Танкисты союзников были шокированы, когда в ноябре 1942 года впервые столкнулись с немецкими танками «Тигр» на североафриканском театре военных действий. В руках опытных экипажей «Тигр» и другие тяжёлые немецкие танки были грозным оружием: во время сражений в Нормандии, Италии и Арденнах союзники ощутили это сполна. Но в апреле 1945 года ситуация выглядела совсем иначе: от Панцерваффе остались лишь разрозненные и сильно поредевшие части, которые продолжали вести неравные бои. Пытаясь залатать дыры в обороне, разваливавшейся на глазах, немецкое командование спешно создавало смешанные группы, состоявшие из танковых, пехотных и других подразделений. 9 апреля 1945 года в бой вступила одна из таких групп, которой командовал майор Шульце…
Армада союзников против горстки немцев
К концу марта 1945 года дивизии союзников сумели преодолеть реку Рейн и продолжили наступление вглубь Германии. Надежды руководства Третьего рейха на то, что река станет серьёзной преградой для противника и позволит Вермахту выиграть время для создания прочной обороны, не оправдались. Западный фронт фактически рухнул, а части 21-й (командующий — фельдмаршал Бернард Монтгомери) и 12-й (командующий — генерал Омар Брэдли) групп армий, окружили в Руре немецкую группировку численностью свыше 300 000 человек. Командование союзников направило свои армии к Эльбе, думая о штурме немецкой столицы, но проблемы с логистикой и боязнь понести огромные потери в боях за Берлин заставила генералов отказаться от грандиозного плана. Пока 12-я группа армий наносила главные удары по противнику, части 6-й группы армий генерала Джейкоба Диверса прикрывали её правый фланг, продвигаясь по южной части Германии к австрийской границе.
В апреле 1945 года силы союзников в Западной Европе (свыше 90 дивизий) представляли собой колоссальную силу: свыше 4,5 млн солдат и офицеров, более 18 000 танков и САУ, примерно 27–28 тысяч боевых и транспортных самолётов, 63 тысяч орудий и миномётов. Этой армаде немцы могли противопоставить примерно миллион солдат и офицеров, несколько тысяч орудий и миномётов, более 1500 самолётов, многие из которых были прикованы к земле из-за отсутствия топлива и пилотов. Танковый парк Третьего рейха на Западном фронте был в плачевном состоянии: боеспособными оставались лишь 26–28 «Пантер», около 20 Pz.IV, менее 20 «Тигров» и «Королевских Тигров», а также свыше 130 самоходок. Запасов топлива и боеприпасов немцам не хватало даже для столь малого количества техники.
21-я группа армий имела задачу выбить немецкие войска из Бремена, Гамбурга, Северо-Восточной Голландии (здесь наступали канадцы) и выйти к Эльбе в её нижнем течении. Среди наступавших частей была и 11-я бронетанковая дивизия генерал-майора Джорджа Робертса. Её танкисты форсировали Рейн в районе Везеля и продвигались к реке Везер, взаимодействуя с подразделениями 6-й воздушно-десантной дивизии генерал-майора Эрика Болса (обе дивизии входили в состав британского 8-го корпуса генерал-лейтенанта Эвелина Баркера). 1 апреля 1945 года части 11-й бронетанковой дивизии пересекли канал Дортмунд–Эмс и завязали бои за Иббенбюрен (на территории современной земли Северный Рейн-Вестфалия).
Несмотря на то что Западный фронт фактически распался, некоторые немецкие части упорно сопротивлялись, надеясь на чудо (новые виды вооружения, решения высшего командования) и резкое изменение ситуации в пользу Германии. В числе таких подразделений были потрёпанные дивизии 1-й парашютной армии генерала Гюнтера Блюментритта (10 апреля на посту его сменил генерал-полковник Курт Штудент).
Боевая группа Шульце-Ферманна
Особенно ожесточёнными стали бои частей 8-го британского корпуса и немецких подразделений в Тевтобургском лесу, где на помощь танкистам генерала Робертса прибыли части британской 7-й бронетанковой дивизии. 5 апреля британские танкисты приблизились к городу Штольценау на левом берегу реки Везер. Чтобы противник не преодолел водную преграду, немецкое командование направило на помощь пехоте и артиллеристам, оборонявшим правый берег Везера, смешанную танковую группу (из состава 130-го танкового учебного полка) под руководством майора Пауля Шульце.
Немцы бросили в бой всю технику, имевшуюся под рукой: в состав своей группы майор Шульце включил шесть «Тигров» и пять «Пантер». Шульце лично руководил «Пантерами», командование «Тиграми» принял обер-лейтенант Рудольф Ферманн. На боку башни каждого «Тигра» была выведена большая буква «F» а также порядковый номер машины (01, 11–15).
6 апреля танки покинули город Фаллингбостель, где был расквартирован 130-й учебный полк, и направились к городу Ретем (во время перехода один из «Тигров» вышел из строя из-за поломки коробки передач). 7 апреля группа достигла Нинбурга, а у Штольценау к ней присоединилась рота панцергренадёров. В небе господствовала союзная авиация, и немцы передвигались в тёмное время суток.
Первый бой
Вечером 8 апреля Шульце решил контратаковать плацдарм британцев на реке Везер в районе города Витерсхайм. Атака началась утром 9 апреля: согласно рапортам британской 6-й воздушно-десантной бригады, входившей в состав 6-й воздушно-десантной дивизии, первоначально в ней участвовало пять «Пантер», которые наступали под прикрытием огня миномётов и нескольких орудий калибров 75 и 105 мм. «Пантеры» атаковали позиции 12-го батальона Девонширского пехотного полка. Британским пехотинцам пришлось несладко, поскольку из-за сильного течения Везера они не смогли переправить на правый берег противотанковую артиллерию, — единственным средством борьбы с танками были гранатомёты PIAT. Но, по словам британцев, «Пантеры» вели огонь с дистанции в несколько сот метров, и гранатомёты в такой ситуации были бесполезны.
Немцы взяли в плен полсотни британцев. В ходе боя была нарушена связь между плацдармом и штабом 6-й бригады, но благодаря смелым действиям связистов, действовавшим под обстрелом, в полдень связь восстановилась, и десантники вызвали огонь своей артиллерии. Согласно британским документам, в районе Бирде десантники смогли переправить через Везер шесть противотанковых орудий, расчёты которых вскоре подбили три «Пантеры». Ещё одна «Пантера» была уничтожена огнём гаубиц. Таким образом, немцы потеряли четыре «Пантеры» (уцелела лишь машина майора Шульце).
В повторную атаку на позиции британцев отправились «Тигры», которые нанесли удар западнее города Фрилле. Танки двигались по дороге, по обе стороны которой успели окопаться британские десантники. Начался бой, и вскоре снаряд гранатомёта PIAT угодил в башню танка Ферманна (под номером F01), повредив её поворотный механизм. Атака была сорвана — уцелевшие танки прикрыли отход повреждённой машины, а далее она отправилась на ремонт в Фаллингбостель.
Странствования «Тигров» в американских тылах
Остатки группы Шульце направились к городу Бюккебург, продвигаясь по территории, уже занятой частями 771-го танкового батальона и 334-го пехотного полка 84-й пехотной дивизии США (командир — генерал-майор Александр Боллинг). 10 апреля северо-восточнее Бюккебурга немецкая группа столкнулась с танками 5-й бронетанковой дивизии США генерал-майора Лансфорда Оливера, части которой действовали по соседству с 84-й дивизией.
В столкновениях с американской артиллерией и танками были подбиты два «Тигра», «Пантера», два бронетранспортёра, обер-лейтенант Ферманн попал в плен, и майор Шульце пересел на «Тигр».
Согласно немецкой версии, все три танка получили повреждения, и их уничтожили сами экипажи. Американцы сильно преувеличивали свои успехи – согласно рапорту 5-й бронетанковой дивизии, 10 апреля её бойцы записали на свой счёт два «Тигра» и пять «Ягдпантер».
Так или иначе, уцелевшие «Тигры» продолжили движение к городку Ахум, где снова вступили в бой с противником. «Тигр» F13 фельдфебеля Беллофа от полученных попаданий загорелся, весь его экипаж погиб.
Машина F05 майора Шульце спряталась за фермой и вступила в бой с американскими танками, подбив три «Шермана» и бронемашину. Механик-водитель «Тигра» унтер-офицер Эберхарт Фрилинг пытался увести танк в безопасное место, но ему пришлось двигаться по полю под обстрелом американских танков. Pz.VI получил три попадания (два — в башню, один — в корпус), но продолжил движение и добрался до городка Лауэнау (восточнее Петерсхагена). В документах 5-й бронетанковой дивизии указано, что 11 апреля два «Шермана» лейтенанта Дональда Дэниэлса и штаб-сержанта Роберта Менноу заметили возле холма одинокий «Тигр» и открыли по нему огонь. Немецкий танк получил несколько попаданий в башню, задымился, но ушёл своим ходом.
Майор Шульце стремился прорваться к Диненскому проходу, не зная, что союзники уже форсировали реку Аллер, продвинулись далеко на запад, и его танк находится во вражеском тылу. 12 апреля во второй половине дня неподалёку от Нинштедта экипаж Шульце уничтожил «Шерман» и бронемашину, которые сопровождали колонну немецких военнопленных, — таким образом танкисты освободили около двухсот своих соотечественников. Часть освобождённых солдат отправилась на север на трофейных американских грузовиках в сопровождении танка-одиночки. Шульце решил прорываться к Бад-Нендорфу (всё ещё занятому немецкими войсками), но вскоре у танка кончилось топливо, и его пришлось взорвать.
«Тигр» F01 против «Комет»
После ремонта в Фаллингбостеле машина под номером F01 снова вступила в бой — на сей раз в составе боевой группы «Гросан» (из состава танковой дивизии «Берген») под руководством полковника Эрхарда Гросана. Группа насчитывала одну «Пантеру», два «Тигра», два штурмовых орудия, шесть 75-мм противотанковых пушек, а также подразделения панцергренадёров. Эти скромные силы должны были удерживать оборону южнее Остенхольца, где наступали части британской 11-й бронетанковой дивизии, в частности, 3-й королевский бронетанковый полк подполковника Эдварда Митфорда из состава 29-й бронетанковой бригады. Особенностью этого полка было то, что помимо прочей бронетехники, в его штат входили новые крейсерские танки А34 «Комета», которые могли на равных бороться с грозными «Пантерами». Эти машины имели хорошее бронирование (лоб корпуса толщиной 76 мм, лоб башни — 102 мм) и мощное вооружение: бронебойный снаряд 77-мм орудия на дистанции в 1000 м пробивал броню толщиной более 110 мм (под углом 90 градусов). Двигатель мощностью 600 л. с. позволял машине развивать скорость до 30 км/ч по пересечённой местности. «Кометы» появились в войсках в декабре 1944 года, в танковых боях не участвовали и в целом использовались ограниченно.
11 апреля части 11-й дивизии вели бои у Норддребера и Эсселя с подразделениями немецкой 2-й дивизии морской пехоты. В результате столкновений с немецкими самоходками были подбиты две «Кометы», британские танкисты записали на свой счёт одну САУ. В ночь с 11 на 12 апреля солдаты 1-й бригады коммандос (командир — подполковник Дерек Миллс-Робертс) смогли захватить плацдарм глубиной более 700 м на правом берегу реки Аллер у Эсселя, а также отбили у немцев автомобильный мост.
Утром 12 апреля на плацдарм переправились части 4-го батальона Королевского полка лёгкой Шропширской пехоты. Шропширцы столкнулись с ожесточённым сопротивлением немцев, удерживавших позиции в лесу неподалёку. В поддержку британским пехотинцам были отправлены самоходные огнемёты «Уосп», а также эскадрон «А» 3-го бронетанкового полка (танки переправили на плотах). С помощью огнемётов британцы довольно быстро уничтожили вражеские огневые точки и стали продвигаться на восток. В то утро танк F01 под командованием унтер-офицера Эриха Францена (механик-водитель — Отто Георг, наводчик — Карл Шпехт) совместно с другой бронетехникой группы «Гроссен» должен был поддержать пехоту 12-го батальона СС в Эссельском лесу (планировалась атака на плацдарм британцев). «Тигр» пересёк ручей Дребер и двинулся по дороге в западном направлении. Вскоре немецкие танкисты заметили на обочине три британских танка — это были «Кометы» 1-го взвода эскадрона «А» (командир — лейтенант Джон Лэнгдон) 3-го бронетанкового полка. Первой «Кометой» командовал сам Лэнгдон, второй — сержант Питер Элстоб, третьей — капрал Бриндл.
По данным британцев, «Тигр» находился на дистанции 600–800 м от «Комет», по мнению немцев — на дистанции 300–400 м. После боя британские танкисты утверждали, что их машины не могли продвигаться вперёд из-за болотистого грунта. По утверждению Лэнгдона, его танк успел выстрелить первым, но заряжающий сильно волновался и зарядил орудие осколочным снарядом. Лэнгдон так описывал этот бой:
«Я дал приказ механику-водителю Чэрлтону дать задний ход. Вражеский танк продолжал стрелять вдоль дороги. Машина капрала Бриндла тоже пыталась задним ходом уйти в заросли. Вражеский снаряд порвал гусеницу его машины, но экипаж успел покинуть танк. Второй снаряд «Тигра» пробил лоб танка Бриндла, а третий — сорвал башню».
В ходе скоротечного боя кроме «Кометы» экипаж Францена успел уничтожить бронемашину и бронетранспортёр. Тем временем британская пехота, ведя плотный огонь из пулемётов и другого стрелкового оружия, смогла потеснить панцергренадёров, сопровождавших немецкий танк. «Кометы» Элстоба и Лэнгдона успели уйти из-под огня по двум причинам: во-первых, дым от горящей бронетехники не позволил немецким танкистам распознать часть целей; во-вторых, британские пехотинцы открыли по «Тигру» огонь из гранатомётов. «Справа от меня была подбита «Комета». Я находился в канаве совсем рядом с «Тигром». Наши пехотинцы произвели два выстрела из PIATов по танку. Экипаж «Тигра» покинул машину, но, убедившись, что она цела, вновь залез вовнутрь танка и быстро увёл «Тигр» в безопасное место», — вспоминал рядовой 4-го батальона Боб Бигнелл.
По подсчётам британцев, в ходе атаки немцы потеряли свыше 30 панцергренадёров убитыми и ещё 40 пленными, в то время как потери 4-го батальона составили десять убитыми и свыше 30 ранеными. 3-й бронетанковый полк потерял трёх танкистов погибшими: сержант Проберт был убит снайпером, а лейтенант Майкл Булок и наводчик Блай погибли от осколочных ранений. Всю ночь с 12 на 13 апреля ни одна из сторон не осмеливалась вести наступательные действия. Ситуация изменилась утром 13 апреля: танк F01 снова показался на дороге и несколькими выстрелами уничтожил бронетранспортёр М30 «Кенгуру». В ответ британцы вызвали огонь тяжёлой артиллерии, и «Тигр» отступил к лесу. Британцы прибегли к хитрости: одна из «Комет» под командованием сержанта Хардинга, скрываясь за кустарниками и деревьями, подобралась к неподвижному «Тигру» на дистанцию менее сотни метров (с левого фланга) и произвела два выстрела. Один из снарядов пробил борт немецкого танка, и тот запылал.
Экипаж успел спастись и пешком добраться до Фаллингбостеля. По утверждению пехотинцев 4-го батальона, недалеко от танка F01 находился ещё один «Тигр», который отступил после уничтожения машины Францена.
За проявленное мужество и находчивость сержант Хардинг был награждён Военной медалью.
Эпилог
Если верить британским отчётам, в боях у Эсселя 13 апреля немцы потеряли более ста человек убитыми и более 150 пленными. Кроме «Тигра», подразделения 11-й дивизии уничтожили несколько единиц другой бронетехники и около семи орудий. 14 апреля части 4-го батальона Шропширской пехоты вели ожесточённые бои у Винзена, где немцы воспользовались поддержкой самоходок, 88-мм орудий и нескольких реактивных миномётов «Небельверфер». Шропширцы потеряли 14 человек убитыми и более трёх десятков ранеными. 18 апреля подразделения 11-й бронетанковой дивизии достигли Эльбы в районе города Люнебург. Далее последовало форсирование реки, 2 мая был взят город Любек, на следующий день — Нойштадт. 4 мая фельдмаршал Монтгомери принял капитуляцию немецких войск в Нидерландах, Дании и северо-западной части Германии, однако смертельный удар в сердце Рейха был нанесён на востоке, когда Красная армия штурмом овладела Берлином.
Автор выражает глубокую признательность Евгению Музалькову за помощь в работе над статьёй.
Источники и литература:
- Hastings M. Armageddon: The Battle for Germany, 1944–1945. — London: Vintage, 2005.
- Langdon J. The Sharp End: A Personal Account of Life in a Tank Unit in the Second World War. — London: Stationery Kate, 2010.
- Schneider W. Tigers in battle. Volume II. — Mechanicsburg: Stackpole Books, 2005.
- War Diary 6th Airborne Division. April 1945. The Pegasus Archive War Diary Collection
- 3rd Royal Tank Regiment War Diary, April 1945.
- 4 KSLI War Diary, April 1945.
- 5th Armored Division (USA) After Action Reports, April 1945.
Комментарии к данной статье отключены.