Британский «непотопляемый авианосец» – Мальта – был настоящим бельмом на глазу для командования стран Оси на Средиземноморском театре военных действий. Нейтрализовать его, организовав морскую блокаду и нанося авиаудары, никак не удавалось. В начале 1942 года о захвате острова всерьез задумались итальянцы, которые приступили к планированию десантной операции.
Успешная реализация операции «С3» – такой шифр получил план по захвату Мальты – требовала наличия специально подготовленных десантных частей. Таковыми уже располагали сухопутные войска (10-й полк «Ардити»), флот (полк морской пехоты «Сан-Марко»), фашистская милиция (десантная группа, обученная высадке с моря) и даже карабинеры (парашютный батальон). Собственного спецназа не имелось лишь у «Реджиа Аэронаутика» – между тем, необходимость создания специального десантного подразделения в составе ВВС диктовалась отнюдь не прихотью авиационного командования, а тактической целесообразностью. Такое подразделение должно было осуществить захват и последующую оборону одного из мальтийских аэродромов, обеспечив прибытие транспортных самолетов. Для более четкой координации действий десантников с авиацией было необходимо сформировать отряд непосредственно в составе ВВС.
Штурмовой полк «Амедео д’Аоста»
12 мая 1942 года на базе парашютной школы в Таркуинии был сформирован 1-й парашютный отряд Королевских ВВС (1. Reparto Paracadutisti della Regia Aeronautica), вскоре переименованный в 1-й штурмовой парашютный батальон (1. Battaglione d'Assalto Paracadutisti). Судя по названию, это подразделение численностью около 300 человек предназначалась для захвата важных объектов. Однако мало захватить объект (например, аэродром) – его надо ещё и удержать. Тут на помощь штурмовому батальону должна была придти вторая часть – инженерный батальон «Лорето» (Battaglione Riattatori «Loreto»), сформированный на аэродроме Камери 10 июня 1942 года. Его численность составляла около 850 человек. В отличие от «штурмовиков», личный состав батальона «Лорето» не проходил парашютной подготовки и предназначался для высадки посадочным способом. Собственно, название Riattatori можно перевести, скорее, не как «саперный» (саперы в итальянской армии именовались Guastatori), а как «восстановительный». В этом отображалась специфика предназначения части – быстро восстановить захваченный аэродром, подготовив его к приему самолетов.
Поскольку оба десантных батальона должны были действовать в единой связке, логичным выглядело их объединение в составе полка. Это произошло 16 ноября 1942 года, когда был сформирован Штурмовой полк Королевских ВВС «Амедео д’Аоста» (Reggimento d'Assalto della Regia Aeronautica «Amedeo d'Aosta»). К этому времени структура 1-го штурмового парашютного батальона (командир – подполковник Эдвино Далмас) была следующей:
- штаб (начальник штаба – капитан Альдо Молино);
- взвод управления;
- технический взвод;
- 1-я рота (командир – лейтенант Ринальдо Мессина);
- 2-я рота (командир – лейтенант Франческо Ринальди);
- 3-я рота (командир – лейтенант Карло Карфанини).
Батальон «Лорето» (командир – подполковник Сальваторе Сковенна) имел следующую структуру:
- штаб (начальник штаба – лейтенант Ренато Ваннутелли);
- техническая рота (командир – капитан Джорджио Бискончини);
- 1-я рота (командир – капитан Валерио Джианноне);
- 2-я рота (командир – капитан Джулио Маньи);
- 3-я рота (командир – капитан Розолео Маниси);
- 4-я рота (командир – капитан Карло Ветрелья).
Батальоны различались не только численностью личного состава, но и его качеством, которое было существенно выше в штурмовом батальоне (в отличие от батальона «Лорето», он комплектовался добровольцами). Если бойцы штурмового батальона вооружались 9-мм пистолетами-пулеметами «Беретта», то штатным вооружением батальона «Лорето» являлись 6,5-мм карабины «Каркано» мод. 91TS. Имелось у «Лорето» и тяжелое вооружение – 18 станковых и 30 ручных пулеметов, а его техническая рота располагала даже зенитной батареей из шести 20-мм пушек «Бреда» мод. 35. Бойцы батальона «Лорето» носили серо-голубые мундиры ВВС, а также были экипированы чехословацкими касками М32/34 (захваченными в качестве трофеев в Югославии в 1941 году; в югославской армии они обозначались как М39). Бойцы штурмового батальона носили камуфлированные десантные блузы по типу немецких, прыжковую экипировку дополняли десантная каска, наколенники и кожаные ботинки.
К моменту создания полка «Амедео д’Аоста» планы захвата Мальты утратили актуальность. 8 ноября 1942 года войска антигитлеровской коалиции начали операцию «Торч» – высадку в Северной Африке. Вместо десанта на Мальту штурмовому парашютному батальону уже 12 ноября (за четыре дня до официального создания полка «Амедео д’Аоста») пришлось отправиться в Тунис. 17 ноября батальон усилил немецко-итальянские войска, державшие оборону в районе Джебель-Абиод. Итальянские парашютисты сражались бок о бок со своими немецкими коллегами из боевой группы «Витциг», возглавляемой майором Рудольфом Витцигом – героем рейда на бельгийский форт Эбен-Эмаэль в мае 1940 года. Штурмовой батальон более недели удерживал свои позиции, понес тяжелые потери, комбат Дальмас был ранен. В конце ноября остатки батальона эвакуировали в Италию.
Спецназ ADRA
В начале 1943 года на базе остатков штурмового парашютного батальона сформировали часть специального назначения ADRA (Arditi Distruttori della Regia Aeronautica). Амплуа части поменялось – теперь вместо захвата объектов она предназначалась для диверсионно-рейдовых действий. Для ADRA отобрали около 300 человек из двух тысяч добровольцев. Первый этап подготовки они прошли в Таркуинии, где обучались парашютному делу. Для получения соответствующей квалификации требовалось совершить шесть прыжков в различных условиях: днем (четыре раза с разных высот), а также в лунную и безлунную ночи. Использовались парашюты IF41/SP (Imbracatura Fanteria 1941/ Scuola di Paracadutosmo) – новая армейская модель, превосходившая по надежности парашюты типа «Сальвадор», использовавшиеся в итальянских ВВС. Конструкция IF41/SP, равно как и техника выполнения прыжков, была «подсмотрена» у немцев. Для ADRA поставлялись парашюты с двумя вариантами окраски куполов: камуфляжной для дневных прыжков и черной – для ночных.
После прохождения курса парашютной подготовки рекрутов ADRA направляли в саперную школу в городе Чивитавеккья. Здесь основной упор делался на осуществлении диверсий на вражеских аэродромах, причем помимо тривиального применения подрывных зарядов десантники обучались выведению самолетов из строя и без помощи взрывчатки (на случай, если снаряжение будет утеряно при высадке). Кроме того, бойцы отрабатывали рукопашный бой и бой с применением стрелкового оружия – штатных пистолетов-пулеметов «Беретта», а также иностранных образцов (английских, американских и немецких).
К лету 1943 года отряд ADRA завершил прохождение подготовки. В то время он насчитывал 14 офицеров, 24 унтер-офицера и 270 рядовых. Первоначально отрядом командовал капитан Аральдо Ди Ангелис, позднее его сменил выздоровевший подполковник Эдвино Дальмас. В организационном отношении ADRA состоял из взвода управления и трех рот, в каждой из которых имелось девять боевых патрулей численностью по девять бойцов.
Против вражеских аэродромов
Первая боевая операция ADRA, целью которой были аэродромы союзников в Северной Африке, состоялась в июне 1943 года. Для участия в ней выделили десять патрулей, которые должны были атаковать семь аэродромов. Аэродромы «Бенина-1» и «Бенина-2» в районе Бенгази являлись целями патрулей лейтенанта Баккаро, младших лейтенантов Бальмаса и Комиза (исходной точкой для них был аэродром Ираклион на острове Крит). Патрули младшего лейтенанта Дельи Эффетти и сержанта Карраретто должны были атаковать аэродром «Кастель-Бенито» (Триполи), а патруль сержанта Ди Джусто – аэродром «Эль-Дьем» в Ливии (эти три группы стартовали с аэродрома «Гербини» на Сицилии). Из Салон-де-Прованса в оккупированной Франции стартовали группы младших лейтенантов Марвулли и Конфетто, целями которых являлись аэродромы «Тафарауи» и «Блида» в Алжире. Наконец, алжирский аэродром «Бискра» должен был стать целью для патрулей старших сержантов Пенначчиотти и Страмаччиони (исходной точкой для них был аэродром «Дечимоманну» на Сардинии). 9 июня все участники будущей операции собрались на аэродроме «Мирамаре» под Римини для прохождения инструктажа.
С самого начала все пошло не по плану – аэродром «Гербини» подвергся налету вражеской авиации, уничтожившей часть находившихся там самолетов. В результате патрули Дельи Эффетти и Карраретто остались без средств доставки и в операции не участвовали. Большинство других групп были выброшены на значительном расстоянии от намеченных зон. Например, патруль Баккаро высадился в 40 км от места назначения и на следующий день был захвачен в плен.
Подобная судьба ожидала и другие патрули – с той лишь разницей, что одни из них были нейтрализованы сразу же после десантирования, а другие спустя несколько дней. Патрули Бальмаса и Комиза при десантировании были рассеяны, и их бойцы попали в плен поодиночке. Избежать этой участи удалось лишь двум из них – Вито Просиде и Франческо Карнелю. Продолжив выполнение задания, они к утру 18 июня вышли к цели – аэродрому «Бенина» («Бенина-1» или «Бенина-2» – точные данные в источниках отсутствуют). Посвятив весь день наблюдению за объектом, двое отважных итальянцев под покровом ночи проникли на аэродром и занялись тем, ради чего и была задумана операция: выведением из строя вражеских самолетов. По разным данным, Просида и Карнель сумели уничтожить от 17 до 25 четырехмоторных бомбардировщиков. Уйти безнаказанными диверсантам не удалось – при отходе они были замечены местным жителем, который сдал их британцам, и попали в плен.
Рейд против североафриканских аэродромов стал единственной боевой операцией ADRA. Из девяноста бойцов, выделенных для участия в нем, лишь двое смогли выполнить задание. Успех Просиды и Карнеля наглядно демонстрирует, какой урон может быть нанесен даже минимальным количеством хорошо подготовленных диверсантов. Можно только предполагать, каковы были бы последствия, если бы хоть половина патрулей высадилась в установленных зонах и смогла выйти к объектам атаки.
Причины провала операции кроются в весьма своеобразном отношении итальянского командования к вопросам обеспечения секретности. С одной стороны, диверсанты не могли тщательно изучить объекты атаки и подходы к ним – соответствующие карты были выданы им лишь на один день, а затем изъяты. С другой – личный состав, готовившийся к операции, не был изолирован. Бойцы свободно выходили в город Римини, «расслабляясь» в компании местных проституток. В итоге сведения о намечавшейся диверсионной акции просочились в британскую разведку, которой удалось даже установить фамилии командиров большинства патрулей.
После капитуляции Италии 8 сентября 1943 года около двухсот бойцов ADRA участвовали в обороне от немцев парашютной школы в Таркуинии, а также аэродромов Черветери и Витербо. После нескольких дней противостояния большинство из них перешло на сторону немцев, позднее составив костяк парашютных частей Итальянской социальной республики. Командир ADRA подполковник Дальмас поначалу был арестован немцами, но после вмешательства генерала Вальтера Барентина, знавшего Дальмаса ещё по боям в Тунисе, его выпустили на свободу. Впоследствии Дальмас стал одним из организаторов парашютных частей «Республики Сало».
Литература:
- Crociani P., Battistelli P. P. Italian Army Elite Units & Special Forces 1940–43. – Oxford, 2011
- Gawęda M. Jednostki specjalne (spadochronowe) Regia Aeronautica // Technika Wojskowa Historia. – 2013. – №1
- lonesentry.com/articles/ttt/italian-air-force-assault-regiment.html
- digilander.libero.it/avantisavoiait/Arditi%20Distruttori.htm
Комментарии к данной статье отключены.