В первой половине ХХ века дирижабли были наиболее грузоподъемными летательными аппаратами, что наводило на мысли об использовании их в качестве платформ-носителей авиации. Идея разрабатывалась в нескольких странах и, после множества опытов, наконец получила практическое воплощение в США. Но обо всем по порядку.
1. Германия
К началу 1918 года стало очевидным, что высота не может служить цеппелину надежной защитой.
В связи с этим группа офицеров флота (дирижабли подчинялись морякам) выдвинула оригинальную
идею защиты – подвесной истребитель, который мог бы быть запущен в случае вражеской атаки.
Под горячую руку морякам подвернулся дирижабль L35, который был отозван с фронта осенью 1917 года для испытаний высотных двигателей Maybach и придан к Экспериментальной Воздухоплавательной Команде в Ютеборге. В качестве подвесного самолета использовался стандартный флотский истребитель Albatros D.III.
25 января 1918 года дирижабль совершил полет с самолетом на внешней подвеске. На следующий день
истребитель был отцеплен на высоте 1400 метров, спикировал вниз на сотню метров, выровнялся и продолжил полет.
По результатам опытов 23 февраля в Адмиралтействе состоялось совещание при участии Петера Штрассера, командира Дивизиона воздушных кораблей. Штрассер отметил, что если будет создан истребитель, оснащенный колесами и поплавками для действий с земли и воды, то идея может оказаться перспективной. Присутствовавший морской пилот доложил, что создать подобный истребитель с необходимыми характеристиками невозможно. Штрассер закончил совещание, и на этом адмирал Штарк закрыл проект. Так закончилась история немецких авианесущих дирижаблей.
2. Великобритания
Первые эксперименты с самолетами англичане провели в июле 1918 года, отстав от немцев на полгода.
В качестве носителя выступал дирижабль 23R, используемым самолетом стал Sopwith Camel.
Англичане были не настолько суровы, как их оппоненты за Ла-Маншем, и первый «кэмел» сбросили без пилота. Последующие запуски были пилотируемые.
Серия испытаний закончилась запуском двух «кэмелов» в октябре 1918 года.
Серия испытаний закончилась запуском двух «кэмелов» в октябре 1918 года.
Повторно к этой идее вернулись в 1925 году. В качестве «подопытного кролика» использовался легкий DH.53 Hummingbird.
Дирижабль R33 оборудовали причальной трапецией, а Hummingbird – швартовочным гаком над фюзеляжем. 15 октября 1925 года пилот совершил отцепку, сделал круг вокруг дирижабля и разбил винт
при второй попытке швартовки, после чего благополучно приземлился на аэродроме.
28 октября состоялась вторая попытка, также оказавшаяся неудачной. Наконец, 4 декабря эксперимент завершился успехом – самолет был запущен, а потом, впервые в истории, пришвартовался к дирижаблю. Через год настало время серьезной техники, каковой тогда считался истребитель Gloster Grebe.
По плану истребители должны были не только обеспечивать оборону дирижабля, но и использоваться для связи с землей.
Два истребителя были закреплены под дирижаблем и 26 октября 1926 года запущены с высоты 760 метров. Еще один полет состоялся 23 октября.
Hummingbird и один из «глостеров» в этих экспериментах пилотировал флаинг-офицер Кемпбелл Маккензи-Ричардс. В следующем году он трагически погиб в возрасте 27 лет. Пилот второго «глостера» Р. Л. Рэгг дослужился до эйр-вице-маршала.
Комментарии к данной статье отключены.