Сингапур, опорная точка Британской империи на востоке и главная база её Восточного флота, был краеугольным камнем в британской стратегии будущей большой войны. Обороне острова в предвоенные десятилетия, казалось бы, уделялось самое большое внимание, однако, как показали события 1941–1942 годов, усилия были недостаточными, а точка их приложения не совсем верной. Так, практически невостребованной оказалась система береговых батарей, защищавших подходы к Сингапуру с моря.
Оборону Сингапура в феврале 1942 года иногда сравнивают с обороной Севастополя в 1941–1942 гг. На первый взгляд сравнение может показаться безосновательным, так как по масштабам и ожесточённости противостояния, численности войск, участвовавших в сражении, продолжительности боевых действий вторая оборона Севастополя даст фору большинству подобных эпизодов военной истории. С другой стороны, параллели между двумя военно-морскими базами не лишены некоторой логики. Пожалуй, главная черта, которая роднит две обороны — это тот факт, что и Севастополь, и Сингапур были подготовлены прежде всего к защите от угроз с моря, а не с суши, а были взяты преимущественно сухопутными силами противника.
Приготовления к войне
Единственная сохранившаяся до наших дней из 12 береговых батарей, защищавших Сингапур в 1942 году, — форт Силосо на западной оконечности острова Сентоса (историческое местное название острова — Блаканг-Мати), находящегося в непосредственной близости от южного берега Сингапура. Сегодня остров известен туристам своими пляжами и парками развлечений, а сам форт — военным музеем, расположенным на его территории, однако в начале 1940-х гг. он был прежде всего важным военным объектом.
Подготовка береговой обороны главного опорного пункта Британской империи в Юго-Восточной Азии к новой большой войне началась менее чем через 10 лет после завершения Первой мировой. Форт Силосо, построенный империей в 1880-е гг. для защиты узкого прохода в пролив Кеппель, вошёл в список артиллерийских фортов, предназначенных для основательной модернизации. Решение о модернизации береговых батарей стало следствием визита генерала сэра Уэбба Гилмана (Webb Gilman) в Сингапур в 1927 году. Он был направлен британским правительством для проектирования новой системы береговой обороны военно-морской базы Сингапура.
Наряду с модернизацией уже существующих позиций береговой артиллерии, Гилман рекомендовал начать строительство нескольких новых фортов, оснащённых орудиями калибром до 15 дюймов. По мнению генерала, это позволило бы прикрыть все морские подходы к Сингапуру, а не только подходы непосредственно к гавани.
Предполагалось, что управлять защитой морских подступов к Сингапуру будут два новых огневых командования (Fire Command — аналог сектора береговой обороны): Чанги и Фабер. Командование Чанги (Changi) при этом защищало бы восточные подступы к Сингапуру и непосредственно военно-морскую базу, а командование Фабера (Faber) охватывало бы южные и западные подступы к крепости.
В период 1930–1939 гг. гарнизон форта Силосо пополнялся артиллеристами 3-й Гонконгской и Сингапурской батареи (3rd Hong Kong & Singapore Royal Artillery Battery). Их обучение в мирное время проходило достаточно интенсивно. Другие подразделения и части британской береговой артиллерии также использовали форт для различных учений и тренировок.
В рамках модернизации существенному расширению подвергся командный пункт батареи (официально переименованный в наблюдательный пункт — Battery Observation Post), а устаревшие 6-дюймовые «скорострельные» орудия (6-Inch QF) были демонтированы. Их преемниками стали два 6-дюймовых орудия Mk.VII (6-Inch BL). В качестве средства ПВО на входе в форт были установлены две спарки зенитных пулемётов «Льюис».
Забавный факт: в одной из сингапурских газет 20 июня 1932 года появились рекламные объявления о продаже 5000 фунтов (более 2200 кг) электрического кабеля с форта Силосо. Скорее всего, это были кабельные соединения, оставшиеся от инфраструктуры прежних орудий и других сооружений форта.
Размещённые в форте 6-дюймовые орудия были далеко не самым современным в своём классе видом артиллерийского вооружения. Во многих крепостях они постепенно заменялись более современными Mk.24, однако из всех 6-дюймовых береговых батарей Сингапура только батарея «Сфинкс» на острове Палау-Теконг была оснащена этими дальнобойными орудиями.
На ход модернизации береговой обороны Сингапурской военно-морской базы повлияли проблемы с финансированием военного строительства во всей империи. 2 марта 1936 года в шифровке, направленной в военное министерство главнокомандующим вооружённых сил в Малайе (General Officer Commanding Malaya), о 6-дюймовых орудиях сказано следующее:
«Во избежание возникновения трудностей со снабжением и кадровым обеспечением, я предпочёл бы обойтись без новых «шестёрок» в батарее, которая будет построена в Лабрадоре… Если в этом будет необходимость, то третье 6-дюймовое орудие может быть установлено в качестве резерва в Силосо. Это было бы желательно, но не обязательно».
Впрочем, представитель министерства в ответе от 4 марта заявил:
«Батарея, расположенная в Лабрадоре, по нашему мнению, будет лучше стрелять по кораблям, стремящимся к гавани Кеппель с запада, чем батарея в Силосо. Вместо того чтобы устанавливать третье орудие в Силосо, мы предпочли бы усилить батарею в Лабрадоре, если позволят финансовые и кадровые возможности».
В итоге установка третьего орудия для форта Силосо так и не была осуществлена, при этом два 6-дюймовых орудия были установлены на батарее Лабрадор.
С другой стороны, активно развивалась подземная инфраструктура форта Силосо. Казематы, в которых располагалась старая электростанция, были существенно расширены, преобразившись в целый комплекс подземных сооружений. Он состоял из машинного отделения, хранилища топлива и боеприпасов, а также выходящего на поверхность наблюдательного пункта.
В Силосо-Поинт, самой западной точке острова, в 1941 году была возведена командная башня (пост управления огнём) противокатерного оборонительного сооружения (AMTB Director Tower), оснащённого 76-мм 12-фунтовым скорострельным орудием (12-Pounder QF Gun). Установка этой не самой эффективной для своего времени пушки была явным компромиссом, так как первоначально планировалось оснастить сооружение спаренным 57-мм орудием (Twin 6-Pounder), которое на момент начала войны на Тихом океане в форт так и не поступило.
В форте Силосо были оборудованы пять прожекторных позиций. Прожектора предназначались для освещения всех кораблей и судов, приближающихся к гавани, и не могли быть использованы в качестве средства ПВО. Два из них должны были освещать линию огня 6-дюймовых орудий (пост управления находился на наблюдательном пункте), остальные три обслуживали 12-фунтовку.
В период, предшествовавший началу боевых действий, тренировки артиллеристов в Силосо-Поинт проводились практически ежедневно. Каждый день некое «судно» проходило через вход в гавань, отслеживалось и «топилось» орудиями форта.
Другие береговые батареи острова Сентоса, расположенные в его восточной части в фортах Коннаут (Connaught) и Серапонг (Serapong), также были модернизированы, а вдоль береговой линии были возведены пулемётные огневые точки. В целом, к концу 1941 года строительство оборонительных сооружений на Блаканг-Мати было закончено.
Война, пришедшая не с той стороны
8 декабря 1941 года в 02:15 по токийскому времени, за час и десять минут до атаки на Пёрл-Харбор, японцы высадились в Кота-Бару в северной Малайе и двинулись на юг, к Сингапуру. Системой береговой обороны Сингапура, состоявшей, как уже говорилось, из 12 батарей, командовал бригадир А. Д. Кёртис (A. D. Curtis). Форт Силосо, как и два других форта острова, входил в структуру 7-го полка береговой артиллерии (7th Coast Artillery Regiment) и подчинялся огневому командованию Фабер. Батареи поддерживались частями королевских ВВС, базировавшихся на четырёх аэродромах Сингапура.
Вопросами обороны Сингапура со стороны суши объединённое американо-британо-голландско-австралийское командование (ABDA — American-British-Dutch-Australian Command) в лице генерала сэра Арчибальда Уэйвелла (Archibald Wavell) всерьёз озаботилось только во второй половине января 1942 года. В телеграмме премьер-министру Уинстону Черчиллю 16 января он констатировал следующее:
«Во время моего недавнего пребывания в Сингапуре я обсуждал вопросы обороны этого острова и просил представить мне подробные планы. Почти до последнего времени все планы были основаны на принципе отражения атак на остров с моря и сдерживания наступления на суше около Джохора или дальше на севере. В результате этого почти ничего не сделано для строительства оборонительных сооружений на северной стороне острова в целях предотвращения перехода противником Джохорского пролива. Разве что только предприняты меры для взрыва дамбы в случае необходимости. Тяжёлая крепостная артиллерия имеет круговой обстрел, но настильная траектория снарядов делает эту артиллерию непригодной для подавления артиллерийских батарей противника».
Сам Черчилль позже сказал:
«Мне никогда не приходило в голову, что знаменитая крепость не защищена с тыла кольцом постоянных фортов. Я не могу понять, как могло случиться, что я не знал об этом. Я должен был всё это знать. Я должен был спрашивать у советников. Я не спрашивал об этом, хотя и задавал тысячи других вопросов, потому что мысль о том, что Сингапур может не иметь обороны с суши, просто не приходила мне в голову, как, скажем, не могла прийти в голову мысль о возможности спуска на воду линкора без днища».
Однако представляется, что британский премьер всё же лукавил. Будучи в 1920-е годы канцлером казначейства, он сам решительно сократил оборонный бюджет Сингапура, таким образом воспрепятствовав строительству укреплений. Позже он также был неплохо осведомлён об опасности, угрожающей военно-морской базе в случае удара с севера. В меморандуме руководителя Имперского генерального штаба, датированном июнем 1940 года, в разделе «Безопасность Сингапура» указывалось:
«События в Европе, которые сократили возможности адекватного применения британских сил на Дальнем Востоке, вкупе с ухудшившимися отношениями с Японией, делают безопасность Сингапура серьёзным вопросом… Военно-воздушные силы Сингапура были уменьшены с восьми эскадрилий до пяти. При этом даже их прежнее количество было явно недостаточным, требуется увеличение численности ВВС до 12 эскадрилий».
Таким образом, британское правительство и военное министерство в течение многих лет фактически игнорировали все рекомендации, касавшиеся укрепления обороны севера острова и создания оборонительных линий в Малайе. По всей видимости, развитие событий, ставшее реальным в 1941–1942 гг., ранее воспринималось как маловероятное.
В журнале боевых действий форта Силосо периода сражения за Сингапур присутствуют записи об обстрелах и бомбардировках сооружений японской авиацией. Был нанесён ущерб резервуарам с пресной водой и некоторым другим элементам инфраструктуры. Орудия батареи также обстреливали японские позиции осколочно-фугасными и бронебойными снарядами.
Как уже отмечалось, за исключением в общей сложности трёх 15-дюймовых орудий, батареи береговой обороны Сингапура имели возможность вести круговой обстрел. Например, трёхорудийная 9,2-дюймовая батарея форта Коннаут в ходе штурма расстреляла весь свой боезапас. С другой стороны, после начала войны на Тихом океане на 6-дюймовки многих батарей были установлены лёгкие щиты для защиты расчётов от осколков. Они существенно ограничили секторы обстрела орудий, и в ходе обороны Сингапура часть щитов демонтировали. Такие манипуляции в экстренном порядке проводил и гарнизон батареи форта Силосо.
Ещё одной проблемой являлось незначительное количество осколочно-фугасных снарядов, которым располагали британские артиллеристы, при этом для наиболее мощных 15-дюймовых орудий их не было вообще. Учитывая противокорабельное предназначение береговых батарей, накопление бронебойных снарядов в казематах фортов происходило явно в ущерб другим типам боеприпасов. Вряд ли следует подробно объяснять, почему огонь бронебойными снарядами по наступающей пехоте в итоге оказался не слишком эффективным. Конечно, резкое увеличение числа осколочных снарядов вряд ли помогло бы англичанам выиграть сражение, но потери японцев, несомненно, оказались бы гораздо выше, что могло повлиять и на продолжительность обороны.
Наличие бронебойных и осколочно-фугасных снарядов на береговых батареях Сингапура, начало февраля 1942 года:
Батарея |
Орудия |
Бронебойные, шт. |
Осколочно-фугасные, шт. |
Pasir Laba |
2×6-дм. |
500 |
50 |
Buona Vista |
2×15-дм. |
250 |
– |
Labrador |
2×6-дм. |
500 |
50 |
Siloso |
2×6-дм. |
500 |
50 |
Connaught |
3×9,2-дм. |
250 |
30 |
Serapong |
2×6-дм. |
500 |
50 |
Silingsing |
2×6-дм. |
500 |
50 |
Johore |
3×15-дм. |
250 |
– |
Beting Kusah |
2×6-дм. |
600 |
50 |
Changi |
2×6-дм. |
600 |
50 |
Sphinx |
2×6-дм. |
600 |
50 |
Tekong |
3×9,2-дм. |
250 |
30 |
15 февраля 1942 года, незадолго до капитуляции Сингапура и его береговых батарей, многие орудия были выведены из строя британскими артиллеристами. Из всех пушек острова Блаканг-Мати японцам удалось восстановить лишь 12-фунтовку на Силосо-Поинт, что заставило их размещать на территории форта (часть которого в период оккупации была превращена в концлагерь) орудия собственного производства. Сейчас некоторые из них стали экспонатами музея.
Литература:
- Тюрк, Гарри. Сингапур. Падение цитадели — М.: «Наука», 1973.
- Черчилль, Уинстон. Поворот судьбы // Вторая мировая война, том 4 — М.: «Терра», 1998.
- http://www.fortsiloso.com.
- http://www.fortoved.ru.
Комментарии к данной статье отключены.