералы начинают реализацию плана по окружению итало-немецких войск, чтобы те не смогли передислоцироваться в континентальную Италию. В ночь с 13 на 14 июля части 1-й парашютной бригады производят высадку южнее порта Катания с целью захватить стратегически важный мост Примосоле на реке Симето, отрезать противнику путь к отступлению и способствовать продвижению 50-й пехотной дивизии. Для противодействия десанту немецкое командование бросает к мосту части 1-й парашютной дивизии. Так начиналась битва британских и немецких десантников…
Цель — Сицилия
После капитуляции итало-немецких войск в Северной Африке, состоявшейся 13 мая 1943 года, союзники решили продолжать активные действия в Средиземноморском регионе: высадить десант на территории Италии и вывести её из игры. Первым объектом для атаки стал остров Сицилия, на который планировалось высадить части 7-й армии США генерал-лейтенанта Джорджа Паттона и 8-й британской армии генерала Бернарда Монтгомери. «Первым делом необходимо захватить плацдарм в удобном районе и затем вести с него боевые действия», — так Монтгомери очертил цели будущей операции. Новая операция получила кодовое название «Хаски». Американцы должны были создать плацдарм в юго-западной части острова (на берегах залива Джела), британцы — в его юго-восточной части.
Союзники имели численное преимущество над противником — 470 000 человек, свыше 600 танков и САУ, 1800 орудий и миномётов, 1700 самолётов. В то же время итало-немецкие войска под командованием генерала Альфредо Гуццони и фельдмаршала Альберта Кессельринга смогли выставить свыше 320 000 солдат и офицеров, менее 200 танков и штурмовых орудий, 300–350 орудий и миномётов, более 600 самолётов. Не стоит забывать, что союзники имели подавляющее преимущество на море: в десантной операции принимало участие 2590 кораблей.
В ночь с 9 на 10 июля союзники провели высадку воздушного десанта на остров, 10 июля последовал морской десант — операция «Хаски» началась. Немцы не смогли сбросить врага в море и с боями отступали на север Сицилии. Если в первые дни продвижение частей 7-й и 8-й армий проходило стремительно, то в дальнейшем противник стал оказывать ожесточенное сопротивление, особенно в британском секторе наступления. В отличие от побережья, гористая местность Центральной и Северной Сицилии, а также слаборазвитая дорожная сеть благоприятствовали действиям оборонявшихся – итало-немецкие войска превратили деревни в опорные пункты, на возвышенностях располагались артиллерийские батареи. 10 июля 5-я британская пехотная дивизия из состава 13-го корпуса (командир корпуса – генерал-майор Горацио Барни-Фиклин) достигла деревни Кассабила (южнее города Сиракузы). Части 13-го корпуса направлялись к Аугусте, но неподалеку от Приолы были остановлены мощным сопротивлением частей боевой группой «Шмальц» под командованием полковника Вильгельма Шмальца (подразделения танковой дивизии люфтваффе «Герман Геринг» и 15-й панцергренадерской дивизии, включая несколько «Тигров»).
Стратегический мост
Монтгомери намеревался помешать эвакуации итало-немецких войск с Сицилии через Мессинский пролив, надеясь исключительно на силы 8-й армии. Прежде всего, британцы должны были захватить железобетонный мост Примосоле длиной свыше 120 м, соединявший берега реки Симето и находившийся в семи милях южнее порта Катания. Захват моста был необходим для успешного продвижения частей 13-го корпуса на север и овладения Катанией.
Изначально планировалось, что стратегический объект захватят бойцы 50-й пехотной дивизии (командир – генерал-майор Сидней Киркман) при поддержке танков 4-й бронетанковой бригады (командир – бригадир Джон Сесил Кэрри). Но позже план изменился, и овладеть мостом поручили частям 1-й воздушно-десантной дивизии генерал-майора Джорджа Хопкинсона, а именно – 1-й парашютной бригаде (командир – бригадир Джеральд Уильям Латбери). Солдаты дивизии не были новичками – они успели поучаствовать в Бруневальдском рейде 1942 года, боях за норвежскую гидроэлектростанцию Веморк, Тунисской кампании, а также десантировании у Сиракуз в ночь с 9 на 10 июля 1943 года. Мост Примосоле должен был занять 1-й парашютный батальон подполковника Аластейра Пирсона, а 3-й (командир – подполковник Эрик Йелдман) и 2-й (командир – подполковник Джон Фрост) батальоны получили приказ прикрывать мост с северного и южного направлений соответственно.
Командиры парашютных батальонов были опытными офицерами, имели высокие награды – подполковник Фрост получил Военный Крест за Бруневальдский рейд, а подполковник Пирсон удостоился Военного Креста и двух орденов «За выдающиеся заслуги» за Тунисскую кампанию.
В помощь парашютистам дополнительный удар наносило 3-е подразделение коммандос подполковника Джона Дарнфорда-Слейтера, которое должно было захватить мост Малати на реке Линтини в десяти милях южнее моста Примосоле. Британцам противостояли части дивизии «Герман Геринг» (командир – генерал-майор Пауль Конрат) а также 15-й панцергренадерской дивизии (командир – генерал-майор Эберхард Родт). Кроме того, фельдмаршал Кессельринг решил перебросить под Катанию части 1-й парашютной дивизии (командир – генерал-майор Рихард Хайдрих).
Из-за нехватки транспортных средств Хайдрих не мог отправить сразу всю дивизию и перебросил сначала 3-й парашютный полк (командир – полковник Людвиг Хайльман), 1-й пулеметный батальон (командир – майор Вернер Шмидт), связистов и три противотанковых взвода. 12 июля около 18:15 немецкие парашютисты из состава 3-го полка (1400 человек) произвели высадку на полях у Катании.
Американские истребители не смогли перехватить транспортники He.111, перевозившие десант, поскольку у них кончилось горючее (согласно данным американских пилотов). Один из немецких батальонов был развернут западнее города Катания, два других расположились на подходах к мосту Малати. На следующее утро в Катанию прибыли части 1-го пулемётного батальона, по аэродрому Катании нанесли удар союзные ВВС, вследствие чего было уничтожено два планера Me.321, в которых находилась львиная доля снаряжения и боеприпасов противотанковых взводов. Таким образом, немецкие парашютисты остались с весьма скудным арсеналом противотанкового оружия. Полковник Хайльман понимал, что если союзники проведут успешную высадку десанта у реки Симето, немецкие части, находящиеся южнее нее, окажутся в окружении. Поэтому он приказал командиру 1-го батальона гауптману Отто Лауну отправиться со своими бойцами к мосту Примосоле. Тот так и сделал, разместив своих парашютистов в двух километрах к югу от моста в апельсиновой роще, дававшей хорошую маскировку.
Неудачная высадка
Операция по захвату моста, получившая кодовое название «Фастиан», стартовала 13 июля 1943 года, когда около 20:00 с аэродромов Северной Африки в небо поднялось 105 транспортных самолетов С-47 «Дакота» и 11 «Альбемарлей» A.W.41, на борту которых находилось свыше 1856 десантников 1-й парашютной бригады. На девятнадцати планерах транспортировалась боевая техника и боеприпасы (включая десять шестифунтовых орудий и 18 джипов), а также 77 артиллеристов. С самого начала операции у британцев возникли проблемы – союзные части ПВО приняли авиацию за немецкую и открыли по ней огонь, а добравшись до Сицилии, самолёты попали под огонь итальянских зениток. В результате часть планеров получила повреждения и была вынуждена вернуться обратно, еще несколько машин погибло. Многие транспортные самолеты также были повреждены и возвратились на аэродромы с 30% десантников.
Около 22:00 британцы приступили к высадке десанта, и тогда «тёплую встречу» им организовали бойцы 1-го пулемётного батальона. Поначалу немцы приняли планеры за подкрепление, но когда были выпущены сигнальные ракеты, бойцы Хайльмана убедились, что высадку производит противник, и открыли ураганный огонь из пулемётов и нескольких зениток. Несколько британских самолётов получили попадания и упали на поле. Позже этот бой описывал немецкий лейтенант Мартин Пёппель:
«Горящие самолёты упали на поля, полные соломы, и осветили все поле боя. Наши пулемёты не умолкали».
Многим британским десантникам приходилось под обстрелом выпрыгивать из горящих машин, более 70 парашютистов попали в плен сразу после высадки. У британцев возникли две огромные проблемы – во-первых, были потеряны практически все рации, и, как писал Латбери, «там не было никакой связи ни с одним из батальонов, и никто не знал, что случилось». Во-вторых, самолеты сбились с курса, большинство из них сбросило десант на расстоянии 20–32 км от объекта (некоторые группы оказались у вулкана Этна), и лишь 30 машин высадили около 300 солдат в нужном месте. Не лучшим образом обстояло дело с высадкой артиллерии, которая была произведена 14 июля – лишь четыре орудия достигли назначенного пункта. Единственным успехом начальной стадии операции «Фастиан» было то, что итальянские части, находившиеся у моста, разбегались или сдавались в плен без сопротивления.
14 июля в 2:15 полсотни бойцов 1-го батальона во главе с капитаном Раном захватили мост Примосоле и четыре дота (два у северного конца моста, и два – у южного). В дотах британцы обнаружили итальянские ручные пулемёты «Бреда» и множество патронов к ним. Два дота на северном конце моста никем не защищались, захват «южных» дотов описывал лейтенант Ричард Бингли:
«У южного конца моста мы встретили вражеский патруль из четырех итальянцев. Двух из них сразу убил десантник Адамс. Наш солдат бросил ручную гранату Гамона в один из дотов. Вскоре в плен сдались 18 итальянцев. Бой был скоротечен. Я получил ранение в правое плечо».
В 3:45 парашютисты заметили на дороге, ведшей к мосту, легкий танк, бронеавтомобиль и три грузовика. Артиллеристы выпустили снаряд по танку, а парашютисты забросали автомобили гранатами. По словам лейтенанта Бингли, два грузовика везли бензин. Первая машина была уничтожена гранатой Гамона, которую бросил капрал Кертисс – из-за возгорания топлива страшной смертью погибло 22 итальянских солдата. Около 5:00 британцы остановили немецкий грузовик, буксировавший орудие – ехавшие на нем солдаты бросили в сторону парашютистов две гранаты и сбежали, оставив пушку. Вскоре после этого британским сапёрам удалось разминировать мост.
Без связи и боеприпасов
Парашютисты нашли в дотах две рации, успели сообщить в штаб 4-й бронетанковой бригады о том, что мост взят под контроль, но через час связь пропала. Мост охраняли около 120 бойцов 1-го батальона, на вооружении которых было три миномета, пулемет «Виккерс», три противотанковых гранатомета PIAT, не считая ручного стрелкового оружия и гранат. Кроме того, в распоряжении десантников имелась исправная шестифунтовая пушка (еще два орудия нуждались в ремонте), а также два 50-мм итальянских орудия и 75-мм немецкая пушка. Неподалеку от моста находилось два взвода 3-го батальона, а бойцы 2-го батальона смогли своевременно взять под контроль холмы юго-западнее моста, пленив более сотни итальянских солдат. Всего в районе моста Примосоле собралось 283 солдат и 12 офицеров из состава 1-й бригады.
На рассвете 14 июля немцам стало известно о том, что мост захвачен противником. Для выяснения ситуации туда была направлена разведгруппа гауптмана Франца Штангенберга (20 человек на двух грузовиках). Приблизившись к мосту на дистанцию чуть более 2 км, группа была обстреляна британцами из пушек, после чего гауптман вернулся в Катанию и стал собирать силы для контратаки. Ему удалось собрать свыше 350 человек, включая поваров, механиков и 150 солдат из роты связи под командованием гауптмана Эриха Фассла. Что же касается артиллерии, то немцы могли использовать 50-мм итальянскую пушку и три 88-мм зенитки.
Контратаки немецких парашютистов
Во второй половине дня немцы начали обстрел британцев из зениток, вследствие чего несколько парашютистов получили ранения. По свидетельствам британцев, около 13:00 их атаковали несколько истребителей Ме.110. В 13:10 немцы предприняли первую атаку – группа Штангенберга ударила по северному концу моста с правого фланга, связисты – с левого. Не имея возможности вести долгий бой из-за скудного запаса боеприпасов, британцы отступили к южному концу моста.
Пока шел бой за мост, немецкие парашютисты из 1-го пулеметного батальона атаковали британцев из 2-го батальона, расположившихся на холмах. Капрал Невилл Эшли с помощью ручного пулемета «Брен» сдерживал продвижение противника, в то время как группа солдат во главе с лейтенантом Питером Барри подавила немецкую пулемётную точку. Немцы открыли огонь из тяжелых пулемётов и миномётов, и британцы отступили, не имея возможности достойно им «ответить».
В критический момент подполковник Фрост смог отыскать неповрежденную рацию и вызвать огонь артиллерии лёгких крейсеров «Ньюфаундленд» и «Мавритиус». Мощный обстрел из корабельных орудий заставил немцев отступить (по британским данным, они потеряли более двадцати человек убитыми и ранеными). Британцы вновь заняли позиции на холмах. В бою отличился капитан Стэнли Пантер – вместе с тремя бойцами он подавил вражеский пулемёт, затем захватил лёгкую гаубицу и из нее выпустил несколько снарядов по врагу. За проявленное мужество Пантер был награжден Военным Крестом.
Если группа Фроста смогла удержать свои позиции, то для людей подполковника Пирсона ситуация осложнилась. После 15:00 немцы под прикрытием артиллерии и пулемётов, прячась за кустами и деревьями, вновь атаковали мост с северной стороны, и Пирсон приказал своим бойцам отступить на южный берег реки. Известно, что днем 14 июля британцы ожидали появления своих танков, но этого не произошло. Расчет шестифунтового орудия сумел разбить дот, который немцы заняли на северном берегу, израсходовав при этом почти все боеприпасы. По утверждению британцев, немцы атаковали при поддержке самоходного орудия, но не рискнули прорываться через мост, боясь попасть под его огонь. Штангенберг поступил разумно – вместо того, чтобы атаковать мост в лоб, он приказал своим бойцам переправиться вплавь в другом месте, обойти врага и ударить по нему с тыла.
Немцы отбивают мост
Подполковник Пирсон скомандовал своим солдатам отступать к холмам на юге и соединиться с группой Фроста. Отход прикрывало несколько групп – участник боев за Примосоле младший капрал Альфред Осборн утверждал, что оставшиеся бойцы имели всего по несколько патронов к винтовкам «Энфилд». В бою у моста было убито 27 британских парашютистов, свыше 70 получили ранения. Огромную помощь в эвакуации раненых оказал капрал медслужбы Стэнли Тайнан – он эвакуировал раненых под обстрелами, за что был награжден Военной Медалью.
Младший капрал Осборн прикрывал отход, сидя в доте и ведя огонь из ручного пулемета. Вскоре после того, как он покинул свою позицию, в дот попало несколько снарядов, выпущенных немецким штурмовым орудием (по другой версии – 88-мм зениткой).
После 18:00 с юга к мосту подошла группа гауптмана Лауна, кроме того, немцам удалось форсировать реку вброд восточнее моста. Британцы отошли, и стратегический объект снова оказался в руках их противников. Примерно в это же время сюда подоспели и части двух итальянских батальонов из состава 213-й дивизии береговой охраны.
Британская 50-я дивизия пробивается к мосту
В ночь с 13 на 14 июля бойцы 3-го подразделения коммандос захватили мост Малати через реку Лентини. Спецназовцы быстро заняли доты, обратив в бегство итальянских солдат, охранявших объект. Утром 14 июля мост был атакован несколькими немецкими батальонами при поддержке миномётов и танков. По утверждению британских коммандос, по ним вёл огонь «Тигр» (по другой версии – Pz.IV), который разрушал доты. Спецназовцы планировали продержаться до прибытия частей 50-й дивизии, но те увязли в боях с подразделениями полковника Шмальца у деревни Карлентини. 3-е подразделение было вынуждено отступать на юг, чтобы соединиться с 50-й дивизией (в боях за мост оно потеряло 30 человек убитыми и 60 пленными).
14 июля при поддержке артиллерии и танков пехота 69-й бригады (командир – бригадир Эдвард Кук-Коллинз) захватила городок Лентини. Пока 69-я бригада вела бои, части 151-й пехотной бригады (командир – бригадир Рональд Сениор), а также «Шерманы» из состава 44-го бронетанкового полка (эскадрон «С») пробились к реке Малати и повторно овладели мостом (немцы не смогли его уничтожить). Поздним вечером 14 июля вышеуказанные части приблизились к мосту Примосоле – к этому времени он уже находился в руках немцев.
Британские танкисты отказались атаковать мост без поддержки артиллерии, да еще и в ночное время. Тем временем, к немцам прибыло подкрепление – несколько рот 1-го саперного батальона, 1-й батальон 4-го парашютного полка и части 1-го артиллерийского полка. Кроме того, у Катании находились части группы «Шмальц», отступившей с юга, а также несколько итальянских батальонов и подразделения 4-го парашютного полка. Прежде всего, немцы занялись оборудованием позиций на северном берегу реки Симето. В ночь с 14 на 15 июля у моста разгорелся бой британских артиллеристов с семью итальянскими бронемашинами – расчет шестифунтовой пушки под командованием капрала Стэнли Роуза сжёг две из них.
Утром 15 июля пехота 9-го батальона Даремского полка попыталась атаковать северный берег по обе стороны от моста (сам мост хорошо простреливался, к тому же, британцы думали, что он заминирован). Немцы отбили этот штурм. На совещании офицеров 151-й бригады было решено, что штурм следует провести в ночное время левее от моста вверх по течению реки, где глубина не превышала 1,2 м (брод указал подполковник Пирсон). Ночному штурму предшествовала часовая артподготовка.
16 июля в 2:00 две роты 8-го батальона («А» и «D») переправились через брод и сообщили о занятии плацдарма, пустив сигнальную ракету. После этого роты «В» и «С» того же батальона при поддержке танков 44-го полка двинулись через мост и пробились на северный берег Симето. Немцы открыли ураганный огонь из двух 88-мм орудий, подбили четыре «Шермана» (общее количество британских танков в районе моста не превышало двадцати единиц). Британцы создали плацдарм глубиной около 300 м, но продвинуться далее на север не смогли, поскольку враг закрепился в виноградниках и оливковой роще.
Мост снова в руках британцев
16 июля бои продолжались с переменным успехом. В отражении одной из немецких атак участвовал рядовой Реджинальд Гудвин (пулеметчик из 8-го батальона 151-й бригады): «Из своего «Брена» я сумел уничтожить двух снайперов и нескольких солдат противника. Секрет успеха – удобная позиция, а также то, что меня с флангов прикрывали товарищи». В тот же день в тыл были выведены подразделения 1-й парашютной бригады – во время высадки и в боях за мост они потеряли свыше 370 человек.
17 июля в 1:00 части 6-го и 9-го батальонов переправились через Симето вброд (мост простреливался немцами) и пополнили силы защитников плацдарма, заняв позиции в виноградниках. В 5:00 британцы начали расширять плацдарм. Танки эскадронов «А» и «С» 44-го полка пересекли мост и заняли позиции слева и справа от его северного конца. Отлично проявили себя экипажи «Шерманов» 3-го полка Йоменов. В 9:00 танки, продвигаясь на север по дороге, уничтожили расчет 88-мм орудия, грузовик и подавили несколько пулеметных точек. В 9:30 танкисты полка при поддержке пехоты 151-й бригады продолжили наступление и уничтожили два 105-мм орудия. Если верить отчетам 3-го полка, 17 июля его бойцы истребили 70 немецких солдат и офицеров, а четырех пленили. В тот день погиб командир 44-го полка подполковник Джеффри Уиллис – снайперская пуля попала ему в голову. Командование полком принял майор Грант.
В первой половине дня немцы активно контратаковали, неся немалые потери. Гауптман Хайнц-Пауль Адольф из саперного батальона попытался взорвать мост с помощью грузовика со взрывчаткой. Адольф погиб, а его план не сработал – машины была уничтожена до подъезда к мосту. Посмертно гауптман был награжден Рыцарским Крестом. Ситуация изменилась после 11:15, когда танки 44-го полка заняли выгодные позиции для обстрела и открыли ураганный огонь по немецким позициям. Под прикрытием этого огня британская пехота подошла к окопам противника и стала забрасывать их гранатами. Часть немцев сдалась в плен, многие погибли, а остальные отошли на север и заняли оборону вместе с парашютистами 4-го полка. Теперь британцы полностью контролировали мост и его окрестности и стали теснить противника к Катании.
Итоги
В боях за мост Примосоле 151-я бригада потеряла около 500 человек убитыми и ранеными. Кроме того, немецкие парашютисты утверждали, что смогли вывести из строя 5–7 вражеских танков. Потери немецкой стороны оценивались британцами в 300 человек убитыми и более 150 пленными (немцы признали потери в 240 человек убитыми и ранеными). Удивительно, что в ходе боев не переставал работать полевой госпиталь британских парашютистов, который выполнил несколько сотен операций. Даже когда госпиталь захватили итальянцы, он не переставал работать – медперсонал оперировал как раненых британских парашютистов, так и их врагов.
Борьба за мост Примосоле не оказала серьезного влияния на ход боев за Сицилию – союзники так и не смогли окружить вражескую группировку, которая сумела переправиться через Мессинский пролив на континент. В боях за мост обе стороны допустили серьезные ошибки. Британцы неудачно провели высадку десанта, в результате чего парашютисты 1-й бригады лишились боеприпасов и связи. Немцы – не успели взорвать мост.
Источники и литература:
- Гастингс М. Вторая мировая война: Ад на земле. – Москва: Альпина нон-фикшн, 2015
- Blackwell I. Battle for Sicily: Stepping Stone to Victory. – Barnsley: Pen and Sword, 2008
- Delaforce P. Monty’s Marauders: The 4th and 8th Armoured Brigades in the Second World War. – Barnsley: Pen and Sword, 2008
- D’Este C. Bitter Victory: The Battle for Sicily, 1943. – New York: Harper Perennial, 2008
- Greentree D. British Paratrooper vs Fallschirmjäger: Mediterranean 1942–1943. – London: Osprey, 2013
- Mrazek J. Airborne Combat: Axis and Allied Glider Operations in World War II. – Mechanicsburg, Pennsylvania: Stackpole Books, 2011
- Sicily: report on the Primosole Bridge operation 1943 July 14–21, by Major F. Jones. – Kew, Richmond: The National Archives, 1943
- Simmons M. Battles for the Bridges // WWII Quarterly 2013-Spring (Vol.4 No.3)
- War Diaries For 3rd County of London Yeomanry (3rd Sharpshooters) 1943
- https://paradata.org.uk
Комментарии к данной статье отключены.