Начальная военная подготовка в средних школах Австрии и Венгрии, которую юноши могли пройти по желанию, по сути, готовила нижних чинов для вооружённых сил. Лучшие из выпускников могли получить от призывной комиссии предложение служить в армии на особых условиях и в конце концов стать офицерами резерва. В то же время родители могли дать сыну и начальное военное образование, которое становилось первой ступенькой к получению офицерских звезд.
Система начального и среднего военного образования, созданная в Австро-Венгрии, была призвана, прежде всего, подготовить юношей к поступлению в средние специальные (школы кадетов) и высшие военные учебные заведения (военные академии). Первые выпускали кандидатов в лейтенанты, вторые — лейтенантов. Построение этой системы началось в 1870-е годы с заботы о сиротах, отцы которых погибли на войне или умерли во время службы, — это создавало в обществе положительный образ армии и ощущение того, что монарх не оставит детей своих верных солдат.
Военный сиротский приют
Особую заботу государство проявляло о семьях погибших или умерших офицеров и военных чиновников: сироты и вдовы получали пансион из специального фонда (Militärtaxfond). Сиротские учебные заведения для мальчиков и девочек находились в ведении Военного министерства общей армии. Впервые внимание к детям погибших военных проявила ещё императрица Мария Терезия в XVIII веке, но тогда до создания отдельного специализированного учреждения дело не дошло. Только при Франце Иосифе I в 1877 году для детей мужского пола в городе Фишау был учрежден «Приют сирот военных» (k. k. Militär-Waiseninstitute). В 1891 году он был преобразован в «Учебное заведение для сирот-сыновей офицеров» (k. u. k. Erziehungsanstalt für verwaiste Offizierssöhne). В 1898 году оно пережило очередную реорганизацию и было переведено в Хиртенберг, а на его базе в Фишау организовали низшую военную реальную школу. Главное здание учебного комплекса в Хиртенберге сохранилось до сих пор — сегодня в нем располагается… тюрьма.
Наконец в 1911 году заведение переименовали в «Институт офицерских сирот» (k. u. k. Offizierswaiseninstitut). «Институт» на 140 (по другим данным — на 120) мест просуществовал до самого распада двуединой монархии. Туда принимали воспитанников не ранее чем с шестилетнего возраста, после чего в течение четырёх лет им давали начальное среднее образование, готовя к поступлению в военные низшие реальные школы или соответствующие гражданские учебные заведения. Дети могли находиться в заведении до исполнения 14 лет.
Приютский комплекс обеспечивал учащимся ночлег, питание, а также занятия плаванием, гимнастикой и играми. В соответствии с четырёхлетней программой обучения, воспитанники делились на четыре класса. Преподавали в приюте женщины: одна старшая и четыре младшие воспитательницы, четыре учительницы и одна воспитательница детского сада. Дамам помогали военный завуч и вспомогательный персонал.
Каждый ученик получал от государства бесплатное обмундирование:
- Кепи по образцу повседневного офицерского из картонного каркаса, обтянутого черной материей, с простым чёрным кожаным козырьком. Кепи было украшено петлицей из жёлтого шёлкового шнура, накинутой на золотую пуговичку, и шёлковой чёрно-жёлтой кокардой.
- Чёрный суконный китель на костяных пуговицах и с алыми петлицами на стоячем воротнике.
- Нитяной китель серого цвета, который носили летом.
- Чёрный мягкий галстук.
- Двубортную темно-синюю шинель на чёрных костяных пуговицах (2×6) и с алыми петлицами на отложном воротнике.
- Чёрные прямые брюки.
- Чёрные туфли.
Низшие военные реальные школы
Военные власти монархии уделяли пристальное внимание еще одному виду допризывной подготовки юношества — различным военным школам. Если родители желали дать своему отпрыску военное образование или с детства приучить его к военной дисциплине, они могли отдать сына в одну из военных реальных школ, которые разделялись на низшие и высшие. Такие школы неоднократно создавались, расформировывались, реорганизовывались и меняли свое месторасположение. В военных школах дети получали то же образование, что и в гражданских гимназиях, но учёба в них сочеталась со строгой дисциплиной.
Императрица Мария Терезия называла младшие военно-учебные заведения «офицерскими яслями» (Offizierspflanzstätten). При императоре Франце Иосифе ученикам дали кличку «фасоль» (Fisole), и сами они пользовались этим прозвищем (его этимология остаётся неясной). Согласно первой реформе системы военного образования, с 1852 года было создано шесть низших и шесть высших военных воспитательных школ.
В 1900 году были обнародованы новые правила устройства военно-учебных заведений, согласно которым их разделили на три категории:
- бесплатные и частично платные государственные (Ärarialplätze), которые учреждались Военным министерством общей армии (k. u. k. Kriegsministerium) и национальными австрийским и венгерским министерствами обороны (k. k. Ministerium für Landesverteidigung / k. u. Honvédministerium);
- бесплатные и частично платные ведомственные (Stiftungsplätze) государственные (Staatsplätze), земельные (Landesplätze), таможенные (Finanzwachplätze) и частные военные школы (Privatstiftungsplätze);
- платные школы (Zahlplätze) для граждан Австрийской империи и Венгерского королевства.
Таким образом, существовало определённое количество стипендиатов (например, военные сироты, дети офицеров и военных чиновников), которые учились бесплатно или со значительной скидкой, выплачивая только половину суммы. Обучение в военных школах, в отличие от гражданских гимназий, было частично платным. Ежегодная оплата составляла 828 крон — немалая сумма для конца XIX — начала ХХ века. Считалось, что из этой суммы 800 крон тратилось на питание, 28 — на обучение, а остальные расходы на содержание ученика государство покрывало за свой счёт. Однако для того, чтобы попасть в военную школу, было недостаточно просто оплатить курс обучения — всем абитуриентам требовалось успешно сдать вступительный экзамен.
Главной задачей низшей военной реальной школы (Militärunterrealschule) было в течение четырёх лет подготовить мальчика к поступлению в высшую и/или кадетскую школу: в первую принимали в возрасте 14–16 лет, во вторую — в возрасте 14–17 лет. Чтобы абитуриент поступил в школу, его родители должны были подать заявление в Военное министерство общей армии в период, когда их детям исполнялось 11–12 лет. Одновременно дети проходили освидетельствование у врача: в школу не брали абитуриентов с психическими заболеваниями, физическое развитие должно было соответствовать возрасту, а рост не мог быть ниже 125 см.
На поступление в школу не могли повлиять ни этническое, ни региональное происхождение. Вступительный экзамен можно было сдавать на любом языке, официально принятом в монархии, но в дальнейшем учёба шла на немецком или венгерском — в зависимости от расположения школы в Австрии или Венгрии (четыре школы из шести находились на австрийских землях). Для обучения военной дисциплине и передачи базовых военных знаний в школах имелись опекуны (Aufsichtspersonen) из числа старослужащих фельдфебелей. Таких опекунов в каждом классе было двое: дневной и ночной. На приём пищи ученики ходили строем. Большое внимание уделялось строевой подготовке (без оружия) и гимнастике. Преподавателями были обер-офицеры, классным руководителем (Klassenvorstand) — гауптман (ротмистр кавалерии или артиллерии). Возглавляли школы старшие штаб-офицеры.
В 1852 году в Санкт-Пёлтене был создан филиал высшей воспитательной школы, располагавшейся в Линце (Linzer Obererziehungshauses). С 1860 года в здании размещалась Инженерная учебная рота (Genieschulkompanie), в 1866 году её место заняла школа кадетов (Kadettenschule), в 1870 году — военная коллегия (Militärkollegium) и, наконец, в 1875 году — низшая военная реальная школа. В 1886–1891 годах в ней учился будущий поэт Райнер Мария Рильке. Позднее он поступил в высшую военную реальную школу в Мариш-Вайсскирхене, но, не окончив её, отказался от карьеры военного. В 1916 году один из самых выдающихся модернистов ХХ века всё же был призван в армию и до конца войны служил в Вене в военном архиве. Здание школы не пережило Второй мировой войны: в 1945 году оно было полностью уничтожено бомбардировкой.
Низшая военная реальная школа в Фишау была создана на базе «Учебного заведения для сирот военных», которое в 1898 году переехало в Хиртенберг. Комплекс зданий в Фишау не сохранился до наших дней — сегодня на его месте находятся жилые дома и бизнес-центры.
В 1852 году в Штрассе была создана школа кадетов, которую шесть лет спустя преобразовали в высшую воспитательную школу (Obererziehungshaus). С 1874 года помещение использовалось под казарму, а в 1896 году его вернули будущим кадетам. Наконец в 1904 году здесь расположилась низшая военная реальная школа. Учебный комплекс полностью сохранился до наших дней и используется австрийской армией под названием «Казармы эрцгерцога Иоганна».
Младшая военная реальная школа в Эннсе, рассчитанная на 120 учащихся, стала последней из созданных в Австро-Венгрии — 30 августа 1908 года её открыл эрцгерцог Евгений. Сегодня этот комплекс зданий занимает Академия младших офицеров вооруженных сил Австрийской Республики.
На венгерском языке большинство наук излагалось только в двух низших школах. Согласно реформе военного образования 1852 года, одна из школ кадетов должна была размещаться в Западной Венгрии — после длительных переговоров был выбран город Кишмартон (ныне — австрийский Айзенштадт), муниципалитет которого согласился выделить 17 га земли. 26 апреля 1858 года двести учащихся торжественно заняли новые учебные корпуса. В 1873–1878 годах величественное здание было отдано под пехотную казарму, однако позже «с Высочайшего благословения» от 20 мая 1879 года было принято решение о том, что его надо реконструировать и отдать под низшую военную реальную школу на 260 мест. Трёхэтажный учебный корпус в стиле Романского Возрождения с фасадом в 143 м и двумя боковыми крыльями был окружён большим парком, игровыми площадками и учебным плацем. В здании имелся собственный бассейн. В 1908 году низшую школу решили перепрофилировать в высшую, сократив количество учащихся до 75 человек. Что же касается низшей школы, то она в следующем году переехала в Марошвашаргели (ныне — Тыргу-Муреш, Румыния).
В Кёсеге в 1856 году была создана высшая воспитательная школа, которую в 1874 году преобразовали в низшую военную реальную. Здание сохранилось до наших дней и используется детским домом. Низшие военные реальные школы Австрии и Венгрии были рассчитаны на одновременное обучение 1188 учеников.
Как и воспитанники сиротского приюта, учащиеся получали обмундирование:
- такое же кепи;
- такой же китель;
- парадный китель покроя Rock из черного сукна с алыми петлицами на черном воротнике, обшлагами и кантами вдоль борта и по низу юбки; пуговицы — гладкие, из жёлтого металла;
- шинель из чёрного сукна с алыми петлицами на воротнике;
- черный галстук с белым подворотничком;
- светло-синие прямые брюки;
- чёрные туфли.
В 1889 году во всех военно-учебных заведениях Австро-Венгрии была введена оригинальная система различия учащихся по успеваемости: на воротник парадного кителя или петлицу повседневного воротника нашивали галуны (от передней кромки воротника и приблизительно до погона). В военных и кадетских школах галун был из жёлтой шерсти: «хорошо успевающий» получал одинарный галун вдоль нижней линии пришива воротника; «очень хорошо успевающий» — двойной; «отличник» дополнительно нашивал по форменной пуговичке в дальнем конце каждого галуна.
Не только огнестрельного, но и холодного оружия ученикам низших военных реальных школ не полагалось. Поэтому они с завистью смотрели на сверстников-слушателей «Рыцарской академии Терезианум», каждому из которых с момента поступления была положена церемониальная шпага.
Морская низшая военная реальная школа, военная школа при Арсенале и частные военные школы
В 1900 году по инициативе престолонаследника, командующего ВМФ эрцгерцога Франца Фердинанда в Поле (ныне — Пула, Хорватия) была создана специальная «Военно-морская низшая реальная школа» (k. u. k. Marineunterrealschule) — аналогия обычной военной школы с военно-морской спецификой. Подразумевалось, что её выпускники в дальнейшем смогут продолжить специальное военно-морское образование в Школе морских юнг (Marinejungenschule) или Музыкальной школе юнг (Musikjungenschule), которые были расположены в этом же городе — крупном порту и одной из основных баз ВМФ двуединой монархии.
В 1854 году для детей обоих полов рабочих и служащих венского Арсенала, живших по месту работы, в здании «Объекта 19» Оружейного завода (Objekt 19 Gewehrfabrik) открыли начальную двухгодичную школу (Trivialschule). В 1855 году она была переведена на «Объект 5», а в 1861 году — реорганизована в четырёхлетнюю старшую школу (Normalhauptschule) и переведена на «Объект 9». В 1869 году приказом Военного министерства общей армии школу превратили в трёхклассную частную народную (Privat-Volksschule), а в 1873 году — в двухклассную. Наконец в 1887 году она была возвращена государству и переименована в Военную народную школу (k. u. k. Militärvolksschule) — преподавать в ней остались гражданские педагоги, а их помощниками стали солдаты. Также известно, что по состоянию на 1900 год в Вене работали две частные военные школы.
Боснийско-герцеговинский Военный пансионат
В «Оккупированном округе Босния и Герцеговина» (Okkupationsgebietes Bosnia und Herzegowina) в 1879 году по инициативе фельдцойгмейстера герцога Вильгельма Вюртембергского был создан собственный «Пансионат для мальчиков» (k. u. k. Knabenpansionat). Австро-венгерская администрация хотела не только готовить к поступлению в высшие и кадетские школы сыновей офицеров и чиновников XV и XVI военных корпусов, но и привлечь к военной службе внимание местного среднего класса. Пансионат располагался в Сараево в двух зданиях, арендованных государством, — планам построить собственный корпус так и не суждено было сбыться.
С 1879 по 1908 год пансионат подготовил 186 будущих офицеров и 12 кадетов, из которых 46 человек были местными жителями. Всего за период существования пансионата (1879–1915 годы) обучение в его стенах прошли 1025 воспитанников. Из них 364 были местными жителями, многие происходили из мусульманских семей. В 1913/1914 учебном году в пансионате обучалось 96 мальчиков, из которых 60 были римо-католиками, 18 — православными, 10 — мусульманами, 5 — протестантами, 2 — иудеями, 1 — греко-католиком. Преподавательский состав насчитывал 13 гражданских учителей и 5 священнослужителей. Во время 1914/1915 учебного года пансионат был закрыт по мобилизационному предписанию, учащихся распределили по другим военным школам Австро-Венгрии.
Первоначально обучение в пансионате проходило в течение восьми лет, что соответствовало полному курсу гражданской гимназии. В 1885 году пансионат претерпел реорганизацию и превратился в четырёхлетнюю низшую военную реальную школу.
Особенностью обмундирования учеников было то, что каждый из них носил тёмно-синий двубортный парадный китель с алыми погонами и плечевыми валиками, который застёгивался на гладкие пуговицы из жёлтого металла (2×6). Кроме того, серо-голубые брюки были украшены по внешним швам алыми кантами и лампасами. Вместо кепи учащиеся носили красные фески с чёрными кистями.
Вполне очевидно, что в военных пансионатах и низших военных реальных школах Австро-Венгрии мальчикам и юношам не столько давали специфическое образование, необходимое военным, сколько приучали их к дисциплине. Впрочем, обучение в таких заведениях являлось хотя и не обязательной, но немаловажной ступенькой к построению будущей офицерской карьеры.
Источники и литература:
- ah.milua.org.
- Австро-Венгрiя. Военная энциклопедiя. — М.: Изд-во Тов-ва И. Д. Сытина, 1914. — Т. 1. — С. 55–78.
- Адаменко Д. Императорский и королевский военный мундир: 1914 г. — Киев, 2011. — С. 109–112.
- Вооруженныя Силы Австро-Венгрiи. Часть 1. Организацiя, мобилизацiя и составъ вооруженныхъ силъ. (По даннымъ к 1 января 1912 года.). — СПБ: Главное Управленiе Генерального Штаба, 1912. — С. 166–181.
- Das K. u. K. Heer 1895: Eine bildserie von Oskar Brüch, kommentiert von Günter Dirrheimer. – Graz; Stuttgart: Stocker, 1997. — S. 69–70, B. 20.
- Die Oesterreich.-Ungarische Armee – Leipzig: Verlag von Moritz Ruhl, 1890. — S. 10, 15
- Hinterstoisser H., Schmidl E., Neumayer C., Wohnout H. The Emperor’s Bosniaks: The Bosnian-Herzegovinian Troops in the k. u. k. Army. — Wien: Verlag Militaria, 2008. — P. 45–47.
- Janaczek G. Tüchtige Officirs und rechtschaffene Männer: Eine historische Bilderreise zu den Militär-Erziehungs- und Bildungsanstalten der k.(u.)k. Monarchie. — [Б. м.]: Vitalis, 2007. — 140 s.
Комментарии к данной статье отключены.